12.01.2026 12:21:19
Михаил Чернушенко

В воскресный день после Рождества Христова – память Иосифа, обручника Девы Марии, царя Давида и Иакова, брата Господня. Велики эти три имени в деле спасения.
Иаков
Св. Иаков – сын Иосифа Обручника от его первой жены, и поэтому называется братом Господним. Он первый епископ Иерусалимской церкви, председатель на Апостольском соборе 51-го года. Праведник и аскет, он пользовался огромным уважением среди жителей Иерусалима. Его влияние вызывало опасения у священников ещё неразрушенного Храма, и у тех иудеев, которые отказывались признать Распятого и Воскресшего Иисуса своим Мессией, Христом. Около 62-го года Иакова схватили и сбросили с портика Храма, а затем забили камнями до смерти, несмотря на его молитву к Богу за мучителей. Ему принадлежит соборное послание. Ему также приписывается составление древнего чина литургии.
Но имя, которое он носит – это ещё и имя праотца Иакова. Этот Иаков на пути из Харрана ко встрече со своим братом Исавом (Эдомом), которого он в своё время обидел и которого очень опасался, ночью имел таинственную схватку с Богом, после которой Бог дал ему новое имя – Израиль, и после которой он стал хромать из-за повреждения сустава бедра.
Кто был Тот, с кем боролся Иаков? Это Сын Божий до Своего Воплощения, это Тот, Кому по праву принадлежит имя Его Отца – Яхве, то есть «причиняющий всё, что есть», если попытаться перевести это слово. Это Он являлся и говорил с Авраамом, Он говорил лицом к лицу с Моисеем и вёл народ через пустыню из рабства в Египте, Он был тем Четвёртым, Кого видел Навуходоносор в печи вавилонской…
О чём была борьба с Ним у Иакова? О том, чтобы схватиться за Бога и не отпускать. Возможно, боязнь встречи с Исавом добавляла упорства Иакову. Имя Израиль амбивалентно, это и «сильный с Богом», и «борющийся с Богом». Но самое главное, Израиль – это имя Церкви Божией во всех её исторических формах – 1) патриархального семейства, 2) выведенного из египетского рабства народа и 3) новозаветной вселенской Церкви Христовой.
Церковь – это Невеста Агнца. Именно ради заблудшего человечества Господь преклоняет небеса и сходит на землю. «Солнце правды, Восток свыше» именуется Он. Материальное солнце восходит, востекает, на востоке земли, идя кверху из-за черты горизонта. Солнце правды, воплощаясь от Духа и Девы Марии, нисходит к нам свыше из-за невидимого горизонта, отделяющего мир горний от мира дольнего.
Небесный Жених сходит ради Своей заблудшей невесты и не гнушается ею. «Оставит человек отца своего … и прилепится к жене своей». На Кресте Богочеловек спасает Своей смертью и воскресением падшее человечество, Он возводит его в статус Своей Невесты, и вводит Свою Невесту Церковь в брачный небесный чертог.
Но что означает первое имя Израиля – Иаков? Его часто переводят как «запинатель», но вообще-то оно было дано мальчику из-за того, что он при рождении держался ручкой за пятку своего брата Исава, родившегося первым. В основе имени лежит корень акав, от которого образованы существительное акев — «пятка» и глагол акав — «оставлять след», а также «побеждать» («запинать») и «обманывать, вводить в заблуждение».
Пятка. Пята. О чём это? Семя жены будет блюсти твою главу, а ты будешь блюсти Его пяту, – так было проречено змию некогда в раю. Блюсти, то есть выслеживать, как на войне. Пята – это уязвимое место человека. Удивительно, но эта истина проступила наружу даже в эпических сказаниях Древней Эллады. Ахилл, являющий собою образ первочеловека, Адама, имеет одно уязвимое место – пяту, куда и разится стрелой с ядом.
Но пята является точкой уязвимости всё же по другой причине. Пята – это точка опоры на земное. Мы духовно уязвимы, когда наши помыслы о земном. А после схватки с Богом Иаков-Израиль стал хромать из-за травмы в суставе бедра. Его внимание теперь при каждом шаге уже не на пятке, не на земном. Он помнил, от Кого его хромота. От Того, Кто выследит главу змия, отдав стопы Свои на пронзение, и не на земле, а будучи вознесенным на Крест.
