Перейти к основному содержанию

16:27 12.07.2024

Революция и Россия. Сталин и Победа (Опыт теодицеи). Главы 8-15.

06.09.2023 10:56:08

Продолжение. Начало: https://radonezh.ru/2023/08/29/revolyuciya-i-rossiya-stalin-i-pobeda-opyt-teodicei-glava-1-7

8. Маврикий, Фока, Ираклий

В эпиграфе к этим размышлениям говорится о Маврикии и Фоке. События начала VII века во Втором Риме (Константинополе) стоят того, чтобы их знать и через их историю типологически промыслить и историю нашу. Лев Тихомиров в своей книге «Монархическая государственность» так описывал их начало:

«Император Маврикий был вообще хороший человек и прекрасный правитель. Его царствование одно из самых светлых в Византии. Но вот с императором случился большой грех. Часть его армии, вообще доблестная, но заявившая себя в Азии крайними своеволиями и возмущениями, была переведена в Европу, и тут испытала неудачу: попала в плен к варварам. Кажется, это произошло не без вины Маврикия (…). Когда варвары предложили империи выкупить пленных, император так торговался, давал за них так мало выкупа, что, наконец, варвары рассердились и перерезали всех пленных, несколько тысяч человек.

В чём тут вина императора? Он, конечно, не ожидал такого исхода (…). В истории множество примеров поступков власти, несравненно более коварных и грешных, и виновники преблагополучно успокаивали свою совесть множеством «государственных соображений». Не то вышло у Маврикия. Кровь подданных, хотя и небезупречных, душила его. Жизнь стала тягостна ему, но и смерть страшила, потому что он ждал за гробом грозной кары Божией за своё преступление...

И вот начинается эпизод, которому нет примеров в истории. Маврикий пишет ко всем патриархам, епископам, святым пустынникам, и всех просит, чтобы они молились Богу о том, чтоб Он покарал его, императора, в здешней жизни, а не в будущей (…). Вся Церковь торжественно молится о наказании благочестивейшего императора достаточно сильно для искупления его греха. И вот, наконец, отдалённые восточные пустынники извещают императора, что молитва Церкви услышана.

Один отшельник имел видение об этом. «Господь, – извещали монахи, – принимает твою покаянную эпитимью. Он допускает тебя и твою семью к вечному блаженству, но в этом мире ты потеряешь царство со скорбью и позором».

Император, получив уведомление, воздал благодарение Богу и стал ждать наказания. Ждать не пришлось долго. В войсках вспыхнуло нелепейшее возмущение Фоки, ничтожнейшего по чину и негодяя по жизни. Император был схвачен со всей семьёй... Да он – один из лучших полководцев империи – даже и не защищался...»

Народ, кстати, радовался и распевал ехидные песенки о Маврикии, почему-то особенно насмехаясь в них над многодетностью царя.

В конце ноября 602 года в Халкидоне, на молу Евтропия, свершилась жестокая казнь его вместе с пятью сыновьями. Торжествующий узурпатор, желая доставить свергнутому василевсу максимальные страдания, приказал сначала лишить жизни его детей: их закалывали мечами на глазах у молящегося Богу отца, отрубали головы, а тела бросали в море. Младшего сына Маврикия, еще младенца, кормилица подменила своим ребёнком, но император, не желая так покупать жизнь своего сына, сам открыл обман, и младенец тоже был казнён на глазах у отца.

«Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои», – повторял Маврикий, причисленный Церковью к лику святых со своей семьёй. Трудно не увидеть здесь аналогию с подвигом русского святого царя Николая.

Михаил Смолин, который, кстати, тоже подписал протест против присутствия изображения Сталина в мемориальном храме, проницательно показывает сходство и дальнейших событий двух эпох:

«[Фока] без суда и следствия проводил тысячи казней неугодных. Была обезглавлена и дезорганизована армия. В войне с Персией Фоке пришлось признать поражение, заключить унизительный мир и выплачивать большую контрибуцию. Так что восьмилетнее правление Фоки было одним из худших времен в византийской истории.

Ещё интереснее для нашей темы другое. Во время правления Фоки некий духовный старец возжелал узнать, за что Господь дал Империи такое чудовище, как Фоку? И решил молиться до тех пор, пока Господь не даст ему ответа. И через какое-то время старцу был голос: «Искал худшего, но не нашёл»…

Как говорят святые отцы, есть три способа спасения: 1) не грешить, 2) согрешив, покаяться и 3) если грешишь и не каешься, то тогда терпи приходящие за грех скорбные испытания.

