Перейти к основному содержанию

05:34 09.02.2025

Что такое настоящая христианская любовь?

29.01.2025 11:07:23

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2024/12/23/20-00

о. Максим: - Добрый день! Сегодня у меня в гостях протоиерей Федор Бородин, настоятель храма Косьмы и Дамиана на Маросейке. Мы продолжаем разговор о любви. Что такое настоящая христианская любовь? Есть такая современная фраза, которая после нашего прошлого разговора может быть истолкована как циничный прагматизм, а может быть как христианский кенозис: мужчина любит не саму женщину, а свое состояние рядом с ней. Поэтому настоящая женщина – это умная женщина. Если говорить про женщину, которая понимает, что муж далек от совершенства, как эгоист любит свое состояние рядом с ней, но она готова умалиться, осознать, что ее не саму любят, но она готова быть смиренной, христианкой, готова дать мужу почувствовать себя памятником при жизни. Это будет цинизм или кенозис с ее стороны?

о. Фёдор: - Это будет любовь как труд. Основная мысль, которую я открыл и которой хотел бы поделиться – мы ищем настоящей любви, а образец находим в любви Бога к нам. Посмотрим, как это бывает у святых. Преподобный Серафим ушел в лес жить в одиночестве, в котором собирался пробыть всю жизнь, дав обет молчания. Ему был никто не нужен из людей, чтобы его не отвлекали. Ему 12 раз являлась Божия Матерь, а в каких озарениях проходила его чистейшая жизнь и представить нельзя. В какой-то момент ему является Богородица и говорит, что хватит уединения, надо принимать народ. И он из своего уединения, великой молитвы в полной тишине, начинает принимать таких как мы, раздражительных, осуждающих, завидующих, ропщущих, блудных, гневных… Принимает сутками напролет. Каждого встречает словами: «Радость моя, Христос воскресе!» и земным поклоном, если это не пасхальное время и не воскресный день. Это и есть настоящая любовь. Интересен ему как собеседник человек, который к нему пришел? Нет. Душевный человек духовного не понимает. Интересен ли он ему сердечно? Да. Это когда папа сходит с олимпа, садится на край твоей кровати и говорит. По себе помню: папа - интеллектуал, гуманитарий, все читавший, - начинает мне пятилетнему рассказывать сказку. Я понимаю, что я не собеседник для отца, но я нужен его сердцу. Вот это и есть любовь. Поэтому все недостатки любимого супруга или супруги, которые с годами раскрываются для тебя все больше, не повод для того, чтобы христианская любовь умерла, возможно они – повод для того, чтобы умерли ее суррогаты, которые мы за нее принимали. И ты научился любить так, как Бог любит тебя, просто потому что ты есть, абсолютно бескорыстно, хотя это тяжело, обидно…

о. Максим: - Мы как родители через детей открываем что-то в себе, думая, что это интерес к ребенку, а на самом деле это интерес эгоистический. Но Бог не устает, хотя Ему вряд ли интересно. Я точно не серафим… Борода, улыбка… Но бороду я сбрею, а умище-то? Понимаю, что есть следствие насмотренности, когда священник, прослуживший 30 лет в сане, сходу понимает в чем дело. Человек только рот открыл, а ты уже про него понимаешь. В этом смысле совсем неинтересно, что он расскажет, но почему-то оказывается важным, что он рассказывает. Мы схематичны и просты, но каждый человек в нюансах своих оказывается интересен, хотя события его жизни обычно не вызывают ничего кроме вопроса: «Ну как можно такие глупости совершать?» Можно, и не такие… И момент, чем мы интересны друг другу, очень странный…

о.Фёдор: - Я не такой умный. Когда полагаюсь на свою насмотренность, то часто ошибаюсь. По крайней мере моя работа как духовника не происходит качественно. Я должен за человека помолиться, призвать благодать Божию, и тогда это иначе.

о.Максим: - А человек сам становится интересен?

