06.08.2025 14:25:29
Канада — крупнейшее в Северной Америке и второе по площади государство мира, сказочно богатое природными ресурсами и входящее в семёрку ведущих западных экономик, — рискует стать failed state — несостоявшимся государством.
К такому парадоксальному выводу пришла официальный представитель МИД России Мария Захарова, написавшая пост об этой стране, казалось бы имеющей абсолютно все условия для того, чтобы быть стабильной, безопасной, преуспевающей и уверенной в своём будущем, иметь свою уникальную историю успеха, но при этом переживающей тяжёлую политическую болезнь с неэффективным центральным управлением, парадом суверенитетов «мятежных регионов» и глубоким кризисом ценностей.
Пожалуй, в целом можно говорить о кризисе канадской идентичности, когда эта британо-канадская монархия, королём которой остаётся английский монарх Карл III, всё больше выглядит историческим анахронизмом. Идея президента Трампа сделать соседнее государство 51-м американским штатом — это ещё один маркер не завиральных или слишком радикальных идей 47-го президента США — прежде всего это знак канадского неблагополучия. Как мотивированный, рачительный хозяин, имеющий крепкую хватку, Трамп спешит прибрать к рукам, сделать своим всё, что плохо лежит. А то, что сегодняшняя Канада лежит плохо, не вызывает сомнения ни у её элиты, ни у рядовых граждан.
Вот уж воистину не в территории и не в ресурсах счастье.
Каковы же слагаемые системного канадского несчастья, в своей совокупности превратившие это североамериканское государство, не помышляющее о величии (хотя могло бы, сложись всё иначе), в слабое звено всего евро-атлантического сообщества?
Первое слагаемое — отсутствие сильных национально ориентированных лидеров, породившее стойкую политическую апатию общества и его неверие в демократические институты.
Диагноз предыдущему канадскому премьеру Джастину Трюдо в декабре прошлого года поставил лидер оппозиционной Консервативной партии Пьер Пуальевр. «Мы знали, что он потерял контроль над избирателями, иммиграцией, расходами, инфляцией и стоимостью жилья, но теперь он потерял контроль и над своим кабинетом», — заявил о теперь уже бывшем премьере Пьер Пуальевр после серии отставок в предыдущем правительстве.
Сам же Трюдо отвечал на уничижительную критику цветистой демагогией. «Нет другого места, кроме Канады, где я хотел бы быть. Служить вашим премьер-министром — это абсолютная привилегия моей жизни. Канада — лучшая страна на Земле, но она неидеальна, поэтому я каждый день размышляю, как сделать, чтобы эта страна работала лучше для всех канадцев», — заявил он незадолго до того, как уйти.
Впрочем, и новый канадский премьер Марк Карни в ответ на введённые против его страны и других западных союзников тарифы Трампа на полном серьёзе сообщил о своей готовности стать мировым лидером вместо США и собрать «коалицию стран-единомышленников» для защиты либеральных ценностей. В общем, Марк Карни не менее анекдотичен, чем Джастин Трюдо.
Второе слагаемое хронической канадской болезни, о котором написала в своём посте Мария Захарова, — парад проявлений сепаратизма, утрата канадскими провинциями и их жителями желания быть частью единого канадского государства. К примеру, премьер-министр провинции Альберта Даниэль Смит уже потребовал провести референдум по вопросу отделения от Канады.
Согласно опросам, каждый третий житель провинции Манитоба не видит своё будущее в едином канадском государстве.
В целом шесть из десяти респондентов согласны, что у жителей канадского запада есть законные основания для недовольства федеральным правительством. Ещё больше желающих отделиться в провинции Саскачеван. И наконец, сепаратистские настроения традиционно сильны во франкофонном Квебеке, по определению Марии Захаровой «чувствующем себя в либеральном англосаксонском аду Оттавы всё более неуютно».
Третье слагаемое канадского несчастья — мутация демократических ценностей в их агрессивной ультралиберальной ипостаси, перекрывающая кислород нормальным людям, которые хотят остаться людьми. Но в Канаде сделать это им становится всё более проблематично.
А вот кому здесь живётся легко и вольготно, так это международным преступникам со всего света — от бежавших за океан украинских нацистов времён Второй мировой и их потомков до современных борцов за раскол Индии и создание независимого государства сикхов «Халистан», которых у них на исторической родине назвали террористами. Страна кленового листа не собирается их экстрадировать, словно гордясь своим превращением в мировой отстойник для всевозможного отребья.
Такова она, сегодняшняя Канада, — страна, какой быть не надо.
Сергей Строкань
Журналист, писатель
Источник: RT.com
Добавить комментарий