Перейти к основному содержанию

02:53 23.05.2019

29.11.2014. Протоиерей Дмитрий Смирнов. Прямой эфир на Радио «Радонеж».

17.12.2014 10:13:26

У МИКРОФОНА ПРОТОИЕРЕЙ  ДИМИТРИЙ СМИРНОВ И ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР БЕРЕЗОВСКИЙ

Добрый вечер, дорогие слушатели!

 - Отец Димитрий, что такое счастье с христианской точки зрения, существует ли оно на земле?

 - Счастье – это термин не евангельский, поэтому мы не можем  его рассматривать в этом контексте.  Счастьем называется такое состояние человеческой души, когда он радостен и доволен своим бытием. По-моему, человек испытывает периоды счастья, например, в то время, когда ладится его работа, которую он любит. Для большинства работа – это каторга, а счастье – это отпуск. Но и в отпуске бывает, что не все радует: то виски паленое, то слишком жарко, то слишком дождливо. А потом, бывает, что у человека определенное  устроение, когда ему все не так. Но в большей степени, мне кажется, человеческое счастье зависит от того, как он устроил свою семейную жизнь. На свадьбах обычно желают счастья – это замечательно, но мало кто говорит, что это счастье нужно выстраивать: котлован, фундамент, стены, утепление, крыша, отопительные приборы, обстановка. Очень важна обстановка, в которой человек живет: если он сейчас живет на востоке Украины, то он не может быть счастлив, это нереально, даже если у него идеальная семья. Такое земное счастье достигается через семейное устроение. С нашей точки зрения, устроение, конечно, должно быть христианское, чтобы и брак был христианский, который затевается не просто как сожительство и накопление, а как строительство домашней церкви, для того, чтобы рождающиеся в этой семье дети вырастали христианами, по-христиански относились к родителям, родители по-христиански к детям, всё было наполнено любовью. Это и есть христианская духовная жизнь. И, конечно, это отражается на земном благополучии. Это не значит, что внешне оно будет ничем несмущаемо. Т.е. болезни детские будут? Непослушание детей будет? – Будет. Трудности у детей в школе от коллектива будут? – Всенепременно! Трудности от учителей будут? – Обязательно! И трудности во дворе с другими детьми, другими семьями будут? – Будут. Несчастные случаи будут? – Обязательно, никуда от них не денешься. Если ребенка постоянно от них уберегать, то жизнь ребенка превратиться в ад – уж лучше время от времени чем-то облиться, что-нибудь порезать, но, по крайней мере, всё остальное время он может свободно развиваться. Это всё обязательно будет: войны, нападения, болезни, внезапные смерти близких людей, поэтому в идеале человек в семье не достигает блаженства, но зато можно жить, и выживать, и чувствовать, что ты с Богом.

 - Можно сказать, что земное счастье наступает периодами у человека, когда все благополучно?

 - Да, для поддержки, это такое Божие благословение. Но те люди, которые заточены только на то, чтобы всё было благополучно,   когда что-то случается -  расстраиваются. Например, сейчас мы слышали в житии преподобного  Никона, что обитель разорили, и монахи разошлись, и это воспринималось как несчастье. Но игумен не смутился, наоборот, это событие послужило великому делу. Вот если человек понимает, что всё промыслом Божиим, Господь знает, что попускать человеку, что не попускать и когда, то тогда все это можно благодушно перенести. От того, как мы переносим наши скорби, тоже зависит счастье. Поэтому мы от земного счастья переходим к внутреннему устроению: если человек правильно, по-христиански устроен, тогда он и счастлив. И если он хочет градус этого счастья повышать, то только таким образом.

- Добрый вечер! Скажите, кто совершил чудо, описанное в Новом Завете, которое произошло во время беседы Анании и Сапфиры с апостолами, когда обсуждался вопрос об их вкладе, и они упали мертвыми? И в связи с этим второй вопрос: какова судьба коммуны, которую пытались создать апостолы? Была ли она создана, и чем всё это закончилось?

