Перейти к основному содержанию

12:11 19.04.2024

Зачем любить врагов? (прп. Силуан Афонский).

18.05.2023 11:14:40

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/05/08/21-00

Христос воскресе, дорогие слушатели! Хочу всех также поздравить с наступающим праздником победы. Дай Бог, чтоб мы от Него не отступали. Я часто спрашиваю детей в школе, знают ли они, за что сейчас идет война. Да хотя бы за то, на каком языке будут общаться граждане Руси. Приходится признать, что в битве этой мы пока не побеждаем, хотя прогресс какой-то есть. Я свою жизнь этому посвящаю – чтоб хоть один человек возненавидел сквернословие, матершину, бесовскую молитву. Тогда победу нам Господь даровал не просто так. Семинарию открыли, молиться можно было более менее спокойно. Наивно думать, что мы победим. Есть пример Византийской империи. Всем видно, что от нее сейчас осталось. Главное и решающее для нас христиан – не озлобиться, не ненавидеть в том числе и врагов, что с нами борются. Я сегодня принёс книгу Силуана Афонского «Я стал так делать, и душа моя обрела покой». Избранные поучения нашего великого подвижника 20 века. Он очень почитаем у греков, на Афоне. Нам грех его не почитать. Он пишет просто, как и полагается монаху. Пища его духовная не очень твердая, но глубина большая там.

Господь заповедал любить врагов. Что особенного в том, чтобы любить тех, то любит нас?

 Душа не может иметь мира, если не будет молиться за врагов. Душа, наученная молиться от благодати Божией, любит и жалеет всякую тварь, и особенно человека, за которого страдал Господь на Кресте и болел душою за всех нас.

За мир как раз идет война. Главное – мы молимся о мире, миром. Это самое мирное состояние духа – главное, что можно найти. Мира не будет, пока не станешь молиться за врагов. У нас есть градация: врагов личных люби, врагов отечества бей, врагов Божиих гнушайся. Это важная формула в принципе. 

Господь научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже и бесов: потеряли смирение и любовь к Богу. Молю вас, испытайте! Кто вас оскорбляет, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, то молитесь Господу, говоря: «Господи, все мы - создание Твое; пожалей рабов Твоих, и обрати их на покаяние», - и тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать.

Сначала принудь сердце свое любить врагов, и Господь, видя доброе желание твое, поможет тебе во всем, и Сам опыт покажет тебе. А кто помышляет злое о врагах, в том нет любви Божией, и не познал он Бога. ... .

Апостол Павел говорит не воздавать злом за зло. «Мне отмщение и Аз воздам». А нам месть не нужна. Нам нужно – Господи, да будет на все воля Твоя. По уголовному кодексу пострадавшая сторона та, у которой что-то украли. А с точки зрения вечности, пострадавшая сторона – кто украл или убил, совершил преступление. Он достоин жалости прежде всего. Что у нас есть своего, что бы гарантированно взяли с собой? Ничего. Значит, как относиться надо ко всему? Со смирением. Дал Господь – хорошо, мы благодарим, а забрал – кому-то нужнее. Сердце привязывать наивно. Если сердце сильно к земному привязано, то автоматически оно не привязано к небесному.  А искать надо прежде всего Царства Небесного как раз.

Господь Сам говорит «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я упокою вас». Когда можно получить покой? Когда Господь его даст, когда мы научимся от Него. А Он любил своих врагов. Мог бы их истребить! Мог бы позвать более 12 легионов ангелов! А тут пришли с лопатами, вилами, дрекольми – несерьезно. Неужели всемогущий Господь дал бы в обиду Своего Сына? Но это всё должно случиться по любви. Горе тому, через кого приходит соблазн, но Господь нам свободу дает! Любовь и сострадание Он нам тоже дал.

 Если будешь молиться за врагов, то придет к тебе мир; а когда будешь любить врагов, то знай, что благодать Божия живет в тебе большая, но не говорю еще совершенная, но достаточная ко спасению.

Какое большое значение придает преподобный молитве за врагов! Достаточно для спасения – любить врагов.

