Перейти к основному содержанию

23:58 19.04.2024

Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего

19.05.2023 16:32:57

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/05/17/19-00
Смотреть: https://youtube.com/live/GL-XpJzY-ss

Возвращение иконы Троицы, которая запечатлела духовное откровение о Пресвятой Троице преподобного Сергия Радонежского, подводит некую черту под трагическими событиями XX столетия. Вспомним, когда русская икона во всей своей красоте была явлена русскому обществу. Это начало XX века. Скоро, по историческим меркам, на Россию обрушились страшные события, наши святыни оказались в лучшем случае в музеях, что произошло и с иконой Пресвятой Троицы. Отец Леонид Калинин от нас всех выразил благодарность тем, кто сохранил икону. Мы помним, как некоторые святыни оказались в музеях, а некоторые и покинули Отечество. Тихвинская икона Матери Божией вернулась на нашу землю с грандиозным торжеством, помним, как она находилась по прибытии в Россию в Храме Христа Спасителя и очередь – живой поток, стояла, чтоб помолиться Царице Небесной, приложиться к чудотворной иконе.

Икона – окно в горний мир. Она открывает Божественную истину сердцу человека. Это проповедь не менее сильная, чем сказанное слово. Это молитва, воплощенная в красках. Преподобный Андрей Рублев сумел в красках воплотить великое откровение, которого удостоился преподобный Сергий Радонежский. Летопись и житие преподобного донесли до нас главный завет игумена земли Русской: "Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего".

Икона Троицы была создана в годы татаро-монгольского ига, когда эта ненавистная рознь царила между людьми. Русские князья убивали друг друга, соперничали за ярлыки, которые им выдавали в Орде. Каждый из них понимал добро, как благополучие своего княжества, своего рода, семьи. А хан Золотой Орды умело сеял рознь между князей, подогревая распри. В эти страшные дни преподобный Сергий призвал русских взирать на Святую Троицу как образ любви. И только любовью можно победить вражду мира. Время было тяжелое, понять, как можно добиться любви, можно было только сердцем, духом любви, который изливался через Лавру преподобного Сергия. Монастырь был тогда деревянный, небольшой, стоял в сосновых лесах на горе Маковец. Это чудо русской истории. Уходит молодой инок, монах на гору, в уединении рубит келью и оттуда на Русь начинает изливаться любовь, которая позволила победить Орду, соединить русскую землю.

Русская икона была явлена в начале века, событие невероятного значения для России. Об этом много писал замечательный русский мыслитель, философ Евгений Николаевич Трубецкой. Три его статьи посвящены этой теме - "Умозрение в красках", "Два мира в древнерусской иконописи" и "Россия в ее иконе". Знаете, что больше всего поразило Трубецкого в русской иконе? Удивительная красота, поющие краски древнерусской иконы, совершенство линий, пластичность.

Как икона была открыта? Сняли потемневшую олифу. Свет стал изливаться. Трубецкой писал, что красота эта свидетельствует о духовной радости. Он писал о богословии икон. Преподобный Иоанн Дамаскин писал, что икона призвана как цветущий луг услаждать зрение. А Трубецкой писал, что икона не только содержит в себе духовную радость, но проповедует ее, возвещает миру ту горнюю радость, которую, по слову Спасителя, никто не отнимет. Радость удивительная, но связана со скорбью. Скорбь – аскетические подвиги и молитва, приводят нас к этой радости о Воскресении Христовом.

Почему сейчас нам так необходимо обратиться к русской иконе? Почему Троица вернулась в Церковь? Трубецкой писал, что икона должна быть в храме. Икона и храм неразделимы. Икона – часть Литургии, молитвы. Трубецкой рассказывает о том, что происходило тогда. Это было преддверие Первой мировой, никто не мог себе представить весь ужас, который обрушится на мир, на христианские страны. Всем казалось, что это было запредельно страшно. Трубецкой писал о явлении зверя. Государь наш тогда в Гааге предложил не вооружаться, а ограничить смертоносное вооружение, иначе Европе грозила бы страшная война. Молодой наш царь-мученик видел, что надвигается на мир! Но все страны ответили отказом.

Икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом. Главный смысл храма в том, что храм – это собор всей твари, всего созданного Богом. Вспомним иконы «О тебе радуется», «Похвала Пресвятой Богородицы». Все, что создано Богом, воспевает Бога и устремлено к Пресвятой Богородице. Икона есть гармоничное сочетание высшей скорби и высшей радости. Он подчеркивал, что высшая духовная радость обретается на пути подвигов и скорбей. Это только в христианстве можно понять единство скорби о грехах и недостоинстве и необыкновенной радости о Спасителе воскресшем, и предчувствие неизбежной встречи с Богом в Царствии Его.

В начале века Трубецкой писал, что икона свидетельствует о сверхбиологическом смысле жизни. Она является провозвестником конца звериного царства и противопоставляет ему светлый идеал святой Руси. На смену зверопоклонству придет видение храма как образа мира, который изображен на русской иконе.

Евгений Трубецкой говорит: «…Нельзя строить общество на животном, буржуазном страхе и инстинкте самосохранения: но его нельзя строить и на алчности, злобе и человеконенавистнических чувствах озверевшей массы: ибо животные инстинкты - это те самые центробежные силы, которые рвут на части общественный организм. Кто обращается к ним, тот строит на песке».

Троица, созданная преподобным Андреем Рублевым, помогает преодолевать ненавистную рознь мира сего. Время создания икон было очень тяжелым, но возрождалась русская земля, княжества объединялись в единое православное государство, которое должно было стать по замыслу Божию наследником Второго Рима – Константинополя, Третьим Римом, Святой Русью. Мы понимаем, что судьба Церкви Христовой зависит от того, устоит ли Русская держава в смертной схватке с силами мирового зла. Я нисколько не преувеличиваю, война идет не за территории, но это война с мировым злом, которое несет нам трансгуманизм, создание биоробота вместо человека. Мы немощны, не все понимаем, но русский сердцем чувствует правду. Война идет за образ Божий в человеке. Война не с Украиной, конечно, но со всеми этими клаусами швабами, которые хотят для людей устроить цифровой концлагерь. Борьба с сатанизмом. Лучше всех и точнее говорит Кадыров. Его слово – дешайтанизация Украины. Схватка с силами мирового зла не преувеличение, но в этом смысл исторического пути русского народа, который определен Богом. У Майкова в стихотворении «У Гробницы Грозного» говорится о становлении русского царства.

«Оно не прихотью явилося на свет. В нем не одной Руси спасения завет: В нем церкви истинной хоругвь, и меч, и сила! Единоверных скорбь, чтоб быть ему, молила…»

Сегодня если мы не устоим, то что будет? На Украине уже идет подмена. Православие подменяется сатанинской карикатурой. ПЦУ с Епифанием – истинная каррикатура. На Украине уничтожается православие, но разве кто-то сомневается, что они задавят Грузию, Румынию, Сербию? Сила эта задавит всех легко. От русской державы, которая есть ограда Церкви Христовой, зависит судьба Церкви и мира. Нам кажется, что задача неподъемная для нас. Но раз Господь возложил на русский народ эту задачу, то будем надеяться, что все святые помогут нам.

Мы знаем об особенной любви Государя к древнерусскому искусству. В начале XX века государь император повелел создать комитет попечительства о русской иконописи. Его основная задача – сохранить в иконописи плодотворное влияние образцов византийской древности и русской старины, установить деятельные связи между официальной церковной и народной иконописью. Когда государя благодарили за его державное покровительство русской иконописи, говорили, что мы надеемся видеть поворот в современном русском иконописании к древним освященным веками образцам. Это было так важно для России!

Сегодня многие стараются писать по канону, видят настоящую икону только в подлинниках XV-XVI веков. До открытия русской иконы в начале XX столетия этого не было в нашей Церкви.

