Перейти к основному содержанию

14:25 04.03.2024

Два образа Церкви

07.02.2024 15:11:06

Недавно синод ПЦУ решил изъять из церковного календаря день памяти благоверного князя Александра Невского. Это решение вызвало массу комментариев, и его причины, в общем-то, понятны. Они связаны с самой идентичностью ПЦУ как политического и национального проекта.

Само подчинение религии национальным целям — явление не новое. Его никоим образом нельзя назвать чисто украинским — мы можем вспомнить, как минимум, Генриха VIII и созданную им Англиканскую церковь, да им множество подобных явлений в истории христианского мира.

Существуют два конфликтующих представления о том, что такое Церковь и зачем она нужна. Одно из них порождено взглядом на Церковь «снаружи», глазами неверия, прямо декларируемого — или, чаще, подразумеваемого. Бога в этой карте реальности нет. Как в марксизме, подразумевается, что религия — это инструмент, при помощи которого элиты манипулируют массами. Только, в отличие от марксизма, отношение к религии носит не враждебный, а вполне прагматический характер.
«Религиозные мифы» воспринимаются как несомненно ложные, «нет ни рая вверху, ни ада внизу», как сказал поэт — но от этого они не перестают обладать влиянием на людей, а, значит, силой, которую нужно использовать. И, в то же время, не дать ее использовать врагам.

Некоторые фигуры могут быть чисто символическими — как, например, «Неизвестный Солдат» или «Родина-Мать», но они могут обозначать что-то очень важное для людей и оказывать огромное влияние на их поведение. В рамках «внешнего» взгляда на Церковь Христос и Матерь Божия воспринимаются в таком же качестве. Человек ни минуты не верит в то, что две тысячи лет назад Бог буквально воплотился от Девы — он видит в этом миф, подобный другим мифам.

Но люди живут мифами, и мифы могут быть важны и интересны по причинам, не имеющим никакого отношения к их истинности. Национальная Церковь может быть важным и полезным институтом независимо от того, существует ли вообще Бог — и даже исходя из убеждения, что Бога не существует. Это такой взгляд на вещи, при котором Бога нет — да и не надо — а вот религия вещь важная и полезная в национальном хозяйстве.

«Воля Божия» нужна лишь для того, чтобы ссылаться на нее для осуществления вполне человеческой воли — воли нации и государства, или, конкретно, тех представителей политической элиты, которые говорят (и принимают решения) от ее имени.

Не раз и не два, беседуя в интернете, мне приходилось сталкиваться с убеждением, что Церковь существует для решения национальных, политических задач, для того, чтобы обеспечивать обрядовое сопровождение национальным мероприятиям, придавать сверхъестественный авторитет решениям национальных вождей, и ободрять борцов за национальное дело уверениями, что в случае гибели их ждет загробная награда.

Причем никаких опасений, что Бог осудит такое употребление Его имени всуе, не возникает — потому что, хотя прямым текстом бытие Божие и не отрицается, предполагается, что Его просто нет.

Людям в голову не приходит, что они делают что-то нечестивое, что-то, что может навлечь на них осуждение. Астрологи ободряют людей благоприятными прогнозами, колдуны помогают снять тревожность уверениями в силе их магических оберегов, пусть и священники уверяют в помощи Божией.

В этом контексте святые могут быть интересны только в качестве национальных героев — и богослужебное почитание чужого национального героя есть нонсенс. А святой Александр Невский для ПЦУ является намного хуже, чем чужим — он был великим князем как в Новгороде, так и в Киеве. Даже самое поверхностное знакомство с его биографией указывает на то, что средневековая Русь была единым цивилизационным, культурным и религиозным пространством, охватывающим и Киев, и Новгород, и Владимир.

Есть, конечно, и совершенно другой взгляд на Церковь и ее место в мире. Это взгляд изнутри Церкви, который определяется ее Символом Веры. Церковь провозглашает единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

Непостижимое величие Творца мироздания сразу задает масштаб, в котором притязания тех или иных человеческих вождей оказываются «менее ничтожества и пустоты». Как пророчествует Исайя о дне Суда, «Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено, - И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день» (Исаия 2:12, 17)

Наглая надменность людей, которые считали себя очень мудрыми и сильными со своими политическими схемами, предстанет во всей своей жалкой глупости. Вы не можете использовать Бога в качестве инструмента для достижения национальных целей — потому что Его вообще невозможно использовать в качестве инструмента.
Бог не просто реален — Он есть высшая, предельная, окончательная реальность. Он пребудет, когда все державы и империи, экономические и военные союзы истают, как прошлогодний снег.

Бог сотворил каждого человека для вечности, соткал его во чреве матери и искупил во Христе — независимо от его национальности, гражданства или сословия.
Церковь служит Богу в Его деле спасения людей для вечности — и по природе своей она не может быть национальным сообществом, обслуживающим национальные интересы (как их видят те или иные люди). Она является Единой, Святой, Соборной и Апостольской — то есть объемлет людей из всех народов, живущих по всему лицу земли, и распространяет свет Христов поверх всех государственных, национальных, расовых или социальных барьеров. Для нее все, кто принял истинную веру и Крещение, ее возлюбленные чада.

Как говорит святой Апостол, «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор.12:12-13) «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:11)

Церковь не может быть инструментом одной группы людей против другой; она вообще не может быть человеческим инструментом. Она создана не для того, чтобы творить волю тех или иных сильных мира сего, но для того, чтобы через нее совершалась воля Божия.

Пример ПЦУ весьма поучителен. Храмы, отжатые у Украинской Православной Церкви, стоят практически пустыми; на службах иногда присутствует одно духовенство. Можно создать государственную церковь, предназначенную для решения национально-политических и военно-пропагандистских задач. При наличии административного ресурса это совсем не трудно.

Проблема возникает в другом — как наполнить эту церковь прихожанами. Социальное давление, когда надо было регулярно появляться в храме, чтобы выглядеть приличным членом общества, осталось в прошлом. Пытаться возродить давление административное — когда нужна была справка о говении — было бы крайне трудной задачей, и едва ли государство захочет за нее браться.

А искреннее обращение, когда люди с любовью, благоговением и страхом Божиим устремляются в храм, чтобы поклониться Богу, и охотно жертвуют, чтобы поддержать благоукрашение храма и церковное служение, требует совершенно другого взгляда на реальность и совсем другого набора ценностей.

Попытки использовать Церковь в качестве инструмента, приспособить ее к каким-то чисто посюсторонним целям, конечно, много раз предпринимались в истории — и еще будут предприниматься. Но Церковь сохранится и продолжит свою миссию — согласно обетованию Спасителя «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18) через тех людей, которые искренне верят в Бога. Как сказано в Писании, «очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему» (2Пар.16:9)

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Fill in the blank.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+