28.04.2025 20:25:50
Сергей Львович Худиев

В своем пасхальном послании Патриарх Кирилл в частности, процитировал слова святителя Николая Сербского «победа Христова есть единственная победа, коей могут радоваться все человеческие существа от первозданного и до последнего. Всякая другая победа на земле разделяла и разделяет людей… Но только Христова победа — как солнце, изливающее светлые лучи на всех тех, кто стоит под ним»(Беседы. Евангелие о Победителе смерти).
Эти слова обращают внимание на то, что составляет силу Церкви, основание ее жизнестойкости, саму причину, по которой она существует. Христос воскрес из мертвых, одержав победу, которая отличается от всех прочих побед.
Во времена Спасителя люди отчаянно желали победы Божией — и видели ее как военно-политическое торжество народа Божия.
Люди изнывали под гнетом развращенных и жестоких языческих завоевателей и с нетерпением ожидали того дня, когда Мессия, посланный Богом праведный Царь, во главе ополчений людей Божиих, истребит ненавистных «сынов тьмы», и установит Свое Царство, которое возвысит Израиль над всеми народами.
Эти ожидания опирались на слова Пророков, которые, например возвещали:
«И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима... И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию. ... И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их» (Ис.2:2-3, 60:3, 11)
Именно горячая надежда на земное освобождение, на военное и политическое торжество народа Божия заставила людей восторженно кричать «осанна».
Но Господь не повел людей против римлян. Он не сокрушил и не истребил врагов Своего народа. Он, напротив, оказался схвачен врагами.
Люди почувствовали себя обманутыми, и восторженная «осанна» сменилась яростным «распни Его».
Тот, от кого ожидали победы, оказался оклеветан, оплеван, истерзан и предан самой мучительной и позорной смерти, до которой только могла додуматься человеческая жестокость. Он не перебил «сынов тьмы», но, напротив, был убит ими.
После этого, казалось, Его оставалось только поскорее забыть.
Но произошло нечто, что все изменило.
Он воскрес из мертвых. Побеждены оказались не римляне — а сам ад и смерть. Сбылись слова Пророка — «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? » (Ос.13:14)
Он воскрес, чтобы призвать к обращению и спасению всех — включая тех, кто забивал гвозди в Его руки.
Открылось новое и вечное Царство, в которое все — иудеи и римляне, эллины и варвары — могут войти покаянием и верой.
Это возвещение настолько радикально и полностью противоречило всему, чем жил тогдашний мир (да и живет сегодняшний), что только чудом Божиим можно объяснить то, что оно было подхвачено и укоренилось.
Античный мир восхвалял сокрушительную мощь, право сильного, постоянную готовность к кровопролитию и насилию. Толпы римлян собирались на стадионах, чтобы, с радостным возбуждением, следить за тем, как гладиаторы — рабы, преступники или те, кто сам избрал эту профессию — будут убивать друг друга. Сохранились изображения триумфальных процессий, в которых торжествующие императоры со своими воинами идут по улицам города — и тащат за собой истерзанных и униженных пленников, чтобы торжественно предать их лютой смерти.
Богатые и властные люди строили себе виллы, и искусные художники украшали их сценами изысканной роскоши и причудливого разврата.
В этом мире проповедь кроткого Царя, который никого не убил не замучил, но Сам дал Себя замучить и убить ради спасения тех, кто противился Ему и отвергал Его, воспринималась с недоумением и насмешкой.
Как писал святой Апостол Павел, «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор.1:23)
У новорожденной Церкви Христовой не было ни денег, ни власти, ни связей, ни воинов, ничего, на что полагался тогда — и сейчас полагается — мир сей. Только Христос, которого она возвещала, только пример чистой, милосердной, воздержанной жизни, который она показывала.
И вот, через три столетия гонений и притеснений, произошло невероятное — римский император склонился перед Распятым.
Ветхозаветные пророчества исполнились совершенно буквально — но не так, к ожидалось. Народы действительно обратились к свету, исходящему из Иерусалима. Цари действительно принесли в этот Город свои дары. Все народы действительно пришли — и продолжают приходить — на поклонение в Иерусалим.
Как с огорчением воскликнул Юлиан Отступник, «Ты победил, Галилеянин!»
Но, пока Господь еще не вернулся во славе, Церковь продолжает свое земное странствование через века — и через все попытки ее уничтожить. Церковь видела многое — гонения, от античных до большевистских, ереси, попытки разложить ее изнутри, и пережила все.
Потому, что у нее есть Христос — распятый и воскресший.
А те, у кого были день, и власть, и сила, так и остались на страницах истории.
Потому что только победа Христова есть «непобедимая победа», и сила Церкви — именно в ней.
Церковь медленно и терпеливо исцеляет раны, нанесенные народам (и ей самой) «ненавистной рознью мира сего». Она собирает тех, кто был рассеян, исцеляет тех, кто был ранен и примиряет тех, кто враждовал.
Потому что в ней и через нее действует сам Христос.
Его победа совершается в долготерпении, но она неизбежна.
Добавить комментарий