Хочется вспомнить слова отца Павла Флоренского: «Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении Рублева вовсе не сюжет, не число «три», не чаша за столом и не крылья, а внезапно сдернутая пред нами завеса ноуменального мира, и нам, в порядке эстетическом, важно не то, какими средствами достиг иконописец этой обнаженности ноуменального и были ли в чьих-либо других руках те же краски и те же приемы,- а то, что он воистину передал нам узренное им откровение. Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» Горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер Горних.»

Русская икона – наше великое сокровище. Трубецкой писал, что когда мы проникаем в тайну художественных и мистических созерцаний, то открытие икон озаряет светом не только прошлое, но и настоящее, а более того – будущее. Открыть – значит, многое понять для нас о том, что происходит в русской душе. А открыть его - значит, понять, какие богатства, какие еще неявленные современному миру возможности таятся в русской душе. Мы в начале этого пути. Трудно, но Россия идет к своему возрождению и прозвучит то слово, которое Россия должна сказать миру, о чем говорил Достоевский.

Сегодня необходима сугубая молитва царю-мученику. Царь стоял на пути того зла, которое хлынуло в мир. Зло, которое сейчас разливается в мире, которым мы поражены, вырвалось на свободу из адской бездны после ритуального убийства врагами Церкви Христовой православного русского царя. Вначале 20-го века никто не мог представить ужас Майдана и Освенцима, Хиросимы, не говоря о нынешних трансгендерах, ювенальщиках, трансформерах и прочем. Если бы кто-то из начала 20-го века попал на конкурс типа Евровидения, то наверняка бы подумал, что умер и его ведут на экскурсию по аду. Мы с этим злом и сражаемся. Опасность в том, что ядовитые семена этого зла за последние три десятилетия обильно посеяны в нашей стране и дают свои страшные всходы и плоды. Нам надо быть нетерпимыми к тому, что происходит. Некоторые считают, что мы ничего сделать не можем. Это нет так. И молитва наша, и наше несогласие помогут искоренить эти семена зла из нашей жизни.

Когда началась СВО, я в своём эфире предупредил, что информационно-психологическая война набрала невиданные обороты. Призываю слушать информацию государственных СМИ и Министерства обороны. Большинство из нас просто не разберется в потоках лжи, которую активно вбрасывают в информационное пространство. Для каждого журналиста главная задача в войне укрепить морально-психологическое состояние своей армии и своего тыла, то есть общества. Каждая публикация и передача должна рассматриваться с точки зрения своих целей, укрепит ли или подорвет моральный дух каждое такое сообщение. Конечно, необходима цензура и единый информационный центр, каким было Совинформбюро. С конца 80-х СМИ были настроены выливать негатив, шли постоянные сводки, приучающие к этому общество. Многие так привыкли, что ждут негатива, питаются им. Сейчас есть множество ложных каналов информации, сайтов, за которыми стоит центр информационно-психологических операций, украинское ЦИПсО. Несколько лет там работают англичане, туда закачаны огромные средства. Они дают правду и подмешивают лжи, чтобы сеять панику и негатив. Есть такой лозунг сегодня - народ должен знать правду. Пожалуйста, говорите правду о коррупции, недостатках, необходимых изменениях. Но каждый пытается учить генштаб и военных, как воевать. Это недопустимо. Никто из нас полной информацией не владеет. Блоггеры гонятся за подписчиками, им капают монеты. Критиковать можно только при условии, что вы предлагаете конкретные идеи.

На войне о положении на фронте информация дается дозированно, лишнее скажешь – поможешь врагу. Не все можно снимать, не все можно говорить. Профессиональные военные много не говорят, не учат командование, не учат руководство страны.

Общество, народ наш помогает, чем может.

