Перейти к основному содержанию

23:45 02.03.2024

Вхождение человека в церковь. Разочарования и обретения.

16.11.2023 16:08:25

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/10/31/21-00

Н. В. Карташова: - Не могу не сказать, дорогие радиослушатели, я прошла по вечерней Москве, по центру, и видела, как стайка молодежи в жутких масках, у девочек даже в распущенных волосах ободки со светящимися красными рожками, видимо на батарейках, празднуют совершенно, простите, идиотский, сатанинский праздник – Halloween. Мало того, что это просто отвратительно само по себе, но ведь в это же самое время другая молодежь проливает кровь на Донбассе. И когда я не выдержала и все-таки пристыдила их, слава Богу, что хоть как-то смутились. Дай Бог, чтобы они перебесились. А взрослым, нам, напоминать почаще о наших русских православных праздниках. 1 ноября, 19 октября по старому стилю, день рождения святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, которая от самого детства и юности была скромной, добродетельной, и в то же время очень красивой, женственной, стыдливой. И 19 октября Лицейский праздник, Пушкинский. И наш гений, солнце русской поэзии, Александр Пушкин, каким бы повесой не был, в женщине всегда чтил чистоту и верность. И писал в своем сонете «Красавица»:

Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

Ведь даже в советское, казалось бы безбожное время, была мораль, нравственность. А теперь, когда храмы открыты, почему-то родители, бабушки не приучают молодежь в церковь, да и сами как-то не приучены. Надо же чтобы молодежь все-таки чтила красоту, чистоту, любовь – то есть Бога и Его святых, а не цепляли рожки и коготочки. Простите, что я сказала об этом. Христианские идеалы и христианскую эстетику должны противопоставлять мы разнузданности и дикарским повадкам. Поэтому Бог и посылает нам такие испытания и скорби, что мы позволяем оскорблять Бога, оскорблять русскую культуру, позволяем растлевать молодежь. Давайте же вместе помогать друг другу, быть едиными. Ведь в мире еще столько красоты и гармонии! Есть природа. Есть великое классическое искусство: музыка, поэзия, живопись. Как можно пренебрегать сокровищами наших предков, чтобы мир поглотила такая вот быдломода, антикультура. Это ужасно. 27 октября был день рождение нашего русского православного патриота с нерусской фамилией – Михаил Орландович Мендоса-Бландон. Он президент благотворительного фонда «Энциклопедия Серафима Саровского». Сколько же добрых дел, нужных, конкретных, совершает и фонд, и сам Михаил Орландович. Это прекрасный пример для всех нас. Пример патриотизма, жертвенности, подлинной русской православной культуры. Михаил Орландович глава большой семьи. У него восемь детей. И уже есть внук. И дети воспитываются дружными, веселыми, культурными. Уж никто из них не празднует точно дурацкий Halloween. Дай Бог всей этой семье и ее главе, Михаилу Орландовичу Мендоса-Бландону, здравия, спасения и многая, многая и благая лета. Вот если бы все русские семьи были такими, то и жить было бы на земле хорошо и надежно. Бог бы нас любил, и Россия была бы великой державой. А сегодня с нами, дорогие друзья, замечательный священник, его на приходе называют «батюшка-праздник», потому что он каждому дает радость и утешение в православной вере. А мы поэтому его стараемся приглашать к нам в прямые эфиры, чтобы вы все, кто хочет, могли с ним пообщаться, позвонить ему и выслушать его добрый советы. Итак, с нами сегодня, дорогие друзья, замечательный гость – протоиерей, член епархиального совета, настоятель храма Преображения Господня, села Буриново и храма Покрова Пресвятой Богородицы села Покров, Жуковского района Калужской Митрополии – Андрей Резван.

прот. Андрей Резван: - Здравствуйте, дорогие радиослушатели.

Н. В. Карташова: - Батюшка, давайте тему назовем так: вхождение человека в церковь. Разочарования и обретения. Не все же, к сожалению, например, меня крестили, я не помню, я была очень маленькой, бабушка меня принесла в церковь. А сейчас приходят взрослые и крестятся, или в подростковом возрасте, или в юном. И, к сожалению, бывают и разочарования. И обретения. Вот об этом давайте поговорим.

