Перейти к основному содержанию

08:38 24.02.2024

Говорят, все происходит по воле Бога. Но где воля Бога, а где моя? Как разграничить?

23.11.2023 12:24:12

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/11/15/21-00

о.Михаил: Добрый вечер, дорогие радиослушатели! Ответим сегодня на ваши вопросы. Но прежде хочу прочитать новость, которая мне понравилась и удивила меня. «Финские парни теряют вкус к атеизму» - заголовок этой заметки. Примерно к такому выводу пришли скандинавские социологи. Молодые отцы, оказывается, чаще выступают за крещение младенца, чем молодые матери. 42% юношей от 18 до 24 лет полагают, что христианские ценности перекликаются с их собственными. Среди девушек таких 26%. Цифры интересные и неожиданные. В Финляндии вдвое больше юношей, чем девушек, подумывают креститься. Между тем одна из азбучных истин – большая религиозность женщин. В чем же дело? Одна из версий такова, что вакханалия толерантности начинает приедаться, кипучие соцсети и наличие верениц партнеров не избавляют от одиночества, и хочется простого счастья как у прадедушки и прабабушки. Это всё весьма странно, потому что финская Церковь, как и прочие скандинавские конфессии, задорно мчится впереди прогрессивного паровоза, пока в центральной Европе приглядываются к новшествам, а в южной и вовсе воротят от них нос. В некотором смысле на нее можно посмотреть как на модель будущего европейского христианства. Поразмышлять стоит. Кто-то из древних сказал, что если развратятся женщины – близок конец света. Мужчины были всегда в этом смысле спереди, а теперь мы видим стремление европейских мужчин к ценностям при полной свободе. Интересно, что там происходит со старшим поколением. Пожилое поколение обычно более консервативно, показывает нам более привычную картину – женщины более направлены к христианским ценностям. Но это можно объяснить, конечно, тем, что женщин в пожилом возрасте остается больше в принципе. У нас картина разительно отличается – мужчины в основном умирают гораздо раньше. В целом картина интересная и весьма неожиданная. Нам стоит на это обратить внимание, особенно тем, кто работает с молодежью, на которую приходится главный удар современного толерантного мира, его ценностей, которые принято сейчас называть радужными.

Вопрос: Что такое настоящий христианин?

о.Михаил: Вопрос не на две минуты. О настоящем христианстве говорится в книге Нового Завета, частично в Ветхом, который является предтечей Нового и говорит обо всем прикровенно в то время, когда Новый Завет говорит открыто и прямо. Чтобы ответить на Ваш вопрос надо перечитать 5 -7 главы Евангелия от Матфея, так называемую Нагорную проповедь. Господь взял учеников, последователей, которых пришло около 5 тысяч человек, не считая женщин и детей. Господь стал учить – что такое быть настоящим христианином. Сейчас всю проповедь пересказать я не берусь, но как вы знаете, Господь в том числе говорил о любви. Сегодня я читал лекцию в Православном университете, говорил о заповедях. В конце я попросил каждого студента взять бумагу и написать простую вещь – кто такой Бог, что такое – Бог, что мы знаем о Нем. Студенты писали разные вещи, потому что имеют разную базу, опыт, предысторию, по-разному пришли к вере, к необходимости изучать богословие. Все очень разные. Единственное чем они были похожи друг на друга – они не прошли мимо заповедей о любви. Бога они называли тем Высшим, Всеблагим, Всемогущим существом, которое, безусловно, любит человека. Это приевшееся выражение, с которым современные психологи носятся постоянно, вдруг оказалось для наших молодых студентов очень важным. Безусловная любовь – то, чего жаждет каждый не только во младенчестве, но и во вполне дееспособном возрасте. Студенты уже не дети, но и им необходима любовь. Кто в современном мире может дать им эту любовь кроме Бога? Потому каждый так или иначе написал, что Бог есть любовь. Меня это порадовало. Бог есть любовь и это главное его качество. Мы не можем полноценно описать Бога, как не мог бы муравей описать человека со всеми сложностями его психики. Таким же образом и мы не можем описать Бога и какие-то эпитеты усваивать Ему как стопроцентное описание того, что Он есть.

Если вернуться к вопросу, что такое настоящий христианин, то я попробую этот вопрос переадресовать своим студентам. Будет интересно почитать их мнение. Сам же думаю, что настоящий христианин идет путем Христа. Это тот, кто любит, причем даже тех, кто его ненавидит. Иоанн Златоуст говорил, что заповедь о любви к врагам, которая содержится в Новом Завете, это и есть квинтэссенция христианства. Это то, что отличает настоящих христиан от представителей других религий. Может ли быть добрым мусульманин, иудей, индуист? Конечно. Но в том, что касается не просто не мщения, а любви к врагам, то об этом говорит только и исключительно христианство. Поэтому на вопрос я бы ответил так. Настоящий христианин – тот, кто читает Писание, пытается идти путем Христа, с помощью Бога исполнять Его заповеди о любви. Просто ли это? Невозможно. Но Господь нам это заповедует, а значит, верит в нас.

