24.04.2025 11:48:39
Михаил Григорьевич Талалай

В православной литературе известно немало святогорцев.
Но только одного из них мы пишем с заглавной буквы. Это иеросхимонах Сергий, в малой схиме Серафим, в миру Семен Авдиевич Веснин (1814-1853). Согласно традиции, у Семена в его монашеских именах сохраняли начальную букву его мирского имени. Перешла она, интересным образом, и на его литературный псевдоним.
Биография Святогорца изучена неплохо. Обширный о нем очерк появился уже в книге «Сочинения и письма Святогорца, собранные после его смерти» (1858). Пересказывать этот очерк нет смысла, но вновь предложим его квинтэссенцию (как теперь говорят - абстракт), данную в самом начале текста, в духе старых романов:
«Характер и быт семьи, в которой родился и первоначально воспитывался Святогорец. - Особенное на него влияние этого быта и характера. - Воспитание в учебном заведении и раннее сиротство. - Способности и направление. - Окончание учебного курса и характер. - Семейная жизнь и священнический сан. - Семейные утраты, путешествие по святым отечественным местам и пострижение в монашество. - Путешествие на св. гору Афонскую и в Палестину. - Прибытие в отечество и издание Писем о св. горе. - Возвращение на св. гору, последняя деятельность и жизнь. - Смерть».
Псевдоним для о. Сергия был выбран необыкновенно точно: именно от Святогорца, от его вдохновленных, поэтически-светлых текстах широкая отечественная публика впервые узнала об Афоне. Ему первому удалось донести до русского читателя величественную красоту этого уникального места - во всех аспектах, духовном, историческом, природном.
Первые письма Святогорца, посланные в Россию из Свято-Пантелеимонова монастыря (Руссика), были опубликованы без его ведома, в 1845 г, в петербургском журнале «Маяк», носившем подзаголовок «Журнал современного просвещения, искусства и образованности в духе русской народности». Узнав о благожелательном приеме публикации, Святогорец сам подготовил два тома своих писем, изданных в 1850 г.
Его земной путь закончился в декабре 1853 г., когда ему еще не исполнилось 40 лет. Святогорец не оставлял свою литературную и эпистолярную деятельность до последних дней, и почитатели его таланта решили собрать неизданные тексты в особый том, изданный в Петербурге в 1858 г. с названием «Сочинения и письма Святогорца, собранные после его смерти».
Этот том заканчивается небольшим текстом с веским заголовком: «Последнее письмо с Афона». В нем Святогорец описывает канун Крымской войны и тревогу насельников, смягчаемую надеждой, что турки все-таки не решатся им мстить из-за России. Под этим «Последним письмом» стоит дата - 17 июля 1853 г.
Официальной датой начала Крымской войны считается 4 октября 1853 г. Спустя несколько месяцев Святогорец преставился, о чем на Родине тогда, скорей всего, и не узнали.
Во время войны турки, действительно, не тронули афонские обители, которые для них служили важным источником податей. Сразу после ее окончания связи Афона и России возобновились. Возобновились и сборы пожертвований ради святогорских обителей.
Среди молодых и деятельных сборщиков был крестьян-вятич Иван Ермолаевич Кудрявцев, в будущем - афонский старец Дорофей, человек высокой духовности и, вместе с тем, необыкновенных практических качеств. Став в 1858 г. насельником вновь учрежденного Русского Андреевского скита на Афоне, он курировал скитскую ризницу, казну, издавал книги, дружил с православными интеллектуалами (в том числе с Константином Леонтьевым), опекал нуждающихся афонцев, строил для греческих соседей-селян водопровод и к концу земной жизни получил почетный титул «ктитора скита».