о.Фёдор: - Безусловно, он становится роднее. И чем дольше человек ходит на исповедь или советоваться, тем больше я его неизбежно принимаю в сердце, и тем тяжелее его терять. Я хотел бы сказать, что священники – тоже люди. Когда вы меняете его как стоматолога или парикмахера, даже не предупредив, что больше не придете, а он 15 лет за вас переживал и молился у престола, вкладывал сердце, то это очень жестоко. Надо хотя бы предупредить, сказать, что нашли духовника, с которым сейчас полезнее, но обязательно будете приезжать, хранить в сердце и молитвослове. Поэтому пытаться быть хорошим священником, принимать человека в сердце, как апостол Павел говорит, «вам не тесно в нас, но в сердцах ваших тесно» - это неизбежная боль.

о.Максим: - Как у Вас это получается? Когда я был молод, думал, что от того, что ты принимаешь в сердце еще одного человека, прихожанина, ребенка семьи, качество отношения не меняется. Любви хватит, потому что она не делится как апельсин на дольки. Но потом стал понимать, что объем сердца не бесконечен…

о.Фёдор: - У меня скорее это применимо к отрезку времени. Объем ограничен по количеству людей, которых я могу принять сегодня. Это, кстати, одна из граней тяжелого служения супруги священника, когда ей надо поговорить и пообщаться, душевную связь восстановить, а он приезжает домой, просто захлебнувшись от общения…

о.Максим: - У меня было ощущение выпитой до дна воды, а у вас с горочкой налито. А на самом деле об одном…

о.Фёдор: - Бывает, что и я захлебываюсь. Но ведь это все о божественной любви. Если она настоящая, то неизбежно жертвенная. Христос сказал: «На сей час Я пришел», и это сказано не про умножение хлебов, не про исцеление расслабленного, не про Нагорную проповедь, но о кресте. Он пришел умирать на кресте, и Он любовь Свою к нам доказывает этим. Пока живу со Христом, который возлюбил меня и умер за меня. Это неизбежно больно. Любовь христианская готова к тому, что она будет собой жертвовать до умирания. Апостол ставит в параллель любовь мужа и жены, как малую церковь и Церковь. В 5 главе Послания к Ефесянам, перескакивая с одной на другую, он показывает одинаковую логику устроения, говорит, что муж должен любить жену, как Христос Церковь. А Христос любит Церковь до предания себя на смерть. Это то, что в русской религиозной философии называлось «путь зерна», то есть тут посыл к тому, что если зерно пшеничное, пав в землю, не умрет - останется одно, а если умрет, то принесет много плода. Это и дети, которым ты служишь до самозабвения, самоотречения, жена, с которой тебе нужен мир, потому что тебе плохо от ссоры с ней, а она не права полностью, но прав ты. И ты все равно будешь преодолевать себя и жертвовать собой. Можно вспомнить, как апостол Петр исповедует Христа Мессией, а Христос говорит, что Ему надлежит пострадать, а Петр потом говорит: «Пожалей себя, да не будет этого с тобою». И Христос, который только что говорил «на сем камне построю Церковь», тут же говорит «отойди от Меня, сатана». Когда Пётр пытается принять любовь Божию без крестной жертвы, Христос его осаживает как ни одного фарисея никогда. А еще раз Господь крепко осаживает Петра, когда умывает ему ноги. «Господи, да не умоешь ног моих вовек. - Если не умою, то не имеешь части со Мною». Сейчас решается что? Три года Петр слушался Христа, но он не может остаться его апостолом, если не даст умыть ног. Если он не примет служение Богочеловеку как служащему, то не поймет, что такое божественная любовь и не сможет быть первоверховным апостолом. Поэтому если мы говорим о божественной любви как образце, который, конечно, можно творчески переносить в свою жизнь, то следующее, помимо жертвенности, которая выражается в мелочах и большом, - это служение. Христос принципиально сделал Сам то, что делали рабы или младшие слуги. И Петр в ужасе! Не может Учитель этой странствующей школы богословской, которая была Христова, умывать ног. Не только может, но и должен. Иначе ты не поймешь! И я для себя называю это принципом перевернутой иерархии. Сын Человеческий пришёл не для того, чтобы ему служили, но чтобы самому послужить и отдать душу за спасение многих. Это принцип божественной любви – служение сильного слабому. Ангелы никогда не грешили, они святы, не имеют тела, этого нижнего этажа нашей жизни. Мы даже не знаем, есть ли у них этаж душевный. И явление ангелов приводит человека в такой ужас, потому что он настолько пронизан божественным светом, что хорошо отражено словами из Ветхого завета: «Я видел Бога, я должен умереть». Это видеть невыносимо! И вдруг апостол Павел говорит, что ангелы - служебные духи, посылаемые служить людям. Опять вспоминаем серафима – сильнейший служит слабейшему, и в этом любовь Божия. Это как раз объяснение того, почему в христианской цивилизации уступают место женщине, правда, это стало частью мировой культуры и элементом флирта, а в принципе сильный для того и сильный, чтобы подчинить слабого и пользоваться этим, забирать у него всё возможное. В христианстве это не так, поэтому здесь женщина равна мужчине, ребенок равен взрослому, потому что они одинаково любимы Богом. И даже неверный в средневековом понимании также ценен, как христианин, потому что он также создан по образу и подобию Божию. Это выражается в том, что грех против человека другой веры остается точно таким же грехом. Нет деления, как в других религиозных системах. Жертвенность и служение как принцип, перевернутая иерархия, мне кажутся безумно трудными.

