Перейти к основному содержанию

08:20 24.02.2024

Ответы на вопросы слушателей Радио "Радонеж"

27.11.2023 13:06:20

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/11/14/21-00

прот. Алексей Яковлев: - Добрый вечер, дорогие друзья. Не так давно прошла встреча людей, которые глубоко любили и ценили прот. Дмитрия Смирнова. И отец Дмитрий Смирнов не раз бывал в этой студии, сидел на этом самом месте. Я думаю, что он как никто другой повлиял на историю Церкви, на историю Москвы, православной Москвы, на историю России в конце 20 – начале 21 века.

И вот удивительно, что прошло 3 года со дня, когда отец Дмитрий преставился ко Господу, но все дружно на встрече, а встреча проходила в спортзале, чтобы вместить всех желающих, на территории храма, где служил отец Дмитрий Смирнов, так вот огромное количество людей собралось на эту встречу, потому что для всех них отец Дмитрий жив. И чувство, что отец Дмитрий жив – это абсолютно уникальное, на мой взгляд, явление, потому что дух, который был в нем, создал все то, что в Петровском парке, в храме Благовещения, в храме свт. Митрофана Воронежского. И этот дух продолжает жить и в том, что он создал, а самое главное в тех, кого он создал, кого он родил для вечной жизни своим личным примером, своей любовью к Богу. И, конечно, сам отец Дмитрий пребывает со всеми обращающимися к нему, заботится, молится, потому что нет у Бога мертвых. У Бога – все живы.

И наши люди, наши родственники, друзья, которые отходят от нас к Богу, мы для них остаемся дорогими, близкими, родными. И они за нас пред Богом предстательствуют. А с нашей стороны очень правильно просить прощения их согрешений, потому что нет человека, который бы пожил и не согрешил, просить прощение их согрешений, дарования им Царствия Небесного. Хотя в некоторых случаях мы как-то внутренним голосом чувствуем, что человек более нас, и более кого бы то ни было в силу своих трудов, подвигов. Он Царствия Небесного достоин. И есть даже некоторые уверения, внутри нашего духа, а том, что он в Царствии Небесном.

На этой встречи было очень радостно увидеть очень много прекрасных людей, а встреча проходила в воскресенье. Накануне, в субботу, в день, когда он почил, была литургия, которую совершало несколько десятков священнослужителей, и панихида на его могилке. И могилка у него, знаете ли, огромная такая, большая. Как он был человек масштабный, так и могилка у него большая. И вокруг все замечательно благоустроено, можно присесть, посидеть. И я знаю, что многие те, кто общался с отцом Дмитрием, так и поступают: приезжают на могилку к отцу Дмитрию. Все равно отец Дмитрий видит наше усердие, нашу любовь и принимает наши молитвы, наши воздыхания и воссылает к Богу уже там, в ином Царстве.

Я служил литургию в Суворовском военном училище. Там литургия начинается без двадцати шесть. Ребята просыпаются на два, два с половиной часа раньше, чем остальные их товарищи. Абсолютно добровольно приходят на богослужение. И я соответственно не был на литургии, приехал, когда была в середине. Я не стал проходить на службу, чтобы никому не помешать в храме Благовещения и отправился в церковную лавку, увидел там прекрасную, огромную книгу, посвященную отцу Дмитрию Смирнову, и захотел ее купить. Так как я приехал с литургии в Суворовском училище, кошелька со мной не было, говорю: «Можно перевести денежку?». А они говорят: «Нет, батюшка. Мы вам подарим». И в общем-то, очень немалых трудов мне стоило книгу эту все-таки купить. Потому что любовь людей, которые трудятся в храме такова, что несмотря на то, что это полдня работы продавца, чтобы подарить эту книгу, а может быть, и весь день, но вот так хочется поделиться воспоминаниями о дорогом и любимом батюшке. И это, конечно, дорого стоит.