Не грешить никто из людей не может. Каются не многие, не глубоко и не часто. А потому третий путь спасения через претерпевание разнообразных трудностей всё чаще становится основным.

С Российской Империей, вероятно, произошло то же самое, что с Ромейской державой при императоре Маврикии. Грешили, плохо каялись и в какой-то момент оказались настолько лёгкими на весах Божиих, что пришло время спасаться кровавыми скорбями. И Господь вновь: искал худшего, но не нашёл хуже Ленина…

Действительно период ленинского правления, в шесть с небольшим лет, это какой-то редчайший концентрат бедствий, постигших страну. Да и бедствия эти похожи во многом на византийские. И там и там есть казнь царской семьи, поражение и заключение позорного мира, репрессии в отношении армии, казни без суда и следствия представителей высших классов. С той лишь разницей, что в гражданской войне в Византии победили «белые» во главе с будущим императором Ираклием, а у нас «красные» – во главе с новым Фокой. Но оттого к нашим бедствиям прибавились ещё и голод, и ограбление широких масс крестьянства, и гонения на Церковь».

Здесь мы цитирование Михаила Смолина завершим. И позволим себе кое в чём с ним не согласиться. Дело не только в условности того, чтобы назвать «белым» дело Ираклия, свергшего Фоку. Важней то, что и белым, и красным ХХ века надо было определяться по отношению к другой силе, которой в эпоху Фоки и Ираклия в таком масштабе просто не было: финансовый глобализм, который и был главной злой силой, стоявшей за революциями и войнами.

Да, в России Ленин был «Фокой», но не только Ленин, а и Троцкий, с начала 1917 года имевший американский паспорт по прямому распоряжению Президента США Вудро Вильсона. «Фокой» была целая группа убеждённых революционеров, среди которых ведущая роль была у ставленников заграничных банкиров. Так что время «Фоки» было не шесть лет, а больше. И даже Сталин входил поначалу в этого «коллективного Фоку». А вот потом всё больше стал становиться Ираклием.

А кстати, что сделал Ираклий? Была ли его победа победой «белых»?

9. Ираклий

Едва ли много было в человеческой истории столь же драматических, противоречивых и значимых событий, как в его правление. Слава Богу, что Голливуд не заметил и не опошлил их.

Последним деянием Фоки было то, что со злобы и отчаяния он утопил в море остатки государственной золотой казны (не знаю, интересовались ли этим вопросом искатели подводных кладов…). Ираклию в 610 году досталась полностью разрушенная страна. Рухнули остатки позднеантичной социально-экономической системы. Нищие бродяги скитались среди заброшенных полей. Воссоздавать державу, причём в условиях тяжелейшей войны, пришлось на новых принципах. В результате получилась фемная система.

Фемы (военно-административные округа, возникшие на основе воинских лагерных стоянок) не платили налогов центральной власти; со своей стороны, центр не выделял денег на содержание воинских сил фем. При этом все дееспособные мужчины фемы были обязаны нести воинскую службу. То есть это военизированная всенародная мобилизационная экономика. И это гораздо больше похоже на «красный проект», на сталинский «социализм в отдельно взятой стране», чем на победу «белых».

Война, которую персидская империя Сасанидов вела под предлогом мести за убийство императора Маврикия, тестя шахиншаха Хосрова, продолжалась новыми поражениями ромеев уже при Ираклии. В 614 году был потерян Иерусалим, а храмы Святой земли разрушены, за исключением церкви Рождества в Вифлееме, которую персы пощадили ради изображений волхвов в персидских одеждах. Святой Крест Христов с другими святынями был вывезен в персидскую столицу Ктесифон. Христианское население Иерусалима и окрестностей было если не угнано в рабство, то перебито либо персами, либо поддержавшими их евреями, которые загорелись мечтой восстановить свой храм и государство и поголовно истребляли христиан.

Затем был потерян Египет. Войска персов доходили до Босфора. А с севера и запада к Цареграду подступали авары с другими варварами. От них на время удавалось откупаться, переплавив по инициативе духовенства даже часть церковной утвари и начав чеканку более лёгких монет. Жалованье чиновников упало, штрафы за взятки и другие провинности выросли. Ситуация была настолько угрожающей, что всерьёз готовились к переносу столицы в Карфаген в Северной Африке.