о.Максим: - Трудно даже не сильному принять принцип, а как не сделать так, чтобы это не стало соблазном для слабого, который начнет капризничать, пользоваться, перестанет уважать.

о.Фёдор: - Крест Христов для эллинов - соблазн, для иудеев - безумие. Это соблазн – сесть на шею.

о.Максим: - Вы - настоятель, у Вас в подчинении находятся люди, которые не просто христиане, а лучшие из них. Кто-то носит священный сан, кто-то служит Церкви постоянно. Если Вы не будете проявлять силу, не воспримут ли они это как слабость и вседозволенность?

о.Фёдор: - Мне пришлось бывать в ситуации, когда надо наводить порядок, когда человек не прав. Даже был случай, когда меня благочинный отругал за то, что я проявлял мягкость там, где это было преступлением, но я не могу совмещать жесткое наведение порядка и совместное служение Литургии.

о.Максим: - Тогда получается, что у нас внешнее служение, организация общества даже в пределах храма не может соединяться с принципом перевернутой иерархии. А где же она тогда? В семье хорошо, если мне попадется жена, которая сама больше христианка, чем я, мне так было бы проще. А если она та самая жена злая?

о.Фёдор: - У Сираха сказано «расслабленные колени и опущенные руки» жена, которая не счастливит мужа своего.

о.Максим: - И вот сколько я видел распавшихся браков, именно когда женщина и муж соперничают, что в прошлой передаче мы озвучили как феномен современности. И вот совершается постоянная женская ошибка, когда она начинает главенствовать над мужем, теряет к нему уважение, и дальше перестает любить, топчет, разводится. Муж не обязан ломать об колено, но должен показать, что с ним так обращаться нельзя.

о.Фёдор: - А нет инструментов заставить слушаться в современной семье? Сто лет назад были…

о.Максим: - Люблю рассказывать одну историю уникальную. Ко мне пришла однажды семья, в которой жена ставила мужа на горох перед иконами за опоздание домой. Я решил сначала, что это такая сексуальная игра, но оказалось нет, все на полном серьезе. Стал расспрашивать, как они дошли до жизни такой. Оказалось, что лет 15 назад все было иначе, что она его уважала, а он - её, а потом постепенно она забрала власть в свои руки, а он по-христиански смирялся, нёс свой крест, и вот закончилось все плачевно. Когда я им сказал, что они живут неправильно, то они без всякого «до свидания» решили поменять священника на того, который подтвердит правильность их семейного устроения.