прот. Андрей Резван: - На самом деле, всем нам знакомые слова из Евангелия «созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее», конечно, говорят только о том, что Господь, создавая Церковь, дал возможность каждому из нас прикоснуться к этому удивительному миру духовной жизни с Богом. И, конечно, в Ветхом завете не было понимания Церкви. Потому что Ветхий завет жил совершенно другими нормами и правилами. И только с пришествием Господа нашего Иисуса Христа, Господь дал нам Церковь. Церковь как общество верующих в Господа, как тех, кто был усыновлен в не зависимости от кровного родства духовным усыновлением, и конечно, через таинство крещения стал чадом Божиим. И вот, на самом деле, у каждого, наверное, есть какая-то своя история крещения, вхождения в Церковь. Но сегодня мы говорим совершенно о другой роли Церкви, когда человек заново, уже будучи крещеным, для себя находит обретение любви, духовного единства с людьми, с которыми он до этого времени никогда и не был знаком. И сейчас, действительно, в наше непростое время для многих происходит переосмысление. Несмотря на то, что были утеряны духовные традиции, преемственность, несмотря на то, что мы к сожалению, не получили от наших уже теперь бабушек и дедушек, даже от наших родителей, и даже от наших крестных, тех каких-то самых элементарных знаний о Боге, о молитве, о вере. И, конечно, мне как священнику не однажды приходилось слышать горечь, разочарование, что несмотря на взрослый, преклонный возраст, когда земная жизнь близится к концу, человек не узнал раньше о благой вести, о радостной вести Евангельского спасения. И переступая порог храма, порой не специально, вы знаете, ведь и для маленьких детей, и для молодежи, и для просто любящих путешествия, допустим, посещение таких русских городов, как Ярославль, Нижний Новгород, Санкт-Петербург – ну невозможно, ходя по магазинам, не зайти в великолепные древние русские храмы. И даже в качестве туриста переступая порог храма, человек так или иначе начинает видеть то, что он до этого не замечал. Начинает ощущать какой-то особый свет, особую любовь. И, конечно, очень важно, чтобы и в этот момент нашелся человек, который не просто формально бы рассказал о храме, как о музее, например, а нашелся человек, который немножко уделив внимание, рассказал, что наполняет этот храм. Потому что за вешним видом икон, замечательных росписей, церковного песнопения, стоят живые люди, которые горят любовью, добром, светом, чистотой, и которые моги бы в жизнь человека привнести самые такие важные духовные понятия как дружба, как любовь, как верность, как поддержка, как доверие. Потому что этого сейчас, к сожалению, не хватает.

Н. В. Карташова: - А ведь мы обращаемся – братья и сестры – вас называем – батюшка, отец. То есть мы должны быть как семья.

прот. Андрей Резван: - Хотелось бы главное отметить – то, о чем мы сейчас говорим – это есть божественная педагогика. Когда ты через таинство крещения, через приобщение и вхождение в церковь, когда все для тебя незнакомо, когда ты боишься сделать какой-то первый шаг, ошибаешься несомненно, но с этими ошибками ты находишь понимание, ты с этими ошибками находишь новых друзей, которые уже духовно становятся для тебя, как братья и сестры. Это необъяснимое такое духовное состояние человека, когда ты проникаешься заботой людей, которых ты до этого никогда не знал, и которые для тебя становятся очень близкими.

Н. В. Карташова: - Как родство. Да.

прот. Андрей Резван: - Получается даже ближе, чем, может быть, даже и свои родственники, чем отец и мать – даже так бывает. Поэтому конечно то, что был у нас такой период у Церкви, когда был снят железный занавес, когда была разрешена вера в Бога, когда людям открылись двери храмов, немногочисленных храмов. Я вспоминаю, когда сам только-только начинал в юношеском возрасте ходить в храм, батюшке помогал, за раз крестилось порой 50, и 60, и 70 человек.

