Перейти к основному содержанию

16:33 22.08.2019

16.11.2014. Прямой эфир. Протоиерей Олег Стеняев отвечает на вопросы слушателей Радио «Радонеж».

19.12.2014 11:06:43

У микрофона протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов

-Как стали относиться апостолы к Иерусалимскому храму после того, как завеса в нем разорвалась надвое?

 - Эта тема волнует многих православных в России, потому что им приходится ездить в Святую Землю, и они хотят выработать правильное отношение к горе Мориа. После того, как завеса в храме разорвалась надвое, и даже после вознесения Иисуса Христа на небо апостолы продолжали посещать храм и участвовали в молитвенном служении. Это видно из Евангелия от Луки (24: 52-53): «Они поклонились Ему (т.е. Вознесшемуся Христу) и возвратились в Иерусалим с великою радостью и пребывали всегда в храме, прославляя и благослословляя Бога. Аминь». Это последний стих Евангелия от Луки. Так же мы видим в книге «Деяния святых апостолов» (Деян.3,1), что  Пётр и Иоанн шли вместе в храм в 9-й час молитвы. Т.е. они ходили в храм, где в этот момент совершались молитвы третьего часа, девятого и т.д. Кстати, православное богослужение  буквально было составлено по образцу того, которое совершалось в Иерусалимском Храме. В 21 главе «Деяний» говорится о том, что когда апостол Павел после миссионерских путешествий вернулся в Иерусалим -  старейшие служители Иерусалимской Церкви потребовали от него, чтобы он пошёл в Храм и совершил обряды и ритуалы, связанные с очищением.   Чтобы те, которые говорили о нём, что он учит людей отступлению от Закона Божия, перестали это говорить (Деян 21,18-26). Я прочитаю только 26-й стих: «Когда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошёл в храм и объявил об окончании дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение». Так как у нас в эфире уже были эти вопросы, я специально звонил в Иерусалим и спрашивал, какой сейчас статус Стены плача. Братья с подворья мне ответили, что Стена плача получила статус синагоги. Поэтому мне представляется, что мы можем почитать Гору Мориа, как и апостолы продолжали это почитание.  Но ходить непосредственно к Стене плача, если она недавно получила статус Синагоги, я никому не советовал бы. Эта территория нам уже не принадлежит. Но само это место остаётся священным, и никто не может этого оспаривать. Я имею в виду сам этот холм, эту гору Мориа, потому что апостолы почитали её и после того, как завеса в Храме разорвалась, и  Христос вознёсся на небеса.

- Вопрос по Евангелию от Марка (Мк 14, 51-52): «Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним и войны схватили его, но оставив покрывало, нагой убежал от них. Вопрос: кто был этот юноша? Ведь мы видим из текста, что Христа все оставили и почему он был нагим? И самое главное: чему эти тексты могут меня научить? Парню, который задал этот вопрос всего 16 лет.

 

 -  Это очень глубокий вопрос, когда  молодой человек спрашивает: «Чему меня может научить этот текст?» У нас в Церкви много взрослых  людей с высшим богословским образованием, которые считают, что в Библии есть тексты, которые нас ничему не учат! А истинно верующие люди знают, что каждое слово в Священном Писании нас чему-то учит. Давайте теперь разберёмся, чему же учит нас это место в Евангелии. Во-первых, этот юноша не просто был завёрнут в покрывало, на нём был «талит» - длинная материя, которая одевалась через голову. В центре ее  был разрез под голову. Этот человек юный, у него есть стремление пострадать за Христа.  В  этот момент он стал от Христа удаляться, тем самым показав свою нравственную наготу. Если мы остаёмся со Христом - мы не переживём этого стыда, нравственной наготы. Христос ведь сказал: «Все вы соблазнитесь обо Мне».  В Писании сказано, что «будет поражён Пастырь, и рассеяны овцы». С другой стороны, есть объяснение, что этот юноша был не кто иной, как евангелист Марк. Откуда же мы можем это понять? Дело в том, что в других Евангелиях об этом юноше ничего не сказано. Это есть только в Евангелии от Марка. События, которые произошли в Гефсимании, описываются очень подробно. Так почему же Матфей, Лука и Иоанн ничего такого не упоминают? А дело в том, что они очень бережно относились друг ко другу. Например, если евангелист Матфей называет себя мытарем, то никто из других евангелистов его мытарем не называет. Его называют Левий Матфей, то есть священный. По преданию Марк был секретарём Петра и записывал всё с его слов, а Пётр, тоже бывший тогда в Гефсимании, не мог не рассказать о поступке Марка, но настоял, чтобы тот не называл своего имени. Каждое событие, описанное в Священном Писании,  чему-то может  нас научить! В самом Писании сказано, что «всё в нём полезно для научения в вере». Когда мы оставляем Христа, то все наши недостатки вылезают наружу, говоря нам о том, что без Бога мы немощны. Я благодарю Романа за такой хороший вопрос!

