Перейти к основному содержанию

17:15 09.05.2024

Протоиерей Александр Авдюгин. Мистика поповской квартиры.

06.12.2023 11:24:30

Собрался духом, взял себя в кулак, выпил для смелости пятьдесят грамм хорошего армянского коньяка, помирился с тещей, дал жене денег на сапоги, купил детям по Айфону и с утра пошел на исповедь перед началом поста.

Батюшка ждал.

Лицо его сияло от радости, что я все же решился прибегнуть к покаянию и стать полноценным православным.

На исповеди конкретно, фактически, с привязкой к месту и времени рассказал и покаялся, что грешен в:

-алкоголизме, 

-табакокурении, 

-наркомании, 

-клептомании, 

-лудомании, 

-чревоугодии, 

-трудовой ненасытности, 

-шопоголизме, 

-сексуально-интимном и политическом фанатизме, 

-интернет-зависимости, 

-мобильной и спортивной аддикции, 

-культурологическом непостоянстве,

-низвержении идеологических постулатов

и любви к некоторым инагентам из артистической и писательской среды…

Далее хотел перейти к грехам связанных с музыкой, литературой, живописью, философией и психологией межличностных отношений, но священник перебил мой исповедальный поток вопросом:

- Где вы всего этого набрались?

Пришлось сознаться: в Телеграме, в Контактах, в Одноклассниках и во враждебном Фейсбуке.

- А как насчет Твиттера, ТикТока и ЯндексДзена? – спросил священник.

- Не читаю и не подписан! – гордо доложил я.

- Слава Тебе Господи! – констатировал священник.

***

К Рождественскому посту

Сколько не говори о том, что пост два крыла имеет: телесное и духовное, все едино, большинство вопрошений: что кушать, когда кушать и почему не кушать.

Любим тело, просто обожаем. Холим его, мазями и благовониями удобряем, модными одеждами и драгоценностями украшаем….

И правильно делаем!

Бог человека красивым создал. Только вот двусоставен человек, кроме тела Господь еще и душу дал, не менее прекрасную. И если гармонии или симфонии (кому как нравится) между телом и душой не будет, то и красоты не останется.

В этом мире тебя любить люди не будут, так как душа гнилая, и в «том» не примут, кому среди райского творческого блаженства грязная и мерзкая душа нужна?

Именно для того и благословила веками своими Церковь четыре поста многодневных, по четырем граням года расположенных, что бы гармонию тела с душою выправлять и ужас разделения между ними ликвидировать.

Невозможно в постовой практике разделять телесное и духовное. Можно благополучно прожить на хлебе и воде рождественскую четыредесятницу, похудеть и очистить организм от шлаков, стать статным и гибким, поразить воображении сослуживцев и приобрести новых поклонников, но в итоге потерять себя как человека. Ведь сослуживцы отвернутся, а поклонники сгинут, когда из прекрасного тела начнет струиться зловоние неочищенной души…

Знаете, как трудно разговаривать или исповедовать молодого, красивого человека изо рта которого неприятно пахнет, а на языке лишь злословие? Именно так и выглядят те, кто видит в посте лишь диету и телесное воздержание.

Тело преобразится и станет достойным встретить рожденного младенца Христа лишь тогда, когда его смиришь постом и омоешь молитвой покаяния.

Удивительно это преображение! Оно даже наименование имеет библейское — «паче снега убеленное». Не белее белого и не чище чистого, а ярче и прекраснее блестящего на солнце первого снега. Его цветового определения и в языке нашем не существует, так же, как не можем мы языком человеческим райские пажити описать. Только псалмопевец Давид и смог определить: «паче снега убеленное».

Итак, пост восстанавливает в человеке – человеческое, соединяет внутреннее и внешнее, но это, отнюдь, не означает, что для всех должно быть единое правило и абсолютно равный регламент.

Разные мы все. И по силе. И по духу. Крест у каждого свой, да и таланты по численности не одинаковы. Помните апостольское:

«по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.» (2Кор.10:13)?

Именно поэтому самостоятельно взваливать на себя «неудобоносимое», как и ограничивать «в подвигах постовых» не нужно, да и опасно.

Опасно потому, что за самочинным рвением к «сплошному аскетизму» и монашескому посту по канонам афонской обители веков минувших, стоит гордое «я смогу» и преувеличение собственных сил. Обычно это заканчивается срывом не только установленного самим собою постового правила, но и всего поста в целом. Разочарование в себе в подавляющем большинстве случаев сопровождается безнадежным: «все едино, толку с меня нет», унынием и бросанием во все тяжкие…

Не менее опасно и противоположное: «Я немощен, слаб, болен и у меня работа нервно-тяжелая». Результат – постоянное потакание своим греховным наклонностям и калейдоскоп страстей, которые пляшут за скорбно-постным выражением лица.