Н. В. Карташова: - Взрослых.

прот. Андрей Резван: - И детей. Но, конечно, в основном это, да, действительно, были люди взрослые. И сейчас это вспоминается, как особое харизматичное время.

Н. В. Карташова: - Какой подъем был.

прот. Андрей Резван: - Духовный подъем и жажда слова Божия. Мне просто искренне было жалко священника, который уже к концу крестин буквально валился с ног, весь мокрый, но, тем не менее, была духовная радость, что мы приобщили множество людей к Церкви. Но должен был быть за этим и другой шаг – воцерковление – духовное образование, приобщение, в каких-то даже самых элементарных вещах. Потому что даже сейчас, когда беседуешь с потенциальными крестными, уже спустя 20-30 лет этой свободы, их родителями, крещаемыми, задаешь самые простые вопросы и не всегда в ответ слышишь что-то определенное, внятное, понятное, потому что, к сожалению, человек еще до сих пор, даже будучи крещеным, и все, конечно, уверяют и говорят, что в душе они верят в Бога, но когда начинаешь разговаривать действительно о духовной жизни, то и сам человек, и ты понимаешь, что она очень далека от тех норм, которые Бог установил для человека, чтобы его духовное здоровье было нормальным, чтобы это его духовное состояние привело человека к спасению.

Н. В. Карташова: - Батюшка, наверное, причащаться нужно чаще, тогда человек обретет эту благодать.

прот. Андрей Резван: - Я не зря сказал, что у нас сегодня разговор о божественной педагогике, потому что когда даже в обычной семье маленький ребенок видит, как старшие братья и сестры, как родители, как родственники делают что-то очень значимое и важное и делают это регулярно, может быть даже без всяких нравоучений, ребенок начинает копировать, приобщаться, также повторять. Сначала неосознанно. Мне довольно часто приходится употреблять такие слова, когда человек в каком-то поиске, когда нет еще твердой веры, доверия, я делаю аналогию с маленьким ребенком. Я говорю: «Вы знаете, вот вы же как родитель тоже иногда говорите: «Делай, потому что так надо. Потом подрастешь – поймешь»». Иногда это тоже важно. Самые первые очень нелегкие шаги, когда человек еще со всеми не познакомился в храме. А если это храм, где очень много людей, разных людей, то, конечно, может быть, даже какое-то одиночество у человека возникает. Но когда постепенно человек начинает регулярно ходить в храм, а мы знаем, что это одна из 10 заповедей, когда Господь сказал: «Шесть дней делай свои дела, седьмой посвяти Господу Богу Твоему». Потому что с первых веков христианства всякий верный христианин собирался в собрании, в церкви, но в церкви даже не в привычном понимании. Опять же многие задают вопрос: «Чем церковь от храма отличается? Почему такие разные названия? Там написано церковь, тут храм». Потому что у церкви есть не одно значение слова. Церковь не только как здание, которое мы привыкли видеть. Церковь еще как собрание верующих в Господа, объединенных одной верой, таинствами, богослужением. Как святитель Филарет митрополит Московский дает определение Церкви. Поэтому, конечно, для сегодняшнего дня очень актуально несмотря на такое большое обилие информации и духовной литературы, но, конечно, очень важен личный контакт, личное общение не только со священником. Я замечал, что действительно важно, чтобы и родители молились за своих детей, которые еще не ходят в церковь или не хотят ходить в церковь, потому что они не понимают, что это для них, и для чего это нужно, и какая польза, и какой толк от этого. Так же как и взрослый человек, который вроде бы всеми силами души стремится переступить порог храма и как-то приобщиться, но ему тяжело. Он не знает языка церковно-славянского, непонятны какие-то священнодействия.

Н. В. Карташова: - Когда с детства, то понятно все. Все родное становится.

прот. Андрей Резван: - Я бы порадовался за того человека, который с детства был приучен, и у которого есть потребность, и у которого заботливые крестные, которые сами горят верой и регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются. Но, к сожалению, действительность такова, что таких примеров не очень много.