 - Цель создания коммуны не преследовалась. Это общежитие было как побочный продукт. Так получалось, потому что люди хотели быть вместе, чтобы проводить как можно больше времени в молитве, в евхаристии, потому что Христос сказал: «Где двое или трое соберется во Имя Мое, там Я буду среди них». Желая общения со Христом, они собирались вместе и возникало то, что вы назвали коммуной. А в более поздние времена коммуны возникали на неких принципах, но эти принципы, кроме принципов страха, того, что именуется железной дисциплиной – их можно утвердить  за счет репрессивных мер. А исторически – это же было внутри Церкви Иерусалимской, т.е. практически вся Церковь была уничтожена Римским государством,  и очень часто по наущению иудеев, которые боролись с христианами, как со зловредной сектой, разрушающей их устои.

Теперь к первому вопросу – кто? Вопрос странный, потому что все чудеса, без исключения, совершаются только Господом Богом. Поэтому «кто»? Это Господь благодатью Своей совершает чудеса. Он же – Господь, является  Распорядителем жизни и смерти, поэтому очень многие люди часто приходят в храм и сетуют на то, что они недостаточно оказывали попечение своим родным, и в результате наступила преждевременная смерть. Преждевременной смерти не бывает, потому что жизнью и смертью всегда распоряжается сам Господь. Господь рассудил, чтобы душу забрать у этих двух людей -  значит,  так тому и быть. Потому что даже человек, убивающий другого, думает, что это он сам делает, а на самом деле это попускается Богом. Если Богу неугодно, то, как в случае с воскрешением сына наинской вдовы, Господь берет его и возвращает жизнь юноше.

- Батюшка, в чем заключается служение в браке мужа жене и жены мужу?

 - В общем, это служение любви. Т.е. проблемы у мужа и жены, у детей с родителями, у бабушек с внуками, только когда в человеке недостаточно развито его христианское чувство, он недостаточно опытен как христианин. И нехватка любви. Если представить себе, что душа - это некий сосуд, и как только любовь уменьшается, то взамен на ее место приходят всякие беснования: гордость, которая не дает жить не только самому этому человеку, исполненному гордостью, но и всем остальным. Он все время лезет, учит, во все вмешивается, создает атмосферу брюзжания, и т.д. А потом еще удивляется, почему его не любят. Но ты же сам разрушаешь эту любовь вокруг, а должно быть наоборот: муж и жена должны соревноваться в любви, кто больше любит: муж жену или жена мужа. И гармония достигается, когда всё равноценно – чаша весов немножко колеблется, конечно, есть некая амплитуда, но так как наперегонки… Вот я знаю одну семью, от этой семьи уже остался один человек, они спорили, кто будет ухаживать за больным стариком-отцом, чуть не в драку. И кстати, победила одна дочь, которая сейчас еще жива, она отбила у остальных детей себе право ухаживать за стариком-отцом.

- Обычно ситуация обратная: каждый пытается перекинуть на другого.

 - В том-то и дело. Сказано: «Чти отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле». Вот ей самой уже под 90 лет, вот уж «божий одуванчик», а в храм приходит – любо-дорого посмотреть.

- В чем должен упражняться молодой человек, готовящийся к созданию семьи?