Так как же поститься? Это отнюдь не риторический вопрос, хотя ответ прост: «Посоветуйтесь с батюшкой». Ведь он знает вашу меру и ваши возможности. Он ведает, что с вашим, например, гастритом никак без елея (масла) нельзя, а со здравием другого и его предрасположением к блуду, можно и понедельник сухоядным сделать.

Особое отношение правил постовых к больным и детям. Нам известно, что болящим пост ослабляется, а иногда вовсе отменяется. В далеком далеко мне пришлось наяву с этим примером столкнуться в одном из великих монастырей нашей Церкви.

***

О Христе, посте, злой свекрухе и умной невестке.

Встречать Рождество Христово лишь похудевшим, без паче снега убеленной ( Пс. 50: 9) собственной души – стыдно. Лишь голодовка получается.

Душа, как известно, убеляется покаянием, молитвой и самым тяжелым занятием: любить всех вокруг. Причем даже тех, кого терпеть не можем.

Как полюбить? Тут одинаковых советов нет, потому что мы все разные, эксклюзивные и неповторимые. Лишь одно общее, любовь без прощения не бывает.

Старец Оптинский преподобный Варсонофий говорил, что для умения прощать нужно стремиться своему обидчику что-то хорошее сделать. Доброе дело лед неприязни растопит и общий язык найти поможет.

Для меня примером такого «доброго дела», наверное, навсегда останется поступок молодой женщины, живущей вместе со свекровью. Свекровь у невестки была хоть и верующим человеком, но с характером неуживчивым, своенравным и непреклонным. Если что-то в жизни молодых в ее понимание не укладывалось, то тут же следовали категорические оргвыводы, где главным виновником всегда определялась собственная невестка.

Спорить было бесполезно, доказывать свою правоту – себе же во вред. Выход молодой семьей был найден оригинальный и убедительный.

В комнате, где жила молодая семья, появилась украшенная дорогой рамкой старая фотография сварливой свекрови с ее покойным мужем. До того хранился этот запыленный портрет конца 1950-х годов на комоде. Невестка в тот же день перешла в категорию «любимых», все стенания о ее «лености» и «непутевости» были забыты, и каждый вечер на скамейке в палисаднике и по воскресеньям в храме суровая свекровь с гордостью говорила о доброй невестке.

***

Мыслям – время!

Этому рассказу-зарисовке шесть лет отроду, но как только заканчивается ноябрь я обязательно о нем вспоминаю, как будто это случилось вчера…

На кухне, где-то за закрывающим всю стену гарнитуром перегорела проводка. Духовка, микроволновка, чайник и даже котел, обогревающий квартиру, отключились. Понимаю, что до вечера выживу, но к утру простуда будет обеспечена. Холодно все же. Ноябрь на дворе.

Благо, что церковный сторож вкупе со старостой всего прихода и его окрестностей, в электрических схемах домов, в развитом социализме построенных, разбираются, молоток с отверткой и пассатижами в руках держать умеют и у них даже прибор есть, который во глубинах штукатурных провода видит.

Взмолился я пред ними всей своей протоиерейской сущностью:

- Братцы, выручайте, пропаду ведь в холоде и голоде, один кот живой останется, его рыба в холодильнике, он ее и мороженной сожрет.

Откликнулась, братия. Пришли. Все обследовали. Аппарат свой провода ищущий применили, штук пять дырок в трех стенах проколотили. Бесполезно. Ни тебе провода сгоревшего, ни коробки распределительной.

- Тайны мадридского двора, - сказал церковный сторож.

- Мистика поповской квартиры, - отреагировал староста.

Мне сказать было нечего. Я просто наблюдал за дырявыми стенами, развороченными панелями европейского ремонта, гипсовой пылью и песком на полу.

В квартире воцарилась тишина, которую иногда называют мертвой.

Вопросительно взглянул на своих помощников, чего делать то будем?

- Погодь, батюшка, - ответил на мой немой вопрос церковный сторож, - я мыслям время дал.

- Да, - подтвердил староста, - мыслям время нужно, - а затем добавил фразу, которую я до дня нынешнего истолковываю: «Если человек не хочет слышать шепот вечности он будет вынужден услышать её гром».

Православная медитация молчанием и анализ мыслей временем был закончен ревом кота, который забрался в стенной шкаф, где мы его, отодвигая от стены, благополучно замуровали, то бишь закрыли.