-  Батюшка, скажите, есть  ли здесь параллель с Ветхим Заветом?

 - Да есть. Это Иосиф Прекрасный. Когда братья продали его в рабство в Египет, он попал в дом некого Потифара, где он понравился жене хозяина. Она буквально домогалась его. Но Иосиф был целомудренный юноша, который не бегал за блудом, а наоборот бегал от блуда. И однажды, когда никого не было дома, она схватила его за одежду и сказала: ложись со мной или беги от меня голым. Иосиф так и сделал. Он вырвался от этой женщины и побежал голым по улице. Конечно, она сразу стала кричать, что он хотел изнасиловать её. И выглядело это очень достоверно. Иосиф бежит голый по улице, а ему в след женщина кричит, что он хотел ею овладеть. Его за это могли посадить в тюрьму. В этом мы должны узреть урок, что надо бегать не за блудом, а от блуда! А случай с Марком учит нас тому, что если мы будем бегать от Христа, то сразу вылезают наружу все наши немощи и грехи.

 - Батюшка, мне на ум приходят такие же параллели, когда вы рассказывали про дни рождения, которые описываются в Священном  Писании. Таких случаев всего несколько. 

 - Да, таких случаев два, когда праздновали именно дни рождения. Первый – когда египетский фараон  во время празднования приговорил к смерти своего хлебодара. А второй – это когда царь Ирод уже в Новом Завете приговорил к смерти Иоанна Крестителя. И Иероним Блаженный на этом основании делает заключение: «Не надо праздновать день рождения!»  В Библии эти два случая закончились очень плохо. Мы не должны праздновать свои дни рождения, потому, что мы не знаем, чем закончится наша жизнь! Ведь про Иова Многострадального известно, что он проклинал день своего рождения. У православных христиан принято праздновать день Ангела – это имя святого, которого мы носим. Мы отмечаем Рождество Христово, Рождество Божьей Матери, Рождество Иоанна Крестителя. Для нас  это духовные ориентиры, без которых мы не можем существовать. Христос -  это Тот, о Ком Апостол Пётр пишет: Он оставил пример, чтобы мы шли по стопам Его. Дева Мария – это образец религиозности. Её религиозность, совмещённая со смирением, поставили её выше ангелов, архангелов, херувимов и серафимов. А Иоанн Креститель – пример бескомпромиссного служения Богу. Ведь, обличая царя Ирода, Иоанн Креститель хотел не разоблачить его, а привести  к покаянию.

- Я хочу отрастить бороду на зимний сезон и посмотреть, как это будет выглядеть, а моя мать против. Как мне поступить?

 - Я думаю, что мир с матерью важнее, чем борода. Но вашей матери я бы посоветовал не препятствовать вам отращивать бороду, потому что борода – это мужской образ человека. И как о женщинах говорят «опростоволосилась», когда она без платка ходит, так и к бородатым мужчинам относились с почтением, а  к безбородым - с подозрением.

