Перейти к основному содержанию

11:38 18.04.2024

Очень многие духовные чада не сомневаются в его святости

01.11.2023 16:18:35

 

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/10/29/23-28

Н.В.Бульчук: Братья и сестры, сегодня в студии «Радонежа» мы встречаемся с известным писателем Александром Владимировичем Богатыревым, нашим постоянным автором, и встречаемся спустя два дня после того, как духовные чада и многие православные люди, которые знали отца архимандрита Наума, старца архимандрита, духовника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, вспоминали шестую годовщину со дня его кончины. Александр Владимирович, вы были на могилке у батюшки, были в Троице-Сергиевой ларе в этот день. И приезжали не только те люди, которые помнили отца Наума сами, но и многие из тех, которые уже в жизни его не застали по тем или иным причинам, но наслышаны о необыкновенных трудах, подвигах этого лаврского старца. Недавно вышел ваш фильм, о котором я хотел, чтобы мы также поговорили, посвященный отцу Науму Байбородину. Мы обсудим эту тему по возможности глубоко. И первый мой вопрос, конечно же, будет касаться вас лично. Когда вы впервые узнали в своей жизни об отце Науме?

А.В.Богатырев: Я об отце Науме слыхал с тех пор, как воцерковился. Я приезжал в лавру, мне посчастливилось подружиться с одним иеромонахом, который меня приводил на исповедь к отцу Кириллу. Но и поскольку так мне повезло, я уже не искал никакого контакта, но когда я приезжал, я видел что огромные какие-то очереди вот в эту келийку его. Въезжая в лавру, то по левую сторону там такая небольшая келия, и всегда были толпы народа. Я не могу не повиниться, что не был настолько любопытен, мне казалось, что достаточно того, что у меня есть возможность общаться с таким великим старцем, как отец Кирилл. Совершенно, казалось бы, неожиданно, но в этом был тоже промысел Божий, я познакомился с человеком, который помогал духовным чадам отца Наума строить храмы, организовывать гимназии православные и для мальчиков, и для девочек, кадетские школы. Получилось так, что, может быть, радиослушатели радио «Радонеж» знают великого человека – иеромонаха Аверкия. Прекрасный поэт, но мне посчастливилось с ним подружиться. И я когда снимал фильм «Антиминс под солнцем» об одном старце, который служил в Казахстане, я заехал к отцу Аверкию. Мы провели какие-то совершенно удивительные дни. Были у одного отшельника высоко в горах. А на обратном пути он меня провожал. У него знаете, приход на границе с Китаем, довольно-таки далеко от Алма-Аты. Мы проехали с ним в течение одного дня верст, наверное, 500, заезжая в маленькие деревушки. Причем удивительно, что это не были какие-то казахские юрты. Это были избушки такие, как на Украине, как на Кубани. И такие же самые бабульки – наши соотечественницы, русские бабушки, которых либо ГУЛАГ определил на постоянное место жительство в Казахстан, либо они во время Столыпинской реформы искали лучшего места для жизни. Въезжали в эти деревушки – абсолютно южнорусская природа и люди. С такой любовью они встречали этого батюшку. И так он служил замечательно, так благодатно. Я на многих службах был многих батюшек - это один из самых замечательных священников, которых я в этой жизни видел. И мы приехали в Алма-Ату, заехали еще к нескольким батюшкам. В конце он говорит: «Ой. У меня тут один друг, который помогает всяким мероприятиям, которые проводят русские в Казахстане, в основном такие патриотические собрания с концертами, на 9 мая. Хочешь, познакомлю?». Я говорю: «С удовольствием». И мы познакомились с этим человеком. Человек невероятно скромный, он просил меня в титрах не указывать в будущих фильмах. Он почему-то мне сразу поверил. Он говорит: «Я хочу сделать фильм про старца Наума». Он выяснил, что я не был его духовным чадом. «Но, - говорит, - все равно». Нужно сказать, что он все-таки посмотрел мои фильмы и прочитал мои рассказы, и после этого он сказал, что поручает мне съемку фильма. 

Н.В.Бульчук: То есть сначала как бы испытал несколько?