Н. В. Карташова: - Батюшка, но самое главное все-таки таинства.

прот. Андрей Резван: - Безусловно. Но чтобы приступить к таинству, нужно тоже приготовиться. И прежде всего приготовится внутренне: осознать, осмыслить. Не просто механически подойти к этому. Потому что в этом тоже есть какой-то нехороший магизм. И когда человек не понимает, что он делает, конечно, и плодов духовных…

Н. В. Карташова: - Дух Святой научит.

прот. Андрей Резван: - Да. Но для этого Святая Церковь определила быть крестным, духовным наставникам. Конечно, мы действительно благодатью Божией живы. Духом Святым Церковь живет, и движется, и совершаются таинства, и нас Господь вразумляет благодатью. Но мы не можем рассуждать с протестантской такой точки зрения, когда вот доходит до печальных вещей, когда уже отрицается и священство, и сама Церковь, и таинства. И вот как от невоцерковленных православных христиан, которые крещены, приходится слышать: «Мне посредники не нужны. Я напрямую общаюсь с Богом». Но это лишь говорит, что для многих людей то приобщение к учению Церкви, приобщение к слову Божьему – оно осталось не пройденным. То есть вот эти вот уроки – остались не пройденными. И из-за этого человек сам очень многое теряет. Он теряет возможность духовного общения с единомышленниками, он теряет возможность участвовать в таинствах Святой Церкви. Он теряет возможность познавать в нашем непростом мире, где правда, где ложь. То есть именно голос Церкви является тем рупором, тем критерием в нашем очень непростом мире, когда очень часто мы видим какие-то подмены, видим такой вот подлог, который искусно создается через фейки, через ложную информацию. Буквально недавние беспорядки в Махачкале, когда мы видели обезумевшая толпа подогретая дезинформаторами. И это не единичный случай. Такое вот сектантство в саамы страшных проявлениях, когда человек замкнут, когда у него нет возможности сравнить, сопоставить. То есть это уже некий плохой признак тоталитарной религиозности. И если кто-то думает, что он не такой, никогда он не попадет на эту удочку, на эту уловку – мы видим ,что если человек не укрепляем благодатью Божией, если у него нет духовного наставника, духовника, если он не общается с православными братьями и сестрами, то диавол-то хитрее. Не зря его называют лукавым, потому что он такие готовит для человека наживки, которые соответствуют внутреннему расположению и страстям и грехам. И, к сожалению, люди очень ошибаются и совершают непоправимые ошибки.

Н. В. Карташова: - Батюшка, но мы еще обозначили в теме разочарования бывают. Вы, наверное, как духовник знаете, есть ревностные – ходят, ходят в церковь, а потом разочаровываются. В чем? Почему? Что их разочаровывает?

прот. Андрей Резван: - За уже четверть века священнического служения, к сожалению, приходилось быть свидетелем таких вот печальных, я бы сказал, в духовной жизни человека событий. Потому что это, действительно, событие страшное, печальное, когда человек разочаровывается в Церкви, в Боге, когда он отходит. Вы знаете, в прошедшее воскресенье Святая Церковь предлагала нам притчу о сеятеле. Когда сеется слово, и одно падает при дороге, и птицы поклевали. Другое семя падает на каменистую почву, и из-за того, что не имеет корня, быстро погибает. В тернии, в заросли. Я говорю это, потому что часто враг похищает через несбывшиеся надежды, ложные надежды, благодать. Есть в церковной, духовной жизни такое понятие как промысел Божий. И для кого-то, не для всех, конечно, и уход из Церкви – это возможность вообще переосмыслить свою жизнь. Понять, что ты потерял, чего лишился.

Н. В. Карташова: - Господь попускает.

прот. Андрей Резван: - Да. Чтобы человек внутренне из детских обид каких-то..

Н. В. Карташова: - Как некоторые говорят: «Вот, в церкви такие дорогие требы, записки, их не читают. Больше не буду ходить в церковь». Это по-детски. Или потребительски?

