Перейти к основному содержанию

17:26 17.06.2024

Протоиерей Михаил Дудко о суевериях

19.06.2023 11:48:30

Cлушать: https://radonezh.ru/radio/2023/05/31/21-00

о. Михаил: - Добрый день, дорогие радиослушатели! В эфире радио «Радонеж», протоиерей Михаил Дудко, настоятель храма св. Иннокентия в Бескудниково.

Начнем сегодня говорить о теме суеверий. Проблема это большая вне Церкви, равно как и в ней.

В современном мире суеверия – то, что заставляет нас уйти от повседневности и уповать на высшие силы. Это чуть ли не определение суеверия. Но под это определение можно подвести и веру православную. Даже самая настоящая истинная вера у современных людей иногда называется суеверием. Мы же суеверием называем тщетную суетную веру, по преимуществу веру во всякие приметы, предрассудки. Это верования ложные, происходят от духовной прелести и сбивают христианина с истинного пути.

Я подготовил для вас изречения афонских старцев, которые как раз говорят о суевериях.

«Человеку невнимательному и ведущему рассеянный образ жизни представляется, что все течет своим чередом. Все события являются результатом случайного стечения обстоятельств… Такие люди обычно бывают в то же время суеверными. Большое значение придают влиянию звезд на человеческую жизнь, следят за всякими глупыми предметами, например: чтобы кошка не перебежала дорогу, чтобы не рассыпать соль на столе, не здороваться через порог, не спать ногами к дверям и так далее. У некоторых суеверных людей количество таких примет достигает огромного числа. Но напрасно эти люди только усложняют свою жизнь. Если на все эти глупые суеверные приметы не обращать внимания, то будет лучше всего, ибо всем миром вообще и жизнью каждого человека, в частности, управляет Бог».

(Преподобный Паисий Святогорец)

Мысли об управлении всем Богом очень трудно соответствовать. Люди верят во все, что угодно, но не в Промысел Божий, который направляет каждого, даже зло направляет ко всякому добру. Тот, кто верит в Промысел Божий, не верит уже во все эти приметы.

«Лукавый водит людей за нос. Он стремится заставить человека боятся собственной тени, чтобы он перестал чувствоваться себя свободным. Вместо того, чтобы пойти в церковь, он начинает метаться по колдунам, экстрасенсам, гадалкам и медиумам, тем самым губя свою душу».

(Архимандрит Филофей, игумен монастыря Каракал, ученик старца Ефрема Филофейского)

Здесь не просто суеверие, не просто безразличное отношение к своей вере, не просто вера в мелочи смешные - люди губят душу.

«Человек становится посмеянием для бесов. И тогда они издеваются над ним с помощью картин и видений, явлений и откровений, символов и чисел, предрассудков и гаданий и целой кучи суеверий. Бог да сохранит от такого извращения!».

(Преподобный Иосиф Исихаст)

У нас возьми любую газету – там можно спокойно увидеть все перечисленное. Прогнозы, прогнозы. Люди верят в это. Даже те, кто уговаривают себя, что случайно посмотрели в гороскоп, если в течение дня придется сделать что-то противоречащее прогнозу, они сто раз подумают, стоит ли.

«Многие животные оказываются мудрее и умнее вас, ибо они, не изучая астрономию и не исследуя движение звезд, по своей природе от рождения способны предвидеть будущее …».

(Преподобный Никодим Святогорец)

Животные, оказывается, мудрее людей. Странная история – будущее животные могут предвидеть. Погодные условия, бедствия, стихийные бедствия. Кто-то спасся даже, следуя за своей собакой, которая неожиданно уводила человека из того места, где будет опасно из-за землетрясения или стихийного бедствия. От рождения животные способны на такое предвидение.

«Сатана делает людей посмешищем. Зачем нам зависеть от каких-то смехотворных «примет»? Мы должны оставаться такими как нас сотворил Бог – свободными. Господь наш Иисус Христос освободил нас от тирании диавола и смерти. Когда мы, наконец, это поймем?».

(Архимандрит Филофей, игумен монастыря Каракал, ученик старца Ефрема Филофейского)

Сам Господь свободен. И мы не должны поддаваться рабству этих безумных примет.