Именно среди бумаг старца Дорофея (Кудрявцева) находится публикуемое ниже письмо Святогорца. Старец скончался в 1907 г., после полувека монашества, оставив после себя огромный корпус текстов самого разного рода. Не все они сохранились. Сам Андреевский скит в результате Первой мировой войны и революции в России пережил драматический упадок. После смерти в 1971 г. последнего русского насельника скита (о. Сампсона) двадцать лет скит пустовал, подвергаясь разного рода хищениям. В 1992 г. сюда, наконец, вселилась группа монахов-греков, однако скитский архив пребывал в плачевном состоянии, пока в 2003 г. его остатки по благословению архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря, который является главенствующим по отношению к скиту, не были перевезены в Ватопед. С 2017 г. начался их разбор и систематизация, которые ведет схимонах Диадох. Пользуясь случаем, выражаю благодарность ему, а также игумену Ефрему, благословившему использование документа ватопедского «Русского архива Андреевского скита» (РААС) для данной статьи.
Письмо Святогорца среди архивных документов стоит особняком, как будто вне контекста и без связи с основным корпусом. В самом деле его автор был насельником другой обители, Руссика, а не Андреевского скита, и послано оно было не в скит, а в Россию.
На нем, сверху, поставлена помета, сделанная рукой о. Дорофея: «Получил в Елабуге лично от И. И. Стахеева. 1856. 15 октября». Как и почему эта ценная реликвия попала к о. Дорофею? Попробуем реконструировать сложившиеся обстоятельства.
В 1855 г., когда военный конфликт близился к концу, Иван Кудрявцев отправляется по России, чтобы помочь Руссику, который, как и другие русские обители, во время Крымской войны переживал серьезные затруднения. Тогда же он начал вести нечто вроде дневника своей миссии, озаглавив его «Книгой памятной крестьянина Ивана Ермолаевича Кудрявцева с 1855 года и на 1856 г.». В эту сохранившуюся рукописную книгу вставлена копия письма, которого он отправил из Казани 15 ноября 1856 г. настоятелю и духовнику Руссика, отцам Герасиму и Иерониму:
«Был я в Елабуге у Ив. Ив. [Стахеева]. Он вам посылает почтение, нередко вспоминает о вас! Просит Ваших молитв, присем прилагаю и его письмо, которое поручил переслать к вам. Он мне [по]казал письма ваши и покойного Святогорца. Вечная ему память! С удовольствием прочитал их все и удивляюсь качеству Боголюбивой его души! Да! Он незабвенен для вашей обители! Окончен ли начатый его труд? Перевод житий Святых Афонских, или нет? То когда будет готов? И издана ли третья книга писем о Святой Горе Афонской - тоже труд о. Сергия. Пока прощайте! Молитесь о мне. Остаюсь ваш доброжелатель и послушный духовный ваш сын, Ив. Ер. Кудрявцев» (РААС, оп. 9, д. 45, док. 30007, л. 22).
В этом письме возникает имя человека, которому Святогорец послал публикуемое нами письмо: это Иван Иванович Стахеев (1802-1885) - купец и благотворитель, городской голова Елабуги в 1850-1852 и 1862-1864 гг., инициатор строительства церквей, монастырей и благотворительных учреждений. Имя этого благочестивого и щедрого человека не раз встречается в бумагах о. Дорофея.
При встрече о. Дорофея, тогда еще мирянина Ивана, со Стахеевым в Елабуге, вне сомнения, возникло имя Святогорца, ведшего переписку со Стахеевым. Имя Святогорца сборщики очень ценили: его книги возбудили в русском народе любовь к Афону, желание ему помочь. Стахеев показал Ивану письма Святогорца. Думается, среди них особенно выделялось письмо, написанное в год кончины его автора. Святогорец, как будто, ее предчувствуя, необыкновенно проникновенно говорил здесь об истинно христианском отношении к смерти, о необходимости быть готовым к переходу от земной жизни к жизни вечной. По своей тональности письмо походило на духовное завещание, на действительно «последнее письмо с Афона».
В итоге Стахеев передал Кудрявцеву ценную реликвию. Почему он это сделал?
Из приведенного выше письма из Казани видно, что вдохновленный личностью Святогорца, Иван горячо заинтересовался судьбой его неизданных писем. В те годы в России, как уже упоминалось, их собирали для новой публикации. Можно предположить, что и Иван, ознакомившись с важным эпистолярием, сохраненным в Елабуге, пожелал поучаствовать в таком замечательном деле - в издании «Третьей книги писем о Святой Горе Афонской», о которой он спрашивает пантелеимоновских старцев, и Стахеев вручил ему письмо как залог будущего издания (а может, как и своеобразное благословение на уход на Святую гору, о чем мечтал юноша).