о.Фёдор: - Нет ответа. Это вопрос очень новый. Вы сами говорите о том, что все прошлые века общество жестко сдавливало семью, вынуждая ее быть иерархичной структурой. Девушка, выходя замуж, прекрасно понимала, кем она должна быть в новой семье. И муж знал. Роли были прописаны, прошиты в головах. Сейчас этого нет. С одной стороны, стало сложно. У мужа нет средств заставить жену слушаться окончательного решения мужа.

о.Максим: - Говорят есть – денег не дать.

о.Фёдор: - Денег не дать, это детей заставить голодать? Нет средств… Это тяжело. Мы оказались в парадоксальной ситуации, когда архаика ушла, в том числе дурная, а на смену ничего не пришло.

о.Максим: - Я, кстати, серьезно погрузился в эту тему. Могу сказать, что уровень насилия в русском обществе начала XX и далее был запредельный. «Слово пацана» отдыхает. Жесткое, грубое физическое насилие. Я не к тому, что мы плохие были, но не хотелось бы обратно к этой архаике…

о.Фёдор: - В 90-е нам говорили люди, которые, кстати, и не читали самой этой книги, что это «домострой». Битье, порка - люди считали, что это и есть христианская семья. Оказалось, что это дурная архаика, которая к настоящему христианству не имеет никакого отношения, потому что Христос никогда не ударил ни одного своего ученика. Если говорить о любви Христовой, то она другая. Получается, что построение христианской семьи – сложнейшая задача даже для жены, потому что ей надо научиться тогда, когда ее ничто не заставляет, уметь слушаться мужа. А ему надо научиться руководить женой, не обижая ее и не унижая.

о.Максим: - Это возможно?

о.Фёдор: - Возможно, если мы будем стремиться к смирению. Руководство в смирении не бывает жестоким, унижающим, и послушание в смирении любимому человеку, которому ты доверяешь, не тяжело. Здесь мы неизбежно выходим на понимание семьи как малой церкви и той любви, которая есть в Церкви. Какова система управления организмом Церкви? Два антонимичных, взаимоисключающих принципа – иерархичность и соборность. Если один начинает превалировать, то дерзну сказать, что Святой Дух отходит, и мы остаемся один на один со своими силами перед проблемами. Святой Дух действует, когда работает и то, и другое. Прекрасно, если человек, за которым право принимать окончательное решение, настолько смирен, что может выслушать любого и поступить не по-своему, а правильно, а если сделал неправильно, то попросить прощения. Поэтому есть понимание, что папе надо поступить правильно, а не по-своему. Потому и доверяют его выбору. Это такой христианский подвиг, особенно от жены. Сегодня правильно сказала жена, и мы поступим так: «Мамочка сегодня права, детоньки, делаем так».

о.Максим: - А если детоньки не хотят?

о.Фёдор: - Да, особенно в переходном возрасте, но если они папу уважают…

о.Максим: - В переходном не уважают… это суть этого возраста, потерять уважение ко всему семейному.

о. Фёдор: - Верно, уберем этот аргумент, потому что все авторитеты повергнуты, включая отца. Часто можно услышать, что я и веру не выбирал, отец выбрал.

о. Максим: - Отец Федор, а можно практический пример? Подросток говорит в 14 лет, что больше в школу ходить не будет. Что делать?

о. Фёдор: - Не сталкивался…

о. Максим: - Везёт некоторым. Ну, а если я пришел с таким к Вам как родитель к священнику? Нельзя не закончить 9 классов, а потом ничего делать не буду. Вот такая позиция подростка.  

о. Фёдор: - Я сначала предложу отцу помолиться. Переходный возраст, когда руль не крутит колеса, и ребенок неуправляем, но он подошёл не сразу резко.

