Перейти к основному содержанию

22:45 15.06.2024

Не могли бы Вы прокомментировать молитву на освящение воды?

29.01.2024 11:11:21

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2024/01/17/21-00

Вопрос: - На радио «Радонеж» от одного ведущего слышала, что души некоторых людей после смерти распадаются в ничто, ни в Царствие Небесное не идут, ни в ад. Это происходит с ними потому, что они еще при жизни отверглись Христа. Это правда или выдумка?

отец Михаил: -  Это довольно распространенная вера в то, что после смерти ничего вообще не остается. Тело умерло и душа распалась на атомы или эфиры. Больше ничего после смерти - небытие. За такой ответ на экзамене в Российском православном университете, где я принимал экзамены, одному студенту чуть двойку не поставил. Он сказал, что души неверующих грешников уйдут в небытие. Нет так всё! Такого учения в Церкви нет! Это скорее либо буддийское что-то, либо другое. Во всех авраамических религиях (ислам, иудаизм, христианство) при всей их разности не учат тому, что после смерти умирает душа. Нет учения в иудаизме о посмертной жизни души, но она остается даже у них, что уж говорить о христианах. Христиане все и всегда верили в то, что есть посмертное мздовоздаяние – то, что Господь готовит каждому в соответствии с тем, как он жил, что выбрал, какой путь, узкий и тернистый, который ведет в Царствие Божие или легкий и пространный, который ведет в погибель. Царство Небесное надо заслужить. В Евангелии об этом много сказано. Третьего состояния – распада души – просто нет. Душа нематериальна. Более того, мне как-то даже не верится, что на радио «Радонеж» такое могли сказать, потому что такое учение, хоть и господствует среди неверующих или маловерующих, не имеет основания ни в Писании, ни в предании святой Православной Церкви.

Вопрос: - Не могли бы Вы прокомментировать молитву на освящение воды?

отец Михаил: -  У меня нет полного текста этой молитвы, там каждое слово значимо, можно всю её объяснять, но какие-то важные моменты могу отметить. Во-первых, освящается вода, которая в сосуде перед священником, и всё естество вод. Когда священник идет из алтаря к чаше со святой водой, он с крестом в руках поет эту песнь, тропарь: днесь вод освящается естество и разделяется Иордан Владыку зря крещаема. Вода вся освящается, но не вся она становится святой. Естество всех вод на земле освятилось, но сама вода от этого Крещенской святой Великой Агиасмой не делается. Великую Агиасму мы набираем только в храме. Люди купаются в этот праздник в воде, которая не святая, конечно. В балканских странах есть обычай бросать деревянный крест далеко в воду моря или реки и нырять в холодную в это время года воду, чтобы первым найти крест и вернуть его назад. Это чисто народный обычай тех, у кого традиция не прерывалась в отличие от нас, которые 70 лет испытывали давление власти. У нас осталось очень немногое – только троекратное погружение в купель или прорубь с крестным знамением.

Далее в молитве говорится о том, что пьющий, помазывающийся, причащающийся этой воде получают исцеление, благословение, она на всякую пользу изрядную освящается. Прогоняются злые силы в домах. Я встречался с такими случаями – люди жаловались, что их пугали звуки, голоса, а то и пламя из углов, да, бывало и такое, но как только водой святой освящено, всё пропадает. Только нужно упование на Господа, а не лишь на воду, как что-то волшебное.

Воду, взятую в храме на Крещение, нужно хранить с великим благоговением. Примером нам являются старообрядцы, которые к Великой Агиасме относятся очень благоговейно. Если они решили испить святой воды и пролили капельку, то выжигают это место огнем. А если человек заболел и не имеет возможности позвать священника, то причаститься можно и Великой Агиасмой. Она стоит на втором месте после самого Причастия по степени воздействия на человека. Благоговейное отношение, конечно…

В этой же молитве мы молимся о помиловании нашего патриарха. Упоминается и царский дом - раньше люди просили помощи, благословения, укрепления его. Молитва получается весьма объемлющая.

