21.08.2024 16:45:07
Сергей Львович Худиев
Господь говорит в Евангелии «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18) Депутаты Верховной рады решили изобразить из себя врата ада и 20 августа приняли законопроект № 8371 «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций», призванный запретить Украинскую православную церковь (УПЦ). За это решение проголосовали 265 народных депутатов, 29 выступили против, 4 – воздержались. Закон вступит в силу через 30 дней после опубликования.
Чисто прагматически такое решение выглядит невероятно глупым. Запрещать крупнейшую религиозную общину страны — это вообще безрассудное решение с точки зрения стабильности страны, а делать это в разгар напряженных военных действий — какая-то квинтэссенция государственной глупости.
Даже такой ожесточенный и идейный гонитель Церкви, как Сталин, ослабил свой натиск во время войны — понимая, что отчаянно нуждается во всех людских ресурсах.
Восстанавливать против себя нейтральных (или вполне лояльных — граждан) — значит, в разгар схватки, стрелять себе в ногу. Кроме того, на Западе есть силы, которые хотели бы завершения конфликта — и которые выступают против финансирования Украины. Например, против него выступает Джеймс Вэнс, которого Трамп выбрал себе в вице-президенты.
Запрет Украинской Православной Церкви дает таким людям дополнительные веские аргументы. Довольно сложно изображать маяком демократии и прав человека государство, которое запрещает у себя крупнейшую религиозную общину. Довольно сложно настаивать на том, что это государство следует финансировать ради высоких западных принципов.
Но такой запрет абсурден с еще одной стороны. Если миллионы ваших сограждан — враги государства, как они перестанут быть врагами, если запретить Церковь, к которой они принадлежат? Они сразу возлюбят это государство?
Если клирики и миряне УПЦ — «агенты ФСБ», то какую пользу получит Украина, интегрировав их в государственную ПЦУ?
Что перебивает все эти соображения?
Трудно понять, но можно предположить. Иногда группы людей — в том числе, облеченных властью — делаются инструментами как бы некоего коллективного духа. Дух национализма (видеть ли за ним некое реальное духовное существо, или явление коллективной психологии) достигает своих целей через людей, которые могут их даже не осознавать.
А национализм требует выделения из среды своих сограждан группы врагов и отщепенцев, на которых будет возложена вина за все неудачи, благодаря которым «верные» национализма смогут обозначить свой статус как «своих», не принадлежащих к этой группе.
Например, ненависть нацистов к евреям — в том числе, крещеным, глубоко ассимилированным, среди которых было немало ярых патриотов Германии — может показаться образцом иррациональности. Но она была полезным, более того, необходимым инструментом — именно выделение евреев как «чужих» давало возможность всем остальным идентифицировать себя как «арийцев», настоящих, истинных германцев со справкой.
Ненависть к внешнему врагу помогает сплочению нации — но ее недостаточно, потому что обычно человек не боится, что его объявят внешним. Человек должен бояться, что его запишут во враги — и высоко ценить, что еще не записали. Поэтому внутренние враги необходимы. И они должны выделяться не признаку каких-то личных действий — но по признаку принадлежности к довольно легко идентифицируемой группе.
Украинские националисты выделили в качестве такой группы Украинскую Православную Церковь, и сделали признаком лояльности ненависть к ней. Ненависть абсурдную и абсолютно несправедливую по любым — в том числе, украинским меркам — но дело в том, что она и должна быть несправедливой.
Согласие с чем-то убедительным и правдоподобным не является знаком лояльности. Чтобы проявить такую лояльность, человек должен согласиться с чем-то кричаще нелепым, публично подписаться под явной несправедливостью.
На это накладывается и неизбежный конфликт между национализмом — для которого высшим и абсолютным предметом преданности и поклонения является Нация, которая превыше всего, и христианством как таковым, для которого имя выше всех имен — это имя Иисуса Христа.
Есть два взгляда на Церковь — изнутри, глазами веры, она нужна, чтобы приводить человека к спасительной вере во Христа и помогать ему возрастать в этой вере. Потому что Бог и вечное спасение — как ближних, так и мое собственное — это самое важное, что только может быть. Для Бога человек важнее государств и наций, союзов и империй — Бог создал именно человека для вечной жизни.
