03.09.2024 15:43:28
Евгений Никифоров
Вчера на Арбате 9 (бывший Украинский дом) праздновали День рождения Одессы. Елена Глищинская проявила чудо организационного таланта. Была (как писали классики) вся Одесса. Даже удивительно осознавать, что кто-то там, в этом оккупированном бандерштадтом городе еще остался. Преодолев жару, опасливость и подозрительность военного времени, ностальгия собрала более ста человек. От крупных государственных мужей и политиков до блистательной Нонны Гришаевой. Так как она читала Жванецкого, не читал сам Жванецкий. Никаких одессизмов, но одесский дух и юмор в лучшем исполнении.
Я напомнил, что Одесса всегда была ценна именно своим многообразием. И как ни странно, первым его почувствовал, когда город был почти младенцем, именно наше все - Пушкин. Раз и навсегда он сказал: «Здесь все Европой дышит, веет…» То есть в его (всеобщем тогдашнем) понимании «Европой» означало «Свободой». Этот дух свободы и привлекал все народы и нации, сложившиеся в одессита. Именно этот дух свободы и создавал атмосферу открытости, давал простор раскрытия личности, плодами которой до сих пор плодоносит Одесса.
Узколобой бандеровщине это не понять. Что такое Одесса, которую мы все любим? Это не только молдаванка Бабеля, который, кажется, и научил говорить «по-одесски». Это не только романтические босяки Пересыпи. Но это и последний всплеск дворянской, имперской архитектуры, многообразие живших там народов. Чем, спрашиваю я, заканчивалась Итальянская улица? Итальянской оперой. Чем Греческая улица? Греческим базаром. Чем Еврейская? Нет, не синагогой, а лучшей в городе еврейской больницей.
А ещё «неслиянно и нераздельно» жила православная Одесса со своими святынями, подвижниками благочестия и монастырями.
Одни в этом городе услаждали слух, другие кормили, третьи лечили, четвертые молились и так далее.
Я родился в районе Французского бульвара, с его изумительными виллами и садами. Точно как в Каннах. Моя бабушка работала старшей хирургической сестрой в маленькой клинике, которую так точно описал Паустовский во «Времени больших ожиданий». Там же врачом работала мама Жванецкого. Одесса - очень семейный город.
Немцы жили в степи. Их маленькие дорфы в немецком стиле я еще застал. Эти Либентали, Мариентали, Люсдорфы, которые наполняли чрево Одессы - Привоз. Там же жили и украинцы.
И вот теперь подонки из подонков этого народа захотели его присвоить, но по своей варварской природе просто не поняли, что культура не в камнях, а в именах. И замечательный вечер Елены Глищинской показал, что все в Одессе Европой веет, той Европой, что отстаивала свободу. И нам совсем не симпатичен «европейский» выбор заеденного вшами в степях в Хаджибее под Одессой Мазепы. Езжайте туда со всеми вашими бандуристами и кобзарями. Впрочем, это уж совсем зло сказано. Но я имею право так говорить, потому что во мне течет и украинская кровь.
Добавить комментарий