прот. Андрей Резван: - Я бы даже сказал, что это и не по-детски и не по потребительски. Это просто человек, который поверхностно воспринимает церковную жизнь. Наверное, из-за этого рождаются такие разговоры, потому что те, кто участвует в жизни Церкви, те, кто помогает священнику, те, кто помогают в каких-то очень важных церковных мероприятиях, а их великое множество, потому что Церковь несет огромную социальную нагрузку в обществе, то есть мы знаем, что и бездомных кормят, сейчас вот нашим воинам мы собираем….

Н. В. Карташова: - И богадельни для стариков, для одиноких.

прот. Андрей Резван: - Очень большая нагрузка: и детские дома, и прочее окормление. Вот когда человек этого не знает, то он не видит смысла вообще самой Церкви. Ее служения. И поэтому, не хочется лишний раз об этом говорить, но это тоже наше реальность, особенно я как сельский священник, когда немногочисленный приход, а коммунальные услуги и прочее, и прочее. Эти расходы никуда не денешь. И, к сожалению, мы в этом мире живем. Но когда человек опосредованно или очень редко ходит в храм, у него это, конечно, ассоциативно все связано, прежде всего, со своим внутренним мироощущением. Поскольку он сам еще более плотян, более обмирщенный, то есть ни имеет такого духовного зрения. Потому что не зря в притче о сеятеле Господь дважды сказал: «Имеющий уши слышать, да слышит». Потому что мы иногда слышим и не разумеем о чем речь. И через призму своих взглядов, своих ценностей, как правило, далеких от Бога, далеких от духовности, человек делает какие-то суждения.

Н. В. Карташова: - Это обывательское такое. Давайте поговорим и о вашем приходе. Вот как вам удается удержать? У вас два прихода даже – Покровский и Преображенский. У вас литературная гостиная. Кстати, я должна вас поздравить с наградой. У вас их много. Вот последняя награда, я прочитала, она как называется? Это ваш епархиальный?

прот. Андрей Резван: - Слава Богу за все. В общем-то, не ради этих наград мы трудимся, служим. Владыка, у нас был юбилей, десятилетие Калужской митрополии, отмечал медалями клириков Церкви. Когда богослужение прошло, была трапеза, на которой присутствовал губернатор Калужской области, Владислав Валерьевич Шапша, меня затронули его слова. Он, обратившись ко всем присутствующим, в большинстве своем там были священнослужители, попросил, чтобы священники были терпеливее к людям, с пониманием относились к ним. И самое главное, он так сказал: «У нас люди есть те, которые есть. Других нет». Это вроде простые слова, но самом деле очень важные, потому что и священнику важно это понимать, и людям самим, и работникам храма. Потому что иногда, действительно, человек где-то в неуравновешенном каком-то состоянии, какая-то духовная травма, какой-то кризис у человека. И он с этим, разъяренный, недовольный пришел в храм.

Н. В. Карташова: - Да слава Богу, что пришел.

прот. Андрей Резван: - И то, что он не знает каких-то правил поведения, то ведь и мы когда-то были такими. И во многом даже те, кто регулярно ходят в храм, не до конца все понимают и знают все. Вот как в семье, если мы воспринимаем общину, как семью. Вот вы сказали: «Как вам удается удержать?».

Н. В. Карташова: - Да. Такую большую семью. Две даже.

прот. Андрей Резван: - У нас одна семья на самом деле.

Н. В. Карташова: - Село Покров – это рядом?

