17.07.2024 12:07:45
Слушвть: https://radonezh.ru/radio/2024/06/24/21-00
о.Сергий: - Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Благословения Божьего! На сегодня я решил взять пищу посложнее, потвёрже. Обсудим книгу св. Григория Паламы «Гомилии», по-нашему – проповеди.
В IV веке велись нешуточные споры о Божественных энергиях, нетварном свете. Вместе со святителем и мы проникнемся серьезной темой сошествия Святого Духа на апостолов. О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа; в этой же гомилии говорится и о покаянии.
Недавно великими очами веры мы созерцали возносящегося Христа, и то – не менее тех, которые были удостоены своими телесными очами взирать на Него, и, отнюдь, не уступая им в блаженстве; ибо Господь сказал: «Блажени не видевшии и веровавше» (Ин.20:29) – а таковы – те, которые по слуху удостоверились и чрез веру видят.
Важный пассаж. Если человек долго в Церкви, не пропускает богослужения, живет церковной жизнью, он, бывает, становится как бы холоднее. Ничего такого нет, я как-то это всё уже слышал, что там нового я могу узнать. Событие рядовое. Например, 25-я Троица в твоей жизни… Сначала было рвение, желание, а потом куда-то всё делось. Святитель нас укрепляет и говорит, что тогда были люди живые, видели своими глазами. А бывает, что кто видел своими глазами, делится, но ему не верят – попробуй докажи. И тут вопрос веры. Если не веришь, как я тебе докажу? Но те, которые не присутствовали с пятьюстами воочию видевших Вознесение, не уступают в блаженстве, даже превосходят их. Мы видим через веру, верой присутствуем и на Елеонской горе, на горе Искушений. Мы присутствуем верой! Читаем и через время и пространство всё знаем, потому что у Бога предусмотрено всё. Мы каждый раз становимся на Тайной вечери, когда причащаемся – оказываемся там, в Сионской горнице, где Господь Сам нас причащает Пречистым Своим Телом и Честной Кровью. Убедиться в этом можно через веру.
Итак, недавно мы созерцали Христа, взимаемого от земли с телом, ныне же видим, на основании послания Им Святого Духа Ученикам, куда, вознесшись, Христос предварил, и на какое (великое) достоинство возвел наше, воспринятое Им, естество. Теперь мы видим, куда именно вознёсся Господь. Когда Дух Святый сошел на апостолов, стал понятен уровень нашего естества. Ибо туда, конечно, Он взошел, откуда Дух, посланный Им, снизошел. Откуда же Дух снисшел. Откуда же Дух снисшел, – явил Говорящий чрез Пророка Иоиля: «Излию от Духа Моего на всяку плоть» (Иоил.2:28), и к Которому обращается Давид: «Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли».
Поскольку Христос воскрес, неважно какой жизнью ты живешь, – в конечном счете ты все равно будешь воскресать.
Обновление на земле произошло от Ветхого Завета к Новому. Новый Завет – новая Церковь.
Итак, вознесшись, Христос восшел к Высочайшему Отцу и в самые Отеческие недра, откуда и Дух имеет бытие, и показал Себя участником, даже и по человеческому естеству, свойственного Отцу достоинства, тем, что и Он также послал с небес Духа, исходящего и посылаемого от Отца.
Наша догматика проста: Отец рождает Сына и изводит Духа Святого. Не может такого быть, чтобы одно из лиц Святой Троицы было в подчиненном положении по отношению к другим. Каждое Лицо Троицы равночестное. Одна честь, один уровень, просто разные свойства. Троицу можно попытаться понять через сравнение с солнцем. Солнце мы можем видеть. Можем не видеть, но по его лучу на стене комнаты мы все понимаем. Не бывает ведь, чтобы солнце не изводило лучей, и чтобы луч был без солнца. То же с теплом, которое от солнца выделяется.
Еще одна важная формула – всё делается Богом-Отцом через Сына в Духе Святом. Не может быть, чтобы одна ипостась участвовала в чем-то, а две другие нет. Всегда и во всем участвует Святая Троица.