Вопрос: Евреям послание, глава 8-13. Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению. Если Господь Один и Тот же, то почему апостол так сказал? А мы Ветхий Завет штудируем и смакуем, но надо ли это делать?

о.Михаил: Есть такое крылатое выражение среди святых отцов. Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий в Новом – раскрывается, то есть дает нам возможность подойти к Новому Завету. Если поставить вопрос, зачем вообще Ветхий Завет, то ответ найдем у апостола Павла. Это детоводитель, по-гречески «педагог», ко Христу, то есть он имеет воспитательное значение. Отсюда и огромное количество заповедей. Это не только десять заповедей Моисею на горе Синай, но и многие другие. Мы не читаем иудейские толковники, где насчитываются сотни заповедей. Для людей тех времен правила эти имели положительное значение. Надо вспомнить, что Израиль был окружен страшными язычниками, которые приносили детей в жертву богу Молоху, Ваалу, который требовал человеческих жертв. Ветхий Завет в те времена был совершенно необходим, это было новое слово и огромный шаг вперед. Господь заключил договор с человеком. Аз есмь вам Бог, вы же Мне будете людие. Но зачем же нам сегодня Ветхий Завет? Люди там находят много устаревшего или даже соблазнительного. Сказать, что мы продолжаем с упоением читать Ветхий Завет, наверное, и нельзя в полном смысле. Таких далеко не много даже среди студентов богословских курсов. Есть просто любители. Один – мой хороший друг и богослов, отец Олег Стеняев. Он иногда бывал здесь на «Радонеже». Найдите его лекции по Ветхому Завету, откроете для себя столько нового. Тогда будет проще понять, зачем нам Ветхий Завет. Почитайте притчи Соломона, сколько там дельных, тонких замечаний, касающихся семейной и общественной жизни. Мы, к сожалению, зачастую сильно не дотягиваем даже до уровня ветхозаветных людей. Они говорят «око за око» и «зуб за зуб», а нам кажется, что мы уже сильно это переросли. Однако когда настает наш черед, когда нам кто-то делает плохо, то мы иногда становимся на позицию, которая гораздо ниже этого принципа. Лучшие представители ветхозаветной веры были весьма благочестивы. О праотцах говорится, что они ходили пред лицем Божиим. Представьте, на вас смотрит Бог. А это ведь так и есть. Только мы забываем об этом, а праотцы не забывали, жили перед лицем Божиим, что налагает огромную ответственность на человека. Св. Николай Сербский говорил, что втайне ничего вообще нельзя сделать, потому что мир вокруг нас полон ангелов, архангелов, святых, Самого Господа, Пресвятой Богородицы, которые смотрят на нас и видят каждое наше деяние.

Вопрос: Когда Аарон с Моисеем наводили бедствия на египтян, первые два бедствия египтяне еще держались, а на следующем уже сдулись, говоря современным языком. Чем объяснить всё это?

о.Михаил: Откровенно сказать, я не размышлял, какая разница между бедствиями или казнями египетскими. Ясно, что все шло по нарастающей, как и поступает Господь. Обратите внимание на последнее – самое страшное – казнь. Это избиение первенцев страшным Ангелом Господним. Если в общем подойти, очевидно, что эти устрашающие чудеса идут по возрастающей. Первые можно было выдержать. Но фараон только ужесточил содержание евреев в плену. При последнем египтяне не выдерживают и отпускают народ Божий в землю Обетованную, куда Моисей ведет евреев 40 дней. На горе Синай он получает заповеди Божии. Если есть желание подробнее ознакомиться, надо читать толкования святых отцов, которые придают всем событиям Ветхого Завета важное символическое значение.

Вопрос: Что такое свобода?