прот. Андрей Резван: - Относительно. Храмы рядом друг с другом, на одной территории. Церковь Покрова восстанавливать пришлось. Я хочу сказать: в семье никто никого не держит. Понимаете? Почему мы сегодня говорим как раз о разочарованиях, потому что иногда бывает такое очень потребительское отношение к Церкви, когда человек приходит и своим приходом говорит: «Я пришел. И вы все теперь должны быть мне благодарны». Но на самом деле мы всегда рады всем приходящим. Но Церковь – это не парикмахерская, ни магазин. Церковь – это те, кто пришли – погибающие, грешники – обрести праведность и спасение. И вот Церковь в первую очередь – это духовная врачебница. Потому что мы со своей болью, со своими разочарованиями в этой жизни, приходя в церковь, мы как бы говорим: «Господи, и там был, и здесь. Все попробовал. Столько ошибок, столько грехопадений. И ничто мне не принесло успокоения. Ничто мне не принесло той настоящей радости, к которой стремится душа моя. И вот здесь, эта встреча с Тобой – это действительна встреча с Отцом». Как в притче о блудном сыне: сначала мы говорим: «Дай, что мне полагается», - а когда сами попробовали, Бог дает нам, дает таланты, дает нам профессию, дает нам какие-то возможности, знакомства какие-то, еще что-то. А потом ты оказываешься у разбитого корыта. И когда какие-то серьезные потрясения: что-то со здоровьем, или с близкими – ты понимаешь, что все это не работает, что это все не приносит такого духовного удовлетворения, успокоения. И необходимость в Боге заложена Творцом в душе человека, и это всегда является внутренней побуждающей причиной поиска, который приводит человека в храм. И, конечно, почему разочарования? Потому что, действительно, не у всех хватает, может быть, такого терпения или смирения, как по пословице: со своим уставом в чужой монастырь не приходят, когда ты должен научиться слушать, научиться слышать.

Н. В. Карташова: - Это правильно.

прот. Андрей Резван: - И своей душой воспринимать, чувствовать то, что ты до этого раньше не чувствовал. Поэтому если говорить о нашем храме, то, конечно, мы стараемся – у нас уже не первый год «Православный семейный клуб».

Н. В. Карташова: - И литературная гостиная.

прот. Андрей Резван: - Да. В церкви Покрова мы организовали литературную гостиную, когда есть возможность.

Н. В. Карташова: - Это замечательно.

Телефонный звонок: - Очень важно, когда ребенок с детства находится в родной православной среде. Желательно и в храме, и дома чтобы была такая была обстановка благостная. Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов с детства, с 5 лет, с бабушкой своей в Новгородской губернии выстаивал службы, очень их любил. Потом это мощно отразилось в его творчестве, в высочайшем духовном произведении не только русской, но и мировой музыки, - в «Всенощном бдении» и других произведениях. Мне бы хотелось напомнить о сохранении наших русских традиций в противовес тлетворному влиянию Запада, как правильно говорили с Советское время, - Halloween и тому подобной нечести. Все очень просто. Нужно в семье только иметь волю, личное желание возобновить то хорошее, что у нас было не так давно. К примеру, если мы собрались с друзьями, родными, за чайным столом, нужно заранее подготовить тексты русских песен. А мелодии в основном помнят все. И петь, петь родные песни. К сожалению, с 70-х годов по системе Кобалевского и его компании детей отучили петь на уроках музыки в школах, а только слушать. Теперь пожинают плоды этой системы. Также с угощениями – нужно вспомнить рецепты: расстегай, кулебяка и других русских печеных изделий. Вот не станем это откладывать, иначе молодое поколение и знать не будет, как жили на Руси.

Н. В. Карташова: - Совершенно справедливо.

прот. Андрей Резван: - На самом деле очень правильное такое суждение. Я бы даже сказал потребность. Как-то со своими сыновьями удалось съездить в Абхазию, совсем недавно. Чему я был поражен, не хочется приводить никогда другие народности, национальности, потому что мы сами имеем огромную культуру и традиции, но тем не менее то, что я увидел, меня потрясло, потому что во-первых, старшее поколение. Нас пригласи там на престольный праздник Успения. После праздника была трапеза, когда все село собралось, это был сельский храм в Абхазии. Вот эта неразрывная связь старших и младших поколений, то что у нас, к сожалению, сейчас прервано…

Н. В. Карташова: - Русский лад утерян.

прот. Андрей Резван: - Потому что и раньше в наших селах на праздники, на день села и на другие собирались, столы накрывали, народные песни, танцы – это сейчас утеряно. Самое главное в этой связи – утерян и авторитет вообще старших как таковых, носителей мудрости, благословения.