Но слыша, что Дух Святый посылается от Отца и Сына, пусть никто не подумает, что Он не – того же достоинства, что – и Они; ибо Он – не только из посылаемых, но и Сам из числа посылающих и благоволящих. Бог, говорящий чрез Пророка, являет это ясным образом: «Аз рукою Моею (Ис.44:24) утвердих землю и прострох небеса (Ис.45:12), и ныне Господь посла Мя, и Дух Его» (Ис.48:16). И Христос чрез того же Пророка, в ином месте, говорит: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя» (Ис.61:1). Итак, Дух Святый не только посылается, но и Сам посылает Сына, посылаемого от Отца, из чего явствует, что Он одного с Ними достоинства и естества и обладает тем же действием и честью, что Отец и Сын. Итак, благоволением Отца и содействием Святого Духа, по неизмеримой глубине человеколюбия, Единородный Сын Божий, приклонив небеса и сошед с высоты, был видим на земле, как Человек и был в нашей среде, и совершил и учил то, что – чудесно и велико и возвышенно и воистину приличествует Богу, а для послушающих Его – божественно и спасительно. Затем и добровольно страдав за наше спасение, и погребен и тридневен воскресши, Он вознесся на небеса и воссел одесную Отца, и там содействовал сошествию Божественного Духа на Учеников, со-послав Его вместе с Отцем, как и обетовал им.
Он же, восседая тамо в вышних, как бы взывает нам оттуда: если кто желает примкнуть к этой славе и стать участником Царства Небесного, и нарицаться сыном Божиим, и обрести бессмертную жизнь и неизреченную славу и чистое наслаждение и неиждиваемое богатство, – тот пусть слушается Моих заповедей и, по силе, подражает Моему образу жизни, и пусть жительствует так, как – Я, Который, пришедши плотию на землю, сотворил и научил, положив спасительные законы и представив в пример Меня Самого. Если помните, Господь Сам предлагает научиться от Него, «яко кроток и смирен сердцем есть». Нужно стремиться к совершенству, образец которого у нас есть – Сам Христос. Он не просто так предлагает, но «если кто желает примкнуть», а кто не желает – ничего не надо, можно жить как жили без Христа. Пусть, кто желает, жительствует как Господь.
«Я, Который, пришедши плотию на землю, сотворил и научил, положив спасительные законы и представив в пример Меня Самого; ибо Своими делами и чудесами Господь сделал достоверным Евангельское Учение; запечатлел же Своими Страстьми; показал же великую пользу и спасительность Евангельского Учения Своим Воскресением из мертвых, Своим Вознесением на небеса и совершившемся наитием с небес Божественного Духа на Учеников, которое мы сегодня празднуем. Ибо по Воскресении из мертвых и явлении Своим Ученикам, возносясь, Он сказал им: «Се Аз послю обетование Отца Моего на вы: вы же седите во граде Иерусалимсте, дондежe облечетеся силою свыше, (ибо) приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетели во Иерусалиме же, и во всей Иудеи и даже до последних земли» (Лк.24:49; Деян.1:8)
Когда же исполнилось 50 дней после Воскресения, чего мы ныне творим память, – когда все Ученики собрались вместе и единодушно были в горнице оного святого места, а также и в горнице своей души, каждый сосредоточившись духом, потому что они отдались и прилежали молитве и священным песнопениям Богу, «бысть», говорит Евангелист Лука, «внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще» (Деян.2:2). Это – тот шум, о котором предрекла Анна Пророчица, когда приняла обетование о Самуиле, говоря: «Господь взыде на небеса, и возгреме: Той даст крепость и вознесет рог Христа Своего» (1Цар.2:10). Этот шум был также предвозвещен и в видении Илии; ибо говорится: «Се глас хлада тонка, и тамо Господь» (3Цар.19:12); ибо «глас хлада тонка» это – шум ветра. Предызображение сего гласа и дыхания ты можешь найти и в Евангелии Христовом. Ибо в последний день великого Праздника, т.е. в Пятидесятницу, стал Иисус – как повествует Богослов и Евангелист Иоанн, – и воззвал, говоря: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии во имя Его» (Ин.7:37–39). Но и по Воскресении, Он дохнул на Учеников Своих и сказал: «Приимите Дух Свят» (Ин.20:22). Таким образом, оный глас предобозначал сей шум, и дуновение – сие дыхание, которое ныне бурно разлившись свыше, испустив с неба великий и мощный шум, призывает всю землю под солнцем и всем, в вере приходящим, дарует благодать и вселяется в них.