А.В.Богатырев: Немного. Но по сути дела год с нашей той первой встречи прошел, я посылал ему материалы, он их почитал. Первый фильм назывался «Свечу не ставят под спудом», а второй фильм называется «Плоды древа доброго». Знаете, как написал мне наш шеф, Евгений Константинович Никифоров: «Завидую, что ты имеешь возможность общаться с такими людьми». Мои герои, конечно, потрясающие. Конечно, надо смотреть. Они так излагают, и так им веришь. Вот сидит человек с Панагией, рассказывает о том, как он был 19-летним мальчишкой, и его постриг отец Наум, и вот что они в Сибири делали. Дело в том, что и первый, и второй фильм можно найти в интернете. Но я расскажу о втором фильме. Я не так давно его закончил, еще месяца не прошло. Я как раз сделал его к годовщине батюшкиного приобщения к вечности. И я поехал на его родину. Изначальный замысел был иной, но начать сначала захотелось именно потому, что в конце жизни отец Наум стал всех приглашать на свою родину. И вот я хотел посмотреть, что же это за место такое. В 120 верстах от Новосибирска, есть деревня Шубинка. В этой деревне родился батюшка. Причем и обстоятельства рождения, и то, как эта семья переселилась в Сибирь как раз в годы Столыпинской реформы. И что с ней произошло во время большевистских гонений на трудолюбивых крестьян, как раскулачивали всех и вся напрасно. Дедушку его просто замучили в лагере. И они вынуждены были потом перебраться на Дальний Восток, потом в Киргизию. В общем, в этом фильме отец Нектарий говорит, что он был вечным странником с младенчества. Но первые годы заложили удивительные совершенно качества. Его мама была верующей. Более того одно обстоятельство совершенно поразительное, я его не стал в фильм включать, но оно стоит особого такого обсуждения. И поймут это только верующие люди. Дело в том, что первенец, а он родился шестым, а первый ребенок его матушки умер во время Гражданской войны от тифа. А потом последующие – второй умер, третий. И отец не выдержал такого испытания. Его мать выдержала. И она когда увидела, что творится, как раскулачивают, как молодые люди и даже, так сказать, просто мальчишки и девчонки ходили громили церковь, издевались над священником, над верующими людьми, тут же у них в деревне организовали общество молодых безбожников. И она, посмотрев на это, сказала: «Господи, если мои дети вырастут и будут вот такими, лучше забери их пока они в младенчестве». И Господь так и поступил. Простите, так сказать, за вольность языка моего. Но когда родился Коленька, она попросила Господа: «Этого уж оставь». И он был таким с младенчества можно сказать духоносным ребенком.

Н.В.Бульчук: Избранный Богом?

А.В.Богатырев: Да. Это было совершенно очевидно с самого начала. Что-то такое происходило с его становлением духовным, что он к концу жизни пожелал именно на родине своей, в Сибири, организовать вот такой духовный центр. Сибирь была просто опустошена, не было в их округе священников чуть ли ни сто лет. И поэтому он с 96 года посылал своих духовных чад в Сибирь. И в Шубинку он отправил в постриге Марию. Вот эта матушка Мария не только с двумя иеромонахами построили за три месяца храм, но еще они организовали монастырь. В этом фильме она рассказывает, как это происходило дело. Они толком не знали, для чего их послал отец Наум в эту самую Шубинку. И первая ее командировка была очень напряженной, и ей хотелось поскорее вернуться в Москву. Она когда-то работала в Издательском отделе, интеллигентная женщина, у нее еще не было особого опыта монашеской жизни. Она тяготилась этой командировкой. Но там произошли знаменательные события. Когда она из Шубинки приехала в Новосибирск, вдруг раздался звонок и батюшка говорит: «Поезжай в Шубинку и крести народ  полным погружением». Дело было в ноябре, когда уже зима с Сибири: ни в пруд, ни в речку не загнать, конечно, народ в это время. И она пока ехала выполнять приказание от Новосибирска до Шубинки, она все смотрела по обеим сторонам дороги: нет ли какой-нибудь завалящейся бочки, в которой можно было бы крестить полным погружением. Бочку не нашла и, приехав в эту деревню, а там, знаете, было все разорено – колхоз уже приказал долго жить, и на его базе было небольшое опытное хозяйство одного из новосибирских заводов, это 96 год, входит в кабинет к этому начальнику и говорит: «Здрасте. Мы приехали вас крестить всех». Он в полном недоумении. Она говорит: «Вы знаете, уже храм Христа Спасителя восстанавливают».

