Перейти к основному содержанию

02:38 25.02.2024

Программа "Вне времени" - ответы на вопросы

24.10.2023 15:40:48

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/10/16/21-00

о. Сергий: -  Доброго всем вечера! Отвечаем на вопросы, поступившие в студию радио «Радонеж».

Вопрос: -  Что такое свобода?

о. Сергий: -  Это нерабство. Свободны по-настоящему те, кто правильное получили рабство, то есть те, кто согласились быть рабами Божиими. Господь сказал взять Его иго на себя, потому что оно легко. Хотите быть свободными – возьмите иго Господнее, и тогда потихонечку будете становиться свободными от греха. Господь нас освобождает. А кто не хочет быть свободным, тот добровольно уже после того, как Господь Церковь Свою здесь на земле установил, сами поступают в рабство греху, диаволу, смерти. Они считают грехи некой неизбежной вещью. Заметьте, это не страсти, а сами грехи. Ну что такого? Все так делают? Что же теперь? Мы не святые. И вот это всё. Вместо того чтобы назвать грех грехом, подвизаться против него, возненавидеть его, люди начинают придумывать, почему грех не так уж и страшен. Самое яркое – табачники. Сколько слышишь от них одних и тех же аргументов. До какой степени они одинаковы?! Вот этот мне очень нравится -  я же убиваю только себя. А самоубийство не грех теперь? Будто это мелочи. Да и разве вы не знали про пассивных курильщиков? Потом норовят озлобиться, даже в храм не ходить – слишком жестко отец Сергий про это говорит. Но это же грех?! Зачем вы каетесь в нем на исповеди, если не собираетесь его бросать? Рабство самое натуральное все эти зависимости ликеро-водочные, наркотические, игроманские, сетевые. Ты понимаешь, что плохо – похмелье же есть. Когда умрешь, тела не будет, но будет хотеться совершить то, к чему привязан. Блудники туда же идут. И все аргументы там же останутся, в вечности, кому только ты их будешь говорить. Рабство – вещь добровольная. Я не собираюсь бросать! И хоть кол на голове теши. Потому давайте будем освобождаться от греха, как Господь нам благословил. От тех, которых можем, точно должны отказаться! Кто заставляет убивать? Кстати, курение убивает – так на пачках и написано. Простите меня, что я так на эту тему много говорю, просто столько толерантности стало в православной среде, что хочется хотя бы своими именами вещи называть. Человек, который курит, на самом деле отравляет многих вокруг, просто он этого не замечает. Курит на балконе, а вокруг везде пахнет. И люди страдают. А помните, каково оно, когда курят в лифте или тамбуре поезда? Что противопоставишь такому курильщику? Ничего! Все те, кто курят, доставляют крайний дискомфорт всем вокруг. Курение – бесу каждение.

Вопрос: - Согласна, что всё творится по воле Божией, но где воля Божия, а где моя?

о. Сергий: -  Первый пункт важный – Вы уже согласны. Но может разграничивать не надо? Может, стоит делать так, чтобы моя воля совпадала с волей Божией? Для этого нужно согласиться с формулой «Господи, да будет на всё воля Твоя». Или как в молитве Отче наш – «на Небеси и на земли». Так что лучше думать о том, как соединить волю мою с Божией, а лучше - подчинить. Тогда наступает смирение, а таковым Господь дает благодать.  

Вопрос: - Мы отвечаем за свои грехи только или и за грехи предков и даже священства?

о. Сергий: -  В Ветхом Завете это было: до седьмого колена и прочее. С пришествием Господа на землю отвечать мы стали за себя. Не получится покаяться в чужих грехах: покаяние - вещь индивидуальная. Если бы эта система ответа за грехи предков работала, то тогда у грешников бы не рождались святые. А мы знаем из житий, что у святых бывали, например, весьма грешные потомки. Вспомните преподобного князя Александра Невского. Только младший Даниил Московский стал человеком святой жизни, а остальные? Почитайте. Или у совершенно не святых святые потомки рождаются – такое тоже бывало. Здесь на земле, согласен, наверное, справедливо и благоразумно работает принцип «за все надо платить». Но это здесь, на земле. Сколько детей в беззакониях зачато? И за это приходится переносить какие-то скорби со здоровьем или другим чем. Но эти люди, которые родились, запросто могут стать святыми. С точки зрения вечности условия старта разные, разный и спрос. Дети священников обязаны просто быть святыми, подавать пример, как и родители. И спрос с них очень большой, потому что они с детства в храме. А кто первый раз услышал, что есть храм действующий, с тем, конечно, всё иначе. У советского человека, например, были иные стартовые условия. А в Константинополе, где св. Иоанн Златоуст, тысячи в храме – иначе. Но отвечать на Страшном суде придется за свои грехи, какие бы стартовые условия ты ни имел. Ты всегда имеешь возможность  здесь спасти душу независимо от того, как жили твои родители.