 - Да, батюшка, у меня тоже возникали разногласия с моей мамой по поводу бороды. Да и у моих знакомых и друзей с их мамами и с женами тоже возникают. Возможно, я ошибаюсь, но на Стоглавом Соборе был пункт, что брадобритие – это чуть ли не ересь.

- Нет никаких древних канонов по поводу бороды. Но мы видим в Ветхом Завете, когда посольство от иудейского правителя пришло к язычникам -   они решили опозорить этих людей, состригли у них бороды. И когда эти люди в посрамлённом виде вернулись назад  - им сказали: « Спрячьтесь, чтобы никто не видел вас». Затем их держали в закрытом помещении, пока у них не отросли бороды. Но мы не имеем никаких канонов, чтобы отращивать бороду. Даже в Церковной иконографии мы можем встретить святых с очень короткими бородами, а иногда вообще без бороды.  Особенно в Римский период. Если взять римские катакомбы, там и Христос изображается без бороды. Это вопрос традиции. Античный Рим вообще не очень- то ценил бороды. Было два решения: бородатый священник хочет уподобиться Христу, а безбородый  - скромнее, хотя бы ангелу уподобиться. Потому, что ангелы были с детскими лицами, потому, что еврейское слово «куруф», а у нас серафим, означает – «как дети».

 - Когда мне говорят: «тебе неплохо с бородой», я вспоминаю поговорку:

«По бороде - Авраам, а по делам - Хам».

 - Да! Если мы будем зацикливаться только на внешних моментах – это будет неправильно. Конечно, если, например, в Древней Руси появился человек без бороды – это было бесстыдство! Но в тоже время Василий III - отец Иоанна Грозного   брил бороду! Но он был очень мужественным человеком. Достаточно прочитать повесть о его смерти.

 

 - Меня зовут Сергей Павлович из Москвы. Я решил вернуться к вопросу по книге Левит, о которой Вы говорили одной женщине, что Господь допустил приносить в жертву животных, чтобы заменить этим свой грех. Всё верно, но я хочу дополнить, ссылаясь на книгу про святителя Иосифа Волоцкого, где он пишет: пока израильтяне жили в Египте, они научились от египтян приносить жертвы идолам и бесам. Когда же Бог захотел их освободить от египетского рабства, они уже привыкли приносить жертву идолам, поэтому Бог попустил им за их эту слабость. Это была жертва немощи. Господь готовил ветхозаветных праведников и грешников к другому -  «жертва Богу Дух сокрушен».

 - Если говорить о жертвоприношениях, они связаны не только с евреями после их исхода из Египта. Первое жертвоприношение, описанное в  Библии – это жервоприношение праведного Авеля и нечестивого Каина, но есть указание, что жервоприношение было принесено ранее. Помните, в Библии говорится, что Бог сделал Адаму и Еве кожаные одежды, а кожа взята была от убитых животных?  Некоторые отцы высказывают мысль, что Бог научил людей совершать жертвоприношение, а вот из кожи, которая осталась от этих жертв, были сделаны одежды. Чтобы люди не забывали, что нужно приносить жертву Богу. Ведь ношение креста на себе – это тоже свидетельство о жертве, которую принёс Сын Божий за наши грехи. В апостольском послании (Евр 10, 1)  сказано: « Закон имеет тень будущих благ, а не сам образ вещей одними и теми же жертвами, каждый год приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними, иначе бы перестали приносить их. Потому, что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания греха, но жертвами, каждегодно напоминающими о грехах, ибо не возможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грех. По сему Христос приходя в мир говорит: «Жертвоприношение Ты не восхотел, но тело уготовал Мне!» То- есть все эти жертвы, приносимые со времён Адама и Евы, символизировали жертву Христову – ту самую совершенную жертву, которая одна совершила всеобщее освящение так, что после этого уже никакие жертвы стали не нужны. А то, что ветхозаветные люди приносили жертвы довольно часто – уже свидетельствует о том, что они понимали, что однократное принесение жертвы само по себе ничего не меняет, они старались приносить всё больше и больше, но проблема греха таким образом не решалась.