 - Он должен упражняться во всем том, что в семье полагается. При условии, если родители – христиане, нужно стараться принять доброе, здравое учение своего отца, Церкви, проявить и послушание, и усердие, и небоязнь домашнего хозяйства. И, конечно, нормальная семья – это все-таки не однодетная семья. Поэтому, конечно, главное для детей – пройти «школу старшего брата», быть помощником отца в воспитании своих младших братьев и сестер: следить за дисциплиной, учить их мыть посуду, убирать дом, ходить по магазинам, выбрасывать мусор, гладить, готовить еду. Он должен все это уметь, потому что, во-первых, мама, которая из невесты быстро превратится в жену, а потом в мать, он должен ей во всем этом помогать. И конечно это большое подспорье.  Он должен это всё уметь делать быстро, качественно.  Служения в семье полно, это же целый организм или завод, там всё бурлит на протяжении нескольких лет, от свадьбы лет до пятнадцати, по крайней мере, когда уже старшие дети становятся взрослыми. Дети должны учиться хорошо, чтобы родители даже не заглядывали в эти дневники. Только когда мамочка приходит на родительское собрание – ей говорят, что самые лучшие у нас Ивановы, никаких забот, ни хлопот, всегда все знают, уроки все выучены, носы все вытерты, одежда чистая, всё отглажено. Никаких шкод в отношении учителей, никаких драк до крови со сверстниками, терпеливы, воспитаны, умелы, спортивны и держатся все вместе, не дают в обиду младших братьев и сестер.

Дружба между детьми в семье –это главнейшая вещь. Учиться любви человек начинает с семьи: он ее  оберегает, защищает, кормит. Строительство семьи – вещь довольно сложная, и лучше, когда человек учится этому всю жизнь, начиная с 3х лет.

- В Евангелии от Матфея [11:28] написано: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». А в Евангелии от Иоанна [6:44]: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». Как это так? Нет ли здесь противоречия?

 - Из тех людей, которые 2000 лет читают Евангелие, ни вы, ни я  не являются самыми умными, поэтому, если бы здесь было противоречие, то на него давно было бы указано. И уже с тех пор, как кто-то указал, Евангелие уже никто бы не читал. Поэтому ответ такой – нет противоречия!

 - Я не имею любви к людям – ни к кому! Могу обидеть родителей, своего жениха, причиняю им своими словами боль, я очень избалованная, эгоистичная, привыкла, что все мне прислуживают, но я бы так хотела приобрести любовь, чтобы окружающим дарить тепло. Как научиться любить? Подскажите.

 - Во-первых, нужно отговорить жениха на Вас жениться, потому что этот проект обречен. Во-вторых, нужно после этого записаться в сестричество сестер милосердия и начать ухаживать за больными, начиная с тех, к которым никто из родственников не ходит, и служить им как родным. Потом запретить себе капризничать, сквернословить, запретить за собой ухаживать, всё делать по дому самой. И когда это будет в радость, и будет радость от того, что доставляешь радость другим домочадцам - вот тогда вы уже готовы к семейной жизни. И тогда позвонить жениху, и если он не женился еще, то сказать, что я уже дозрела, научилась любить. Потому что любить – это значит иметь готовность послужить. Христос пришел не судить нас, а пришел нам послужить. И христианин – это тот, и вообще Церковь существует для того, чтобы миру послужить. Мир все время обвиняет Церковь, а Церковь упорно выполняет свою функцию – служит миру. Начиная с того, что украшает города своими замечательными храмами, развивает всякие искусства, т.е. облагораживает людей красотой богослужения, красотой иконописи, красотой ювелирного дела, красотой планировки городов, всем. Вот я недавно был в Риме – идешь по городу, и вся душа вибрирует от пропорций зданий и улиц.  Подобное можно испытать только в нашем Санкт-Петербурге, это высокое душевное переживание от красоты, которая всю душу заставляет возвышаться к небу. Церковь учит добру постоянно.   Ну, а что взамен от мира? В одном месте земного шара христиан режут, в другом запрещают, расстреливают духовенство, храмы ломают, все время какие-то препятствия: Церковь затевает какое-то дело – только одно мучение, хоть с детским домом, хоть с сестричеством, любое дело, даже в Москве 32 храма, которые до сих пор не отдаются. Но не ты строил, а Церковь строила, отдай Церкви -  нет, до последнего дерутся, сражаются, и т.д. Христос пришел служить – Его убили, это нормальная реакция бесноватого мира. Вот поэтому ничего с этим не сделаешь.

 - Т.е. хочешь научиться настоящей христианской любви – научись служить ближним?