Вопрос: - Я не раз лежала на реабилитации после инсульта, и всякий раз ко мне в квартиру кто-то залезал. Мне уже цифровой замок поставили – бесполезно. Это тоже по воле Божией происходит? Я могу  однажды вернуться туда, где мне будет нечего даже надеть.

о. Сергий: -  Для Вас полезно, значит, чтобы сердце к вещам не привязывалось. А Господь знает это. Так не будет.  Помните праведного Иова, у которого, в отличие от Вас, забрали действительно всё, включая здоровье. От подошвы ноги до темечка он покрылся весь струпьями проказы, страшнейшей болезни. Он потерял одновременно 10 детей, всё имущество, славу. Друзья, которые к нему приходили, не рядовые люди, но цари. Он общался на таком уровне. И вот на тебе – проказа, лишения. А он что сказал? Господь дал, Господь и забрал. Я не роптал, когда у меня всё было, не поропщу, когда не стало. Если враг меня через это пытается искушать, то мне смешно. Вас мы поддерживаем, а за тех бедолаг помолиться только, потому что такое никогда никому счастья не принесло. Это люди – бедолаги, рискуют оказаться из-за мелочи в геенне огненной. Принцип есть для тех, кто оказался в жизненной ситуации непростой: Господи, если Ты меня поставил в эти условия, по грехам ли моим или еще почему-то, Тебе виднее, значит, Ты мне дашь силы, ум, знания, мысль благу, чтобы из этого выкарабкаться.

Вопрос: - Как человек может контролировать свою духовную наполненность или бездушие?

о. Сергий: -  Контролировать нам сложно. Лучше всего полагаться на волю Божию. Если начинаем контролировать, то беремся считать, что мы духовно наполнены. Если начнем считать себя бездушными – тоже плохо. И то, и то будет суд. А Господь специально от нас наш духовный уровень закрывает. При любой комбинации православный никогда не скажет, что он не гордый или не тщеславится никогда, потому что одно такое слово уже есть констатация гордыни. Такое невозможно, чтобы самому себе искренно сказать – все, я покончил с гордостью, теперь я смиренный до невозможности. Всегда есть куда расти. А если ты всё же по милости Божией в какой-то ситуации сумел поступить правильно, смириться вместо того, чтобы высказаться, то совсем не обязательно страсть не проявится в других обстоятельствах. Сама по себе страсть есть всегда, а давать или не давать ей ход, и в каком виде – дело другое. Мы специально встречаемся не первый год, чтобы разобраться в том, как мою духовную наполненность Богу отдать на контроль, но не делать этого самому.

Вопрос: - Не могу найти своё место в жизни. Приходится часто увольняться, переходить на другую работу, а все результаты моей работы оставлять.

о. Сергий: -  Это не так сложно на самом деле – найти свое место. Если кто-то пользуется плодами чужого труда, на здоровье. Если Вы создали что-то, но вас уволили, а со мной такое не раз происходило, так вот это очень и очень ценно. Мы честно хотим делать, выкладываемся. Тут главное душу беречь, не в дело ее вкладывать, а в Господа, Который бы нам это всё благословлял. Человек только здесь на земле ничего не получает, но не в вечности. Идеальная слава для человека – здесь, но когда ты считаешься лузером здесь, то там в вечности что-то на твой «счёт» капает. Если тебя здесь обижают, там от Господа получишь что-то, если смирился. Господь без награды не оставит. Так что в этом есть промысел. Нам - не унывать, а честно заниматься каким-то делом по душе. Формулы есть простые. Должно хотеться идти на работу и должно хотеться с работы идти домой. Если это совпало, то ты здесь уже веселее живешь. Надо радоваться тому, что есть. А если гонят вас от одного места к другому, то надо помолиться, Господь устроит. Чем заниматься при этом, не важно, главное – по совести.