Император Ираклий лично возглавлял войско, чего до него со времён после Юлиана Отступника императоры делать избегали, даже если до воцарения они бывали успешными полководцами. Война стала осознаваться как священная, и если раньше Империя воевала больше за счёт наёмных или союзнических (по сути тоже наёмных) сил, то сейчас основу войск составляли граждане, причём в основном добровольцы. Путём мобилизации всех ресурсов, а главное – за счёт всенародной готовности к подвигу и за счёт жёсткой организации всей жизни удалось укомплектовать достаточную армию. В 622 году после Пасхи Ираклий выдвинулся в поход, который поначалу заключался в учебных манёврах и обучении новобранцев.

Даже перечислить все перипетии войны невозможно. Она длилась ещё 6 лет. Летом 626 года могло показаться, что авантюрный поход Ираклия может закончиться полным крахом. Он был со своими войсками на Кавказе, занятый заключением союза с тюрками-хазарами, тоже воевавшими с персами. А в это время одно из персидских войск стояло на азиатском берегу Босфора, а с европейской стороны Константинополь штурмовали авары с подчинёнными им славянами и другими племенами. Именно избавлению от этой опасности посвящён кондак Богородице «Взбранной Воеводе…», тоже вынесенный в эпиграф.

В 628 году, после ряда побед Ираклия, ворвавшегося в центральные районы державы противника, персы свергли Хосрова II и капитулировали. Ираклий получил колоссальную контрибуцию и торжественно вернулся в Константинополь с освобождёнными пленниками, со всеми римскими воинскими знамёнами и другими инсигниями, которые персы и парфяне успели захватить за все предыдущие века войн, а главное – со Святым Крестом Христовым и другими святынями.

14 сентября 629 года Крест был воздвигнут над алтарём Святой Софии в Цареграде. Таким образом в празднике Крестовоздвижения соединяются два события: обретение Креста святой царицей Еленой из-под земли в 326 году и возвращение Креста Ираклием из персидского плена через три столетия. Заметим, кстати, что этот праздник, 14 сентября, расположен на противоположной стороне годового круга по отношению к 14-му дню первого весеннего месяца – ко дню Христова Распятия.

Затем Крест доставили в Святую Землю, где император, пешком и в самой простой одежде, внёс его в Иерусалим. Перед этим евреи обращались к нему с просьбой о защите от мести. Ираклий обещал им это, но удерживать всех возвращавшихся в Иерусалим бывших пленников ему не удалось, и множество евреев было перебито. До конца жизни Ираклия палестинские монастыри молились Богу о прощении императору этого греха.

А потом случилось неожиданное. На историческую арену явились арабы-мусульмане, и в считанные годы почти все только что возвращённые территории были ромеями утеряны, теперь уже навсегда. Великий Ираклий потерпел несколько поражений. В 637 году патриарх Иерусалима святитель Софроний сдал город халифу Омару. Обессиленная войной и поражением Персия также стала лёгкой добычей новых завоевателей.

Но Ромейская держава всё же устояла и перед этим противником. Впереди у неё были ещё столетия насыщенной жизни. Но вот незадача: Ираклий, великий правитель, возглавлявший державу и нацию в жесточайшем испытании, в Отечественной войне той эпохи, а также и его верный соратник патриарх Константинопольский Сергий, составивший кондак Богородице «Взбранной Воеводе…» – они оба приложили руку к возникновению ереси монофелитизма! Той самой, которую опровергал святитель Софроний, а затем и Максим Исповедник, и которую предал осуждению Шестой Вселенский собор.

Но мы тут вроде о Сталине говорим. Да, Ираклий герой, хоть он и ошибся в важных нюансах богословия. Но он христианин. А Сталин – он всё же был среди гонителей Церкви. Какой же он Ираклий?

10. Сталин – Ираклий?! (А зачем была Революция?)

Так ведь и новый «Фока» был – не чета тому Фоке. Он был и внутри, и снаружи. Это была многоликая система-спрут со множеством щупалец и с глобальными возможностями. И вырвать Россию-СССР из неё можно было только до поры оставаясь внутри самой этой системы, отъединив её постепенно от всех щупалец её зарубежного центра, и не дав раньше срока системе уничтожить себя. И если система включала в себя как свой ключевой признак и воинственный атеизм, то мог ли Сталин запретить бороться с Церковью до того, как он овладел всей Советской частью системы и отсоединил её в ключевых моментах от зарубежных центров? Как он мог бы перестать хотя бы на словах с Церковью бороться, если его соратники с нею боролись?