о. Максим: - Но вот я отец такой, какой есть, Вы же не хотите, чтобы я провалился в вину. Я ездил по командировкам, на пару лет уходил из семьи, но я сейчас пытаюсь сделать все хорошо, а сын ни в какую… Что делать?

о. Фёдор: - Отправлю к отцу Максиму Первозванскому.  

о. Максим: - А я предложу не кормить!

о. Фёдор: - Ну что же, может быть и так. Но божественная любовь к нам предполагает функцию родительской любви, как пресечение генерации любви в любимом. «Отец, который дает покой розгам своим, ненавидит сына своего», - так Сирах говорит. Архаика ушла, да, но тут не сказано, прав, не прав, но сказано «ненавидит». Если я замечаю рост зла и греха в ребенке и не противостою этому, то моя любовь – не нелюбовь, а уже ненависть, потому что я способствую его погибели.

о. Максим: - Вспомнить того священника Илию, который так воспитал своих сыновей…

о. Фёдор: - Читаю его ответ на реплику Самуила о том, что они погибнут: «Он Господь, пусть делает, что считает нужным». Он прав. Забегая вперед, можно сказать, что и дети Самуила выросли никакими… А казалось бы, с Самуилом сам Бог разговаривал.

о. Максим: - Господи, прости меня, но он шлялся по Израилю, детьми не занимался.

о. Фёдор: - А не потому ли это, что он, боюсь сказать, осудил Илия? Бывает, что у очень хороших отцов, а ведь речь о свободном выборе, даже правых и вкладывающихся в детей, вырастают дети, которые этого не ценят и вырастают отвратительными.

о. Максим: - Но мы же римляне – делай что должно, и будь что будет. И я как раз не про то, что будет, а про то, что должен. Всё-таки принцип иерархии подразумевает, что наказание возможно.

о. Фёдор: - Конечно.

о. Максим: - Я вспоминаю, что я - начальник, старший, что я отвечаю в конечном счёте за семью, засучиваю рукава, и не просто иду мыть ноги, но и мылить шею.

о. Фёдор: - Намылил шею, а вымыл ноги. Знаете, помню эпизод, свидетелем которого был. Во времена моей молодости в храме служил маститый протоиерей, молитвенный, собранный, любящий. И вот появился диакон, который шел вразнос, что выражалось в том, что он нарушал общепринятые вещи в богослужении, например, категорически не целовал руку этому митрофорному протоиерею, когда подавал ему кадило. Вот ему делали другие замечания, а он не реагировал. И как его протоиерей вылечил? Когда тот подавал в очередной раз кадило, священник поцеловал ему руку. Глянул на него лучистыми глазами и сказал, что это совсем не сложно. Тот кардинально изменился… Есть еще пример. Вот человек, который много сделал для храма, но у него тяжелый характер и в какой-то момент он начинает приносить вред общине. Это большая проблема, которой касались в своих рассуждениях святые отцы. Спасение одного не должно перевешивать вред другим. Этот человек, я знаю, если выгоню его из храма, сопьется и погибнет, но то, что происходит в храме, невыносимо, а в какой момент переходит он грань – болезненное поле решения руководителя. Именно поэтому большинство преподобных отказывалось быть игуменами, ибо знали, что им придется решать такие вопросы, решать судьбы.

о. Максим: - Ужас. Я вспомнил сейчас любимого нашего старца отца Иннокентия Просвирнина, который был в 90-е настоятелем Иосифо-Волоцкого монастыря, принял на работу, по сути, двух преступников, которые начали вести себя плохо, уволил их, а они его фактически и убили. Он чудом спасся, но это всё так подорвало его здоровье. С одной стороны, принимаешь людей в сердце, потом это становится нестерпимым для общины, а ты еще и получаешь за все это.