- Идея! – воскликнул церковный сторож.

- Она! – вдохновенно ответил староста.

И они вдвоем, вручив чайник, пряники и сахар, отправили мою полноценную сущность в келью к компьютеру, всем своим видом показывая, чтобы не лез в «дело сие».

Смиренно, но внутренне стеная от неопределенности своего ближайшего будущего, исполнил указанное распоряжение.

Минут через десять стук, урчание и сопения из кухни меня уже не интересовали, так как в голову ворвался многоголосный хор всего православного интернета, который, как всегда при начале поста, начинает рассуждать о многодетности, контрацептивах, девственности и о том, как соблюдать пост на Новый год.

Забыв о возможном холоде и голоде, уже начал сочинять достойный «отлуп» спорщикам, но не успел. Позвали на кухню.

Гудела микроволновка, посапывал нагревающийся котел, над газовой плитой работала вытяжка, а староста с церковным сторожем потребовали чайник, горяченького попить.

Как сделали?

Просто. Дали время мыслям.

Вот и думаю теперь, может быть действительно не громыхать, а шепотом, с молчанием и, главное, со временем все решить, предварительно отправив в келью некоторых…

***

Вновь, на ночь глядя, страшилку рассказали, что плакал покойник в гробе лежаща....
На мои утверждения, что физиология это, братцы, физиология, последовал ответ, что странно, мол, такие слова от священника слышать и что неспроста покойники плачут.

Рассказал им историю со мной уже давненько приключившуюся:

Отпевал я старушку. После Евангелия молитву разрешительную прочитал, крестик, который в руку вкладывается, ею обернул и намерился куда положено (принято) положить.
Поднял руку усопшей, а она меня за пальцы "хвать", да сильно так.
Удивительное, скажу вам, состояние, когда холодная, абсолютно безжизненная и, простите, костлявая рука тебя за пальцы хватает....
Я так удивился, что сам, рядом с этой старушкой-покойницей, чуть не помер.
А рука сжалась, потому, что до моего поповского вмешательства перевязана бечевочкой была, вот сухожилия и сработали, когда руку то я приподнял.
Так что сплошная физиология.

Но видно моя история на пользу не идёт.
Все же интересней, когда плачет покойник "неспроста"...

***

В средние века огромное большинство священников составляли те, кто служил в деревенских приходах. Они выбирались по месту жительства, и этот выбор нередко бывал далек от совершенства.

Считалось, что священник должен жить только на доход от бенефиция и бесплатно осуществлять богослужения и требы. Но практически везде существовала практика Симонии, и почти повсеместно вошло в обычай платить за крещение и отпевание.

К тому же не всегда соблюдался обет безбрачия: в некоторых приходах викарий жил со «священницей» – сожительницей или, если так можно выразиться, даже «законной» женой.

Впрочем, такую практику не следует преувеличивать; во многих местах она, в общем-то, совсем исчезла под влиянием прелатов-реформаторов. И даже если литература изобилует примерами корыстолюбивых, спесивых и развратных священников, а все Средневековье пронизано неизменно агрессивным антиклерикальным движением, нельзя безоговорочно утверждать, что плохих священников встречалось больше, чем хороших.

***

Вопрос, а как там будет на Свете том, никакими богословскими и прочими размышлениями не решить.

Как не толкуй, чьи мнения не приводи, какие бы свидетельства не выкладывай, всё едино спросят: как Там жить будем?

И что самое главное, сколь не будь мудрым, начитанным, просвещенным и воцерковленным, или даже (о ужас!) в рясе с крестом священническим, мысль о будущем Тамошнем существовании всегда в наличии и, как говорят, в постоянном личном мейнстриме пребывает.

Оттого и книжки, вкупе с фильмами, о потустороннем мире активно, читаются, слушаются и смотрятся, как и любой рассказ, неважно выдуманный или реальный, о бытии послесмертном всегда привлекает и вздыхать заставляет.

Хочется посмотреть: что там в Раю?

Как в Аду, приблизительно известно. Предбанник адовый, самостоятельно сооружаем и проходим частенько, а вот в Раю...

Поэтому желание за земной горизонт заглянуть вполне оправдано. Там ведь вечность от которой никто не открутится.

***

Полистал страницы православного интернета…

Понимаю, что самое легкое критиковать и обличать, но всё же.

Сплошные рассказы об утерянных традициях и воздаянии в веке будущем. За суетой внешних дел, да грызни на злободневные темы напрочь забыто, что слово «радуйтесь» в Евангелии одно из самых часто произносимых, что «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим.15:13).