А почему, кстати, боролись? Причём массово, усердно, добросовестно боролись? Боролись, потому что видели в ней часть старого мира эксплуатации, мира мамоны, а не мир братства. Сталин бы только подставился под удар.

Даже если представить себе, что это не сам Сталин вёл свою политику, а он был инструментом в руках у Бога – то как бы даже Ему, Богу, можно было вырулить из той ситуации, в которой была Россия-СССР? Как её изменить? Разве не с той постепенностью и не с той же последовательностью устранения «левых» и «правых» в партии руками самих же «левых» и «правых», виртуозно балансируя между и над ними, как это делал Сталин?

Тут снова встаёт вопрос, вопрос к Богу: а зачем вообще было доводить Россию до Революции? Ведь это Сам же Бог отдал Иова в руку диавола. Должна же тогда быть высшая цель у Революции, цель именно Божественная, которая покроет своим величием те безмерные разрушения, которые в Революцию случились?

Это вопрос, который и задавать-то страшно, а уж тем более дерзко было бы отвечать за Бога.

Но вернёмся к Сталину. Ведь и самого себя Сталину надо было изменять. Переставать быть Фокой. А он что, сознательно этого хотел? Сознательно из революционера-разрушителя стал созидателем-державником? Или просто лавировал? Или это Бог действовал? Царица Небесная державу и народ спасала?

Сталин очень много читал и много учился. Он мог учитывать все нюансы тактики и стратегической ситуации. Вот как характеризует его Г. К. Жуков:

«Как военного деятеля И. В. Сталина я изучил досконально, так как вместе с ним прошёл всю войну. И. В. Сталин владел вопросами организации фронтовых операций и операций групп фронтов и руководил ими с полным знанием дела, хорошо разбираясь и в больших стратегических вопросах... В руководстве вооруженной борьбой в целом И. В. Сталину помогали его природный ум, богатая интуиция. Он умел найти главное звено в стратегической обстановке и, ухватившись за него, оказать противодействие врагу, провести ту или иную крупную наступательную операцию. Несомненно, он был достойным Верховным Главнокомандующим».

Наверно, и маскироваться и притворяться Сталин умел, хоть антирусским революционером, хоть русским державником. Как-никак, а и в нелегальной подпольной работе он опыт имел. Но всё же разве это не чудо, тот разворот 1943 года, который вернул России Патриарха и возможность церковной жизни, а воинам – погоны на плечи?

А собственно говоря, ведь так и должно было быть, если верить, что явление Державной иконы Богородицы 2 марта 1917 года означало, что отныне это Царица Небесная правит грешной и святой Русью.

11. Так можно ли изобразить Сталина в церкви? Культ

В том обращении православной общественности, которое стало поводом к этим размышлениям, говорится: любое положительное изображение Сталина в православном храме неизбежно воспринимается православными христианами как кощунственное и антихристианское.

И приводятся два основных довода. Во-первых, при Сталине погибли невинные люди, в том числе и святые новомученики, и вообще он причастен к преступлениям против Церкви, а во-вторых, он создал культ поклонения самому себе вместо Бога.

Сначала о «культе личности». Борьбу с ним повели ближайшие соратники Сталина почти сразу после его смерти. Не будем гадать, была ли им не мила сталинская тенденция на реставрацию элементов старой России, или двигали ими другие соображения. Так или иначе, доклад полу-троцкиста Хрущёва на ХХ Съезде КПСС был полон обвинений в адрес Сталина. Но на поверку основные тезисы этого доклада оказались ложными. И даже не основные. Как выразился американский исследователь Гровер Фёрр (Furr), «среди всех “обличительных” утверждений доклада, поддающихся проверке, не оказалось ни одного правдивого. Ни одного!»

Кстати, прямой ответственности за предвоенные репрессии на Хрущёве куда больше, чем на Сталине. Хрущёв же возобновил и атаку на Церковь, и это очень показательно.

А уж говорить всерьёз о «культе Сталина» как о поклонении богу как-то вообще неловко. Поклонения себе как богу бывший семинарист Сталин не устанавливал. Вождём – да, был. Формы этого вождизма бывали некрасивыми, хотя на войне как на войне, не до красивости. А свои ошибки вождь нередко признавал. Да, его власть к 1939 году, после победы над соперниками, стала авторитарной. Но какой должна быть власть в условиях войны? Да, часто его окружали подхалимы; да, говорить о нём плохо было опасно. Но ведь были и люди, способные возражать ему по существу дела, и он их ценил больше, чем подхалимов.