А если поносишь врагов своих, то это значит, что злой дух живет в тебе и приносит в сердце твое злые помыслы, ибо, как сказал Господь, от сердца исходят помышления злые или добрые

Сердце источает от себя то, что содержит: от избытка сердца глаголют уста. Проверить можно – какое у меня лично сердце. Надо просто послушать то, что я говорю. Что за молитва у меня, о ком она. Ладно ещё не любить врага, но вот можно начать и поносить. Какие же они! Вот представьте только! В этом случае злой дух живет и действует в человеке. Наше сердце не должно быть жилищем духа злобы. Дух Божий живет, когда мне хочется молиться Богу, когда я нахожусь в Богообщении, а не когда из-под палки. М недооцениваем милость Божию – Господь нам дает с Ним быть. Он мог бы не дать, но дает. Да еще избрал нас, сделал святыми в таинстве миропомазания, очистил от грехов, какие только возможно. Господь никогда нам не попустит сверх меры. Если кто-то нас и гонит, то Бога мы должны благодарить. В случае личной вражды нужно радоваться, слава Богу, не надо никого поносить.

Добрый человек думает: всякий. Заблудившийся от истины, погибает, и потому его жалко… 

А кто не научен Духом Святым любви, тот, конечно, не будет молиться за врагов. Наученный любви от Духа Святого — всю жизнь скорбит о людях, которые не спасаются, и много слез проливает о народе, и благодать Божия дает ему силы любить врагов. Если ты не имеешь любви, то хотя бы не поноси и не кляни их; и это уже лучше будет; а если кто клянет и ругает, в том ясно живет злой дух и если не покается, то по смерти пойдет туда, где пребывают злые духи. Да избавит Господь всякую душу от такой беды.

Сам преподобный доказывает, что он как раз стяжал слез за врагов своих и жалость к тем, кто погибает.

Есть принцип такой: грешников любить, а грех ненавидеть. Мы ненавидим грех, а те, кто грешит, может еще принести покаяние. Мало того, чтобы их призирать, нужно самим быть не замешанными ни в одном грехе. По крайней мере, в том, в котором мы обвиняем и за что поносим людей. Вот почему она, спрашивает. А ты-то сам в своё время не поступал ли так? Грешников любить надо. Помните пример преподобной Марии Египетской и благоразумного разбойника? Господь может помиловать кого угодно, и кто угодно может принести покаяние, а мы об этом можем вообще не узнать. Меня 10 лет назад обидели, а я помню, ах, какие всё-таки люди. А потом оказывается, что они в Царствии Небесном. Как так вышло? А покаяние принесли, и Господь их помиловал. А ты так и остался со своим. Больше скажем, что с вечера до утра нельзя приносить обиду и злобу. Мы несовершенны, но нужно обязательно примиряться и молиться за людей, которым мы вспоминаем грехи. Бывает, ведь десятилетиями таскаем в памяти. А люди могли покаяться уже. Назидательных примеров много приводит преподобный Исаак Сирин. Если ты сегодня рано утром встретил брата, которого ты вчера вечером видел за тяжким грехом, не вздумай его осуждать, потому что пока вы не виделись, он мог принести покаяние. Представьте – он мог, да ведь и любой может. А мы так уверены, что человек не может с покаянием прийти. А ведь ты сам-то пришел! Почему бы и ему не прийти?  Вот поэтому на всякий случай не держите злопамятства – опасно это. А во-вторых, суд без милости не оказавшему милости. Надо пожалеть! Людям нужна наша милость христианская.

Поймите. Это так просто. Жалко тех людей, которые не знают Бога или идут против Бога; сердце болит за них, и слезы льются из очей. Нам ясно видно и рай, и муку: мы познали это Духом Святым. Вот и Господь сказал: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 21). Так отсюда еще начинается вечная жизнь; и мука вечная отсюда начинается.  