о. Фёдор: - Христа убили, это путь почти такой же. Здесь скажу, что когда такая ситуация безвыходная, у меня не получается объяснить кому-то что-то, то у меня есть молитва настоятеля: «Господи, мне кажется, что человек будет вредным для остальных. Прошу, убери его из храма, чтобы он не мог быть работником, но мог остаться прихожанином. Чтобы не я его выгнал, потому что он осердится, скажет, что попы выгнали, что Церковь такая, и перестанет причащаться». И вот когда начинаешь усиленно молиться, происходит неожиданное. У меня раз десять такое было. Человек просто уходит от меня, но остается у Чаши. Думаю, что если с ребенком большая проблема, то надо на особую молитву за него вставать. Батюшка, вы же физик? Я читал, что если кончик иголки будет иметь температуру солнца, то все вспыхнет, а камень над домом прогреется насквозь. Даже, если иголку никто не видит. А если любовь проявляется в благодатной родительской молитве, то она отогревает сердце ребенка. Я для себя называю это так, что это дает какие-то другие ключи. Если ты молишься за человека, то у тебя появляются ключи от его души. Другие, которых не было. Не будем забывать, что люди венчанные получили ещё и благодать, которая есть сила, энергия, действие Бога. И это же и благодать на воспитание детей. И когда ты тупик упёрся, больше не можешь, то скажи, Господи, ты мне поручил этих детей, вразуми! Ты сам ничего не решишь, а помолишься и вдруг… С одним из детей у нас было такое, что я в его переходный возраст почти опустил руки. Настолько это было жёстко. И в какой-то момент я смирился и сказал: «Господи, не могу. Попустить это нельзя, младшие смотрят, соблазняются, что ему можно, а им нет. Ты понимаешь, что реагировать как раньше на его хамские выходки нельзя, потому что это будет одна сплошная ссора»… И вот ты немного потерпел, помолчал, человек выходит из этого переходного периода. И если сказать ему, как он себя вел, он ни за что не поверит, просто не поверит, что такое было. Упала температура у человека, и вот он хорошо себя чувствует. Все-таки слова великие о том, что молитва матери со дна моря достанет, а и папины…

о. Максим: - Нет, давайте всё взвалим на мать, пусть молится.

о. Фёдор: - Только моей матушке этот эфир не присылайте!

о. Максим: - А своей перешлю, наоборот, мол, отец Федор сказал, что это твоё дело молиться за детей! Я, кстати, часто на крестинах людям предлагаю молиться, вспоминаю эту не библейскую цитату, а народную мудрость. Библейское - «молитва отца созидает дома детей». Поэтому, как папа будет молиться, так далеко пойдет ребенок, такой дом и поставит. А «молитва матери со дна моря достанет» значит, чтобы на этом пути меньше было сложностей, гадостей. А дорогие крестные должны молиться, потому что они отвечают за чудеса в жизни своих крестников, чтобы тыква стала каретой, а принц оказался в нужное время в нужном месте и настроении.

о. Фёдор: - Как говорит моя дочь, главное – не спутать принца на белом коне со всадником Апокалипсиса на бледном коне.

о. Максим: - Про жён понятно. Отец тоже должен молиться, несомненно. Есть высказывания, которые нам довелось услышать в начале служения. Однажды бабушка одного ныне уже священника, а тогда моего ученика из общей нам известной школы, взяла меня буквально за пуговицу и сказала: «Отец Максим, Вы недооцениваете силу молитвы!» Её слова сопровождают меня всю оставшуюся жизнь.