Давид
Псалмопевец, он дал нам образец молитвы и образец покаяния после тяжкого греха. Каждый из нас призван и к богообщению, и к покаянию. Но Давид – это прежде всего царь. А к царскому делу – вести свой народ и побеждать врагов – призван далеко не каждый. И мессианский титул Иисуса Христа – Сын Давидов, Бен Давид – это об этом, о царском деле. Имя Иисус, Иешуа, означает Яхве спасает, или Яхве побеждает.
Кого же победил Давид? Он взял у иевусеев город Иерусалим. В стратегическом плане это завершение завоевания Ханаана и истребления ханаанских народов. Почему это страшное дело – истребление народов – было угодно Богу? Почему именно этих языческих народов, а не других язычников?
Дело в так называемых мерзостях ханаанских. Человеческие, в том числе детские, жертвоприношения вплоть до ритуального каннибализма и общенародное ритуальное блудодеяние лежали в основе духовного и физического самовоспроизведения ханаанских народов. В результате ритуального (то есть посвящённого местным богам-бесам) блудодеяния рождались так называемые исполины (гиганты по-гречески, гиборим по-еврейски). Речь не об их росте, а об их прямой одержимости бесами, дававшими им особые дары и силы. Именно о таких исполинах шла речь в рассказе о допотопном мире.
Прекратить эту дьявольскую традицию без истребления её носителей было почти невозможно, хотя такие примеры были. Вспомним вошедшую в родословие Христа иерихонскую блудницу Раав, носящую, вероятно, имя одного из ближневосточных божеств морской бездны.
Часть из этих ханаанских народов сохранились, и они оставались соблазном израильтянам настолько сильным, что в конце концов для исцеления от этой напасти пришлось Богу отправить остаток народа в Вавилонское пленение.
Но имя Давида, подобно имени Иисуса Навина, являло собой всё же символ победы над Ханааном и вообще над бесопоклонниками. В своей юности Давид победил Голиафа. Этот исполинский воин тоже, вероятно, был из тех, чья сила зиждилась на бесовской одержимости. Заметим, что в нашей русской истории подобная победа была одержана при начале Куликовской битвы Александром Пересветом над Челубеем, мастером боевой магии.
Давид не был первым царём. Ему предшествовал Саул, помазанный пророком Самуилом на царство. Но за что отошла благодать от Саула? Именно за то, что он несерьёзно отнёсся к необходимости истребить амаликитян и не убил взятого в плен царя амаликитянского. Убить его пришлось лично пророку Самуилу, возвестившему царю Саулу, что от него отнимается благословение.
Кто же этот Амалик, от которого пошли амаликитяне? Они известны среди прочего тем, что именно они напали на выходящих из Египта израильтян и убивали из них тех, кто отстал на дороге. Именно с ними была та битва, в продолжение которой Моисей стоял, а потом сидел с поднятыми руками, знаменуя собою Крест и его победную силу.
Амалик – внук Исава. Исав – отец идумеев, а идумеи, как и другие потомки Авраама и Лота, тоже почитали истинного Бога и были призваны Им к истреблению мерзостей ханаанских. Израилю при вхождении в Землю Обетованную запрещалось воевать с идумеями и с другими потомками Авраама и Лота, и запрещалось захватывать их земли. А что же тогда с Амаликом, ведь он же внук Исава?
Амалик рождён от сына Исава Елифаза, но не от законной жены, а от некой наложницы Фамны, сестры Лотана, сына Сеира хорреянина. А что это за имя – Лотан? Это либо иная форма имени Левиафан, либо имя родственного Левиафану существа, демона морской бездны на службе у бога моря Яма, бога первичного хаоса. В честь него и нарекли брата Фамны. Говоря попросту, хорреяне были такими же бесопоклонниками, как и другие ханаанские племена, и сын Исава согрешил с Фамной, храмовой блудницей, от чего и родился Амалик, ставший самым злым и упорным противником и Бога, и всех Бога ведающих людей.
Это рассказано для того, чтобы ясней стало, какую войну и с кем ведёт Бог, и понять, какой смысл выражается мессианским титулом Христа – Сын Давидов, Бен Давид. Иисус Христос – это Царь Израиля, побеждающий Своих врагов, бесов, и освобождающий из их плена народы земли.