Какой удивительный человек жил рядом с нами. Когда мы находимся у большой-большой горы, то если мы в непосредственной близости к ней, мы не видим ничего, кроме отвесных скал, нагромождения камней, но если мы отойдем подальше, на расстояние километр, больше, то мы увидим всю эту гору огромную, великую. И точно также со временем: когда проходит время от момента, когда отец Дмитрий преставился к Богу, мы больше и больше можем узреть, рассмотреть, удивиться многократности его трудов, талантов, данных ему Богом, всю огромность, величие этой личности. Великое видится на расстоянии. И я думаю, что очень важно в настоящий момент собрать все наследие замечательного человека, удивительного проповедника. Есть мультиблог прот. Дмитрия Смирнова. Но так или иначе есть много того, что в этот блог не вошло, то, что не опубликовано в интернете, на youtube, и это может храниться в каких-то записях частных.

В частности на вечере встрече, посвященном памяти отца Дмитрия, рассказывал в прошлом полковник, отец Вячеслав Шестаков, настоятель подворья святейшего патриарха в Зарядье, на улице Китай город, что когда отец Дмитрий читал лекции в Военной академии ракетных войск стратегического назначения, у него остались записи на кассетах этих лекций. Я думаю, что ни у кого, кроме как у отца Вячеслава, этих записей больше не осталось. И очень важно сейчас это наследие отца Дмитрия Смирнова собрать, чтобы оно не исчезло, не пропало, воедино, опубликовать на мультиблоге отца Дмитрия.

И в этой связи могу и другой пример привести: я впервые узнал отца Дмитрия в 1994, наверное, году, то есть 30 лет назад. И для меня встреча с отцом Дмитрием, а это была конференция, которая проходила в Воронеже, оставила настолько неизгладимый след, что я в течение недели как бы удивлялся и пересказывал его слова тем людям, с которыми так или иначе встречался, своим друзьям. 30 лет прошло, но я даже кое-что помню из того, что он говорил. Но самое главное – это удивление от смелости, от яркости, от правильности, от верности, от одухотворенности, от благородства, от силы убеждения... Это удивление до сих пор в моей душе.

Вдруг у кого-то остались записи подобных встреч в различных городах, в различных обстоятельствах с отцом Дмитрием Смирновым. Мне кажется, что было бы очень здорово собрать. Прошло 30 лет, но обращаюсь к жителям города Воронежа: если у вас у кого-то осталась запись этой конференции, выступления отца Дмитрия, то, пожалуйста, поделитесь. И в этой связи я хочу предложить телефон, если что-то уникальное, чего нет в интернете, нет на мультиблоге прот. Дмитрия Смирнова, то можно позвонить по телефону 8 985 229 49 02 и сообщить о том, что, в каком виде. И дальше мы уже подумаем, как можно было бы это либо оцифровать, либо каким-то другим образом получить эту информацию, и сделать ее достоянием истории.

Потому что понятно, что если человек умирает, то очень быстро, например youtube может закрыть все, что относится к Русской Православной Церкви и удалить эти странички, и так далее. Подобные вещи могут легко совершиться, и мы многое можем потерять. И поэтому очень важно сейчас системно начать работать в отношении памяти нашего дорогого батюшки. Конечно, очень много сделали сотрудники мульблога, но, еще раз говорю, правильно было бы по максимуму собрать все, что осталось из наследия нашего дорогого, замечательного священника, прот. Дмитрия Смирнова. И вот этим поделиться уже дальше и с мультиблогом. Так же, братья и сестры, хочу рассказать, что в наше сложное время, на мой взгляд как священника, очень важно не унывать, не предаваться малодушию, потому что Александр Васильевич Суворов говорил: «Напуганный – наполовину побитый». Очень важно созидать. Замечательные слова говорил свт. Николай Сербский: «Бог ищет созидателей, а не разрушителей, потому что созидающий добро, тем самым разрушает зло».

И вот нам в настоящий момент нужно обязательно помогать воинам, которые находятся на поле брани. Святейший патриарх Кирилл говорит о том, что «мы в настоящий момент, Россия, борется с мировым злом». Вот если мы боремся с мировым злом, какими мы должны быть? Хорошими? Нет. Хорошими – этого мало. Мы должны быть святыми. То есть для того, чтобы победить мировое зло, для этого недостаточно быть просто хорошими. Прот. Дмитрий Смирнов говорил, что хороших людей вешают на доску почета, их фотографии, а от нас Бог требует большего – святости. И понятно, что, может быть, как таковую святость мы достигнуть не можем в силу того, что всякий человек, который стремится к святости, чем дальше, тем больше видит своих грехов, недостатков, немощей, и видит себя самым худшим из всех грешников, которые когда-либо жили на земле. Но мы должны делать дела, которые свидетельствуют о нашей любви к Богу и о нашей любви к Отечеству.