Да, на обломках старой монархии Сталин создал нечто вроде новой советской монархии. Причём акцент в строительстве этой державы он делал не на партийной структуре, а на советской, то есть на общенародной государственной структуре, в отличие от его преемников, вернувших все властные функции в партаппарат.

 Но от кого мы тут слышим возмущение по поводу монархии и авторитарности? От евродепутатов? От «Голоса Америки»? От Ларисы Латыниной? Или это говорят православные христиане с монархическими симпатиями, которые как должное воспринимают помпезность царских дворов и почтение к священной особе монарха?

Напомним, что библейская и церковная традиция велит с уважением относиться к государственным властям, даже если они не христианские.

Господа, может, вместо того, чтобы придумывать, что Сталин делал из себя бога, вам бы стоило поблагодарить его за возвращение авторитета державной власти? За то, что советские дети рисовали башни Кремля? За то, что вместо «Интернационала» зазвучали слова о союзе народов, которых «сплотила навеки Великая Русь»? За то, что ещё до войны реабилитировали и вернули народу и Александра Пушкина, и Александра Невского? За доступное всем детям школьное образование по образцу царских гимназий?

Да хотя бы за запрет абортов поблагодарите!

Эге, ждите… Подымут медицинскую карточку жены Сталина, найдут там аборты, и вздохнут облегчённо: Фух, не надо его благодарить!

Вспоминается история благодарности святителя Григория Двоеслова императору Траяну. Вот был человек способен на благодарность! Ну да об этом в конце скажем.

12. Гонения. Так можно ли изобразить Сталина в храме?

А вот по поводу преступлений против Церкви, преступлений против конкретных новомучеников, против невинно убиенных – это серьёзно. Но только скажите честно: а за что в западном мире Сталина больше ненавидят? За гонение против Церкви – или за то, что он остановил это гонение, не дал довести дело до конца? А что это вообще было за гонение – от человека ли оно, или от Бога?

Вот что говорит русский художник Павел Рыженко, который всю свою творческую жизнь размышлял о судьбе России: «Надо просто понять, что в 1917-м году русский народ не просто революцию совершил, он самоубийство совершил. Он убил своего Государя, он отказался от своей веры, он отрёкся от своего будущего, убив наследника Цесаревича. Он потребовал за это себе каких-то льгот и получил за это фюрера, который пришёл с великолепной армией и уничтожил практически всех этих «требовальщиков», которые вечно требовали себе всё. Также и сталинские лагеря совершенно понятны и ясны: откуда они взялись, почему они были и для чего они вообще существовали? Кто попадал в эти лагеря? Люди, которые разрушали сами себя, разрушали свою историю, разрушали свои храмы, разрушали и убивали своих священников. И священники сели за дело – они же тоже участвовали в предательстве Царя. Это же всё есть, это преступление, это проклятье».

Но было не только проклятье. Было и снятие проклятья через терпение страдания.

О фюрере Рейха мы ещё поговорим, а пока – о чём вообще идёт речь? Господа, ведь мы же не о причислении Сталина к лику святых говорим, не о его иконе, а всего лишь о возможности изобразить его в том качестве, в каком он реально был – то есть Главнокомандующим победителей, среди народа и войск. Если его нельзя изображать, то кого тогда вообще можно изображать – причём даже не в церкви, а при церкви, в исторических картинах? Простите, а царя Петра I можно изображать? Или прямо и уважительно упоминать его в акафистах святителям? А он не совершал преступлений против Церкви? Не губил невинных? А Екатерину Великую? Священномученик Арсений (Мацеевич) не на её совести? Так что, прикажете снести памятники этой царице? На Украине вон сносят.

Кстати, если уж о Екатерине говорить, то ей вменяют в вину, что отняла у монастырей много имущества, их земли с крепостными крестьянами забрала в казну, и много монастырей вообще позакрывала. Но если вдуматься, то гоже ли монахам жить за счёт трудов тысяч крепостных?