Н.В.Бульчук: Здесь один нюанс – а вдруг они уже были крещены?

А.В.Богатырев: Вот не были. Там 80 лет священника не видели. И никто не выезжал – это глухомань жуткая. Но этот директор признался, что он был крещен. А она говорит: «Вы знаете, Данилов монастырь отдали, и, вообще, отношение властей к Церкви изменилось».

Н.В.Бульчук: Не отставайте.

А.В.Богатырев: Именно так. Нужно идти в ногу с родиной. Председатель немного обалдел, простите за грубость, и говорит: «Что делать?». Она говорит: «Нужна бочка. Будем крестить». Он вызвал своих работников, говорит: «Если у нас бочка?». Бочки не оказалось. Но завхоз говорит: «Вы знаете, вчера были пожарники и сказали, что нам нужно иметь ящик с песком на случай пожара». «Покажи». Показал он этот ящик – огромные щели. А поскольку этот завод был связан с химией, один из иеромонахов спрашивает: «Может быть, у вас пленка есть толстая такая?». «Да. - говорит, - Сколько угодно». В общем, они обили этот ящик изнутри пленкой, на молоковозах завезли воду, а как оповестить народ? Мобильников нет ни у кого. Протяженность деревни изрядная – бегать по избам. А поскольку у матушки уже был опыт работы с детьми в Суздальском монастыре, она увидела ребятишек, которые играли под окнами и говорит: «Ребятки, бегите по деревне, приглашайте всех креститься. Бесплатно крестим в кабинете директора». И буквально не прошло и получаса, как вся деревня сгрудилась рядом с кабинетом директора. И стали их крестить. 86 человек они крестили.  

Н.В.Бульчук: Нас сейчас прервут наши благочестивые слушатели и спросят: а как же без оглашения?

А.В.Богатырев: А там особая статья. Один из иеромонахов, как только они приступили, говорит: «Надо бы огласить». А так мать показала ему на эту конструкцию, которую они соорудили, а уже ручеек воды истекал, и говорит: «Ну, ладно. Господь простит. Иначе вообще ничего не получится». К этой истории можно по-разному относиться. Она такая полуанекдотичная. Но все же…

Н.В.Бульчук: Масштаб впечатляет.