В нашем храме есть три цеха, которые стали работать за последний год. Это цех по производству маскировочных сетей. И так здорово, что люди, которые трудятся в нем, благословил такое производство наш владыка, викарный архиепископ, Матфей, викарий святейшего патриарха, архиепископ Егорьевский, сдружились, сроднились, и это уже одно целое. Это уже одна такая дружная большая семья. Интересно то, что человек, который организовывает работу, некогда выступал против строительства храмов Торфянки, потому что хорошая, целенаправленная работа по одурачиванию русских людей делала из людей, которые хорошие, прекрасные, путем клеветы, а ведь диавол так и переводится, как клеветник, оно делало как раз людей, которые были против и прочее. Но ведь теперь один из тех, кто был против – человек, на котором держится и зиждется очень многое. Нам очень важно людей объединять, консолидировать и давать работу, которая помогала бы приблизить победу. Другой цех связан с пошивом тактических носилок. Как говорят инструктора, готовящие санитаров для армии, врачи, что тактические носилки, которые шьются в нашем храме в настоящий момент, это не мои слова, слова инструкторов, самые лучшие, которые есть у нас в стране. Самые необходимые для фронта в своей нише. Есть еще понятие волокуши. На них можно больше и дальше эвакуировать раненного, но среди мягких носилок – наши самые оптимальные, благодаря тому, что постоянная связь с фронтом отточила все их характеристики до оптимальных. У нас ежедневно шьется по несколько тактических носилок. У нас цех больше 10 швейных машинок, включая профессиональные высокоскоростные. Радостно тоже, что и там люди сдружились, объединились. И еще один цех – по производству окопных свечей. Которые мы тоже стараемся делать насколько возможно качественными и удобными. В отношении цеха по производству тактических носилок – возглавляет этот цех мусульманка по имени Венера, которой 70 лет. Но никто не может в силу ее чрезвычайной активности дать ей, наверное, и 60. Это просто удивительный такой мотор. При том, что она мусульманка, она ходит в крестные хода, она посещает службы, она берет благословения. И в общем-то, человек, про которого все говорят, что это человек на своем месте.

Очень важно нам всем в наших реалиях объединяться, сплачиваться вокруг Церкви. И это особенно важно в силу того, что самое-то важное происходит больше даже не на фронте – там люди стоят насмерть, но гораздо страшнее, если их предадут внутри страны. Вот так было в свое время во время Первой мировой войны. Точно так же может быть и сейчас, если люди будут просто переживать, если люди не будут молиться, если люди не будут своими трудами приближать победу. Это очень важно и, я думаю, что подобное нужно создавать при каждом храме насколько это возможно. Это будет таким шажочком в Церковь для людей нецерковных. То есть это возможность людям воцерковиться, больше узнать о Церкви. У нас в храме есть отдельный сотрудник, которого мы пригласили работать порядка 2 месяцев назад как штатного сотрудника. И этот сотрудник как раз курирует вопросы помощи фронту: закупку и влажных салфеток, потому что в окопах нет воды, любая техника, которая пытается приблизиться к передовой, накрывается минометным огнем, и люди в окопах неделями не имеют возможности искупаться; сетки-рабицы, которые препятствуют боеснарядам, сбрасываемым с дронов, попадать в окопы; и самые разные вопросы: покупку нательного белья. У нас еще в храме вяжутся носки, то есть преподавательница, которая обучает женщин, бабушек, и они вяжут каждую неделю десятки носков, которые потом отправляются на фронт. И много самых разных других вопросов, связанных с помощью тем, кто находится на передовой, на фронте. И это очень важно и правильно, потому что те люди, которые приближают победу, не будут участвовать в каких-то манифестациях, в недовольстве и прочее. То есть те люди, которые трудятся и молятся – это созидатели. И именно таковых ищет Бог. И именно такими должны стать все граждане нашего Отечества. Потому что в противном случае велика вероятность, что различные политтехнологи постараются провести наше Отечество по тому же сценарию, какой был и во время Первой мировой войны.

