26.11.2024 18:51:25
Редакционный комментарий
Итоги года вроде бы принято подводить к концу года. Ну, в крайнем случае, в самом начале года нового. Но, похоже, некоторые начали подводить итоги уже сейчас и не только года – вообще итоги. Потому как, по информации западных СМИ, "некоторые чиновники из США и Европы предлагают вернуть на Украину ядерное оружие". Правда, неясно, почему "вернуть" – не они ж его с Украины забирали вроде бы? Впрочем, не будем спорить о словах. Хотят "некоторые чиновники из США и Европы" стрельнуть себе даже не в ногу, а прямо в голову – это проблема у них и у их психотерапевтов (если тут психотерапия еще может чем-то помочь).
Интересно другое. Разговоры о "победить Россию на поле боя", "нанести стратегическое поражение" как-то незаметно прекратились, слышатся довольно вялые обсуждения, что, мол, хорошо бы как-то "заморозить конфликт" (читай: дать Украине передышку, чтобы довооружиться и доукомплектоваться – и уж тогда …). Еще всю осень нас развлекали обсуждениями вопроса о "разрешении ВСУ стрелять в глубину российской территории" – что вот, мол, зря не разрешают, давно надо было разрешить, что вот-вот разрешат, что уже разрешили, только тс-с-с, это секрет и т.п. Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель призвал страны Евросоюза разрешить удары европейским оружием по территории, которую ЕС признает российской. Но тут же добавил: "Я считаю, что смешно говорить о том, что разрешение ударов европейским оружием по российской территории означает войну с Москвой. Мы не находимся в состоянии войны с Москвой, смешно говорить так. Мы поддерживаем Украину". То Шольцу было смешно, теперь этому. То же самое прозвучало из Вашингтона, по поводу разрешения Украине применять дальнобойные ракеты ATACMS – мол, да не воюем мы с Россией, даже такого желания у нас нет.
"Сейчас настало время, чтобы наконец найти в себе силы сделать то, что уже делают наши партнеры", – так и заявила глава МИД Германии Анналена Бербок, добавив, что другие европейские страны, такие как Великобритания и Франция, уже поставляют крылатые ракеты в Украину.
Российский президент объяснил, в чем тут дело. "Происходит попытка подмены понятий. Речь не идет о разрешении или запрете киевскому режиму наносить удары по российской территории. Он и так наносит – с помощью беспилотных летательных аппаратов и другими средствами", – отметил Владимир Путин. "Полетные задания в эти ракетные системы по сути могут вносить только военнослужащие стран НАТО. Украинские военнослужащие сделать этого не могут. Поэтому речь идет не о том, чтобы разрешать украинскому режиму наносить удары по России этим оружием или не разрешать. Речь идет о том, чтобы принять решение: страны НАТО напрямую участвуют в военном конфликте или нет. Если это решение будет принято, это будет означать ни что иное как прямое участие стран НАТО – США, европейских стран – в войне на Украине", – отметил президент РФ.
И нельзя сказать, чтоб совсем уж никто в Европе этого не понимал – понимают некоторые. Немногие. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо предположил, что могло бы образумить Европу: "Некоторые члены Европарламента с легкостью весеннего ветерка говорят о ракетах средней дальности, ракетах большой дальности. Возможно, одна такая ракета могла бы разбить фонтан в Брюсселе, чтобы они поняли, о чем все говорят", – сказал Р. Фицо.
Одновременно с вот этим всем министры иностранных дел Франции, Германии, Италии, Польши, Испании и Великобритании обвинили Россию в "атаках на архитектуру европейской безопасности". "Эскалация гибридной деятельности Москвы против стран НАТО и ЕС также беспрецедентна по своему разнообразию и масштабам, создавая значительные риски для безопасности", – говорится в совместном заявлении глав МИД по итогам встречи в Варшаве. Ну, то есть, стрелять по России крылатыми ракетами разрешили себе они, а в эскалации виновата Россия, ага.
А французский президент, разрешив Киеву бить западным оружием вглубь России, тут же поведал и новое о здравом смысле. Макрон призвал Москву принять участие в "коллективной деэскалации" ситуации на Украине: "Я призываю президента Путина к здравому смыслу и его обязанностям <…> соблюдать Устав ООН и принять участие в коллективной деэскалации". Оказывается, вот это все – это была "коллективная деэскалация".
Что же, Россия, так и быть, приняла в ней участие. Честно говоря, фонтан в Брюсселе – жалко. Пока. "Южмаш" – тоже кому-то, наверное, было жалко, но прилетело по нему. После атак дальнобойными американскими ракетами ATACMS и британскими Storm Shadow на Курскую и Брянскую области Россия провела успешное боевое испытание "Орешника". "Орешник", по словам президента, это баллистическая ракета средней дальности с гиперзвуковыми боевыми блоками. Ракеты атакуют цели со скоростью 10 Махов Современные системы ПВО и создаваемые американцами ПРО в Европе "подобные ракеты не перехватывают, это исключено", отметил президент. И подчеркнул: "Мы считаем себя вправе применять наше оружие против военных объектов тех стран, которые позволяют применять свое оружие против наших объектов".
Это вызвало реакцию двух типов. С одной стороны, экс-лидер правящей партии Великобритании Джереми Корбин заявил: "Премьер-министр должен немедленно выступить перед парламентом, чтобы прояснить, были ли нанесены удары британскими ракетами. Он должен сообщить, означает ли это, что мы находимся в состоянии войны с ядерной державой, насколько велик риск для жителей Британии и почему это произошло без одобрения парламента. Нужно делать все возможное для деэскалации и мира. Политические лидеры рискуют жизнями ради политической выгоды. В случае ядерной войны победителей не будет".
А с другой стороны, глава МИД Франции Жан-Ноэль Барро в интервью "Би-би-си" сообщил, что "Украина может запустить французские ракеты дальнего радиуса действия по России в целях самообороны". И вообще, "Западные союзники не должны ограничивать поддержку Украины в борьбе с Россией и не должны устанавливать красные линии. <...> Мы будем поддерживать Украину так интенсивно и так долго, как это будет необходимо". Так что тут и фонтан в Брюсселе (или в Париже) вряд ли бы сильно помог.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан кратко сформулировал разницу подходов: "На Западе и в России разный "вес и значение произнесенного слова": на Западе политика, особенно в последние годы, на 80% состоит из разговоров и на 20% из действий, в результате "у речей нет последствий" и даже в вопросах геополитики или войны многие европейские политики "легко разражаются тирадами, считая, что у этого не будет серьезных последствий, все это лишь коммуникационная внутриполитическая борьба". "В России если президент что-то говорит, это не болтовня, у этого есть вес и последствия... Когда Россия изменяет правила применения ядерного оружия, называемые доктриной, это не коммуникационный прием, это не уловка, ее изменили! И у этого будут последствия", - сказал Орбан в эфире радио Kossuth. И посоветовал: в ближайшие два месяца до инаугурации нового президента США Европе надо действовать не по привычке к речам, а исходя из здравого смысла, взвешивая каждое слово, иначе "будет беда".
Проблема, однако, в том, что у большинства европейских политиков, сегодня, похоже, весьма своеобразное понимание того, что такое вообще этот "здравый смысл". А уж "взвешивать каждое слово" это, по нынешним временам, для многих – совсем уж запредельное требование.
Впрочем, подводить итоги все-таки действительно рано.
Алексей Рогожин
Блог автора ВКонтакте: https://vk.com/id49914528
Добавить комментарий