02.04.2025 15:45:22

МОСКВА
"Первой революции" 1905-1907 годов не было, ложь о ней запустила иностранная пресса и раздула советская историография, а на самом деле происходили смута и эволюция, заявил в интервью РИА Новости один из авторов исторического романа "Дело Гапона" – руководивший многие годы пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси настоятель храма Святой Татианы при МГУ, известный публицист и протоиерей Владимир Вигилянский.
Он написал первый детективный исторический роман о попе Гапоне вместе со своей супругой – профессором Литературного института имени Горького, поэтом, прозаиком и эссеистом Олесей Николаевой. Работая над 800-страничным "Делом Гапона", его авторы, по собственному признанию, прочли сотни архивных материалов и мемуаров, исторических книг и исследований о событиях в России первого десятилетия ХХ века, беседовали с историками.
"Никакой "первой революции" в 1905-1907 годах не было. Это стало фактором "большой лжи", запущенной иностранной прессой и раздутой потом советской историографией", - сказал протоиерей Владимир Вигилянский, сообщает РИА "Новости".
Ни по каким параметрам, убежден он, события тех лет не могут быть определены как "революция". "Не было насильственной смены власти, изменения существующего политического режима, слома правящей элиты, идеологического разрыва с прошлым, изменения общественно-экономической формации. Не были поколеблены суверенитет государства, его территориальная целостность и границы, абсолютизм оставался незыблемым, армия и все структуры безопасности были на стороне власти", - перечислил о. Владимир Вигилянский.
На вопрос "А что же это было тогда?" собеседник агентства ответил, что были "смута и хаос в обществе", попытки властей сдержать социальные противоречия демократическими реформами "сверху". "Но эти реорганизации в общественной жизни можно трактовать как эволюцию, а не революцию", - подчеркнул отец Владимир.
По его словам, эсеры толкнули священника Георгия Гапона "к политической провокации – стать во главе запрещенного властями протестного шествия 9 января 1905 года, приведшего к смерти 130 и ранению 300 демонстрантов". Этот день окрестили "Кровавым воскресеньем". "В советскую эпоху 22 января (по старому стилю 9 января) стал памятным днем "первой русской революции" и даже приобрел статус выходного дня (1918-1951)", - напомнил протоиерей Владимир Вигилянский.
Георгий Аполлонович Гапон (1870-1906), известный в советской историографии как "поп Гапон", был харизматичным священником Русской православной церкви, проповедником и одновременно политическим лидером. Он организовал в Петербурге массовое многотысячное шествие бастовавших рабочих с петицией о рабочих нуждах к царю в январе 1905 года, но Николая II тогда не было в городе - и акция закончилась расстрелом манифестантов 9 января. Погибли, по разным данным, от более чем 100 до 200 человек, сотни были ранены и арестованы. Этот день назвали "Кровавым воскресеньем". Синод лишил сана Гапона, но он продолжил политическую деятельность, уехал в эмиграцию, а затем вернулся в Россию - и в марте 1906 года был убит в Озерках.
"Гапона убили именно те, кто его курировал в начале его политической деятельности. Его смерть была выгодна очень многим. Лев Троцкий писал в 1925 году о Гапоне: "Есть люди, которых лучше иметь мучениками, чем товарищами по партии". Для оправдания его убийства была выдумана террористами ложь о его предательстве и работе на Охранное отделение ради денег", - сказал РИА "Новости" протоиерей Владимир Вигилянский.
По его словам, "Господь наделил Георгия Гапона многими человеческими и пастырскими дарами". Так, он бескорыстно отдавал себя помощи самым незащищенным слоям - и "к 1904 году его популярность среди жителей Петербурга была сравнима с популярностью святого праведного Иоанна Кронштадтского". Но именно его популярность и стала притягивать "политических противников власти". Эсеры нашли в Гапоне "человеческие слабости", такие как "тщеславие, самообольщение, гордыня, склонность к вождизму и самозванству" - и постарались использовать в своих целях. "Эсеры толкнули его к политической провокации – стать во главе запрещенного властями протестного шествия 9 января 1905 года, приведшего к смерти 130 и ранению 300 демонстрантов", - констатировал автор "Дела Гапона".