И что собой представляли монастыри России в середине XVIII века, к началу царствования Екатерины? Почему Паисий Величковский должен был в Нямецком монастыре в Молдавии обрести истинное умное монашеское делание? А на Руси он искал, да не нашёл. А от него, от его писаний, стали монастыри и в России возрождаться – вот как раз при Екатерине. Оптина, Саров, Валаам… И епископат при ней поднялся до незаурядных фигур. Так что не спешите в неё камни кидать. Придраться много к чему можно…

Вот невинного маленького ребёнка авантюристки Маринки Мнишек убили – так не на весь ли род Романовых лёг этот грех? А несчастного Ивана VI Антоновича зачем замучили? А при святых царях Феодосии Великом и Юстиниане не было невинных жертв? Не было надрывных сверхусилий народа ради военных побед или ради грандиозных строек? А, ну это же всё державными интересами объясняется. А держава и народ – это вместилище Церкви. То есть, значит, и интересами Церкви объясняется. Да. Объясняется. А при Сталине не объясняется?

Сталин и есть русский народ, он один из этого народа – да, грешного народа. Сталин является этим народом не меньше, чем каждый из солдат Великой Отечественной войны, и не меньше, чем каждый из тех, кто сейчас требует убрать его изображение из храма ради памяти пострадавших при нём новомучеников.

Но вот только, а что сами новомученики и исповедники об этом сказали бы? Страдавший в тюрьмах и ссылках святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), лауреат Сталинской премии по медицине? Или же Иоанн (Крестьянкин), который всю жизнь молился за того следователя, который жестоко избивал его – и он был благодарен ему? За что?! За что был благодарен старец Иоанн? Да за ту благодать, которая даруется за терпение. За тайну Креста Христова.

А Серафим Саровский? Что он нам сказал тем фактом, что именно в Сарове, на месте его подвигов, была при Сталине создана атомная бомба? Почему он по сути благословил это дело? Не потому ли, что это было спасительно для тогдашнего СССР и для России нынешней? И полезно для Церкви?

И что Сам Христос сказал бы? Точнее, что Он скажет, когда мы услышим? Он, Который молился за распинателей? Он, Который так жёстко осадил Петра, пытавшегося удержать Его от пути на Голгофу? Он, Который ещё до воплощения Своего вёл ветхозаветную церковь суровым и кровавым путём, особенно когда Израиль сходил с пути благочестия? Не Его ли волею приходили победоносно враги Израиля и вели народ в плен? Не Его ли волею насылались ангелы-каратели на Иерусалим, и люди падали и от меча, и от поветрия, и ели человечину от голода?

И если православные обличители красной коммунистической химеры так любят называть советский период «вавилонским пленом», то разве не признают они тем самым, что поделом были народу красные вожди, и что от Бога был Ленин-Троцкий, как от Бога был когда-то узурпатор Фока?

Фоку сменил Ираклий, а кто сменил Ленина-Троцкого? Вот Сталин и сменил. А кто были врагами Сталина? Троцкий, связанный с мировой финансовой закулисой. Гитлер, поставленный этой закулисой. Черчилль и Трумэн, выразители интересов закулисы.

Сталин пришёл как революционер. Но он не стал контрреволюционером. Он просто начал класть начало концу Гражданской войне. Вместе со всем народом, между прочим. Ничего бы сам Сталин не сделал, если бы не поддержка и не терпение народа. Об этом терпении он, кстати, и сказал в речи по поводу Победы. Вот именно это изображение – Сталина с народом – и убрали из мемориального комплекса.

13. Мёртвая вода. Отсутствие

Сталин и народ стали заканчивать Гражданскую войну? Или можно сказать, что это Бог пригасил её? Тем единственным реальным способом, который был исторически возможен? Во главе народа Сталин победил в войне внешней, которая – то ли парадоксально, то ли логично – помогла в прекращении войны Гражданской. Тело России срослось. Начало срастаться. Сталин – это та мёртвая вода русских сказок, которая сращивает рассечённое тело убитого богатыря. Или, иначе, этой мёртвой водой было терпение народом Сталина. Без чего бы не было Победы. Без чего нечего было бы потом оживлять воде живой.

Вот за это его и ненавидят те, кто планировал выбирать из пропасти русское мясо – да не вышло у них. Перелетела Россия через пропасть. И есть какое-то ужасное лицемерие в том, что эту ненависть заморских финансовых воротил и всех одураченных ими миллионных толп оправдывают и наши русские православные люди, оправдывают заботой о памяти новомучеников, убитых Гражданской войной и Революцией. А Сталин убил Революцию, убившую их.

Пусть ненавидят Сталина революционеры. Пусть ненавидят враги России. Правильно, что они ненавидят.