А нам разве всё равно? Нет, конечно. За неверующего можно помолиться, чтобы Господь душу спас от беды. Молитвы наши Господь слышит, стучится в сердца людей. Кто-то да откроет! Мы, современные христиане, почему пришли в Церковь после мясорубки духовной? За нас кто-то молился. Новомученики, предки, верующие бабушки. И сейчас молятся. Милостью Божией нам становится ясно, что такой рай, мука, Духом Святым мы это познаём. В таинстве святого Причащения мы вообще много познаем. А уж потом если по вере пробовать жить, то и больше поймешь. Внутри себя нужно созидать Царство Божие. Чтобы кому-то не было жалко мою душу, которая погибает – о себе постараться я уж должен.

Из-за гордости теряется благодать Божия, а вместе с ней и любовь к Богу, и дерзновение в молитве… 

Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. Так сказано в Писании.   

и тогда душа мучается злыми мыслями и не понимает, что надо смириться и надо любить врагов, ибо иначе нельзя угодить Богу. Ты говоришь: «Враг гонит нашу Святую Церковь. Как же я буду его любить?» А я тебе на этом скажу: «Бедная твоя душа не познала Бога; не познала, как Он много нас любит и желанно ждет, чтобы все люди покаялись и спаслись. Господь есть любовь, и дал на землю Духа Святого, Который учит душу любить врагов и за них молиться, чтобы и они спаслись. Это и есть любовь.

Спасутся или нет – дело их, Господь Сам с каждым будет разбираться. Но Он дал нам Духа Святого, который учит душу любить врагов. А где кончается любовь? Там, где начинается взаимовыгодное партнерство. Ты – мне, я – тебе. Любовь милосердствует, не ищет своего, не мыслит зла, не бесчинствует, никогда не прекращается. Апостол Павел чётко нам говорит о том, что такое есть любовь. Дам детский пример. У тебя есть пирожок, но ты видишь, что одноклассник голоден и хочешь с ним поделиться. По-братски, например. Вот бескорыстное искреннее действие. Через какое-то время у него пирожок, а ты голодный. И можно подумать так, что в прошлый раз я с ним делился, и с его сторон будет свинство, если он не поделится теперь со мной. А если уже не поделился – трагедия, обида.

Мы с матушкой как-то раз гуляли по Иерусалиму, искали что-то. По карте старого города старались разобрать, куда двигаться. Подошел человек тамошний, без акцента говорит, предлагает помощь. Стал рассказывать. Спасибо, конечно, мы так рад были человеку, который хочет помочь. И вдруг он – с вас десять шекелей.  Что за любовь такая к человеку? Здесь уже баш на баш.

А если судить их по делам, то они заслуживают наказания.

А кто не заслуживает наказания? У кого есть искреннее настоящее покаяние? Вспомните слова из канона: сколько раз я обещал Тебе покаяние, но солгал. Кто может подписаться под тем, что к нему это не относится, но моё покаяние было искренним, настоящим? Думаю, преподобный Силуан сам бы не мог, что уже о нас говорить. 

Вопрос: - На меня очень сильно обижена моя бывшая коллега. От нее и ее близких даже исходят угрозы в мой адрес. Мне на них не обижаться? Как вести себя?

отец Сергий: - Если незаслуженно, то это значит, что Господь нас очень любит и дает нам возможность получить венец, если мы не ответим злом на зло, если будем на Бога уповать. Что бы люди не измышляли, Ты, Господи, сильнее. Спаси и сохрани душу мою и души их не погуби, вразуми их. Вот это состояние сердца в вас должно быть – милостивое. Вот в чем смысл.

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы, говорит апостол. Можно подумать, что кто-то попал в Царство Небесное, но его никто никогда пальцем не тронул. Того же преподобного Силуана или Паисия Афонского. Эти люди разве гладкий путь прошли? Никогда ни от кого не терпели? Святого Александра Невского выгнали из Пскова. Преподобного Сергия Радонежского люди выгнали из обители, в которую сами же пришли. Почитайте, поглядите – кому чего только не доставалось. Мало того, святые искали этого. Писал кто-то, что если тебя даже в тюрьму посадили, то ты должен Бога благодарить, и в первую очередь за то, что преступления ты не совершал, и страдаешь напрасно, как и Господь напрасно пострадал. Пострадать все равно придется как-то, то уж лучше сделать это за добрые дела, но не за злые. А если объективно есть, за что тебя чехвостить, то тебе еще и полезно это. Потерпишь здесь, во временной жизни, но в вечность это не потащишь. А если ты не делал плохого, а наказали, то тут же венец, если терпишь смиренно и с благодарностью Богу.   