О печали, покаянии – большинство проповедей священников и архиереев. Остальные же сюжеты, беседы и воззвания, даже если не брать маргинальные «произведения» - это крик многоголосый: «Спасайся, кто может!». Даже елейное: «сразу в Рай, сразу в Рай, только тапки одевай» куда то исчезло за перипетиями борьбы с еретиками, политиками и бесами. Сплошное «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

О Радости христианской, всё как то вскользь и без особого внимания.

Никого винить не собираюсь, но в том, что нашу радость не понимают и считают ее сумасшествием, виноват не кто-то, а мы. И я вкупе со всеми.

Куполов все больше, звон с колоколен красивее да искуснее, а вопрос апостола Павла, когда то к Филиппийцам прозвучавший, «я всё делаю с радостью, а радуетесь ли вы?» так и остался вопросом.

Некогда о Радости. О неправильных, плохих, отступивших, предавших - сколь угодно, а о бабушке Маше, которая всю свою нелегкую жизнь, каждое утро со слов «Слава Тебе Господи, показавшему мне свет» начинает, а вечером, устало укладываясь на кровать, всё повторяет «Слава Богу за всё» лишь мимоходом, вскользь да для связки слов.

Когда-то Галич сказал: "Я вышел на поиски Бога". Нынче можно переиначить - "Радость вышел я искать".

Найду - буду с Христом, не найду - останусь в "ЗЛОбодневности"

Или я не там смотрел?

***

В первые годы своего священства было желание наизусть знать последование Крещения и только с помощью Требника совершать чин Отпевания.

Не вышло. Вернее, всё наоборот: покойника отпеть - без запинок наизусть, а дитя окрестить книжка нужна.

Теперь, на старости лет, об ином мечтаю: как бы дожить до тех времён, когда мне в храме, быту и в соцсетях прекратят постоянно говорить и указывать, чего я должен делать.

Вряд ли доживу.

Хотя подвижки имеются. Например, если какой-либо коллега, то бишь священнослужитель в проповедях своих  раз за разом повторяет указательный глагол "должен", то данного попа или епископа я больше не слушаю...

***

К сегодняшнему Евангелию

(Лк.12:16–21)

Бедные богачи нынешние.

Сегодня вам достанется.

Тысячи проповедей прозвучат, ваши богатства неправедные разоблачат, собственным малоденежьем возгордятся и многократно призовут сокровища раздать, слезно покаяться и… построить иные хранилища (житницы), как материальные, так и духовные.

Духовные, чтобы в «Бога богатеть».

Материальные же хранилища, то есть склады, хабы и кладовки соорудить, чтобы свой собственный урожай, с Божьей помощью выращенный, туда перенести и тем, кто лето красное пропел, а зиму на печи пролежал, раздать.   

Вся история рода человеческого — это, собственно говоря, история разрушения старых житниц и построения новых. Люди разрушают, уничтожают то, что было до них, заверяя себя и нас, что построят лучшее, побогаче, покрепче повместительней.

Еще не закончив строить понимают, что и в новом места мало, а желающим бесплатно пользоваться уже намного больше.

Следующие поколение, выросшее, пока ты строил, требует новое и разрушает старое, в надежде построить лучшее, более устойчивое, более изобильное богатствами.

Будет ли время, когда человечество достигнет изобилия?

Закончится ли регулярное, каждый век повторяемое, действо: «мы наш, мы новый мир построим»?

К сожалению, никогда не закончится.

По слогам: Ни-ко-гда.

Потому что построить справедливый мир там, где правит зло невозможно.

Осталось одно, главное и безусловное: в Бога богатеть. Тогда не отберут, не поделят, не прибьют и не раскулачат….

***

Девушка, лет пятнадцать-шестнадцать, недалеко от паперти, с хмуро-обиженным видом, кормит приходских голубей.

Зло отрывает от двух пирожков кусочки и бросает их слетающимся птицам, которые всегда не прочь поесть, а в начале декабря тем более.

Девушку я знаю. Наша. Часто приходит. Общаемся.

- Ты чего злая такая? – спрашиваю.

- Есть хочу, - отвечает девчонка, разбрасывая вокруг себя кусочки мягких теплых пирожков.

Теплоту я определил по облачкам пара, от данного кулинарного изделия исходящего.

- Так пирожки бы съела. Зачем раздаешь? Или птиц жалко?

- Я бы съела, но продавщица в магазине дала мне с мясом, а не с капустой, как я просила…

- Мда… - подумал я, - далеко тебе, батюшка, до подвигов постовых.

https://t.me/avdjugin

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 15 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+