Наша армия – слепок общества. А некоторые у нас СВО воспринимают как шоу. Главная задача нашего общества не сойти с ума и сохранить спокойствие. Не реагировать на информационные вбросы, что генералы не те, генштаб ничего не умеет. Напоминает 1941 год, когда сбрасывали листовки «Рус Иван сдавайся…» Надо думать, что происходит. У нас есть проблемы, да. Против нас 51 страна. У них военные технологии, промышленность, вооружение. А у нас армия мирного времени, компактная, небольшая, с высокоточным орудием. Ошибочная концепция, надо признать генерала Макарова, который служил при Сердюкове. На ходу возвращаемся к дивизионной структуре, новые мощности ВПК разворачиваем. А вопрос в том, кто хотел небольшую армию со сроком службы в 1 год. Не общество наше?

Сегодня нам необходимо единство армии и тыла, иначе катастрофа. В 1941 году недовольных властью было достаточно, но единство страны, народа было велико. Оно должно быть и сегодня. Страна, против которой ведется война на уничтожение, не может жить по законам мирного времени. Нужна Ставка верховного главнокомандования и государственный комитет обороны, у которого будет вся полнота военной и государственной власти, которая сможет принимать решения в кратчайшее время. Придем к этому обязательно. Должна быть строжайшая ответственность за выполнение каждого задания. Где военная подготовка в школе? Кто в Минобразования отвечает за это? Кто покровительствует в Минкультуры русофобским проектам на театральной сцене? Жалуются, что советчина возвращается, но жесткие решения – не советчина, это тяжелый опыт страны, которая водрузила Знамя Победы над Рейхстагом. Нам нужно сломать модель 90-х, уйти от идеалов общества потребления, жить под девизом «Все для фронта, все для победы». Важна наша молитва. В 19-м псалме сказано:" Да даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит". Что выбирает наше сердце сегодня – самое важное! Каждый должен спросить, что он может сделать даже незначительное на своем месте. Хотя бы просто поддержать, не сеять панику, не распространять слухи, верить в свою армию и поддерживать ее. Наши бойцы, офицеры, генералы сражаются героически. Недостатки должны быть преодолены, безусловно.

Вспомнились слова архимандрита Константина (Зайцева). «Чуть ли не единственным человеком, у которого не помутилось национальное сознание, был Царь. Его духовное зрение ни в какой мере не было задето тлетворными влияниями времени. Он продолжал смотреть на вещи просто и трезво. В столице, в разгар войны – Великой войны, от исхода которой зависели судьбы мира! – возник уличный бунт! Его надо на месте подавить с той мгновенной беспощадностью, которая в таких случаях, есть единственный способ обеспечить минимальную трату крови».

Государь для этого делал все. А в том, что случилась тогда катастрофа, виноват не царь. В 90-е мы выступали на конференции с Александром Николаевичем Бахановым, историком, который сказал, что своим подвигом Государь продлил жизнь нашего общества на 12 лет. Поэтому нам необходимо молиться царю-мученику, потому что страшна измена, которую в полной мере испытал наш Государь. Он говорил задолго до скорбных дней, что родился в день памяти Иова многострадального и ему предназначено страдать. И он до дна испил чашу страданий своих. Праведный Иов прославился на весь мир стойкостью в перенесении страданий. Так и царь наш явил себе образ Иова, уподобился ему. Язвы Господа носил на себе, явил всем пример исполнения заповедей Христовых. Об этом хорошо писал святитель Иоанн Максимович.

«И если крепки будут вера и молитва наши, быть может даст силу Господь молитве Царя-Мученика, Царевича Алексия и Царственных Мучениц, и воссияют они светлой зарей над омытым слезами покаяния и мученической кровью Отечеством».

Наше дело правое. Победа будет за нами!

«Если соберем волю каждого в одну волю — выстоим! Если соберем совесть каждого, в одну совесть — выстоим! Если соберем любовь к России каждого в одну любовь — выстоим!». Таковы слова преподобного Иоанна Кронштадтского.

Да воскреснет Русь святая молитвами Царских Мучеников, всех святых в Земле Российской просиявших!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 7 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+