Перейти к основному содержанию

10:05 02.07.2024

Митрополит Видинский Даниил и свобода Церкви

29.06.2024 13:52:16

Кандидат на пост Патриарха Болгарской Православной Церкви митрополит Видинский Даниил выступил с развернутой критикой патриарха Варфоломея. В своем интервью Радио Болгария он, в частности, сравнил нынешнее положение Украинской Православной Церкви с теми временами, когда Церковь подвергалась гонениям от большевиков. Вот что он сказал:

«В первые годы большевистской революции гонения против Церкви в СССР также были ужасающие – истребляли священников, разрушали тысячи храмов, была предпринята попытка подмены самой институции через обновленческий раскол. Сегодня в Украине происходит нечто подобное. Теперь эта попытка подмены - через создание т.н. Православной церкви Украины (ПЦУ) Константинопольским патриархом Варфоломеем в 2019 г., при том, что в Украине существует общепризнанная каноническая Церковь – Украинская православная церковь (УПЦ), с предстоятелем Киевским митрополитом Онуфрием. Это неканоническое действие патриарха Варфоломея привело к еще большему разделению в Украине»

Митрополит Даниил обратил внимание на то, что в ПЦУ утрачено преемство рукоположений:

«Священство в ней [ПЦУ], на практике, сталкивается с проблемами апостольского преемства. Есть отлученные, по основательным каноническим причинам, которые приняты и возобновлены в сане неправомерно и без покаяния. И, несмотря на это, патриарх Варфоломей попытался их легитимировать изданием т.н. томоса – документа об учреждении этой неканонической структуры... Есть одно прекрасное письмо от Албанского архиепископа Анастасия из Тираны – он обосновывает свое видение по данному вопросу и отмечает, что издание данного томоса не покаявшимся раскольническим группам с проблемным священством неприемлемо»

Стоит напомнить, о чем идет речь.

Православная Церковь есть преемница Апостолов, и это преемство проявляется в разных отношениях — как преемство веры и молитвы, в частности. Но у него есть один важный и необходимый аспект, который стоит отметить особенно. Преемство Таинств, которое сохраняется благодаря преемству рукоположений.

Апостолы рукоположили первое поколение Епископов, те — следующее, и так каждого православного епископа и священника связывает с Апостолами непрерывная цепочка рукоположений.

Это не только вопрос правильного устройства Церкви — но и вопрос совершения Таинств. Через рукоположение передаются особые дары Святого Духа. Как говорит святой Апостол Павел, «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2Тим.1:6)

Особенность ПЦУ том, что она была создана на базе двух расколов — самопровозглашенного «Киевского Патриархата» и «Украинской Автокефальной Православной Церкви».

Часть «епископов» в этой структуре, в том числе, ее глава, Сергей Думенко, были «пострижены в монахи» и «рукоположены» Филаретом, самозваным «патриархом Киевским», в тот момент, когда он сам находился под анафемой, наложенной на него за учинение раскола. Причем эта анафема была на в то время признана всем православным миром, включая и сам Константинополь.

Таким образом, Филарет не мог совершать никаких священнодействий, и, с точки зрения церковных канонов все «постриженные» и «рукоположенные» им люди являются не больше чем мирянами.

Приняв их, как если бы они уже были монахами и Епископами, патриарх Варфоломей создал структуру, в которой утрачено апостольское преемство. С 2018 года фанар прилагает (с переменным успехом) напряженные усилия к тому, чтобы заставить другие православные Церкви признать его протеже и принять их в церковное общение.

Митрополит Даниил также обратил внимание на то, что антиканонические действия патриарха Варфоломея не только не принесли церковного мира, но и привели к жестоким гонениям на Украинскую Православную Церковь:

«Патриарх Варфоломей был уверен, что таким образом миллионы православных христиан, лишенных общения с Церковью, приобщатся к ней. И вместо того, чтобы воцарился мир, как он предполагал, он разжег еще более ожесточенное разделение, в котором буквально эти люди, которых он провозгласил каноническими, стали проводить гонения канонической Церкви. Отбирают храмы, избивают священников, убивают, разве это христиане? Это абсурд, но разделение является фактом»

Высказывание болгарского митрополита важно во многих отношениях, но, в частности, как пример христианской свободы от давления этого мира.
Околоцерковная аналитика часто рассматривает взаимоотношения между поместными Церквами как (перефразируя Клаузевица) продолжение политики церковными средствами, а решения, принимаемые теми или иными иерархами — как продиктованные чисто мирскими соображениями: балансом сил и интересов, ориентацией (часто вынужденной) на те или иные центры власти, национальными или партийными пристрастиями.

Нельзя не заметить, что такие факторы реальны. Важным фактором церковного раскола является геополитическое противостояние, и то, что интересы патриарха Варфоломея неразрывно связаны с Соединенными Штатами, где пребывает и большая часть его паствы, а весь проект ПЦУ самым нескрываемым образом курировался американской дипломатией, заинтересованной в подрыве влияния Русской Церкви как «мягкой силы» Москвы.

В церковных неустройствах есть свои светские интересанты, которым вообще не важен вопрос апостольского преемства, зато важны чисто политические результаты, которых можно достичь, действуя на церковном поле.
Болгария, как государство, находится в западной сфере влияния, и политические соображения диктовали бы всем иерархам Болгарской Церкви про-фанарскую позицию.

Но есть и иерархи, для которых каноническая правда, и сохранение церковного Предания важнее, чем текущие геополитические расклады. И такая позиция — важное свидетельство о свободе Церкви. Церковь существует уже две тысячи лет — и она пережила уже очень много политических конфликтов, которые тащили ее в разные стороны. Политическая обстановка меняется непредсказуемым образом — а Церковь должна оставаться сама собой.

Политические бури могут раскачивать корабль Церкви — но не они должны определять его курс.

И вот благодаря таким епископам, как митрополит Даниил, Церковь хранит и будет хранить то, что для нее действительно важно — веру и Таинства.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

30.06.2024 - 14:36 :

Да, бытие определяет сознание. Но настолько, насколько сознание ему позволяет (Иосиф Бродский).
А мы можем и так сказать: Яблочко от яблони недалеко падает, а Дух дышит, где хочет.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 12 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+