Итак, было бы правильно, чтобы все мы так или иначе заботились бы о тех, кто сейчас, не жалея жизни своей, старается защитить наши ценности, защитить наше Отечество, защитить Святую Русь. Мне кажется важным, что в разных храмах иногда даже ежедневно служатся молебны о воинах на поле брани. Мы стали по просьбе святейшего читать канон ко Пресвятой Богородице с момента начала специальной военной операции, потом попросили ежедневно келейно, потом молодежь храма попросила читать в телеграмм канале. Мы назвали его «Святая Русь». И вот сейчас порядка 300 человек ежедневно принимает участие в чтении канона, молитвы о Святой Руси, молитвы о воинах на поле брани. Это большей частью наши прихожане. И получается, что священник имеет возможность общаться со своей паствой не только во время проповеди в воскресенье или во время проповеди в субботу на вечернем богослужении, но еще и каждый день. И так или иначе люди, которые молятся, а это не только наши прихожане, но еще люди в Луганске, Донецке, Воронеже, Белгороде, во Франции, других городах, объединены вокруг молитвы ко Пресвятой Богородице, объединены вокруг Христа. Очень важно по такому принципу, используя средства современных телекоммуникаций, нам с вами объединяться, становиться одним целым, становиться Русью Святой, которой мы призваны быть.

Интересно то, что в принципе наше Отечество постепенно разлагалось, и вот как владыка Матфей наш викарий говорит, что еще б там несколько лет – 5, 10 – можно было бы с нами даже не воевать. Мы бы совсем неизвестно, во что превратились. Но Богу-то нужно, чтобы была та страна, которая свидетельствовала о Православии для всего мира. То есть если здесь ничем не хуже, чем в Европе по степени разложения нравственных своих качеств, любви к деньгам, а не к Богу, к наслаждениям, а не к подвигу во имя ближних, то в этом случае какой смысл существования нашего Отечества? Оно испокон веков свидетельствовало о вере. То есть о том, каков Бог. И каким образом можно бы к Богу придти. То есть вера – это не только знание о Боге, знание Бога, но это еще и показатель пути, указание пути. И вот если посмотреть на Европу, в которой все до предела разложилось или разлагается, или если посмотреть на фанатичные мусульманские какие-то страны, где все доведено до пределов в плане фанатизма, то это – как две крайности. Одно – абсолютное умерщвление, другое – наоборот, безрассудное, например, истребление инакомыслящих путем террористических актов – неважно виноваты они или нет.

Но наша вера православная должна свидетельствоваться нашей жизнью, жизнью нашей страны, нашими ценностями, то, как мы воспитываем своих детей. Она должна свидетельствоваться нашими делами. И вот очень важно, чтобы мы именно такой Святой Русью бы становились. Потому что если мы станем вновь Святой Русью, то будет и смысл нашего существования. А как это сделать? Понятно, что молиться мы не очень-то можем – это самое сложное из всего, что только может быть. Но хотя бы добавить канон Божией Матери ежедневно. Может быть, поститься мы не можем. Тут уж совсем, если так говорить: и один недостаточно здоров, и другой недостаточно здоров, но так хотя бы трудиться мы можем. Что-то мы можем делать в храме для того, чтобы помочь тем, кто на фронте. И в этом смысле очень важны слова преп. Паисия Святогорца: «От нас требуется сделать все возможное, чтобы невозможное сделал Бог». И вот переживать, волноваться – нет смысла. Есть смысл правильно ежедневно созидательно трудиться, потому что если мы будем так трудиться, то возможно, последуя нашему примеру, будут трудится так и те люди, которые разрабатывают оружие, те люди, которые отвечают за другие какие-то вопросы, и смогут так или иначе поменять в целом ситуацию, которая без нашего участия может складываться совершенно непредсказуемым способом. Поэтому очень важно вокруг храмов объединяться и не ждать, когда священник скажет на проповеди: «Дорогие братья и сестры, кто из вас мог бы сделать что-то полезное: сети плести или носилки шить?». Вот, кстати, по поводу того, как изготавливают носилки. Это наше дело, которое мы отточили, насколько могли совершенно. Мы этим с большой радостью готовы поделиться. Можно также по тому номеру телефона, который я сказал, обращаться. Расскажем, как это делать, что и как.