 - Да, потому что кто-то из мудрых людей сказал, что христианство – это путь по такой галерее, состоящей из множества дверей, и каждый встречающийся человек – это дверь: либо она закрыта перед тобой, либо ты ее откроешь. А открывается только ключом любви, а там, в конце – Господь. Т.е. окажешь любовь или нет. Не надо только путать с чувствами, потому что человек, особенно женский пол, думают, что любовь – это обязательно какие-то чувства до обморока, а на самом деле это не любовь, а влюбленность, и речь идет, в основном, о самом себе. А любовь – это всегда служение: помочь, облегчить, исцелить. Сейчас в Москве много лозунгов висит: «Если человек болен – это не значит, что ему нельзя помочь». У нас такая странная страна, где, например, при ежегодном увеличении раковых заболеваний, общее количество средств, потраченных на обезболивание, уменьшается. Т.е. люди страдают от боли, а им садистски не выписывают обезболивающее, экономят. Какая цель – непонятно.

-Экономия денежных средств?

- Ну хорошо, представь себе:  мороз, чтобы натопить дом, нужно 3,8 кубометра дров, а ты из экономии 0,1 кубометр потратишь. Будет же холодно!

- Если не свой дом, то - экономия. Свой дом протопят нормально.

- Ну вот. Но есть такие вещи, например, пряники можно купить не за 200р, а за 160 – сэкономил 40 рублей, это не так важно. Но есть вещи, на которых экономить нельзя: например,  на инсулине.

Если хочешь научиться терпению, можно пойти помогать в многодетную семью. Ты же собираешься замуж, ты – будущая мать, сходи – потренируйся годика два.

- Работал на православном приходе инженером-строителем за 20 000 рублей, перешел главным инженером в еврейскую фирму с окладом 150 000 рублей. Православные друзья считают меня предателем. Согрешил ли я этим переходом?

 - Не знаю.  Предательство – это когда одного человека передают другому. Классический образ: Иуда передал Христа тем людям, которые пришли Его арестовывать, чтобы потом убить. А здесь ничего такого не произошло, человек зарабатывает деньги.

 - Т.е. неважно даже, на кого он работает?

 - Если бы он пошел работать в публичный дом смотрителем, то это, конечно, нельзя бы было поощрять. А так… Конечно, для христианина предпочтительно трудиться для своей Церкви, чем для другой, но тут нет предательства, нет преступления.

- Владею секретами, как починить любой радиоаппарат без схем, но не хочу брать учеников для передачи знаний, берегу секреты, грех ли это?

 - Тут важна мотивация: ну бережет, а какая цель-то?

 -   Видно, что опять же ради заработка…

  -  Убрать конкурентов? Бред.  Ведь мы оцениваем не поступок, а мотивацию.

 - Один человек пришел ко мне и говорит: «Я уже давно работаю на фирме и у меня много мелких изобретений, а люди все время пытаются у меня их стащить, и я очень злюсь на них».

 - Зачем же злиться? Это же обычная вещь: государство даже содержит специальные службы по техническому шпионажу, за это получают ордена и звания. А вообще люди вороваты, конечно, ничего в этом хорошего нет. Поэтому что тут злиться? Мы же ставим на машины сигнализации, потому что есть люди, которые воруют и машины, и из машины.  Что удивительного? Вот если жизнь прожил, и ни разу у тебя ничего не разбили или не украли – вот это удивительно. Что тут злиться? Это все равно, что злиться на волка, который съел твою овцу, на то и щука, чтобы карась не дремал. Мы же живем в мире, в котором даже Спасителя убили, что же мы тут ожидаем?

 - Ожидаем честности, справедливости

 - По-моему, это глупость. А надо быть мудрыми как змеи, рот не надо разевать, это совсем не по-христиански.

- Удобно ли сделать замечание священнику, донести до него какое-то свое разочарование в нем? Допустим, он при тебе был раздражителен, становится больно за него : ты его уважаешь, но видишь, что он в глазах паствы теряет авторитет. Удобно это? По-христиански это будет или нет?