о. Фёдор: - Помню похожий разговор, мне было 24 года, в летах опытная христианка-прихожанка пришла из другого храма поздравить меня. Отец Федор, можно скажу от своего опыта? Я, конечно, был рад послушать. Так вот, знаете, нам нужны священники-проповедники, строители, но нам катастрофически не хватает священников-молитвенников. С тех пор я себя возвращаю к мысли, что это главная компетенция священника. Действительно, она решает тупиковые вопросы. И хочу еще сказать про уважение. Есть вещь, меня поразившая. Все мы знаем такой термин, как «молитвенная сладость». Вообще это технический термин, для молящихся понятный. Это почти телесное ощущение радости, наполненности молитвенным деланием, когда происходит то, о чем говорит в книге Иоанн Лествичник, когда причиной качества молитвы становится ее количество. Параллельно для меня удивительное место – 103-й псалом - «да усладится Ему беседа моя». Мы столько раз это читали и пели на клиросе, а вдруг я обнаружил, что Господу могут быть сладки моя словеса, как мне его. Это значит, я ему интересен и в молитве, и в переживаниях, в горестях, в восторгах. Это такое ко мне уважение Господа! Что я могу сказать Ему, что Он не слышал?! Ничего… У нас был случай, когда старшую нашу дочь прорвало и она стала говорить. Она изображала, что говорит предложениями, но они еще были бессмысленными. Вот и для Господа, всё, что я могу сказать – лепет. Но нам, как родителям, было очень радостно, и, наверное, и Ему это радостно. Если мы хотим, чтобы Господь нас слушал и уважал, то нам надо уважать и слушать других людей.

о. Максим: - Вспоминаются те слова от Господа, что мы сами должны начать делать, а тогда уже и ждать соответствующее отношение к себе. Если этого нет, то и ждать нечего.

о. Фёдор: - Иногда Господь авансом даёт. 50-й псалом говорит «отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти». Не смотри на мои грехи, не отождествляй меня с ними. А дальше «не отвержи меня от лица Твоего, и Духа твоего Святаго не отыми от мене». Сюда смотри, а сюда - нет. Ты, мама, на меня смотри, а на разбитую чашку не смотри. Детский сад, но в этом всё отношение наше с Господом. Если хотим это получать, то сами должны давать это другим, покрывать. Нельзя наказывать детей за разбитые чашки, ну нельзя. За хамство надо, это как раз пресечение генерации зла. А еще надо обязательно просить прощения, я на этом настаиваю. Я сталкивался с тем, что православные психологи говорят, что это роняет родительский авторитет. Никак! Наоборот! Если я воспитываю ребенка в христианской вселенной, то я опираюсь на то, что есть Божия правда, закон. Это та самая, которой я молюсь «научи мя оправданием Твоим», то есть дай мне в любой ситуации видеть её как Ты, то есть видеть Твою правду. Но когда я наорал на ребенка, а еще и использовал цитаты из Писания, чтобы его как гвоздь по самую шляпку загнать в доску…

о. Максим: - Этого совсем нельзя, верно. Помню, еще совсем юным я прочитал воспоминания митрополита Вениамина Федченкова, где он описал эпизод спора православных со старообрядческими начетниками. Люди били друг друга словом Божиим как палкой. Помня это, никогда не употребляю слова Писания в качестве довода в споре.

о. Фёдор: - Могу сказать, что ребенок не прав, но не могу давать ребенку думать, что я словами Писания закрываю своё властолюбие, когда есть мнение моё и неправильное. А если я пришел, признался, что наорал, потому что устал очень, и хоть это не извиняет меня, но я так показываю, что этот закон и надо мной. Я им не владею, он Божий. И это утвердит ребенка в понимании того, что я его уважаю, что прошу прощения. И вырасти христианином с отцом, который умеет просить прощения, можно скорее, чем если отец жесток. Знал семью, где много детей, а у отца тяжелые руки, и один за другим дети, вырастая, быстро покидали Церковь и семью. Чтобы только уехать! Один остался, пел на клиросе. Спросил я его, в чем дело. Отец ставил их на вечернюю молитву, читал медленно полное взрослое правило, если дети отговаривались от святого угла, то давал затрещину, будучи уверен, что воспитывает настоящих христиан. Только примером, правильной любовью, жертвенной…

о. Максим: - В житии Силуана Афонского, помните, как он, будущий старец, привез отцу своему в среду или пятницу непостную еду, а отец через много лет ему потом признался, что ел будто мертвечину.

о. Фёдор: - Мудрость отца в том, чтобы знать, как и когда что можно сказать.