Вопрос  с посещением разных мест на Святой Земле  остается все равно открытым, потому что меня никто не заставит не пойти на Гору Вознесения, хотя она находится в ведении мусульман -  все равно пойду туда, она у них имеет статус мечети, они там намазы совершают, они тоже верят в вознесение Иисуса. Но для меня это особое место. Я думаю, что если мы хотим почтить гору Мориа, куда ходили апостолы и молились, необязательно стоять у Стены плача, которая получила статус  синагоги. Ты можешь с любой стороны подойти к этому чтимому месту, а лучше подняться наверх, иногда мусульмане пропускают, но последнее время стараются только своих.

 Этот вопрос о святынях мы закрываем, потому что бессмысленно говорить, если позиции высказаны.

 - Жена – православная, очень любила мужа, муж умер, его кремировали. Она хочет, чтобы их души встретились на небе. Как ей быть? Кремироваться или  нормально похорониться по-православному?

 - Ей не надо кремироваться, потому что даже если тело похоронено в землю, оно тоже не сохраняется в земле, оно разлагается и иногда даже, когда вскрывают древние гробницы – там ничего не находят. Или тело сожгли, например, непреднамеренно – во время пожара. Что же теперь, этот человек не воскреснет? И даже в Писании есть такие тексты, в которых сказано:

« Роса, отдай мертвецов». Если в росе есть частички от этих мертвых тел, она должна будет их вернуть в день воскресения. Древние отцы учили, что воскрешение человеческого тела будет совершаться на основе частиц тела, которые неистребимы. Они верили и мы до сих пор в это верим, что именно какие-то фрагменты нашего тела все равно сохранятся, даже если 3000-5000 лет пройдет – все равно что-то сохраняется. И Бог силен воскресить людей, дав им новые преображенные тела. Но надо понять: конечно, кремация человеку, которого кремировали, никакого вреда не нанесет в любом случае. Но здесь вред для людей, которые кремируют своих близких,  очевиден. Потому что если это тело было крещено, если это тело причащалось, если это тело было миропомазано, то как же можно взять и сжечь это тело?! Другой вопрос – люди могли ничего этого не знать, они очень бедные и исходили не из религиозной целесообразности, а из-за того, что это дешевле. Конечно, тогда их вина  меньше. , но коль люди начинают разбираться в таких вещах, не надо кремироваться, чтобы на том свете встретиться с кремированным мужем. Надо, чтобы похоронила как положено – в землю, а встреча неизбежно состоится, потому что от любви к Богу и от любви друг ко другу нас ничто не может отлучить, и даже смерть.

- Можно ли поступать против воли умершего, если он завещал себя кремировать, а родственники – православные люди?

 - Если умерший был крещен – можно не считаться с его волей. Это значит, что мы проявляем уважение не только к его воле, но и к его статусу православного человека. Человек перед смертью может впадать в какую-то прострацию, он может просто не знать, что можно – что нельзя, некоторые говорят о кремации – «мы боимся, что нас черви будут поедать в земле, лучше огонь». Но на самом деле, если говорить об огне – огонь есть символ не только чего-то положительного, но и в Священном Писании есть текст, где прямо сказано, что Бог есть огнь поядающий. Но когда мы говорим о телах, находящихся в пламени, это очень напоминает адский огонь, потому что грешным именно по воскресении их тел, после Суда будет сказано: «Идите, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его». Может, не надо опережать события и кремировать усопших? Пусть они в земле полежат, пусть воскреснут -  а там Господь решит, куда их отправить: в вечный огонь или в вечное блаженство. Ведь блаженство будет не только для души, для духа, но и для тела. Как и наказание будет  в равной степени не только для души, для духа, но и для тела.

- Как-то пугают слова атеистов, которые говорят «вот помрем и будут нас черви есть», т.е. это как-то точно звучит, потому что мы знаем, что есть  червь неусыпаемый?

