Перейти к основному содержанию

10:00 27.04.2024

Не все экуменизмы одинаково полезны

23.06.2023 11:26:51

Обычно для патриарха Варфоломея «экуменизм» — это позитивно звучащее слово; он сам, если нам простят такую игру слов, строгий экуменист.

Но в его недавней речи на Ассамблее европейских церквей в Таллине это слово получило и негативный оттенок. Оказалось, что не все экуменизмы одинаково полезны.

Патриарх Варфоломей раскритиковал то, что он назвал «новым экуменизмом»: «эта форма экуменизма неизбежно создает странные альянсы среди христианских Церквей. Церкви, которые раньше были против любого вида экуменического диалога, сейчас готовы участвовать в так называемом новом экуменизме, поддерживающем традиционные ценности... Если в ХХ веке экуменизм мыслился как возможность внести вклад в видение объединенного человечества и общего блага, то затем мы столкнулись с "новым экуменизмом", который, вместо этого, стал силой разделения и разрушения. К несчастью, этот "новый экуменизм" по существу анти-экуменичен, поскольку он ставит себя против других христиан, которые не поддерживают исключительного фокуса на таком наборе ценностей. В итоге, "новый экуменизм" продвигает этос поляризации, который основан на дуалистическом, а не опирающемся на Воплощение понимании отношения Бога к миру»

В качестве примера он привел США, где «некоторые американские евангельские христиане, ранее считавшие католиков и православных язычниками, поклоняющимися идолам, сейчас готовы сотрудничать с определенными католическими и православными христианами для поддержки этих ценностей».

Что же, оказывается, что далеко не всякий диалог между христианами, не всякое общение между представителями разных исповеданий, не всякое осознание общего наследия хорошо. Бывает и «плохой» (в глазах Фанара) экуменизм. Чем же он плох? «Традиционными ценностями».

Но о каких ценностях идет речь? Если мы спросим у упомянутых «некоторых американских евангельских христиан», мы получим примерно такой ответ: «Традиционные, исторические ценности, которых американцы придерживались в прошлом, включали веру в Бога, молитву и Библию, что было, по большей части, основанием и других национальных традиций. Они включали в себя такие вещи как почитание и уважение семьи, этику усердного труда, признание объективной разницы между добром и злом, честность в бизнесе, забота об общей пользе в лидерстве, уважение к законной власти, бережливость и воздержание, брак как предварительное условие для секса и детей, семья, которая состоит из мужчины и женщины, ответственность за своих домашних, и так далее»

Русский православный человек, прочитав этот список, едва ли найдет, с чем спорить — и, скорее, удивится, что же тут не нравится патриарху Варфоломею.
Он сам не дает подробных уточнений — но он выражает позицию, которая достаточно хорошо известна и озвучивалась не раз — либеральными католиками и протестантами, которые удручены сближением между консерваторами обеих исповеданий.

Описанные выше «традиционные ценности» вызывают неприятие по трем пунктам.

Во-первых, общая для христиан вера в уникальность божественного откровения в Господе нашем Иисусе Христе — которая видится как источник разделений в мире, где люди следуют самыми разным религиозным традициям.

Во-вторых, упор на личную ответственность и усердный труд — что не соответствует нео-социалистическим и патерналистским идеям, популярным в прогрессивной среде.

В-третьих — отношение к семье. То, что либеральных кругах называют «гетеронормативизм», представление о браке между мужчиной и женщиной как об общественно поощряемой норме.

В наши дни разделение пролегает не только между различными христианскими исповеданиями — но и внутри их. Как говорит патриарх Варфоломей в своем выступлении, «Сегодня риторика так называемых "культурных войн" тяжело подрывает любую возможность диалога, повреждая самое ядро экуменизма, восстанавливая православных против православных, католиков против католиков, протестантов против протестантов»

Это разделение обусловлено совершенно разными взглядами на то, для чего вообще христианство существует.

Для консерваторов христианство есть сверхъестественное откровение Бога, а цель человеческой жизни состоит в том, чтобы «познать Бога и возрадоваться Ему во веки», обрести ту жизнь вечную и блаженную, для которой мы созданы.

Для либералов христианство есть один из человеческих путей к познанию того, что неопределенно называется «божественным» (Divine), а его цель состоит в том, чтобы «внести вклад в видение объединенного человечества и общего блага», содействовать построению более гармоничного, мирного и гуманного мира.

Либерал может искренне хотеть, как лучше — он верит в то, что его борьба против «дискриминации» или за «репродуктивные права» есть проявление любви к ближнему.

Просто его «видение» никак не опирается на библейское откровение. Мысль, о том что Бог открыл Свою волю о том, каков путь вечного спасения, и как должна быть устроена семья, вызывает у него острое неприятие.

Консерватор, напротив, исходит из того, что Бог открыл Себя людям — в Иисусе Христе — и, при всех разногласиях и недоумениях, некоторые вещи мы можем знать совершенно определенно.

Для либерала «экуменизм» есть объединение именно вокруг либеральной повестки. Когда христиане сближаются вокруг общего им библейского откровения, он скорее огорчен.

Другая особенность либерального экуменизма — тенденция к административному единству. Это, в общем, понятно — главным препятствием к объединению христиан в одно сообщество являются богословские разногласия, для религиозного либерала все это споры о вещах ему глубоко неинтересных.

«Экуменизм» консерваторов вообще не предусматривает административного единства — мы не сможем (да и не захотим) объединиться в одну структуру с консервативными католиками и протестантами. По целому ряду причин — богословских, культурных, исторических, организационных. Ни мы не будем ими командовать, ни они — нами. Политика — эта та область, в которой компромиссы совершенно уместны, а вот богословие — нет.

По эту сторону вечности мы не сможем объединиться в единое вероисповедное сообщество. Но мы можем вместе провозглашать то, что у нас общего. И это общее очень важно. Бог реален, Он открылся в Иисусе Христе. Брак — союз мужчины и женщины. Человек призван к жизни вечной и блаженной.

Патриарх Варфоломей может называть это «новым экуменизмом» — но уж чего-чего, а новизны в этом нет. Это вера, однажды преданная святым.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
12 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+