Через пять дней после 9 января, окрещенного "Кровавым воскресеньем", Синод опубликовал послание по поводу этого события. "В нем священник Георгий Гапон без упоминания имени порицается как "недостойный священник, дерзновенно поправший святые обеты". Здесь же говорится о подстрекателях и врагах Отечества "домашних и иноземных", а также о тех, кто вызвал беспорядки, благодаря подкупам "со стороны врагов России", чтобы "произвести у нас междоусобицу". В том же году позже Гапон стал выполнять поручения японской и английской разведок, сделавшись посредником в вооружении террористических групп в России", - сообщил собеседник агентства.
Он считает, что "Гапон очень впечатлил Ленина своей деятельностью среди рабочих". "Ленин увидел, что Гапон имел очень большое влияние на них в качестве защитника, предводителя, вождя. Именно такую роль он стал примеривать на себя в будущем", - добавил о. Владимир Вигилянский.
Авторам романа были важны образы русских людей, в том числе известных исторических личностей, "в кризисной ситуации", их поступки, мысли, заблуждения, духовные победы и поражения. "В этом смысле образ когда-то талантливого священника Георгия Гапона особенно интересен – это пример деградации личности. Не случайно он в январе 1905 года был лишен священнического сана. Незадолго до своей страшной смерти он попытался даже стать заказчиком двух убийств", - отметил отец Владимир.
"Нами были прочитаны сотни исторических книг и исследований, архивных материалов и мемуаров о событиях в России первого десятилетия ХХ века… Мы были поражены, насколько современно звучат не только столкновение идей, но и судеб исторических деятелей… Российская Империя столкнулась с небывалой до того времени консолидированной и тщательно подготовленной в Европе и США информационной войной", - сказал в интервью РИА "Новости" отец Владимир Вигилянский.
Согласно изысканиям авторов романа и обсуждениям с историками, к своей известной автобиографии Гапон имел лишь косвенное отношение.
"Она вышла на английском и французском языках, а перевод на русский – только после смерти Гапона. Это фальсифицированное коллективное творчество двух наших эмигрантов и двух англичан", - отметил отец Владимир. Кроме того, авторы узнали, что на царя Николая II 6 января было совершено покушение, в результате которого пострадало два человека, - и если бы было введено чрезвычайное положение, никакого бы шествия 9 января (Кровавого воскресенья) не было.
Авторы назвали ряд параллелей в условиях начала XX века с современностью. Например, "борьба либеральных активистов за умы в общественной среде", необходимость для властей "к отпору экстремизма", причем "при полном бездействии самого общества". Но власти тогда, по словам Вигилянского, показали "неподготовленность". А один из церковных проповедников, добавил он, в 1905 году сказал: "Мы были ленивы и беспечны, а враги бодрствовали… Злоба всегда бодрствует, а доброе сердце в мире почивает".
Попытка "информационной русофобской атаки", как отметил собеседник агентства, была "предпринята Западом" еще во время Крымской кампании в 1853-1856 годах, "война описывалась как столкновение "цивилизованного сообщества" с дикими варварами". "В первое десятилетие ХХ века европейская пресса дошла до того, что не только полностью оправдывала в России массовый терроризм и убийства тысяч людей, но стала инициативным подстрекателем этих террористических актов против царского режима. Лицемерие западной прессы (или то, что мы сейчас называем двойными стандартами) перешло всякие границы: осуждая монархическую Россию за отсутствие демократии и всяческих свобод, она установила жестокую цензуру на любые альтернативные факты и трактовки событий", - подчеркнул отец Владимир, сообщает РИА "Новости".
При этом он призвал не забывать, что "тогда из 102 стран мира было 70 монархий, тоталитарная колониальная система управления миром, повсеместная смертная казнь и узаконенное рабство в самых "цивилизованных" странах".
Добавить комментарий