 - Удобно или нет вам будет – я не знаю, но то, что это бесконечная глупость, я точно могу сказать. Учить можно учителю своих учеников, маме своих деток и то - до определенного возраста. А учить взрослого человека, да при исполнении… Идеальных священников нет, они все уже давно на небе. Если вы сами достигли идеального устроения, духа кротости (потому что обличать можно только в духе кротости), то тогда может и можно. Я таким не являюсь, поэтому я и советовать не могу.

- Почему христианские мученики принимали смерть не только со смирением, но с радостью и благодарностью?

- Потому что это есть проявление любви ко Христу и уподобление Ему.

 - Т.е. они радовались, что могут пройти тем же путем?

 - Они радовались еще тому, что Господь их избрал на это, счел их достаточно зрелыми для исповедничества. Раз Господь тебя призвал, значит, Он считает, что в тебе есть такая духовная возможность. Если нет, то Он для тебя избрал бы другую кончину. Поэтому они радовались избранничеству. И благодарили за него.

- Сейчас люди обратного желают…

 - Потому что они далеки от христианства.

 - Т.е. у них неверное понимание христианства?

 - Не только понимание, а даже ощущение. «В вас должны быть те же чувствования, как и во Христе Иисусе», - пишет апостол Павел в Послании к Филиппийцам [2:5], а у нас другие чувства – противоположные. Поэтому как бывают мнимые числа, мнимые пейзажи – миражи, так и христианство может быть вполне мнимым.  

 - Говоря: «О,  род неверный и развращенный, доколе буду терпеть вас», к кому обращается Господь?

 - К падшим ангелам.

 - Т.е. не к людям, которые проявили неверие?

 - Нет. Это к тем, кто вселился в человека  и мучает его.

 - По какому признаку выбирают духовника?

 - По анкетным данным: дата рождения, рост, вес, вес в обществе, цвет рясы, покрой, прическа, степень употребления алкоголя.

- Как совместить при воспитании детей стремление к взращиванию своего огорода и боязнь изоляции детей от их сверстников?

 - Это зависит от степени поражения духовными болезнями этих сверстников – «с преподобным преподобным будешь, со строптивыми развратишися». Детей надо изолировать от многих сверстников, ибо паршивая овца может испортить все стадо. Должна быть строгая изоляция. Взращивание своих детей должно быть под полным контролем родителей.  

 - А если нет выбора? Если сверстники поражены кто пороками, кто компьютерными играми, тогда дети вообще остаются без общения?

 - Если двадцать детей в семье – это не проблема. Два – это несерьезно, это мы даже не рассматриваем.

- Как вымолить прощение у Бога?

 - Вымолить – это не евангельский термин, потому что сказано, что надо «непрестанно молиться» о прощении, о покаянии, даже молиться  о той же самой молитве.

 - Почему женщины рожают детей в муках? И является ли грехом сделать кесарево сечение без показаний?

 - Всякое членовредительство является грехом.  Потому что тело человека – это сосуд благодати Божией. Поэтому когда есть реальная угроза жизни, но только реальная, а не потому, что страховка за кесарево сечение больше, и поэтому врачи делают эту операцию, поэтому как сказал один врач-акушер у нас в Москве только 8% физиологических родов. Т.е. у 92% женщин обязательно какое-то вмешательство в родовой процесс, что есть, конечно, нарушение того механизма, который дал нам Господь. Всякая стимуляция родов, когда воды отходят преждевременно, или очень быстрые роды,  не очень хорошо для ребенка.  Врачи, прежде всего, думают о себе. Как говорила мне одна замечательная врач: «Медицинская карта пишется для прокурора», т.е. главная цель -  написать так, чтобы к тебе не придрались. Такой подход, конечно, неправилен. Это разрушает доверие. И нет ничего удивительного, что самое главное - доверие- между врачом и пациентом разрушено. Даже сама идея вредоносна  – нет показаний к кесареву, а его делают!

 - Чтобы избежать мук, все-таки в муках рожает женщина.