А.В.Богатырев: Дело в том, что они записали всех этих людей, долго за них молились. И понимаете, они отпели ушедших в мир иной. Они освятили колодцы. В общем, эта поездка была очень продуктивна. А потом они стали строить храм. Построили за три с половиной месяца летних. Но это тоже совершенно невероятная вещь, потому что у них совершенно ничего не было: ни лопат, ни молотков, ни гвоздей. Вы их вызывает архиерей и говорит: «Поступила жалоба. Вы – самовольцы. Вы строите храм. А кто вам позволял? Кто вам разрешил?». А матушка говорит: «Вы знаете, это как-то само происходит. – Что значит само? – Вы знаете, я детям объявила, что храм Христа Спасителя восстанавливается, Данилов монастырь открыли, а у вас тут когда-то был храм. И дети побежали кто с гвоздем, кто с лопатой, кто с какой-то ковырялкой». И они нашли фундамент, потом стали потихоньку возводить.  Какие-то совершенно удивительные вещи происходили. Вдруг звонит отец Наум и говорит: «Председатель колхоза хочет вам дать 30 кубометров осины». Какого колхоза? Где его искать этот колхоз? Но они стали узнавать, оказывается один колхоз все-таки существовал. Они приехали к этому председателю колхоза и говорят: «Так вот и так. Храм строим. Для опалубки лес нужен». Он говорит: «У меня есть 30 кубов осины. Забирайте». Это просто они чуть дара речи не лишились. А потом он еще говорит: «А вы знаете, мы тут собирались детский сад строить, для фундамента блоки бетонные завезли. Не нужно ли вам?». Они говорят: «Конечно же, нужно для строительства храма». Так он сам привез те самые блоки. А выгружать-то чем? И вдруг по этой заброшенной, Богом забытой деревне, едет кран. Иеромонах, с которым она была, бросается наперерез. И в общем, сгрузили. И вот так вот потихоньку все стало происходить. Но самое потрясающую историю рассказал владыка Филипп. Я даже толком забыл, как называется эта епархия, но это можно уточнить. 120 верст от Новосибирска. Он рассказал следующую историю: там ведь от Шубинки в 30 км есть село Козиха. Тоже абсолютна пустыня. И когда приехал батюшка, отец Наум, он сказал: «Так вот здесь уже есть монастырь, - они построили первый монастырь, - пусть он будет женский. А вы начинайте заново строить монастырь в Козихе». И они стали строить. И там происходили чудеса на чудесах. Представляете, вдруг батюшка стал присылать митры. И они говорят: «Батюшка, какие митры? Нам бы сапоги потеплее. Куртки какие-то для всяких работ строительных». А он митры присылает. Прислал 8 митр. И говорит: «Пока живите так, а с 92 года у вас все изменится». Они недоумевают – что изменится. И в 92 году их стали рукополагать в епископы. И вот у них то ли 9, то ли 10 епископов получилось. И когда во время Синода митрополита Новосибирского Святейший спрашивает: «Что это за Козиха такая? Что такое? Из одного захудалого монастыря 10 архиереев. У нас, - говорит, - из лавры меньше». В общем, там такие истории. Они настолько жизненные. Какие-то вещи даже придумать невозможно. Я не буду все рассказывать. Расскажу только об одном эпизоде. В 90-х годах семья, проживавшая в Казахстане, решила уехать на историческую родину в Германию. Перед самым отъездом произошла ссора такая: мать с дочерьми уезжает в Германию, а отец с сыном остаются. Но через некоторое время они стали искать друг друга и не могли найти. И на телевидение «Ищу тебя», «Ищи меня» - там какая-то передача есть. Во всякие адресные столы, где можно найти, куда они только не посылали запросы – никто ничего не мог ответить. В 20-летнем возрасте этот молодой человек воцерковился и приехал из Казахстана к батюшке Науму. И говорит: «Батюшка, вот такая история. Ищу маму». Батюшка какое-то время посидел и говорит: «Ты вот с этой самой рабой Божией поезжай в Шую, а по дороге заезжай в Кольчугино». Он говорит: «Ну, и что?». «Ну, и спроси там. – У кого спросить? – У милиционера спроси». Молодой человек был настолько возмущен. Говорит: «Что за бред? Какое Кольчугино? Уже и Мюнхен, и Франкфурт-на-Майне, и Берлин – все задействовано, и Москва». А тут Кольчугино какое-то – слово это не слыхал. Городишко – несколько тысяч человек. Батюшка говорит: «Давай, давай, поезжай». Ну и что вы думаете? Приезжает он в это самое Кольчугино, подходит к первому попавшемуся милиционеру и говорит: «У меня такая беда». А он говорит: «Вот поезжай в отделение. Там пробьют по поисковой системе, по компьютеру». Он приезжает в это отделение. И что вы думаете? Пробили – под такой фамилией и с таким именем есть гражданка. И дают ему адрес. Они едут по этому адресу – открывает дверь сестра. Она не узнала. Он был 5-летний мальчишка, а тут 20-летний юноша стоит. И в это время поднимается мать. Он ее, конечно, тут же узнал. Она говорит: «Кто вы такой?». Он говорит: «Сын ваш». В общем, там что-то невероятное творилось. Соединились семьи. И потом соединились и отец с матерью. И когда этот молодой человек приехал к батюшке благодарить его, отец Наум слушал так, как будто бы это какая-то невероятная сказка. Он говорит: «Как, неужели нашел маму?». И плачет от радости за него. Вот видите, какие-то удивительные сообщил отец Нектарий подробности этого случая. В общем, в фильме, который называется «Плоды древа доброго» несколько эпизодов, которые иначе как чудесами назвать невозможно.   