Нужно не дожидаться, когда скажет об этом настоятель или священник, а можно прийти и сказать: «Я могу сделать то-то или то-то. Я могу сети попробовать начать плести. Узнаю, как это делается, и буду трудиться. Или я могу сделать то-то, или я еще что-то могу сделать». Интересно, что при этом хорошо было бы и подумать, что вы можете сделать и как. У нас в храме сейчас читается курс лекций о церковно-славянском языке. Читает его замечательный профессор, Лариса Ивановна Маршева, доктор филологических наук, и рассказывая о святых равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии, она в том числе рассказала, что когда они ехали к Великоморавскому князю, то по дороге они подготовили, перевели основные книги, и когда приехали, то уже не с пустыми руками. Они положили на престол храма как раз переведенные богослужебные книги, Евангелие, и таким образом они не просто сказали: «Мы потрудимся, мы что-нибудь сделаем». Они приехали уже с начатком дел. Уже с готовыми делами. Вот в этом смысле всегда лучше начинать какое-то дело не с того, что «вы мне скажите, что я должен делать или как я должен делать». И так тоже можно, но лучше, если вы скажите: «Я мог бы сделать то-то или то-то». И может быть, как-то к этому подготовиться. То есть так всегда бывает лучше. В том плане, что мы можем больше можем сделать, если какое-то начало пути мы уже пройдем. А дальше нас уже откорректируют, направят. Это то, что я хотел бы сказать о нынешних временах, о боевых действиях.

И, конечно, еще очень важно помогать раненым в госпиталях. К чему призывает и святейший патриарх. Патриарх так даже недвусмысленно, обращаясь к братии, монахам Троице-Сергиевой лавры, священнослужителям лавры, говорит в отношении помощи о непосредственно раненом: «Себя пожалеем, Родину потеряем». И в этом смысле нужно стараться как можно, чем можно помогать, потому что людей, которые в госпиталях по объективным причинам находятся, достаточно много, и помощь им от нас весьма нужна. Помощь в том, чтобы их помыть, чтобы в каких-то случаях обработать, ногти подстричь, потому что если у тебя одна рука, понятно, что сам ты себе ногти не подстрижешь. Наше участие для этих людей – это тоже очень важно. Потому что они будут соприкасаться с человеческими качествами, с любовью. Для их выздоровления это чрезвычайно важно и нужно. Это то, что я хотел сказать о современном мире и о нашей жизни в этом мире, об обстоятельствах нашего времени.

Вопрос: - Какую помощь оказывает ваш приход нашим воинам? Можно ли как-то примкнуть? Чем помочь?

прот. Алексей Яковлев: - Примкнуть очень легко, если вы в Москве, приезжайте, потрудимся вместе. На все вопросы может ответить координатор по телефону 89852294902. Также в плане помощи можно посмотреть на сайте нашего храма и какую-то денежку перечислить. Но еще раз вам скажу, что это не самое главное. Самое важное – помолиться, потому что ежедневно у нас изготавливаются 18 м2 –это одна сеть, иногда бывает по две сети. Себестоимость каждой такой сети 5000 рублей. Носилки – себестоимость ткани, строп – порядка 1200 рублей. Но и это все равно деньги. Носилок изготавливается иногда по 5, по 7 ежедневно. Самое главное помолиться. У нас много разных направлений, я не все перечислил, которыми помогаем, а более подробно можно будет узнать по телефону, который я озвучил.

Вопрос: - Как молиться за зятя воина добровольца, который не крещен, но не отрицает Бога? Кого просить из святых, чтобы он покрестился там? «Живый в помощи» при нем. Он закончил биофак и трудно с ним говорить о Боге.