Вспомнилась лекция дорогого нашего Алексея Ильича Осипова. Он говорит о суевериях в необычном аспекте. Он однажды спросил тех, кто собрался на лекцию, какой из икон нужно молиться от страсти винопития. Люди легко довольно начали отвечать на этот вопрос, называя икону Неупиваемая чаша. И Алексей Ильич продолжил, спрашивая, а разве Иверской нельзя помолиться? А Казанской? От такого вопроса люди приходили в недоумение. Некоторые настаивали, что нужно ехать в Высоцкий монастырь, потому что перед Неупиваемой чашей молитва более действенна. Другие согласились с Алексеем Ильичом в том, что такое отношение и есть суеверие. Молиться можно и нужно не только перед теми иконами, от которых происходили чудеса. Все дается по вере. Разве мало тех, кто ездил в Высоцкий монастырь, и ничего не получили? Ехали, видимо, не с тем, чтобы собраться с силой, помолиться Богу, своими силами взяться за избавление от греха пьянства, а надеялись, что вес произойдет само собой. Пришел, помолился, пожертвование внес, свечку поставил и вот чудо – никакой тяги к спиртному или наркотикам. История красивая. Я бывал свидетелем, что именно так и происходило, но далеко не всегда. Обычно такие чудеса происходят с теми, кто глубоко поверил. Люди, которые не ездили, но верили, тоже получали исцеление. От кого вообще происходит исцеление? Конечно, от Самого Господа, но нужно приложить и свои усилия. Верить в чудодейственность иконы, которая находится где-то очень далеко, к которой довольно только приехать, без собственных усилий, это весьма самонадеянно, а Алексей Ильич называет это не иначе как суеверием. Конечно, Господь посмотрит и на усилия человека, которому до иконы надо добраться, но все же усилия должны быть и другого рода. Диавол просто так свою жертву не отдает. Любая одержимость – это некоторая степень одержимость. Поэтому имейте в виду это мнение, что все, что совершается только с упованием на чудодейственную силу иконы, а не Самой Богородицы или Спасителя, является суеверием.

Продолжим рассматривать высказывания преподобных отцов.

«Итак, ум — это эконом души, который приносит пищу — то, что дашь ему ты. Итак, когда он мирен и ты даешь ему что-то хорошее, что ему нужно, он переносит это в сердце. Сначала он очищается от всех предрассудков, в плену которых находился в миру».

(Преподобный Иосиф Исихаст)

Эконом, следует помнить, это не то, что связано с экономикой, а имеет смысл управления. О каких же предрассудках речь? Апостол Павел говорит об этом в послании к Галатам. Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас. Вы, у кого перед глазами предначертанный Христос, Его учение, оставляете здравое учение и поклоняетесь ложному (то само наблюдение времен)? Это было и тогда, есть и сейчас. Душа человека не может находиться пустой. Она обязательно будет чем-то заполнена. Одно из важных свойств души – способность ее к вере. Вера и надежда – добродетели сродные. Ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Важно верить, надеяться, что зерна, которые ты бросил в почву, дадут всходы. Это вполне бытовая вера, без которой невозможна никакая другая деятельность. Начиная свое дело, ты веришь, что хотя бы возможно ты его закончишь. На этой вере держится много.

«…чтобы диавол не прельстил нас с помощью фантазий, воображения. Воображение - вещь хорошая, и если она используется с толком, то обладает великой силой. Люди, подверженные прелести, воображают увиденное или прочитанное ими так, как им хочется. А потом верят, что картина, нарисованная их воображением, является действительной. Для того чтобы эти несчастные получили помощь, им следует находиться под постоянным [духовным] наблюдением, потому что диавол постоянно обводит их вокруг пальца».

(Преподобный Паисий Святогорец)

Несчастным этим нужно духовное наблюдение. Где же сейчас найти духовного отца? Св. Феофан Затворник говорил о названном духовном отце. Где ты пришел в себя, где почувствовал необходимость руководства, там и подвизайся. Монах ты – подвизайся в монастыре, а игумен пусть будет твоим духовным отцом. Если ты решил, что руководство тебе нужно на приходе – вот тебе названный отец, священник, который служит, исполняй все, что он говорит, спрашивай у него о духовных проблемах. Конечно, названный отец духовный должен быть до времени, но часто у нас на приходах человек остается на том же уровне, что и в момент, когда он только пришел. Если человек перерос уровень, то Господь пошлет ему уже не названного духовного отца, а того, который удовлетворит его духовные нужды. В этом не сомневайтесь. Те, кто просит Бога послать духовного отца, который будет руководить ими среди перипетий жизни. Тогда диавол не сможет обводить вокруг пальца.