_- Ничего страшного в смерти нет, смерть для верующего человека, конечно, причиняет беспокойство или даже страх, может быть, но это должен быть страх Божий. Мы должны трансформировать плотской страх в страх Божий. Что значит «страх Божий»? Это когда человек помирает и понимает, что он сейчас окажется перед Богом. Если нам скажут, что через неделю нас будет принимать Патриарх в Чистом переулке, поисповедует и будет принимать решение о нас -  я думаю, что каждый будет волноваться, не только священник, но и мирянин. В момент смерти человек действительно переживает, что сейчас произойдет и мы должны страхом Божиим отгонять любой другой страх, т.е. не думать о вечном огне, о черве неусыпающем, а думать о том, что поневоле живем, поневоле умираем, поневоле придем на Суд и дадим отчет перед Богом за нашу жизнь. Человек рождается для смерти (сколько бы ни было отведено лет или часов), а умирает для жизни. Есть люди, которые живут, чтобы выжить любой ценой. А есть люди, которые всю жизнь умирают, чтобы жить вечно. Вот это, наверное, разные вещи.

 - Я опасаюсь слежки наших спецслужб, их воздействия на мой мозг. Что надо делать, чтобы прекратить это воздействие?

 - Мы, православные христиане, придерживаемся той позиции, которую сформулировал святитель Иоанн Златоуст: никто и ничто во вселенной не может повредить человеку, если он сам не повредит себе. Вот этого надо держаться. А когда люди испытывают страх перед спецслужбами, ФСБ, ЦРУ и т.д. – это оскорбляет веру в Бога. Почему? Потому что Василий Великий писал: тот, кто людей боится – тот Бога не боится, а кто Бога боится – тот никого не боится. Т.е. надо изгонять страх человеческий страхом Божиим. Если человек имеет страх к Богу, он людей уже перестает бояться. А если он имеет страх человеческий – он Бога не боится, т.е. он поставил людей выше Бога, а это уже кощунство. Почему наша жизнь должна зависеть от каких-то экспериментов, колдунов, магов и чего только не наговорят и не придумают! В Писании сказано, что без воли Отца Небесного даже волос не упадет с нашей головы: если Господь попустит нам оказаться в лапах людей, которые будут над нами делать эксперименты – это Его святая воля. Но при этом  мы помним, что если Бог попускает нам какие-то переживания, испытания – Он никогда не посылает нам испытания сверх сил, но в самом испытании посылает нам некое облегчение. Поэтому надо больше рассуждать о божественном страхе. 

Мы должны совершенно четко определиться, что этим миром управляет Бог. И бог как Вседержитель одинаково контролирует добро и зло в этом мире. Пророк Исайя 45:6-7 – здесь сказано: Дабы узнали от восхода Солнца и от Запада, что нет кроме меня. Я – Господь и нет иного, Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствие, Я – Господь делаю все это

(Ис 45,6-7)». Это сказано не  в том смысле, что Бог является источником тьмы и бедствий, а в том смысле, что Бог одинаково контролирует не только добро в этом мире, но и зло, и без Его воли ничего не может произойти в этом мире. Если Он нам попускает зло, святые отцы объясняют, то только потому, что Он может любое зло обернуть в добро для нас.

- У апостолов сказано, что муж является главой жены. Я слышал такую информацию, что если муж в браке носит бороду, то это на генетическом уровне влияет на здоровье и интеллектуальные способности детей. Слышали ли Вы что-нибудь об этом?