Когда же до Ивана - уже афонита Дорофея - дошла весть о выходе в Петербурге в 1858 г. «Сочинений и писем Святогорца, собранных после его смерти», он, вероятно, посчитал святое дело издания наследия о. Сергия свершившимся.
Заветное письмо, полученное в Елабуге, осталось с ним.
Получил в Елабуге лично от И. И. Стахеева. 1856. 15 октября.
Святогорец скончался 1853 года 17 декабря.
Возлюбленный о Господе, Иван Иванович!
Спасайтесь, молитесь, и - Бог с Вами!
Письмо Ваше из Москвы я имел удовольствие получить. Слава Богу, что Вы здоровы и что настало время, когда Вы, оставив службу, будете иметь возможность вполне заняться собственною жизнию и приготовлением души своей для вечности, для загробных радостей и райских обителей, где уже много теперь наших родных и знакомых и где давно Ваша возлюбленная Анисия! За смертью дело не станет: были бы мы готовы! А готовиться надобно каждую минуту!
У нас братия живы и здоровы, за исключением умерших. На днях у нас дивно скончался один брат наш - схимник Евфимий. Пред смертью он видел чудные вещи, и умирающим голосом говорил, что видел Господа, Царицу Небесную и множество нашей братии, умершей уже. Наконец еще проговорил: вот за мной пришли; меня скоро возьмут; я вижу ангелов и Архангелов… Он смолк, и тихо вздохнул в последний раз. Между прочим объяснял, что Господь, которого он видел, крайне благоволит к нашей обители, но как Царица Небесная милостива к нам - этого и выразить нельзя… Много и еще говорил пред смертью наш брат, предвидел кое-что, и то - сбылось. Покойный был очень скромен, послушлив и строгой жизни. За три года ему была предсказана смерть явившимся Николаем Чудотворцем, и с той поры покойный спокойно ждал своей кончины, которая и была удивительна. Так-то Господь вызывает своих возлюбленных в рай! И давно страдавший схимник Панкратий, о котором я в письмах писал, ныне отошел к Богу после мученической жизни своей. Верно, и до нас дойдет череда! Да и пора бы, только грехи велики! Я думаю, не умру до Вас, потому что Вы обещались приехать повидаться; приезжайте: мы ожидаем! Если Бог и меня возьмет до Вашего приезда - поминайте и молитесь; а буде - увидимся; побеседуем, и тогда с миром к Богу! Ох, надо, надо уже готовиться к вечности! Не слушайте речей и болтовни тех, которым чрево - Бог; а удовлетворение похоти плотской - блаженство. Эти люди только проповедуют пользы мирской, а о душе - не их дело. Были бы деньги да барыши: вот это их жизнь, а смерть нипочем. Одумаются, да поздно! Минутные удовольствия, но ответ-то каков пред Богом. Молитесь, трудитесь для Бога и живите для семейства, наставляю и вразумляю детей страху Божию; внушайте, чтоб не слушали болтовни людей безнравственных, которым театр да балы дороги, а церковь скучна…
Прощайте, возлюбленный! Бог да спасет Вас. Приезжайте: мы ожидаем.
Геронта, Духовник и вся братия любовно желают видеть Вас, молимся о Вас, благословляем Вас, и веруем, что Бог не оставит Вас.
О. Августин купил себе пустынную келью, и теперь один себе живет. Он здоров. Когда приедете - увидите его и узнаете, как он уединяется.
Смирный Алексей трудится, не нарадуется жизни своей, и готов бы постригаться, да еще нет бороды и усов.
Купцам Вашим - Владимиру, Димитрию и Коле мое благословение. То же и Вашей доброй матушке. Знакомым поклон.
Любящий Вас - святогорец Сергий.
1853 г. фев. 16 д.
Св. Гора
Руссик
P.S. Спасибо за гостинец для обители.
Добавить комментарий