Н. В. Карташова: - Ну, батюшка, здесь простите, пожалуйста, и власть виновата. Почему у нас Макдональдсы всякие, названия нерусские? Ну почему русского-то нет?

прот. Андрей Резван: - Я всегда вижу в плохом – хорошее. Вот у меня такой принцип – не нужно проклинать тьму, стремитесь к свету, к добру. Потому что зла-то вокруг много. И это зло по мере нашего духовного ослабления набирает обороты, силу, вторгается, завоевывает то, что мы не можем защитить. Я не сторонник того, что власть виновата. Мы – сами в этом должны потрудиться. Не нужно никого заставлять. Конечно, я согласен, содействие должно быть. Но это не должно носить всецелого такого характера, как иной раз родители рассуждают: «Ну, в школах же преподают Основы православной культуры, а нам-то зачем?». Хотя раньше всегда все шло из семьи. И прежде всего, пример родителей, пример крестных, которые одно дело: «Ты, крестничек, ходи в церковь, молитовки читай», а другое дело, когда крестничек видит, как крестные ходят в храм, любят храм, когда читают слово Божие, когда читают русских писателей, когда цитируют замечательных русских поэтов.

Н. В. Карташова: - Слушают русскую музыку.

прот. Андрей Резван: - Почему такая идея пришла вообще – литературной гостиной – у нас замечательный лектор, Ирина Сергеевна Боженова, доктор филологических наук.

Н. В. Карташова: - Она из Калуги к вам приезжает?

прот. Андрей Резван: - У нее там дача. И она имеет возможность делиться с нами своим профессионализмом и таким опытом.

Н. В. Карташова: - Интересно, а какие темы?

прот. Андрей Резван: - А темы совершенно разные, необычные. Но почему мы все это организовали? Потому что в школах-то учителя все равно руководствуются в большей степени просоветской критикой, комментариями к нашим классикам русским. А они-то все были верующими все равно. Они жили в христианской традиции. И как раз христианское осмысление, православными все были, вот это очень интересные моменты для подрастающего поколения. Расширить свой кругозор, увидеть то, на что и учитель, может быть, в силу своих убеждений или духовной неграмотности просто не обратил внимания на эти моменты, не провел этих аллегорий, внутренних духовных связей. А они очень важны. Мы, пользуясь случаем, приглашаем педагогов к соработничеству такому.

Н. В. Карташова: - К вам далеко ехать.

прот. Андрей Резван: - Вы знаете, кому надо, тот приедет. Тем более, что тут расстояния не такие на самом деле большие – от Москвы ехать всего часок. У многих дачи. Но суть не в этом. Действительно, когда человек начинает все же ходить в церковь, он начинает видеть внутреннюю духовную жизнь писателя, по-другому персонажей, примеры, которые приводит писатель, какие-то выводы делает. И это тоже в том числе язык Евангелия. И это тоже в том числе язык проповеди о Христе. Может быть так, иносказательно, не на прямую.

Н. В. Карташова: - Да и вообще чистый русский язык нашей классики.

прот. Андрей Резван: - Конечно хотелось бы, чтобы мы имели ответственность перед будущим наших поколений. К сожалению, мы еще размышляем, кто мы есть. Хотя не нужно размышлять. Мы православные христиане, великий русский народ. И мы являемся стрежнем и для других народов. И для других культур. И являемся примером, потому что Россия – дом Пресвятой Богородицы. Это избранная Богом земля. И весь мир, я нисколько в этом не сомневаюсь, нормальный мир, скажем, еще не испорченный, с надеждой смотрит на нашу православную Россию. В заключение нашей передачи хотелось бы пожелать нашим радиослушателям, чтобы мы ценили возможность ходить в наши храмы, чтобы мы ценили возможность молиться за наших жен и мужей, за наших детей, за наших крестников. И конечно, хотелось бы сегодня слова благодарности сказать тем, кто когда-то нас привел в Церковь. Это может быть и не папа с мамой, и, может быть, даже и не крестные. Может быть, тот человек, который проявил к нам любовь, внимание, понимание. И хотелось бы, конечно, чтобы каждый из нас тоже когда-то стал таким человеком и помог другому найти дорогу в храм. И памятуя слова апостола Иакова, в самом конце, в 5 главе, он говорит: «Братия, если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его, спасает душу от смерти и покроет множество грехов». И дай Бог, чтобы те кто был крещен, но еще не воцерковлен, все же нашей жизнью, нашим примером, нашей любовью в повседневной жизни, на работе, чтобы они увидели в нас свет Христовой истины и через это нашли дорогу в храм.