А насчёт храма – так, возможно, Иосифу Виссарионовичу Джугашвили-Сталину и в самом деле там не место. Он – это Россия страдания и каторги, Россия возмездия Божьего за грех, Россия смертельной борьбы и Победы, но пока ещё не Россия покаяния и воцерковления.

Храм, из которого удалено изображение Сталина, не станет уже предметом распрей, что для церкви и правильно. Люди будут заходить в церковь не для того, чтобы подглядывать, а кто там как посмотрел на Сталина.

Но благодаря полемике, поднятой «ревнителями благочестия», это отсутствие Сталина в храме, посвящённом Победе в войне, где он был Главнокомандующим, сделает его как раз более заметным, чем если бы он был в той маленькой точке, которая была ему отмерена в первоначальном варианте, который никто почти и не видел. А теперь про каждую точку исторических изображений можно будет подумать – а не тут ли был бы Сталин? Рядом с каждым бойцом и военачальником, в каждом элементе вида Кремля, в каждой звезде и в каждом языке пламени. Главнокомандующий Победы заблистает своим отсутствием в Храме-мемориале Победы.

Но это свидетельство не о его качествах и роли в истории, а о наших. Когда на Российских телеканалах, сменяя друг друга, идут рассказы о военачальниках Победы, но при этом нет ни одного рассказа, посвящённого Главнокомандующему, то…

Либо мы единый русский народ, который согрешил Революцией и перетерпел то, что положено для его исцеления, и тогда Сталин – это одно из имён этого единого народа, а также и название его лекарства. Либо мы продолжаем Гражданскую войну, и тогда только оккупация внешним врагом положит конец этой войне, как и самому русскому народу.

Нет у нас другого русского народа. Есть этот. И Сталин – это одно из воплощений народа. Народа, призванного победить Троцкого, Гитлера, Черчилля, Трумэна; призванного стать скалой на пути всемирного финансового Вавилона.

14. За что ненавидят? Чудо юродивых

Да, мы явили миру тот страшный урок, о котором предупреждал Достоевский. Урок не только в том, что мы пошли путём Каина, но и в том, что мы и сошли с этого пути. И не только сошли, но и другим мешаем идти по нему. Настоящие враги России, ставшей на их пути ко всемирной власти, хорошо знают, за что они ненавидят Сталина. Ненавидят его не за то, что он был революционером, а за то, что он оседлал тигра Революции и загнал его. Был на гребне волны, и угасил эту волну Революции, начал заканчивать Гражданскую войну, создал общенародное государство. Точнее сказать, народ при Сталине своим неизмеримым терпением выстрадал себе освобождение от каинского проклятия Революцией. Начало (только начало) этого гражданского мира, положенное при Сталине, уже, однако, таит в себе и его полноту.

Понятно, что Сталина ненавидит финансовый интернационал. Понятно их разочарование и страх ожидания новых фрустраций – сейчас, когда они уже достигли столь многого. Но вот ненавидят Сталина и те, кто вроде любит русский народ и Христову Церковь. Мол, он гонитель Церкви, на нём кровь! И в этом есть правда. Подозреваю, однако, что многими просто движет страх не понравиться владельцам всемирного дискурса. «Страха ради иудейска», так сказать. Ни восхваление Ленина, ни Троцкого не подставляют людей так под удар, как доброе слово о Сталине. С таким словом не попасть на конференции и фестивали, не напечататься в журналах, не получить визу или грант.

Хотя  большинству православных патриотов не нужны визы и гранты. Но всё равно, жалеют, ой как жалеют иные из них, что победили красные командармы, а не белые генералы. Они задним числом хотят отговорить Россию от пути на Крест, подобно тому, как Пётр отговаривал Христа. «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн!» – был ответ Петру.

Другого пути не было. Только через страдание побеждается Революция. Это надо повторять и повторять. Хотя бы самому себе. Ибо телевизор повторяет нам совсем другое.

Каким чудом русский народ это понимает, неведомо. Потому что научить его некому, кроме Духа Святого. Публицисты, хоть «либеральные», хоть православные патриоты, всё поют о сталинских репрессиях, о кровавом диктаторе. Розовые коммунисты-патриоты и хотели бы покраснеть, да финансисты американские давно на них не ставят, а своих «настоящих буйных мало». Да и, хвала Всевышнему, не надо нам снова Революции. Дважды в эту реку не войдёшь. Конфискации, расстрелы и тифозные бараки устроить несложно, а вот с красным народным религиозным восторгом борьбы против капитала, как и с новой сталинской военной индустриализацией, возникнут проблемы.