 - Это благословение Божие, это же совершенно необходимо, чтобы мать любила свое дитя. То, что легко достается -  мало ценится.

- А что означает «вера с горчичное зерно»?  Господь сказал своим ученикам: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажите горе сей: «поднимись и ввергнись в море» и исполнится.  Кто такую веру имеет сейчас и как это понять: буквально или как?

 - Буквально я советую понимать только такие слова: «если глаз твой соблазняет тебя – вырви его, если тебя правая рука соблазняет – отсеки ее». А «горчичное зерно» - это художественный образ, который употребляет Господь, ибо на Востоке у людей такое мышление, они были готовы к таким  формам, потому что горчичное зерно – самое маленькое. Господь говорил, что от человека требуется веры совсем чуть-чуть, ну, а как сказать «чуть-чуть»? Он и избрал такой образ – взял самое маленькое зерно – горчичное, и говорит: «вот столько нужно веры, чтобы двигать горами». Почему? Потому что за человека все делает Господь, а не человек.

 - Т.е. в людях и даже с горчичное зерно не обретается веры?

  -  Во всяком случае, мы этого постоянно касаемся: люди настолько не хотят быть христианами, что сами незаметно для себя желают совсем другого. Попробуй подойти к человеку и скажи: «Царство тебе Небесное». Он перепугается насмерть. Если раньше христиане шли на смерть с радостью и благодарили Бога, то теперешние христиане по какому-то заблуждению или неправильному учению именуют себя христианами, они всячески хотят от этого ускользнуть, даже от естественной смерти, от боли. Бог страдал на кресте больше всех людей, а им это не надо. Но Бог-то – Христос, и какой же ты христианин, если ты не хочешь страдать?

 - Об этом не помнится, что Бог страдал на кресте…

 - Для этого у нас возник такой обычай – на груди носить крест . Храм некогда был самым большим сооружением в селе, в городе, на нем наверху крест, чтобы отовсюду был виден. Строили города так, чтобы храм было видно, чтобы он не загораживался ничем, ни одним домом. Крест напоминает, в чем смысл спасения бытия, а человек не хочет страдать, значит, не хочешь спасения -  тогда не обижайся, когда придет твой последний час.

 - Хочется безболезненно

 - Надо делать не то, что хочется, а то, что Бог велит. Если делать то, что хочется – не туда зайдешь.

- Как побороть в себе зло и не распространять его на других?

- Сам вопрос некорректный, потому что побороть можно какую-то простую вещь: например, пряник передо мной лежит, хочется его съесть, но воздержусь, чтобы не чавкать в эфире, это не очень прилично. Это можно преодолеть, тут ничего не требуется. Но преодолеть страсть можно только благодатью Божией.  Христос – Спаситель. А то: «Как мне преодолеть?» Никак, ибо человеку это невозможно, но все возможно Богу.

 - Просил, не раз  просил, умолял помочь, но вот как-то не помогает …

 - А чтобы молиться, нужно вначале прийти в состояние смирения, потом нужно покаяние, а уж потом дерзать просить. Смирение, покаяние, а потом дерзновение в молитве.

 - Но без Бога, опять же, смирения не приобретешь? Все равно нужно обращаться к Богу о помощи?

 - Нет, смирение – это от слова «мир», а человек часто молится с раздражением, с обидой, с требованием, и в самом этом вопросе неужели ты не слышишь раздражения? Что человек Богом не доволен?

 - Может быть, недоволен собой? Что столько времени он не может победить в себе эту страсть?

 - Опять «он не может победить в себе», а это прерогатива Божия. Ты можешь бороться всю жизнь - это все равно, что бороться с телеграфным столбом, попробуй положи его на лопатки, это бессмысленно.  А если как Давид на помощь Бога призвал, то можно и Голиафа победить.

-Но ведь у Давида была вера? Без нее не вышел бы против такого.

- Да, потому что бессмыслица. А он верил, что Господь ему поможет, и эта вера и дала возможность победить.

Передача окончена. Всего доброго, до свидания.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+