Вода святая хранится до следующего Крещения. Есть такие, кто хранит воду на протяжении многих лет, и она не зацветает. Это, конечно, не нужно совсем, воду нужно употреблять, чтобы на следующий праздник снова взять святой воды. У Иоанна Златоуста есть такое слово о святой воде, где он говорит, что является чудом явным, что вода эта не портится. И это не только о нас речь, живущих в холодном климате, но и о тех, кто живет в других условиях, где всё моментально портится, а вода остается нетленной. Это нужно для того, чтобы укреплять в нас веру – самое главное в празднике любом и жизни нашей.

Вопрос: - Скажите, если на Крещение освящается вся вода, в морях, океанах, везде, то могу ли я из-под крана набрать воду? Будет ли она считаться Крещенской? Я по состоянию здоровья не могу ходить за водой в храм.

отец Михаил: - Я уже ответил на этот вопрос. Повторюсь. В тропаре песнопении предваряющем освящение, говорится: днесь вод освящается естество. Природа водная освящается. Крещенская вода освящается по определенному чину, становится святой. Мы ее так и называем - святая. С водой, которая находится не в храме, того же не происходит. Над этой водой не молятся по особенному чину, не погружают в нее крест - простая вода не становится святой. Если бы это было так, то что бы делали потом с таким количеством святой воды? Вода в кране не может быть святой до 12, а после 12 уже несвятой. Так что нужно находить возможности приносить воду из храма. Есть волонтеры, помощники. Кто желает воду получить, помолится и найдет возможности.

Вопрос: - Что хочет сказать Церковь, вспоминая Крещение Господне в Иордане?

отец Михаил: -  Хороший вопрос. Церковь вспоминает не только это событие, но и Рождество Христово, Обрезание, все события, которые происходили с Господом и даны нам в воспоминание того спасительного действа, которое было здесь, когда Господь Сам ходил по городам и весям Палестины. Всё его пребывание на земле было удивительным. Каждый день можно что-то вспоминать в назидание себе. Мы в общем это и делаем, потому что Евангелие – рассказ о земных днях Господа Нашего. Если мы читаем Евангелие, а его надо читать каждый день, то мы вспоминаем не только праздники, а все события, описанные в нём. Всё в Писании назидательно для нас. Каждый день жизни Спасителя мог бы быть отмечаем нами, как и любой великий праздник, но психика человека так устроена, что она нуждается в особых пометах, зарубках, она не может находиться в одном состоянии. Поэтому выделяются более великие дни, праздничные. Но повторюсь, даже обычные события, описанные в Писании, имеют для нас великое назидание. Человек примеряет всё, о чем читает, на себя, на свою жизнь, получает от этого великую пользу. И Церковь, вспоминая Крещение, говорит о том же.

Во-первых, мы в этот праздник вспоминаем крещение собственное, своих детей, внуков. Вспоминаем те обеты, которые давали и, может быть, не соблюли. Это не то, каким Крещением крестился Господь Наш. Он вообще не имел нужды в покаянии, потому что не совершал грехов. Но когда Иоанн Креститель стал отрекаться, говорить о своем недостоинстве, Иисус сказал, что нам надлежит исполнить всякую правду. Правда здесь в том, чтобы дать пример крещения и покаяния. Ведь Иоанн и проповедовал покаяние.  И Господь нам дал пример.

Во-вторых, это то крещение, которым мы крестимся каждый раз, когда идем на исповедь. Фактически таинство исповеди заменило Иоанново крещение покаяния. Если мы каемся, исповедуем грехи, то не идем на Иордан совершать ритуальное омовение, как это происходило во времена Иоанна Крестителя. В таинстве покаяния, то есть на исповеди, нам бы неплохо было вспоминать эти события на Иордане. Теперь нам Иоанн не нужен, как древним, потому что мы приходим на исповедь и Сам Господь прощает нас.