«Мы не должны бояться того, чего нам не стоит бояться. Очень печально, когда люди (порой, образованные и ученые мужи) имеют такие фобии и психологические зависимости».

(Архимандрит Филофей, игумен монастыря Каракал, ученик старца Ефрема Филофейского о суевериях)

Если помните фильм «Лучше не бывает», то знаете, что у героя там фобия, страх наступать на линии на асфальте, который лопается под влиянием времени. Герой перепрыгивает на целые кусочки асфальта, думая, что избежит несчастья таким образом. Там человек больной. Но а сколько людей в жизни, которые прочертили для себя какие-то искусственные линии, которые боятся их пересекать, но стараются соответствовать лишь тем представлениям, которые у них родились под влиянием Бог весть каких событий, произошедших скорее всего еще в детстве. Психологи подтверждают, что многое рождается совсем не оттуда, откуда нам кажется. Для человека это загадка. Но кто-то нас может освободить? Современность подсовывает нам те границы, которых быть не должно. Господь нас освободил от этого. А мы снова и снова туда сваливаемся. Пища, которую мы подсовываем своему уму, транслируется и в сердце, в натуру, в душу нашу. Душа не терпит пустоты, но заполняя пустоту мусором, мы не даем возможности войти туда Духу Святому и проваливаем свою миссию здесь в мире.

Афонский Патерик описывает случай с одним монахом, который нашел гадательную книгу и, из любопытства разбирая тайны гадания, увлекся ими. И вот, перед ним встал черный человек исполинского роста и сказал: “Ты меня призвал – вот я. Что тебе угодно, я все исполню, только поклонись мне”. “Господу Богу моему поклоняюсь и Ему Единому служу”, – ответил монах. “Зачем же призвал меня, узнавая мои тайны?”. С этими словами сатана сильно ударил монаха по щеке и исчез. От боли и страха инок проснулся. Щека его распухла и почернела так, что страшно было смотреть. С каждым днем боль усиливалась, а опухоль совершенно обезобразила инока. Об этом узнал преподобный Дионисий и сразу пришел к несчастному. Помолившись Господу и Божией Матери, святой Дионисий помазал инока елеем. Тот исцелился и прославил Бога».

(Из книги «Афонский патерик»)

 Весьма небезопасны бывают всякие гадательные вещи, на которые человек может посмотреть просто из любопытства. В свою очередь это обращение приводит к духовным проблемам. Тут получается замкнутый круг – человек без духовных проблем к таким гаданиям и не обратится. Разве только легкомысленный человек, которых среди нас хватает. Потому призываю не быть такими легкомысленными.

Вопрос: - Как относиться к таким словам, как «я предчувствую», «сердце болело и вот случилось»? Миром управляет Бог, и тем не менее, такое все встречается.

о. Михаил: - Предчувствие есть. Человек ведь существо сложное. Ум получает информацию из внешнего мира, транслирует ее в сердце и в душу. Мы часто не можем заранее понять, откуда это. Что-то почитали, кто-то что-то сказал. Ум это суммирует, проводит незаметную свою работу, а потом переносит это в сердце. Отсюда беспокойства, предчувствия иногда на самом ровном месте. Вспоминаются и имеют значения те, которые сбываются. Не садись в ту машину, не лети на том самолете. Сколько таких рассказов!? Никто же не спрашивает, у какого количества людей, которые удачно добрались до места, щемило сердце, которые вспоминали подобно. Есть же и те, кто ни на самолете, ни на лифте ездить не могут. Боятся всего. У них предчувствия каждый день, и верить им невозможно. Предчувствия вещь тонкая. Святые отцы уверяют нас быть очень осторожными, а снам не верить вовсе. Я бы предложил не верить вообще никаким предчувствиям, а положиться на вою Божию, понять, что Господь управляет миром, и делать то, что должно.

Вопрос: - Что должно быть в душе после Крещения?