Н. В. Карташова: - Дай Бог.

Вопрос: - Часто перевод священника из одного прихода в другой разрушает жизнь прихода и затрудняет пастырское служение священника. Как вы оцениваете эту практику?

прот. Андрей Резван: - Священник, прежде всего, как военный, называется поэтому служитель, потому что он несет службу. И бывает такое, что переводят священника на другой приход. Многие прихожане привыкают. Да, конечно, это где-то и огорчение, но для владыки, для епископа, те или иные переводы священника с прихода на приход они тоже чем-то обусловлены. И здесь нет ни в коей мере какого-то наказания. Часто это бывает из каких-то практических соображений. Может быть, этот священник более полезен будет на другом месте. Но самое главное, наверное, здесь все же, чтобы мы понимали, что мы приходим ко Христу, и наше обращение к Богу не всегда должно носить какой-то где-то и пристрастный характер. Хотя не спорю, что действительно личность священника во многом определяет и духовную жизнь каждого человека, пример священника. Есть возможность, если мы уж действительно увидели в этом священнике своего духовного наставника, если мы им дорожим, для нас, я думаю, не будет препятствием расстояние. Мы сможем ездить. Сейчас есть все коммуникации. Не обязательно вот прям батюшку в храме видеть. Можно с ним и по телефону созвониться, списаться через мессенджеры разные. Возможности есть. Вопрос в другом. Чтобы не было осуждения, не было каких то кривотолков по этому поводу.

Вопрос: - Насколько в наше время возможно использование практики церковных запрещений, епитимий? В каких случаях вы считаете целесообразным давать кающимся епитимии?

прот. Андрей Резван: - Если говорить вообще о такой практики Церкви – накладывать епитимии, как наказание, как средство все же воспитательное, потому что в каких-то случаях священник может какие-то духовные упражнения, какие-то ограничения наложить на человека, но руководствуясь, прежде всего, причинами, их бывает очень много. Это как правило все индивидуально решается на исповеди. Сам человек это должен понимать. Это не может быть просто наотмашь – запретил одному, запретил другому. Настоящий священник, наставник, конечно, прежде всего, руководствуется чувством любви и сострадания. Чтобы человеку помочь исправиться, оставить тот или иной грех. Поэтому в каких-то редких случаях эти ограничения накладываются, и потом же духовный наставник эти ограничения снимает, видя, что человек встал на путь исправления, действительно уже изменил свою жизнь.

Вопрос: - Ни разу не была замужем. 38 лет. Детей тоже нет. Заметила, что среди моих братьев, родных, двоюродных сестер, семью создали только двое. Остальные ни супругов, ни детей не имеют. Может быть, причина в грехах родителей? Или дедушек и бабушек?

прот. Андрей Резван: - Конечно, есть какие-то от Бога наказания за грехи рода, за грехи семьи, но нужно видеть, прежде всего, это обстоятельство как промысел Божий именно лично твоей жизни. И вот мы знаем множество примеров, когда Иоакиму и Анне Бог в преклонном возрасте послал Пресвятую Богородицу. И многие другие святые, Аврааму в 99 лет Бог послал утешение. Поэтому здесь нужно прежде всего молиться. Молитва – это великая сила для каждого человека, чтобы Господь открыл волю Божию. Потому что нам надо понять почему, может быть, мы сами пока еще не готовы для семьи, и нам что-то надо поменять в своем характере. И не всегда здесь грехи рода виноваты.

Н. В. Карташова: - Спаси Христос. До новых встреч.

прот. Андрей Резван: - До новых встреч.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Fill in the blank.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+