о.Михаил: Понятие, если не лежащее в одной плоскости с категорией любви, то находящееся недалеко от него. Свобода присуща Самому Богу в первую очередь. Бог свободен от обстоятельств обычных и вообще от всего. Он был свободен сотворить человека и не сотворить его, но сотворил по любви к Своему созданию. Эта любовь проявилась в том, что Единородный Сын Его пришел на землю по любви к Своему созданию, принес любовь Свою жертвенную, показав путь настоящего христианства. Если Бог свободен, то почему Господь прошел этот страшный путь от рождения в семье плотника до распятия как самого страшного разбойника? Был ли свободен Господь? Абсолютно. Как и христианские мученики, когда они переносили мучения. А свободен ли тот, кто не хочет ничего знать, не имеет правил, заповеди для него устарели, он предпочитает наркотики и свободную любовь, готов нарушать закон Божий, потому что никто и ничто для него не указ? Как раз такой человек не свободен вовсе. Свобода – это независимость от ограничений, которые сам человек на себя налагает, понимая, что в этом есть добро. Настоящая свобода не в том, что человек делает то, что хочет, независимо от того, приносит ли это горе и бедствие другим, семье, детям, знакомым. Я свободен – не означает свободу творить зло. В христианском смысле свобода – это для чего-то, а не от чего-то. Так для чего нам свобода? Природа ее лежит в христианском утверждении, что человек создан по образу и подобию Божьему. Если Бог свободен, то и человек. Образ Божий в человеке неистребим. Но подобен ли самый страшный злодей Богу? Ответ категорический отрицательный. Такой человек несвободен, неподобен Богу, но образ Божий в нем остается.

Чтобы стать подобным Богу, нужно реализовать свободу для чего-то. Все святые, которые прославили Господа в чине преподобных, уходили из мира, полного суеты, в пустыни, леса, пещеры, чтобы реализовать свободу. Казалось бы, какая свобода могла быть у преподобного Сергия, который ушел в лес и молился Богу, не видя никого. Его подвиг был столь жесток, что даже его брат, который начинал вместе с ним, не выдержал и ушел. Но именно в лесу преподобный и стал свободен, а вокруг него стали твориться чудеса. Это еще полдела, потому что чудеса творят и индийские факиры, йоги. Отец Серафим Роуз подробно писал об этом в своей книге «Православие – религия будущего». Он говорил, что чудеса – не признак истинности. Чудеса же преподобного Сергия были совсем другого рола. Они не призваны были доказать истину. Просто как солнце не может не светить, так святой человек не может не источать удивительные токи святости, которые преображают весь мир и делают его подобным миру, созданному Богом и неповрежденному. Смотрите, сколько людей преподобный привлек к себе, к Богу. До сих пор к нему идут в Лавру люди, потому что они ищут преподобного, святого, кто осуществил в своей жизни всё, о чем пишется в Евангелии. Скольких он благословил на победу!? Дмитрий Донской победил Мамая, освободив Русь. Вот вам связь – свобода внутренняя одного человека и через него свобода для целого народа, который находился под игом иноверцев.

Истинно станете свободными, по слову апостола, когда освободит вас Христос. Свобода без Христа - не настоящая свобода.

Вопрос: Говорят, все происходит по воле Бога. Но где воля Бога, а где моя? Как разграничить?

о.Михаил: Довольно непросто бывает свою волю разграничить от воли Божией. Воля Божия – один из аспектов промысла Божия, который предотвращает зло и направляет его к добрым последствиям, а всякому добру вспомоществует. Мы знаем это определение промысла Божия и воли Его, по которой всё на земле происходит. Нам иногда трудно докопаться до основания воли Божией. Иной раз жизнь проходит, а мы не понимаем, а что в нашей жизни произошло. Понимаем сначала, что что-то плохое, тяжелое, а много позже понимаем, что оно было не напрасно, оказалось очень нужным и важным. Господи, наконец я понял: то, что со мной произошло, была Твоя святая воля!

Как разграничить волю свою и Бога? Божия воля совершается с нами без нашего участия чаще всего. Привожу в пример выражение отца Иоанна Крестьянкина о кресте. Мы знаем, что жизненный крест – воля Бога, который попускает различного рода события в нашей жизни. Так вот и важно различать крест Божий и крест «самодельный», где мы не согласуем свою волю с волей Божией, где мы начинаем напрашиваться на крест. Абстрактно рассуждать нелегко, но в жизни мы можем попытаться воли эти разграничить простым способом. В той же Нагорной проповеди Евангелия от Матфея Господь учит нас всех молиться. Да будет воля Твоя на Небеси и на земли. Мы не сведущие, не можем наверняка знать, что произойдет, какое будет иметь последствия. И когда мы Бога о чем-то просим, нужно прибавлять «не так, как я хочу, но как Ты». Тогда нам вообще не придется разграничивать волю свою и Бога. Он сам это сделает, достаточно Его об этом просить. Мы должны делать что-то правильное на наш взгляд, но обязательно обращаться к Богу с просьбой творить Свою волю в нас. И если у нас что-то не получится, то воля была на это только моя, а воля Бога была иной. И Его воля будет вести к добру даже там, где мы видим абсолютное зло. Господи, мы не понимаем, что происходит, никакие наши дела не привели ни к какому результату – действуй Ты, как считаешь нужным в жизни нашей и целого мира.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Fill in the blank.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+