Ключевая фраза здесь о том, «кто хочет». Кто как хочет, так и делает. Господь всегда подчеркивает, внедряет в нас мысль, что мы свободны, что мы не рабы. Если хотим, приходим ко Христу. Есть, правда, те, кто очень ищут компромисс. Да, я хочу Царствия Божия, но что же мне теперь – отказываться от страсти своей? Несерьезно. Бог милостив, он меня и так помилует, хотя я и знаю, что, кто любит, тот заповеди Христа соблюдет. Всё равно. Хочу пить из Чаши, участвовать в Евхаристии, но грехи бросать мне не хочется. Вот так: и нашим, и вашим. А такое кончается грустно, если человек не покается. Иуда первый из таких. Он участвовал в Таинстве, а результат… Пример с жаждой очень доходчив. Вот я выпил чашу воды, ну может быть три, чтоб с запасом, и вот месяц могу не пить. Речь здесь идет о стабильности - я не могу не. Вдохнул и не могу не дышать. Духовная жизнь не предполагает таких перерывов, потому что это сразу означает возвращение к грехам, которые есть смерть. И вот такое житейское соображение: то, что ты считаешь грехом – не делай точно. От такого ясно будет вред очевидный. Грех по плодам тоже легко понять. Чувствует совесть что-то не то, делать нельзя.
Таким образом, оный глас предобозначал сей шум, и дуновение – сие дыхание, которое ныне бурно разлившись свыше, испустив с неба великий и мощный шум, призывает всю землю под солнцем и всем, в вере приходящим, дарует благодать и вселяется в них.
Вопрос: – Полгода назад ушёл дорогой мне человек. До сих пор меня мучает печаль. Это грех?
о.Сергий: – Скорбь естественна. Не скорбеть не получится. Мы не камни, сердце есть, которым мы привязываемся. Сама по себе скорбь должна быть. А вот отчаяние и уныние грехи большие, поэтому лучше всего найти, за что Бога благодарить. Господь всегда забирает человека вовремя, особенно если речь о человеке, жившем духовной жизнью как мог, прибегавшем к исповеди. Мы же не знаем участи человека в вечности. Но всегда и за многое можно сказать спасибо. Спасибо, Господи, что ты дал мне этого человека, который никуда не делся, между прочим. Мы считаем, что потеряли близкого, а я это так вообще не воспринимаю. Мы приобретаем на небесах молитвенников, а встречаться – у нас есть шанс. Так что молиться и не унывать! Если смириться, принять, что Господь лучше сделал для всех, то скорбь будет переноситься тише, особенно учитывая, что есть обетование, что мы все, кто хотел, воскреснем и встретимся там, в Царствии Небесном.
Является же с силою, как – все побеждающее и попирающее стены лукавого, уничтожающее грады и всякие твердыни врага, и смиряющее превозносившегося, возносящее же смиренных сердцем, и скрепляющее то, что было дурным образом разрешено, разбивающее же оковы грехов и разрешающее узы рабства. Исполнило же Оно дом, где они находились, делая его духовной купелью, и этим исполняя оное обетование Спасителя, которое, возносясь, Он им изрек: «Яко Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым, не по мнозех сих днех» (Деян.1:5)
Крещение Духом святым есть важнейший момент нашей жизни, потому что Духом Святым можно было от апостолов полагать священников, епископов, и этим же Духом мы имеем возможность проповедовать.
Но и то наименование, которое Он им дал, Он показал этим, как – справедливое: ибо силою сего шума с неба, Апостолы действительно стали «Сыны Громовы». «И явишася им, – говорится, – разделени язы́цы яко огненни: седе же на едином коемждо их, и исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещевати»/ Дух Святой дал им говорить теперь на любом языке, наречии и понимать. То есть, они стали полиглотами совершенными.
Те чудесные дела, которые Владыка совершил в теле, являющие, что Он, по Своей Ипостаси, Сын единородный, на конец времен соединившийся с нами, прияли конец; (ныне) начинают совершаться те вещи, которые являют Духа Святого, Сущего согласно Своей Ипостаси, – дабы мы познали, а также усвоили великую и покланяемую Тайну Святыя Троицы; ибо и ранее, воистину, действовал Дух Святый, – потому что это Он говорил чрез Пророков и предвозвещал будущее – ныне же чрез огненные языки явился всем в Своей Ипостаси, и Владычным образом, как бы на престоле, сев на Христовы Ученики, сделал их орудиями Своей силы.
Мы знаем, что дальше ученики пошли проповедовать Евангелие всей твари. Сейчас они продолжают свою апостольскую проповедь, в которой мы тоже участвуем. Тема сегодняшняя, как я и предполагал, - не легкая прогулка. Надеюсь, мы получили пользу от труда св. Григория Паламы и его гомилии на Пятидесятницу. Спаси всех Господь!
Добавить комментарий