Иосиф
Но Сыном Давида называть Христа стали лишь в конце Его земного поприща, да и то лишь немногие люди. Для всех Иисус с детства был Сыном Иосифа, Иешуа Бен Йосеф. Иосиф, обручник Девы Марии, был плотником. Впрочем, перевести греческое слово «тектон» можно и как «строитель», и как «художник». Когда в Евангелиях Иисус Христос именуется «тектон» и «сын тектона», то прикровенно этим указуется на то, что Он Сын Бога Отца, Творца неба и земли, и Сам тоже Творец всяческих.
Иосиф Обручник заботится о святом семействе и выполняет всё предписанное законом. Наученный во сне Святым Духом, он спасает семейство от Ирода, увозя его в Египет, а затем устраивается вместе с Девой Марией и Отроком Иисусом жить в Назарете.
Во времена ожидания Мессии были разные представления о том, чего и кого ожидать. Будет ли это одна фигура, или две, или будет некий «коллективный мессия»? Иосиф Флавий, к примеру, пришёл к мысли, что мессианское дело исполняет Римская Империя. Кстати, надо признать, что знаком мессианской, то есть христианской, эпохи и Рим Ветхий, и Второй Рим Цареград, и Третий Рим Москва, несомненно, являются.
Существовало представление и о том, что будут две мессианские фигуры: будет мессия для Израиля, Сын Давидов, и будет мессия для народов, «мессия языков». И этот мессия уже будет именоваться Сыном Иосифа, Бен Йосеф. И понятно, почему.
Вспомним историю Иосифа Прекрасного, проданного за двадцать сребреников братьями в Египет, и ставшего там вице-правителем и спасителем от голодной смерти не только своего семейства, но и всего Египта, главной державы Древнего мира. Иосиф женился на египтянке, и два его сына, Манассия и Ефрем, восприняты и благословлены престарелым Иаковом-Израилем, причём младший, Ефрем, получает благословение правой руки, как старший, и ему даётся удивительное пророческое обетование, которое в русском Синодальном переводе звучит, однако, маловыразительно: «от семени его произойдёт многочисленный народ». Но гораздо точнее перевести можно так: «в семени его полнота языков». И здесь мессианское звучание уже нельзя не расслышать.
Когда разделение Христовой церкви и раввинистического иудаизма окончательно состоялось, то этим людям, называющим себя иудеями, приходилось думать о том, кем же является Тот Распятый Сын Марии, Которого они отвергали, но Которого очевидным образом признавала Мессией, Христом, растущая среди народов мира Церковь. Толкований было и продолжает быть немало, но одним из них как раз и было представление о том, что Иисус – это Мессия языков, Бен Йосеф, а мессия Израиля ещё только ожидается в конце времён. Такого взгляда, к примеру, придерживался Маймонид.
Но нам, христианам, радостно знать, что в церкви Иисуса Христа соединены и иудеи, и эллины, что Он и Сын Давидов, и Сын Иосифов, а главное – Сын Божий, Спаситель мира. Имя Иисус, Иешуа, нареченное Иосифом с Марией, как раз и означает «Яхве спасает», или «Яхве побеждает».
Заметим, что именно колено Ефремово станет самым сильным и самым многочисленным в Северном, или Израильском, царстве, когда после Соломона оно отделится от Иудеи. В конце концов, как расплата за духовный блуд и отступление от Бога, придут ассирийцы и уничтожат это Северное царство. Население будет частично перебито, частично переселено в другие места под властью Ассирии. Там, как показали исследования сохранившихся надписей на глиняных табличках и на надгробиях, еврейские имена через два-три поколения исчезают. Ефрем, как и все десять северных колен Израиля, растворяется среди народов.
Апостол Павел уподобляет вошедшие в Христову церковь народы ветвям дикой маслины, привитой на корень маслины Божией. Но чтобы черенкам было куда привиться, прежде должен быть сделан срез на живом стволе. Отсечение десяти северных колен и стало таким срезом.
Но растворившись среди языков, эти десять колен мистически присутствуют в них, и вместе с ними входят в полноту Церкви, когда народы в свои сроки соединяются своему Спасителю, Сыну Давидову, Сыну Иосифову, Сыну Мариину, Сыну Божию.
Михаил Чернушенко, Феодосия.
28-29 декабря 2025 (10-11 января 2026).


Добавить комментарий