о. Максим: - Кстати, сейчас много людей, которые не умеют друг у друга просить прощения. Регулярно сталкиваюсь. Промолчать – да, признать, что не прав – да, но слово «прости» сказать неимоверно трудно. Наверное, это из семьи.

о. Фёдор: - Это свидетельство того, что человек не стал еще настоящим христианином. Облегчение ведь приходит буквальное после того, как звучит просьба о прощении. Освобождение от тяжести греха должно быть желанным. А когда ты не простил или не прощен, то как могильная плита, особенно с любимым человеком. Мы всё-таки должны мерить свою семейную любовь теми образцами, которые есть в Писании, образцами Божией любви. Может в этом сильно помочь книга Деяний, которая рассказывает о первой Церкви, дает вечно недосягаемую икону, образ того, какая Церковь быть должна. У многих уверовавших была одна душа, одно сердце, никто и ничто не называл своим. Одному священнику подрастающая дочь сказала, у вас с мамой в семье так хорошо, что мы не хотим выходить замуж и жениться. Такое интересное признание. И у нас есть знаменитая формула того, как была устроена первая Церковь. Книга Деяний, 42-й стих главы 2. И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Общая молитва семьи часто в небрежении. Она должна быть обязательно хотя бы раз в день. Она может быть краткая, чтобы выдерживал самый маленький член семьи, но она должна быть, потому что Церковь, которая не молится, – это музей. Господь приходит, где твое или трое, и становится посреди. И эта молитва обновляет благодать каждый раз, будто очищается всё. Невозможно читать молитву в ссоре, совесть жжёт. Поэтому это как раз вынуждает людей мириться.

о. Максим: - Мои проще поступают. Если в ссоре, на молитву не приходят.

о. Фёдор: - Значит, чувствуют, значит, молитва живая, значит, батюшка, вы вырастили хороших христиан. Циник ведь придет, но ему все равно. А мы не учим детей вере, мы не умеем, нас не учили, а это надо. Меня также не учили, я из нецерковной семьи, а нужно всё же это общение. У Луки, автора книги Деяний и третьего Евангелия, общение стоит перед преломлением хлеба и молитвой. А в Писании ничего нет случайного. Этот высший уровень бытия человека и семьи, соединения в Духе, которое происходит в таинствах и молитве, опирается на середину пирамиды, на общение, которое должно быть. Надо с детьми разговаривать! Надо с женой разговаривать! Надо просто говорить о том, что ей интересно. Она тогда будет говорить о том, что интересно тебе. И отслеживать надо. Вкусы меняются, интересы меняются. Я когда женился, то один друг родителей, художник, покойный ныне, говорил тост, достал много раз сложенную бумажку. Он сказал, что любимый человек - это такая бумажка, на которой написаны важные слова, но раскрывать и постигать, что там написано, вы будете всю жизнь. От того, что некоторые слова вроде связываются в предложения, всего вы еще не постигли. И это внимание, раскрытие происходит в душевном общении. Мы в какой-то момент просто стали ездить в продуктовый гипермаркет, потому что просто больше не было времени.

о. Максим: - А потом пришел ковид и всё отнял с этой его доставкой…

о. Фёдор: - Верно… И потом попил кофе с женой, и душевная часть восстановилась. Не так много надо, просто побыть наедине без детей. Что-то нужно делать, чтобы быть вместе. Хоть собаку завести и вместе с ней гулять. Когда-то же тебе хотелось гулять с женой бесконечно!

о.Максим: - Есть хороший способ: делать регулярно ремонт и переезжать в новую квартиру, тогда вместе придется обустраивать жилище. Общение хорошо не просто, когда общаемся, а когда есть общее дело. И тут и спорить, и уступать.

о. Фёдор: - Поскольку мы говорим, что христианская любовь супруги к ребенку, к родителям все равно христианская, то если ребенок растет и учится этой любви, глядя на братьев, сестер, родителей, то именно такой ребенок в значительной степени готов к созданию счастливой семьи. Подготовка к семейной жизни – передача опыта счастливой семейной жизни!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+