А ведь был этот религиозный порыв, с которым толпы русских людей слушали в 1917 году Ленина и других большевицких агитаторов. Джон Рид, например, описывал это состояние людей на митингах. И рисовалось им перед их взором такое грядущее, где не будет продажи человека человеком, где будет братская солидарность, пусть даже в бедности, и за этот светлый мир готовы были они идти на смерть. Ну, и убить, конечно, всех врагов этой великой светлой правды-истины.

У нас, за то время, пока актуально было обличение советской неправды, акцент ставился именно на этой подмене христианской этики этикой хилиастической, на готовности не только умереть, но и  убить. Но сейчас важно увидеть, за что же они готовы были умереть и убить. Ибо ради этого, возможно, попустил Бог Революцию. Ради отказа от мира продажи и купли человека. Честней убить или умереть, чем купить или продаться.

Не здесь ли водораздел? Не здесь ли причина нашего ужаса перед 90-ми годами, когда этика продажи человека человеком стала перед нами во всей обнажённости и шокировала нас? И если в Российской Федерации медленно-медленно, постепенно-постепенно поднимаются те, кто эту этику продажи отвергает, то на Украине сначала медленно, а потом всё с большей готовностью восприняли уже как свою истину этот европейский этос восприятия человека как рыночного товара. И здесь и легла черта, отделившая Украину от России. На Украине они готовы быть батраками у пана, но зато тешить себя мечтой о правильности такого порядка «цивилизованного» человечества, и презирать «ватников», которые не хотят такой цивилизации, цивилизации «золотого миллиарда», доминирующего над остальным жалким миром лузеров.

Нынешняя половинчатая Россия и с половинчатым Путиным поперёк горла мировой финансовой химере стоит, и революционный кризис сейчас у них разрастается, а не у нас.

Русский народ – это юродивый. Да. Но есть разные юродивые. Если юродивый от Бога – то он не всегда юродствует. Не всегда он на блуднице женится, как Осия, и не всегда на навозе хлеб печёт, как Иезекииль. Приходит час, и он трезво и мудро взирает на смеявшихся над его юродством, чьё гибельное безумие мудрости века сего становится вдруг очевидным.

Русский народ – это юродивый. Да. Вы, господа успешные православные публицисты, писатели, философы, которые так забеспокоились борьбой с маленьким портретиком Сталина, вы ведь забеспокоились и о том, что нам скажут просвещённые европейцы. Опять скажут: вы, русские, прирождённые рабы, вы любите плётку, которой вас стегают.

Да, ту плётку, которой нас стегает Бог, мы, юродивые ватники, мы чтим, как мы чтим страдание и Крест. И этих вот высокомерных прирождённых господ из Европы мы и разбили в Отечественных войнах, и в 1812-14-м, и в 1941-45-м годах. Обе эти Победы завершились в столице врага не когда-нибудь, а на Пасху Христову.

А кстати, в этом безумном добровольном отдании себя на растерзание самодовольному западному миру, которое случилось при Горбачёве и Ельцине – а не было ли и здесь не только греховного соблазнения и подлости, но и спасительной тайны Креста? Спасительного для нас шока от той картины «свободного» общества, которую так наглядно и проницательно нарисовал Николай Носов в своей детской книжке «Незнайка на Луне» ещё до её воплощения среди наивных советских людей?

То, за что Ельцина в «Ельцин-центре» чествуют – за это ему в аду бы вечно гореть. А вот другого – русского юродства – в этом «центре» увидеть не способны. А оно, возможно, у него есть…

 А где Крест, там и Пасха Воскресения.

А теперь о войне и Победе.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

14.09.2023 - 12:15 :

Еще раз обращаем внимание пользователей, что публикация комментариев происходит после проверки их модератором, а не сразу после отправки. Предупреждение об этом автоматически появляется после отправки комментария в самой форме в рамочке – ко вниманию отправившего комментарий. Отправка комментария три-пять-восемь раз (такие случаи наблюдаются регулярно) рассматривается как спам.
Также здесь не приветствуются нападки на Православие, провокации, «переход на личности», брань, злоупотребление верхним регистром, пренебрежительное отношение к нормам русского языка, размещение рекламы и попытки оспорить политику модерации.

15.09.2023 - 12:19 :

Так и будете раз в неделю по чайной ложке выкладывать, так что читатель и забудет уже, про что там речь была? На РНЛ давно уже полностью этот текст опубликован, кстати.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
5 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+