03.12.2025 12:03:33

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
25–26 ноября в Санкт-Петербургской Духовной Академии прошли очередные научно-богословские собеседования ПСТГУ и СПбДА, сообщает Седмица.ru со ссылкой на сайт ПСТГУ.
В это раз собеседования были посвящены:
- обсуждению формуляра проектируемой учебной Библии (в т.ч. учебного комментария как ее части);
- вопросам методологии библейских исследований (в частности, новозаветной текстологии);
- структуре курсов по введению в библеистику (с акцентом на метатеории).
В собеседовании участвовали: заведующий кафедрой библеистики Академии, кандидат богословия, доцент, протоиерей Димитрий Юревич; заведующий кафедрой библеистики богословского факультета ПСТГУ протоиерей Алексей Емельянов; кандидат богословия, доцент СПбДА Дмитрий Георгиевич Добыкин; ученый секретарь Федерального УМО по теологии, ст. преп. каф. теологии ФДО ПСТГУ Мария ВладимировнаТаланкина; ст. преподаватель кафедры библеистики СПбДА священник Евгений Тимофеев, ст. преподаватель кафедры библеистики ПСТГУ Александр Валентинович Ложкин.
Мария Владимировна Таланкина обозначила важность изложения метатеоретического аспекта в курсах по введению в библеистику с учетом мировоззренческой дистанции между агностическим и церковным подходом к библейским исследованиям.
Протоиерей Димитрий Юревич сформулировал значение текстологических взглядов профессора СПбДА Н. Н. Глубоковского в контексте дореволюционной и послевоенной отечественной библеистики.
Александр Валентинович Ложкин продемонстрировал самобытность диалогичной формы гомилий свт. Иоанна Златоуста и её значение в контексте современных подходов в лингвистике и семиотике, а также перспективность данной литературной формы для составления примечаний к тексту в рамках учебной Библии.
Дмитрий Георгиевич Добыкин представил подробное описание существующих русскоязычных Учебных Библий, сделав особый акцент на их методологических и герменевтических особенностях.
Священник Евгений Тимофеев дал оценку разным подходам к практическому применению герменевтических принципов, построенных на основании концепции безошибочности Библии, на примере речи Стефана по Деян 7.
В результате обсуждения прозвучавших выступлений участники научно-богословских собеседований высказали убеждение, что преподавание библеистики в духовной школе сегодня требует грамотной артикуляции мировоззренческой парадигмы, в рамках которой осуществляется та или иная исследовательская программа, светская или церковная. Для преодоления инерции, противопоставляющей научный и церковный подход к библейским исследованиям, необходимо не только привить студентам вкус к традиции, но и последовательно обозначить ее место в общей системе координат.
Частный пример такого рода ложной оппозиции лежит в области новозаветной текстологии, где абсолютный приоритет александрийского типа текста, имеющий в т.ч. свои мировоззренческие основы, не позволяет исследователям в должной мере оценить свидетельство византийского типа текста.
Особую роль в построении целостного подхода к библейским исследованиям играет адекватно выраженная предустановка исследователя. Сохраняя дисциплинарные границы научной объективности, исследователь должен уметь грамотно артикулировать свои мировоззренческие и исследовательские пресуппозиции.
В связи с вышеизложенным участники собеседований выразили убеждение в том, что проект новой учебной Библии и адаптация курсов по введению в библеистику требуют комплексной подготовки.
В частности, участники обозначили важность сбалансированного подхода в организации структуры учебной Библии, включающей в т.ч. тематические статьи, исагогические сведения и вспомогательные материалы. Особо важным является декларирование мировоззренческой и исследовательской позиции авторов учебной Библии. Также необходимо в самом тексте предполагаемого издания обозначить характер примечаний к библейскому тексту (например, культурно-исторический, литургический, патристический и т.п.).


Добавить комментарий