прот. Алексей Яковлев: - Те, кто находится на фронте, у них, по словам самих этих людей, нет сомнений в Боге. Такой пример привела одна наша прихожанка, что ушел на войну человек из деревни, про которого вся деревня переживала, как он там себя поведет. Он был мобилизован, при этом все подумали, что вдруг он там начнет что-нибудь перепродавать, начнет какие-то хитрые схемы устраивать для того, чтобы обогатиться. И еще этот человек характеризовался тем, что он за всю свою жизнь ни одного ласкового слова своей жене не сказал. Прошло больше, чем полгода, его отпустили в увольнительную. И когда он приехал, первое, что он сделал – повенчался со своей супругой. Потом он всех родственников собрал. И приехал совершенно другой человек. Они переживали, чтобы он там в тюрьму не сел за какие-то хитрые вещи. А он там возглавляет небольшой отряд бойцов и приехал диаметрально противоположный человек тому, который уходил. Молиться за всех, кто находится на поле брани, в том числе мусульман, можно и нужно, потому что они сражаются за Святую Русь. Они сражаются за наше Отечество. Любые молитвы домашние мы можем за них произносить. Мы не можем, чтобы поминали их на проскомидии, на литургии, потому что там поминаются только те, кто крещен. Но просить у Бога за них, у Царицы Небесной, у святых обязательно нужно. В отношении того, чтобы Господь привел их к вере – об этом можно просить своими словами. И можно просить их небесного покровителя. Можно просить и святителя Николая Японского, и князя Владимира. Можно просить всех просветителей. Преп. Стефана Пермского и всех остальных. Потому что для Бога душа любого человека непросто важна, а чрезвычайно важна. Если бы даже один единственный человек жил бы на земле, то и за него Господь бы пришел, пролил Свою кровь, лишь бы только тот имел возможность войти в Царствие Небесное.

Вопрос: - Ваш храм во имя преп. Серафима Саровского, какую помощь по молитвам к нему вы ощущаете? Чудеса какие? Как молиться о детях, если подростковый возраст?