Если же взрослый человек приходит креститься, то его грехи до крещения водой крещения смыты. Фактически человек начинает жизнь заново. Для многих это огромное благо. В древние времена многие нарочно задерживали крещение, совершая его уже во взрослом возрасте, будучи уже верующими. Хотя это и не совсем правильно, но практика такая была.

Вопрос: - С какого времени стало праздноваться Рождество и Крещение? Ведь точная дата рождения Христа неизвестна.

отец Михаил: - Известно, что праздники Рождества Христова и Богоявления отмечались в одно время, совместно. Смысл в этом есть. Этот праздник совпадал с римским Sol Invictus, то есть праздником Непобедимого солнца. Праздник этот был совершенно языческий. Но у христиан ранних веков была такая традиция. Они старались на капище языческом установить свой алтарь, чтобы освятить нечистое место своими молитвами. Они не боялись ничего, как мы частенько побаиваемся. Ой, это место нечистое, пойдем отсюда. Своими действиями и молитвой христиане попирали и уничтожали то, что было до них. И с праздниками они поступали примерно так же. Этот праздник римский праздновался примерно тогда, когда ночь самая длинная, а день самый короткий. После этого солнце начинало новый круг – день прирастал, солнце как бы рождалось вновь. Наши православные предки именно сюда поместили праздники Рождества и Крещения, чтобы праздновать то, что касается нашего Господа – Солнца правды.

Вопрос: - Когда произошло отделение праздников Рождества и Крещения Господня?

отец Михаил: - Папа Римский Климент во II веке писал, что гностики некоторые совместно с христианами отмечают праздник Крещения Господня. Это говорит о том, что христиане отмечали этот праздник, а второе – праздновали его отдельно от Рождества. Есть основания предполагать, что это началось примерно в это время. Тогда ведь информация не передавалась так быстро, как сейчас. Не было никакой информационной эпидемии. Все делалось медленно. И мы наверняка знаем только то, то началось отделение праздников во II веке, то есть довольно рано. 

Вопрос: - Расскажите, пожалуйста, о том, почему икона праздника Рождества Христова написала именно так? Богородица на центральном месте. Ангел с черными крыльями.

отец Михаил: - Иконы Рождества бывают очень разные. Посмотрите на всякую икону Божией Матери. Любой человек, даже не православный, конечно, выделит самую большую фигуру, самую главную – Божию матерь в нашем случае. Младенцев в древнем мире не очень-то почитали, не то что теперь – культ. Мы иначе относимся к детству и младенчеству, чем века полтора назад. Любой человек из прошлых веков сказал бы о главной фигуре - Богоматери.  Иконографически Она самая заметная. Здесь Она представляет человечество. Младенцу еще расти, Он займет свое место в истории человечества, которое разделилось во времени на «до нашей эры» и «нашей эры». Божия Матерь здесь символизирует плод, которое принесло человечество. Плод – Сама Дева Мария, а Богомладенец – как следствие уже. Почему Господь так долго ждал от времени грехопадения Адама и Евы? Он разве не хотел спасти человеческий род? Абсурдно так думать. Почему же ждал воплощения? Бог снисходил к Моисею и много когда еще, но так Он еще не воплощался. Не происходило этого потому, что человечество просто не могло принести этот плод. Не было такой, как Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим. Необходимо это было потому, что в спасении человека от проклятия, смерти должен был участвовать не только Бог, иначе всё бы произошло моментально. А так как центр этого всего – Пресвятая Богородица, то и на иконах Она в центре.

Символика цветов бывает загадочна для нас. Символ траура для нас – черный цвет, в отличие от белого – возрождения, пробуждения, радости. А на востоке всё как раз наоборот. Белый цвет – траурный. К символике цвета надо подходить осторожно. Если у Ангела черные крылья, это ни о чем нам привычном может не говорить.

Спаси всех Господь! Дай Бог, пусть у вас всё будет хорошо! Почерпайте воду с веселием!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 16 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+