Есть взгляд снаружи — глазами политиков. Это взгляд целиком посюсторонний. Церковь существует для того, чтобы решать задачи, поставленные коллективом. Помогать формировать национальную идентичность, воспитывать лояльность и патриотизм. Бога и вечное спасение никто не отрицает — они еще пригодятся для мотивации людей на служение нации и государству. Но иерархия ценностей ясна — и на вершине ее совсем не Бог, а нация и ее держава.
Причем этот «взгляд снаружи» могут очень хорошо усваивать и члены Церкви — включая священников и иерархов, которые и сами делаются пламенными националистами, проповедуя, что дело Божие — это и есть национальное дело, вечное же спасение обретается ничем иным, как самоотверженным служением нации и государству.
Однако неизбежно возникают моменты, в которых приходится выбирать. Нация требует себе национальной Церкви — и такая община создана, это ПЦУ, туда всем и следует идти. Там утрачено апостольское преемство? Нацию не интересует апостольское преемство. Вы что, не можете поступиться этим своим апостольским преемством ради нации? То есть для вас есть вещи важнее нации? Тогда вас объявят изменником и будут преследовать.
Однако показательно реакция на это (или, вернее, ее отсутствие) со стороны патриарха Варфоломея.
Константинопольский патриарх Варфоломей, как сообщается, собирался направить комиссию, которая «должна была выяснить, действительно ли священнослужители ПЦУ и власти страны подвергают гонениям представителей УПЦ»
Комиссия, однако, завязла, как пишут, из-за нежелания ПЦУ. Однако со стороны это выглядит как довольно неубедительная попытка дистанцировать патриарха Варфоломея от происходящего. В конце концов, чтобы заметить, что Украинская Православная Церковь подвергается грубым преследованиям, церкви захватывают самым разбойным образом, епископов и священников хватают по надуманным обвинениям, никакая комиссия не нужна — огромное количество сообщений, в том числе, видеозаписей, доступно в интернете, а о том, что власть готовит запрет УПЦ, было невозможно не знать.
Недавно американский адвокат Роберт Амстердам, защищающий интересы УПЦ, пытался подсказать патриарху Варфоломею выход из ситуации, заявив, что создавая ПЦУ, тот не обладал всей необходимой информацией. «Я не верю, что патриарх Варфоломей поддерживает это бурное положение дел. Я могу только сделать вывод, что его святейшество стал жертвой интриг украинских властей и был лишен возможности узнать правду о религиозной свободе в Украине»
Увы, но надо признать очевидное — человек, претендующий на роль главы православного мира не захотел и слова сказать в защиту гонимой Украинской Церкви. Заступником Церкви выступил американский юрист — но никак не православный патриарх. Это глубоко печально.
Но, как говорит сам Христос, те, кто терпят несправедливые гонения за Его имя, не несчастны. Они блаженны. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мат.5:11)
Комментарии
21.08.2024 - 19:20 Сергей Львович, как-то:
Сергей Львович, как-то неубедительно и неглубоко сказано о причинах гонений УПЦ на Украине. Вы даже не упомянули о предательстве иерархов матери РПЦ, которая по ошибке предоставила автономию УПЦ проектному униатскому государству под именем "УКРАЙНА" после развала СССР, разве не было понятно какой болью для народа закончиться сначала духовная, а потом эта политическая авантюра. Разве наши святые Лаврентий, Иона, Зосима и другие не предупреждали держаться Русской Церкви и о самом расколе, который принесет большой крови и страданий народу русскому?
21.08.2024 - 20:32 Заслуженно помянув негодного:
Заслуженно помянув негодного Патриарха Варфоломея, не надо забывать, что митрополит Онуфрий, идя у киевских властей на поводу, сам устроил раскол и самочинную автокефалию; и это, разумеется, не помогло. "Блаженны, егда поносят Вам" не относится к тем епископам, что сдавали поминающих священников в СБУ.
Добавить комментарий