прот. Алексей Яковлев: - Все, что не делается в нашем храме, мы понимаем, что настоятелем храма является преп. Серафим, что наш храм – это как большая келия преп. Серафима Саровского. То есть насколько это возможно мы бы хотели, чтобы так было, чтобы Господь удостоил бы такой чести. И все то, что у нас делается – это все чудо. Начиная с того, что вообще наш храм построен. Потому что для меня есть чудеса объективные, такие как человек поехал в Бари к мощам свт. Николая, будучи больным в 4 стадии рака, приложился к мощам и получил абсолютное, полное исцеление. Бывают чудеса такие. А бывают чудеса, которые связаны с проявлением человеческого духа. И весь наш храмовый комплекс, который занимает почти гектар, даже больше, огромный храм, прекрасные корпуса, которые построены без благотворителей, а на средства простых людей – это тому доказательство. Каждый храм – это свидетельство жизни души русского народа. Это – отражение душ русских людей. Если храмы в Москве создаются, то значит, живы души тех людей, которые живут вокруг. И в нашем храме не было человека, который бы сказал: «Батюшка, вы строите. Сколько нужно денег будет?». Все в прямом смысле сделано по крупинкам, по копеечкам наших прихожан. А сколько сделано – приезжайте, посмотрите. Удивительно то, что мы стараемся помогать храмам русского Севера. Но Господь нас не оставляет. Например, мы организовываем экспедиции. И хотя, в принципе, бухгалтерия проекта «Общее дело. Возрождение утерянных храмов Севера» и бухгалтерия храма – разделены, но так или иначе все равно в том или в другом храм помогает. И удивительно, что мы покупали когда-то у фирмы, которая называется «Домострой», двери. Фирма эта занимается полностью обустройством храма от начала до конца, от проекта до последнего штриха. Сейчас мы у них ничего не покупаем, но они сами говорят: «Батюшка, хотите, мы подарим вам мозаику? Какую сделать?». Я говорю: «Хорошо бы было сделать преп. Серафима Саровского и свт. Николая». И каждая мозаика стоит больше миллиона рублей, если бы мы ее заказывали. Даже намного больше миллиона каждая. А ее просто так взяли и нам подарили. И много таких примеров можно рассказывать, когда Господь о нас заботится, и как-то все наилучшим образом устраивает. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе! Преподобне отче наш Серафиме, моли Бога о нас! Я хотел рассказать и о нашем проекте о возрождении деревянных храмов Севера. Этим летом мы потрудились в 32 храмах и часовнях на русском Севере. Вообще, кажется, что это мало возможно. Ведь это и расстояния огромные, и каждый храм требует сотен тысяч рублей только на строительные материалы. Вот если, извините, в ванной ремонт делать, и то, сколько денег уйдет. А тут иногда огромные храмы деревянные. Иногда часовни, которым там по триста лет. И кажется, что это абсолютно невозможно. Но объективно Господь как-то помогает, и чудо совершается. И святейший патриарх в 2019 году приезжал на родину проекта для того, чтобы поддержать всех тех, кто отправляется на русский Север. И радостно, что чудо совершается не только с храмами и часовнями, в которых мы трудимся в Архангельской, Вологодской областях, в Карелии, в Коми, в Костромской, в Тверской, в Ленинградской областях, но чудо совершается и с душами людей. Сейчас идут отчеты экспедиций о проделанной работе. Каждое воскресенье три-пять экспедиций отчитываются о сделанных трудах. Вы знаете, какие это счастливые люди, какие это прекрасные люди. И как они рады, что познакомились, стали одной командой, имеют возможность общаться, помогать, дружить друг с другом, что есть планы на будущий год что-то хорошее сделать для русского Севера. В этом году на Север отправилось 68 экспедиций, более 750 человек приняло участие в них. В нескольких храмах и часовнях проходили реставрационные работы, но большей частью задача сохранить храмы, прекратить процессы их разрушения, чтобы они могли дожить до реставрации. Чтобы они просто остались украшать русскую землю. Потому что масштаб проблемы очень большой. Из 1300 храмов на Севере осталось сейчас меньше 400. Эти 400 – из них более 50% рухнут в ближайшие 5-10 лет. То есть превратятся в руины. И вот это храмы, часовен в разы больше. И задача как раз остановить процесс разрушения, которыми не занимались последние десятилетия. Если вообще кто бы ни было занимался с 17 года вопросом сохранения этих храмов и часовен. И радостно то, что люди объединяются. И то, что делается именно с самими людьми. Каких-то больших жертвователей, спонсоров, благотворителей у проекта нет. Конечно, это не значит, что это хорошо, что их нет. Было бы замечательно, если бы они были, но объективно все делается трудами самих участников экспедиции. То есть сами участники ищут деньги на стройматериалы, сами оплачивают свой проезд. Представляете, наш сайт «Общее дело.