Кто любит враговтот скоро познает Господа Духом Святым, а кто не любит, о том не хочу и писать. Но жалко его, ибо он мучает себя и других, и Господа не познает он

Господь есть любовьи нам повелел любить друг друга и любить врагов; и Дух Святой учит нас этой любви. Душа, которая не познала Духа Святого, не разумеет, как можно любить врагов, и не принимает этого; но Господу всех жалко, и кто хочет быть с Господом, тот должен любить врагов.

Нам, привыкшим осуждать, по гордости превозноситься, очень трудно эти простые слова вместить. Помните слова Господа: может, и вы хотите отойти? Может и вам Евангелие не нужно?  

Вопрос: - Есть такой грех как златолюбие? Внук меня спросил, а я не знаю, что ответить.

отец Сергий: - В принципе, сребролюбие и златолюбие это одно и то же. Это привязанность к деньгам, или золоту, которым расплачивались. Сюда можно подставить любое «любие». Святой апостол Павел на это говорит: всё мне можно, но не все мне полезно. Все мне можно, но ничто мной да не обладает. Сами по себе вещи ничто не значат. Важно пристрастие, в нём грех. Нужно, чтоб вещь не обладала мной, чтоб не было любия, но нейтральное отношение: есть – хорошо, нет – слава Богу. 

Вернемся к нашему разговору. Всё, сказанное преподобным Силуаном о врагах, очень актуально и сейчас, в контексте 9 мая. Этот наш праздник ненавидят враги наши, нашей Церкви, нашего Бога. Ненавидят они его потому, что он особенный. День победы. Побеждает Господь. Ника – победа! Господь даровал победу добра над злом. Всегда можно проверить, с какой целью идут воевать, берут оружие в руки, по лозунгам видно и по делам. Но даже если зло очевидно, это всё в руках Божиих, и мы молимся, чтоб Господь вразумил людей, восстановил Русь православную. Молитва наша не бывает втуне. Их Господь слышит.

Кто познал Господа Духом Святым, тот становится похож на Господа, как сказал Иоанн Богослов: «И будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» и будем видеть славу Его. Ты говоришь, что много людей страдает от всяких бед и от злых человеков, но прошу тебя, смирись под крепкую руку Божию, и тогда благодать научит тебя, и ты сам захочешь страдать ради любви Господней... А кто ругает плохих людей, но не молится за них, тот никогда не познает благодати Божией.

Никогда – смотрите, как припечатал преподобный.

Многие святые мученики в страданиях познали Господа и помощь Его. Многие монахи несут большие подвиги и тяжелые труды ради Господа; они познали Господа и борются, чтобы победить в себе страсти, и молятся за всю вселенную, и благодать Божия учит их любить врагов, потому что кто не любит врагов, тот не может познать Господа, Который умер на кресте за врагов и дал нам образ в Себе, и дал нам заповедь любить врагов

А кто такие враги Божии? Грешники. А кто из нас не грешник? Все согрешили, по слову апостола Павла. Каждый повоевал против Господа. Поэтому брата надо вразумлять кротко с любовью.

Мир теряется, если душа потщеславится, или вознесется пред братом, или осудит кого-либо, или брата будет вразумлять, но не кротко и не с любовью; если будем много кушать, или будем вяло молиться, – за все сие теряется мир. Но если привыкнем усердно молиться за врагов и их любить, то мир всегда будет пребывать в душах наших, а если брата возненавидим или осудим, то ум наш омрачится, и мы потеряем мир и дерзновение к Богу.

Господь дал нам заповедь любить врагов. Но как это делать? Когда Господь шел в Иерусалим, самаряне не приняли Его, то Иоанн Богослов и Иаков готов бил свести огонь с неба и истребить их за это. Но Господь милостив и сказал им, что не пришел погубить, но спасти.  

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
9 + 8 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+