Вопрос: - Философ Николай Бердяев сказал, что у Бога прав меньше, чем у городового. Имеется в виду Божия воля и свобода человеческая. Как Вы можете это растолковать?

о. Сергий: -  В сущности, в словах Бердяева есть какая-то доля истины, но есть и закавыка. Нет власти не от Бога. У городового на самом деле власти нет, её ему дал Господь и спросит с него. Он и фараону дал власть, и Пилату Понтийскому. Мысль Бердяева умозрительна, может легко смутить. У Бога вообще-то все права, Он наполняет всё во всем. Если Он не захочет (чтобы город устоял), напрасно бодрствует страж. Мы разве не знаем из Священной Истории, когда Гедеон вёл 300 солдат против 85 тысяч? Кто победил? Он и победил и его 300 человек. Святоотеческая мысль отличается от бердяевской однозначностью. У философа можно додумать, а если мы будем рассуждать в православном ключе, то городовой такой же смертный, никаких особых прав нет, разве только то, что от Бога дано.

Вопрос: - Чем правильно записать Святые Дары? Иногда бывает вино, иногда что-то похожее на компот.

о. Сергий: -  Самое главное Дары Святые запить. Чем – не так важно, хоть святой водой. Везде разные традиции, устав церковный дает нам возможность маневрировать в этом вопросе. Что дали в церкви, то и слава Богу, пейте.

Вопрос: - Имею ли я право учить людей тому, что сама знаю о вере, о Боге? Рассказывать ли им то, что читаю в евангелии, святоотеческой литературе?

о. Сергий: -  Право, безусловно, имеет каждый человек. Навязывать же не стоит. Если тебя спросили – разговор один, если ты из принципа рассказываешь тому, кто и слушать не хочет, то даже и мы, священники, по слову Иоанна Лествичника в «Лествице», согрешаем. Если есть желание слушающего, то нужно выложиться, постараться, рассказать. Для того мы и совершенствуемся в понимании Писания, жизни, вере, добродетелях, чтобы самим иметь право говорить. Это касается священников, но и мирян в некоторой степени.  Если вопросы личного рода, то, как правило, лучше обращаться к священнику, который всё хорошо растолкует. Самому давать советы опасно, потому что другому советы могут оказаться неполезными. Главное в этом деле, когда ты не сомневаешься в том, что собираешься сказать. Если сомневаешься, то так и надо предупредить. Часто выходит, что неловко признаться в том, что хоть ты и ходишь в храм, но наверняка знать всё не можешь. Неверный совет может на десятилетия вышибить человека. Я очень много раз сталкивался с такими ситуациями.

Вопрос: - Почему так тяжело читается Библия, а книгу или журнал проглатываешь быстро? Может, это такая лень специфическая, которая охватывает человека, как только он собирается сделать что-то полезное для своей души?

о. Сергий: -  Отличный вопрос. И хорошее наблюдение. Это прямое доказательство, что демонам спасение наших душ – поперек горла. Как только мы хотим встать на молитву, пойти в храм, подготовиться к Причастию, отметить по-настоящему церковный праздник, сделать просто что-то душеполезное, то они начинают нас помыслами отворачивать и завтраками кормить. Но из этой ситуации надо вылезать и надо учиться не уступать в противостоянии. Я сейчас не буду, а попозже, вот это и то, а через несколько часов ты уже спишь. Но раз у меня были силы на дурь, то на Господа надо найти 15 минут, костьми лечь – надо. И если себя во время поймать – сработает. Попробуйте, найдите свой ритм. Не смотрите всё подряд. Думайте, полезно ли вам то или иное зрелище, чтение, что вы можете от него получить. Аргумент – «это же интересно» сомнителен. Мало ли что интересно. Лучше мерить с позиции «вредно» - «полезно». Простое потребление может привести к тому, что я впустую потрачу время. Спаси всех Христос! 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Fill in the blank.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+