31.10.2024 11:15:27
Сергей Львович Худиев

Несколько курьезная новость прошла по новостным лентам — в Химках учительница провела урок в дуршлаге, объяснив это верой в макаронного монстра. Родители не оценили юмора, учительницу отстранили на какое-то время — впрочем, потом разрешили вернуться к работе. По ее словам, если ученики могут приходить на уроки в хиджабе или шапочке из фольги, то и дуршлаг на голове не должен вызвать вопросов.
Пока суд да дело, множество пользователей Сети поспешили выразить ей свою поддержку, выложив в сеть свои фотографии в дуршлагами на головах.
Хочется, однако, заметить, что одно дело — частный гражданин, рассекающий по улице с дуршлагом на голове, может ему так удобно. А другое — учитель в школе.
Учитель — это не просто работа, это особая, высокая миссия, носитель которой должен осознавать свое достоинство. Дело учителя — не только передавать знания и навыки, но и подавать пример. Поэтому дурашливость и глупые шутки необходимо оставлять за пределами класса.
Люди могут являться «в масках кроликов, слонов и алкоголиков», завернувшись в простыни и с дуршлагами на голове — но у себя дома или, скажем, в кафе, которое они арендовали для веселой вечеринки.
В школу дети ходят не за этим.
Второе, что стоит заметить — учитель должен быть образцом вежливости и благожелательности.
Никто не возбраняет ему (или ей) быть атеистом в смысле категорического неверия в Бога. Но некоторые вещи невозможны в классе.
Известный атеистический публицист Кристофер Хитченс писал: «Я полагаю, что с религией надо обращаться с насмешкой, ненавистью и презрением, и я требую этого права» То же самое говорит о другое светило атеизма, Ричард Докинз «Издевайтесь над ними! Насмехайтесь над ними! Публично! С презрением!»
Дуршлаг — проявление именно насмешки и презрения, и тут нам, возможно, стоит сказать несколько слов. Дуршлаг, кухонная посуда, которая используется при приготовлении макарон, в данном случае — часть пародийного культа «Макаронного Монстра», или «Пастафарианства», от итальянского названия макарон, «паста».
Изобретателем этого культа был американский физик Бобби Хендерсон, который хотел таким образом выразить протест против решения департамента образования штата Канзас, требующего ввести в школьный курс концепцию «Разумного замысла» как альтернативу эволюционному учению.
«Учение» пастафариан говорит о том, что мир сотворен невидимым Летающим Макаронными Монстром, который состоит из макарон и тефтелей. При этом монстр создал Вселенную «после сильного алкогольного опьянения». Причиной порочности Земли стало опьянение монстра. В пастафарианском раю находится вулкан, извергающий пиво, и т.д.
«Пастафарианство» содержит массу деталей, которые намеренно высмеивают христианскую (и вообще теистическую) веру в сотворение мира.
И вот для учителя (любых личных убеждений) неуместно насмехаться и издеваться над учениками. Такое отношение было бы проявлением полной профнепригодности.
А дуршлаг на голове — это не просто шутка; это язвительная пародия. Довод «если вы собираетесь носить символы своей религии, я будут носить символ моей — дуршлаг» как раз подчеркивает эту язвительность.
«Ваша религия — такая же смехотворная глупость, как и дуршлаг на голове» — это вполне отчетливое послание, которое в этом случае хотят передать.
Еще раз заметим — «учитель ходит с дуршлагом на голове за покупками» — это одна ситуация. «Учитель намеренно и специально бросает язвительный вызов ученикам» — это другая.
Устраивать мировоззренческие конфликты на рабочем месте явно не входит в рабочие обязанности учителя. Желаете предаваться язвительной сатире на чужие убеждения — пожалуйста, не в школе. Родители отправляют детей в школу не для этого.
Это относится не только к атеистам — учитель не должен использовать свое место у доски, чтобы подвергать язвительным нападкам кого-либо из своих учеников.
Есть и еще причина, потому учитель не может подражать Докинзу и Хитченсу. Один из важнейших навыков жизни в современном обществе — искусство уважительного несогласия.
«Я не разделяю Вашу картину мира, но я уважаю Вас как человека, и поэтому буду высказывать мои возражения по существу» Другой человек, весьма возможно, заблуждается — но к нему следует относиться как к разумному человеку, а не как к глупцу, который достоин только посмеяния.
Одна из задач учителя — ввести учеников мир интеллектуальной жизни. А это мир бесконечно далекий от невежественного и высокомерного высмеивания чужих убеждений.
Чтобы спорить — тем более, о таких серьезных предметах, как бытие Божие — нужно знакомство с предметом, серьезное рассмотрение аргументов сторон, определенный интеллектуальный труд.
Многие находят этот труд утомительным и излишним — зачем, если чувство бесконечного интеллектуального превосходства можно обрести, просто водрузив на голову дуршлаг?
Но миссия учителя — как раз учить детей рассудительности, уважению к другим и умственному труду.
Добавить комментарий