Н.В.Бульчук: Александр Владимирович, мы поговорили об отце Науме. Вы рассказали вкратце и о фильме. И привели эти случаи чудесные из жизни, которые батюшка предвидел, знал, сообщал своим духовным чадам. Но мне хотелось бы задать вот такой вопрос. И вам, прежде всего, как режиссеру и человеку православному. Очень многие сегодня намеренно, скажем так, ищут таких видимых чудес милости Божией. Потому что и жизнь у нас сложная, и подсказать нам, мало кто может, в наших безвыходных порой ситуациях жизненных. Не хватает нам таких людей, которые рядом, могут помочь, посоветовать, направить, открыть сокрытое, дать какую-то перспективу и дать даже, я бы сказал больше, волю к жизни. У нас тоже в семье ситуация, когда человек пропал, искали, не нашли. Отец Кирилл Павлов, к которому мы обратились, сказал молиться о здравии. Но вот вчера мы вспоминали: у Наташиного брата очередной день рождения. Ему исполнилось бы 58 лет. Но он пропал без вести. На ваш взгляд все-таки, наши старцы – они же не занимались только такими вот чудотворениями и чудесами, они чем-то другим все-таки занимались со своими пасомыми, со своими духовными детьми. Не только открывали какие-то такие тайники души, но, наверное, они творили большее. Они создавали новую продолжающую когорту православных людей, которые и наполняли храмы тогда. А вот сегодня есть такие старцы на ваш взгляд?

А.В.Богатырев: Я думаю, что есть. Прикровенно живут где-то. Меня постоянно спрашивают, в провинции: «Куда ехать? Где искать старца?» Знаете, я, конечно, не облечен саном, и мне богословствовать, может быть, и не пристало по моим грехам, но я знаю одно, что те же самые старцы, вот мой духовник был старцем настоящим, отец Василий Ермаков, он говорил: «Стариков знаю, а старцев нет». И, тем не менее, когда к отцу Иоанну Крестьянкину приезжали из Санкт-Петербурга, он говорил: «Что вы ко мне ездите? У вас есть отец Василий Ермаков». Они о себе не мнили, невысокого мнения были. Одно из таки великих чудес, когда человек начинает видеть свои грехи. Если человек уже видит свои грехи, начинает каяться – вот это и есть чудо, за которым могут последовать какие-то другие этапы совершенствования духовной жизни. Поэтому тот же самый батюшка Василий, когда его спрашивали невероятно усердные, в основном это были женщины: «Батюшка, а я вот к этому правилу прибавила еще кафизму. А потом я прибавила еще вот это, а потом я акафист такой-то». Он так слушал, слушал и говорит: «Знаешь, мать, утром – утреннее правило, вечером – вечернее. И не перепутай». Так что, во-первых, не все могут понести вот этого усердного моления, а батюшка еще так говорил: «Закукарекаешь». И ведь, действительно, многие просто с ума сходили от того, что…

Н.В.Бульчук: Ну, а что это было? Ревность не по разуму?

А.В.Богатырев: Понимаете, когда человек, воцерковившись, начинает уповать на Господа Бога, а вот как-то не чувствовать, что реальная помощь – вот сейчас и сразу. А Господь испытывает. А некоторые очень быстро охладевают. Поэтому вот какое-то усердие должно быть продолжительное. А может быть, в том состоянии души и не полезно им избавляться от хворей каких-то, или от житейских обстоятельств, которые их гнетут. Дело-то невероятно сложное. Поэтому настоящие старцы советовали старцев не искать. Живи, возлюби келию свою – тут тебе и Иерусалим, и Рио-де-Жанейро.

Н.В.Бульчук: Главной частью ответили на мой главный вопрос, потому что если старцы живут прикровенно, и их нужно найти с большим трудом, то чего стоят тогда наши открытые монастыри, где много монахов, много послушников, много батюшек – получается, что же это? Пустые сосуды?

А.В.Богатырев: Все зависит от того, какой монастырь. Есть монастыри, в которых не один десяток даже праведников живут. А есть монастыри, в которых с прохладцей, так вот тянут лямку. Думает, что он по четкам пробежал сотенку несколько раз на дню – и вот и спасся уже.

Н.В.Бульчук: И все-таки он в монастыре. Он принял это решение.

А.В.Богатырев: Да.

Н.В.Бульчук: А мы в миру. Может быть, Господь и его спасет.

А.В.Богатырев: Слушайте, во-первых, я даже не буду говорить с вами по поводу, кого спасет Господь. Это дело таинственное. Это Господу Богу только известно. Если светский человек начнет рассуждать – разбойника спас, а у него сколько грехов. Душегуб. А тут Семен Семенович сосед в ад попал. Ну, мало ли, ну согрешил.