 - Вполне возможно. Мне кажется, что в природе нет ничего лишнего, но это не значит, что нельзя стричь ногти на руках и на ногах. Если говорить, например, о волосах на голове, то апостол Павел прямо пишет, что «мужчина, который растит волосы на голове – бесчестит голову». Почему он так пишет? Потому что в античном мире отращивали волосы только мужчины нетрадиционной сексуальной ориентации, а нормальные мужчины были коротко пострижены. Но в то же время мы знаем, что многие священники отращивают волосы, конечно, не потому что у них неправильная ориентация, у нас священники 85% - это женатые люди с большими семьями. Дело в том, что в XVIII веке появилась эта мода на длинные волосы и началась она не с церкви. Посмотрите – у старообрядцев сохраняется традиция – у них священники стригут волосы. И если мы возьмем, например, изображение Григория Паламы (человек, который делал это изображение, видел его) – у него достаточно короткая прическа. Даже было решение Вселенского Собора, что клирики должны стричься в установленном порядке, т.е. они не должны запускать волосы. А в XVIII веке появилась мода носить длинные парики, вначале миряне, а священники не хотели от них отставать и некоторые священники тоже стали надевать парики, те, которые служили при дворце, в богатых семьях. Но это как-то не привилось, хотя есть изображения даже архиереев с париками. И тогда они стали просто отращивать длинные волосы и завивать их, а через два поколения священники решили, что так и положено и стали отращивать волосы, хотя это не подтверждается ни каноническим правом Церкви, ни Священным Писанием, а это просто такой новодел, связанный с XVIII веком и париками. Я не думаю, что для нас это должно иметь какое-то глубокое значение. Другое дело - отшельники, которые жили в пустыне, дейстительно изображаются с длинными волосами, но они изображаются и нагими, потому что они жили среди диких зверей, и у них не было необходимости не только стричь волосы, но и одеваться. Поэтому во всех таких вещах должна быть какая-то соразмерность. Но действительно, как это ни странно, бородатый мужчина воспринимается более достоверно. И бородатый мужчина, воспитывающий своих детей, показывающий им пример мужественности – это то, чего не хватает особенно нашим мальчишкам, которых сюсюкают эти матери-одиночки и отцы, если и появляются, то достаточно редко и в каком-то таком странном безбородом виде. Для отца семейства, как и для священника, который является отцом прихода, мне кажется, борода не помешает.

 - Сейчас среди светской молодежи очень модно носить бороду.

 - Да, я замечаю, что даже совсем юные стараются отращивать.

 - В своей беседе Вы упомянули такие слова: «нашим миром управляет Бог», отсюда вытекает вопрос: только один мир, которым управляет Бог или возможны еще и другие? И еще один вопрос: «абсолют» и «Бог» - это омонимы или две разные вещи?

 - Мы с Вами прочитали сегодня пророка Исайю (Ис 45, 5-6 ): Я – Господь и нет Бога, кроме меня. Господь – это хозяин, вот что означает это слово, это Господин. «Я образую Свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия. Я – Господь, делаю все это». Т.е мы должны признавать власть Бога над собой. Если мы не будем придерживаться теократических принципов и допустим мысль, что Бог не управляет миром, Бог устранился от управления миром, как говорят некоторые истолкователи Библии, что «Бог сотворил мир и почил от всех дел своих, и до сих пор он почиет». Нет, Бог не устранился от управления миром, создав этот мир, Он принимает участие в существовании этого мира. И если Бог попускает зло – это делается не для того, чтобы показать, что не только Он управляет миром, а потому что Он может обернуть его в добро. А признавать, что есть два господина в этом мире –

 это все равно что признавать, что в мире есть два бога, а многобожие – это вызов принципам монотеизма и единобожия, от которых мы никогда не должны отходить. Поэтому во всех случаях мы признаем над собою власть Бога. Есть люди - мятежники, они не признают власть Бога над собой, они даже в Бога не верят, но это не значит, что они существуют сами по себе, ибо о Боге сказано, что все Им живет, движется и существует.

- Можно ли бабушку, в соответствии с ее желанием, похоронить в брюках?

 -  Если бы бабушка высказала такое желание, и от меня бы зависело, как ее похоронить, я бы одел на нее брюки вместо нижнего белья, а сверху надел бы хороший сарафан, чтобы на ней было нормальное платье, чтобы этих брюк даже видно не было.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+