о. Михаил: - Смотря о ком речь. Младенцы крестятся по вере родителей, крестных. Это наша православная традиция, потому что не все крестятся в детстве. Множество святых времен раннего христианства принимали крещение уже взрослыми. Интересен вопрос, что должно быть в душе того, кто крестился маленьким, но которого не воспитали в христианском духе. Сейчас взрослые, желающие принять Крещение, должны прослушать беседы о том, что такое православие, каково православное учение о Боге, о Церкви, об обязанностях христианина. Все это человек должен вкладывать в душу. Без души, из-под палки, внешне только принимая Крещение, долго не продержаться. В душе должна быть свобода. С помощью этого великого чувства человек должен выбрать добро. Поэтому в душе того, кто только крестился, должно быть желание исполнять волю Божию.

Вопрос: - Я крестилась уже на пенсии. И представляете, упала сильно, по пути, прямо на ровном месте. Мне, конечно, наговорили, что нечистое тут. Но хочу сказать, что даже если не чувствуешь ничего, Бог ведет.

о. Михаил: - Действительно лукавый отвращает человека от таинства Крещения. Это так. Я не раз с этим сталкивался. Всегда взрослых, которых собираюсь крестить, предупреждаю, что они должны иметь в виду, что будут препятствия, что по дороге может произойти неудобство какое-то. Можно опоздать на автобус, упасть, вызов на работу получить. Смущаться не нужно. Стоит постараться прийти на Крещение. Такие неурядицы могут случиться и после Крещения. Диавол мстит человеку. Но внешние знаки сопротивления диавольского не должны дать забыть, что от момента Крещения вы под покровом Божиим. То, что происходит с телом, уже не так важно как то, что происходит с душой. Родился новый человек в мир! Теперь он имеет пропуск в Царствие Божие. Нужно только дойти до места, где его проверяют, предъявить, смело идти туда. Я, конечно, шучу немного. Не каждый сможет так легко пропуск предъявить. Мытарства вещь не такая и простая.

Вопрос: - Как правильно обличать человека?

о. Михаил: - Правильно обличать прерогатива святых и очень опытных в духовной жизни. Если за собой святости вы не чувствуете, то и обличать оставьте тем, кому Господь сказал. Пророка Иону Господь послал в город Ниневию. Помните, как отреагировал пророк на повеление идти и обличить целый город в грехах? Пророк отказывается, не хочет идти обличать. Он думает, что пойдет, обличит, а Господь по Своему милосердию помилует их, и пророк тогда будет выглядеть глупцом в глазах людей. Потом он бежит, попадает на корабль, шторм, пророка бросают за борт, большая рыба его проглатывает и все же пророк вынужден идти и обличать. В конце Господь прощает город по его покаянию. Пророк огорчается, потому что предвидел такое развитие событий, а Господь его поучает, как надо относиться к ближним своим. Для меня интересен пример Ионы – святые не смели обличать. Нам же обличать кого-то – большая самоуверенность. Сколько бедствия может навлечь на человека обличение, на которое он не послан, которое может оказаться ложным. Кто разбирается в душе другого? Как он знает, почему другой совершает те или иные поступки? Никто, кроме Господа, знать этого не может. Если Господь не посылает на обличение, то наверняка окажемся в дураках. Обличение не исправит человека, но и приведет к злобе, ненависти, раздражению.

Вопрос: - Зачем мы причащаем младенцев? Маленькие не успели нагрешить.

о. Михаил: - Младенцев причащают только в православной Церкви. У католиков первое причастие обычно в 7 лет совершается. У них даже есть праздник первого причастия, дети одеты красиво и приходят причаститься Святых Христовый Тайн. Традиция древняя, относится к временам, когда еще не произошло разделения Церкви и католики сохраняли еще остатки преемственности традиции. До сих пор у католиков это сохранилось. А православные причащают младенцев сразу после Крещения, то есть совсем в маленьком возрасте. Вполне нормально и хорошо крестить младенца еще раньше. Дети не успели нагрешить. Но мы причащаем не только во оставление грехов, но и в жизнь вечную. Разве этого мало? Жизнь вечная и младенцу нужна. Он вырастет, пройдет все, что проходят взрослые, и в Царствии Божием будет вполне зрелой личностью, в том случае если не доведется дожить до зрелых лет, он крещеный, его Господь встретит как зрелую личность. Причастие младенцев в жизнь вечную. Так учит нас Церковь.

Прощаемся, спаси всех Христос!   

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+