Н.В.Бульчук: А разбойником не был.

А.В.Богатырев: Да. Разбойником не был, никого не убивал, но барышень больно любил. Но это суды Божии – такая тайна. Чего нам в это лезть. Довольно себя.

Н.В.Бульчук: Самое главное нам нужно видеть себя и не очень рассчитывать на какую-то такую не то что милостью Божию, наверное, на справедливость надо все-таки больше уповать Божию и видеть свои грехи.

А.В.Богатырев: Да только на милость. Какая справедливость? Нет справедливости Божией. То что мы светским разумом понимаем, как справедливость, мы же грешные сосуды, откуда мы знаем, что это справедливо – несправедливо. Во-первых, человек настолько «тригонометрия», его душа, что не знаем глубины, мы не  знаем обстоятельств, в которых какая-то порча на него нашла. А может быть, он по ночам плачет о своих грехах, а по виду: «Это – несправедливо. А вот надо бы так». Так чтобы этот термин забыть надо. Господь справедлив во всех случаях: и в наказании, и в поощрении, и спасении – это Его прерогатива. Нечего в это лезть. Вы знаете, когда начинают рассуждать об этом, дурно становится просто. Не нашего ума это дело.    

Н.В.Бульчук: И тем не менее такие фильмы, такие книги, такие воспоминания, и такие главное люди, продолжатели, я имею в виду духовные чада – это же наглядный пример для нас. Пример того, что старцы живы до сих пор.

А.В.Богатырев: В нашем фильме есть замечательный эпизод: молодая монахиня, вернее инокиня, она даже там в таком халатике, но понятно из контекста, что это монастырь, говорит такие вещи: «Отец Наум был в лавре, построенной Сергием Радонежским. У Сергия Радонежского было очень много учеников. А у этих учеников тоже были ученики. И вот так дело дошло до отца Наума. И у отца Наума тоже ученики. А мой духовник был духовным чадом отца Наума. Яне была духовным чадом отца Наума, но мой духовник был, поэтому я его духовное не чадо, а внучка». Замечательно сказала, по-моему. Значит, у отца Наума уже духовные внуки. Их и будем терзать и расспрашивать о том, как жить дальше. 

Н.В.Бульчук: Мы говорили об архимандрите Науме Байбородине – выдающемся старце Свято-Троицкой Сергиевой лавры и вспоминали шестую годовщину со дня его кончины. Это было 15 октября 2023 года. Как всегда, по традиции, в этот день на могилу отца Наума за храмом Сошествия Святого Духа на апостолов, где он похоронен рядом с архимандритом Кириллом Павловым, приезжает множество народа. Совершаются панихиды, литии. И целый день вспоминается эта удивительная фигура, наш современник, человек скромный, по-монашески закрытый и часто непонятый, и не хотевший и не желавший быть понятым даже очень близкими ему собратьями. Мы вспоминаем отца Наума, вот вместе с ним были почти всю жизнь, но что-то такое выдающееся он никогда из себя не представлял – он был очень спокойный, ровный, скромный, служил, говорил проповеди. «И мы даже, - как говорит чадо еще одного великого старца, - не представляли, рядом с какой духовной вершиной мы находимся». Суды Божии неисповедимы. И сегодня, с благодарной памятью вспоминая отца Наума и его современников, мы поучаемся их трудами, их молитвами, надеемся также быть немножко лучше в этой жизни.

А.В.Богатырев: Дай Бог. Я напоследок скажу такую вещь. Когда один из духовных чад узнал, что я первый фильм сделал, он подошел ко мне и говорит: «Ну, ты и дерзок. Ты на такое замахнулся. Я, вообще, не знаю, как такие фильмы можно делать. Это такая тайна, такая глыба. Такой человечище».

Н.В.Бульчук: Об этом мы говорили с вами до начала нашего эфира, что в фильме показана, наверное, только видимая, слышимая, осязаемая – часть этой личности. Потому что то духовное, невидимое неприступное нашему взору, остается всегда за кадром.

А.В.Богатырев: Конечно.

Н.В.Бульчук: Благодарю. Спасибо большое. До встречи в нашем эфире.

А.В.Богатырев: Благодарю. Всего доброго.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 11 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+