ру» в интернете – предлагается поездка в экспедицию, чтобы человек потратил свои 10-15 тысяч на дорогу, питание, при этом потрудился там по 12-14 часов в сутки и потом бы счастливый вернулся обратно. Самое предложение какое-то нереальное. Люди платят не за то, что они едут отдыхать, а за то, что они едут работать. Они оплачивают свою дорогу. При этом внутри экспедиции создаются маленькие сайтики по сбору средств на строительные материалы, которые нужно купить зимой, чтобы летом они были, как правило, доставлены, чтобы когда экспедиция приезжает, могла начинать работу. И сами участники экспедиции жертвуют свои деньги на эти строительные материалы. От нашего проекта требуется предоставить тех людей, которые будут проводить работы, то есть профессиональных архитекторов, реставраторов, создать проекты, согласовать и прочее, которым бы можно было добровольцам помогать. Таким образом осуществляется проект. Это очень здорово. И на будущий год, я думаю, экспедиций должно быть больше. Я так никогда не говорил, но ситуация в стране такова, что возрождение русского духа должно отражаться и в возрождении наших древних святынь, потому что их состояние – это отражение того, что у нас в душе. Если наши рамы находятся в мерзости и запустении, если они поруганы, осквернены, то это свидетельствует и о душах. И наоборот, когда мы восстанавливаем храмы, то меняются и наши души. Вот буквально в это воскресенье один из командиров показывал небольшой фильм, снятый участниками экспедиции. И студент, совершенно неверующий человек, который приехал в экспедицию, на вопрос: «А что вы тут делаете?». Он говорит: «Когда мы расчищаем завалы, когда мы очищаем храм от мусора, очищается и наши души. Происходит преображение наших душ». И это притом, что человек приехал абсолютно далекий от веры, а вот буквально на второй день он это понял, почувствовал, и не только почувствовал, но еще и исповедовал, то есть об этом рассказал. В экспедициях читаются утренние и вечерние молитвы. И удивительно, что на вопрос: «Что вам запомнилось?», - большинство людей свидетельствует о том, что утренние и вечерние молитвы запомнились. Это уже представляете, как здорово, что это не тягота какая-то – вечернее и утреннее правило. Это, наоборот, что-то такое светлое, радостное, когда каждый, а по очереди читаются утренние и вечерние молитвы, читает свою молитву, и когда каждый обращается к Богу. И чувствуется, что благодать Божия, святой, в честь которого освящен храм или часовня, присутствуют, подкрепляют, укрепляют людей. Сила Божия через эти молитвы преподается. Один из участников экспедиции в отношении утренних и вечерних молитв заметил, что исчезла иллюзия, иллюзорная стена двух тысячелетий. «Не понятно, какой на дворе век, ведь мы христиане, а Христос один во все времена». Представляете, для того, чтобы это испытать, нужно отправиться в экспедицию за 1000 км, в незнакомые места для того, чтобы потрудиться с людьми, которых ты никогда до этого не видел. И там обрести и друзей, и радость, и какое-то внутреннее обновление. Как сказала наш американец, участник наших экспедиций: «Это не мы спасаем храмы, это храмы спасают нас». И вот этой связи прошу по возможности помогайте «Общему делу». Если у вас есть возможность, рассказывайте о нем. Потому что это очень здорово съездить и в плане того, что ты узнаешь свою родину, и в плане того, что ты по-настоящему отдохнешь. Вернешься через неделю экспедиции обратно так, как будто здесь прошло полгода или год. И с удивлением будешь замечать, что на тебя смотрят все без удивления. Ты вроде бы так долго не был, а тебя воспринимают, как будто ты только вчера был. А на самом деле ты действительно только вчера тут был. Никто и не заметил, что ты куда-то уезжал. Просто у тебя внутри очень многое произошло. У тебя внутри все поменялось. Ты уже немножко другим человеком стал. А здесь все осталось, как и было. Рассказывайте о нашим проекте «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». И особенно нам нужны в экспедициях промышленные альпинисты, архитекторы, которые могут помогать нам в создании проектов, потому что каждый храм, в котором мы работаем, мы работаем идеально с точки зрения оформления всех работ. Это нужно и нам самим. Не только это требование государства. Хотя это стоит и значительных сумм, потому что иногда понятно, что нужно делать и без того, чтобы проект создал архитектор. Толковый плотник, реставратор знает, что делать. Но важно все это правильно оформлять, потому что через 50, 100 лет или 150 лет, именно на основе нашего проекта будет понятно, что было сделано, как было сделано. Очень верно и нужно правильно подходить с идеальной точки зрения ко всем работам, которые мы проводим. Потому что это в первую очередь нам самими нужно, чтобы все было сделано идеально. И вот нам нужны архитекторы, промышленные альпинисты, вообще люди, которые умеют в руках инструмент держать. Как сказал замечательно один из архитекторов нашего проекта, Андрей Борисович Бодэ: «Самая большая радость и награда – это участвовать в сохранении этих храмов». То есть большей радости сложно как-то придумать и какой бы то ни было награды дать. С другой стороны помолитесь за нас, если есть возможность. Если есть возможность поддержите наш проект – на сайте «Общее дело.ру» указаны реквизиты. Потому что сейчас работают архитекторы, работа не останавливается. У нас несколько штатных архитекторов. И согласовываются сейчас отчеты, идут перед инспекциям и департаментами охраны памятников. А дальше создаются проекты на новый год. Сердечно вас благодарю братья и сестры за внимание.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Fill in the blank.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+