18.04.2023 22:59:20
Сергей Львович Худиев
В эти пасхальные дни мы, с ликующей уверенностью провозглашаем — «Христос Воскресе!», празднуя победу Христа над злом, грехом и смертью. Нынешний мир кричит на нас со всех экранов — «Какая победа? Вы новости-то читали?»
В новостях кипит злоба и ненависть, льется кровь и слезы, грохочут выстрелы и взрывы. Но мы провозглашаем победу Христа — как Церковь провозглашала ее всегда, и те в годы, которые были намного, намного страшнее нынешних.
Бог пришел в этот мир и стал человеком, прожил человеческую жизнь среди нас, принял самую лютую смерть от рук Своих собственных творений — и воскрес из мертвых, даруя нам прощение и мир.
Его Царство, предреченное Пророками, в силе и славе явится, когда Он придет, чтобы совершить суд над живыми и мертвыми — тогда Его верные воскреснут и войдут в вечную и блаженную жизнь преображенного и очищенного от всякого зла мироздания.
Но оно уже присутствует в этом мире — и в него можно войти покаянием и верой. Мы, христиане, призваны быть знамением этого Царства, его светом в мире, все еще погруженном во мрак.
Как говорит сам Христос, «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:14-16)
Христиане призваны являть собой Царство любви Божией — то Царство, где нет ненависти, вражды, соперничества, мстительности, злобы и надменности. Где любовь людей друг ко другу отражает любовь Лиц божественной Троицы.
Сознание величия этого призвания не может не привести нас к сознанию греха — мы постоянно проваливаемся, и как отдельные лица, и как церковные сообщества. Но не все и не всегда — светские историки, которые пишут о том, как христианство, вопреки всякой очевидности, завоевало Римскую Империю, обращают внимание на то, что поражало язычников в христианах — «они любят друг друга». В мире, который, как и наш, был охвачен враждой всех со всеми, Церковь была оазисом любви, где люди разного национального и сословного происхождения сидели за одним столом.
Конечно, этот свет всегда пробивается через толщу человеческого греха — и когда мы решаемся «ходить во свете, подобно как Он во свете» (1Иоан.1:7), мы сразу же спотыкаемся о самих себя.
Слишком трудно идти против течения этого мира, который учит вражде и ненависти, слишком много тьмы обнаруживается и в своем собственном сердце. Но мы не оставлены на самих себя — Бог не устает прощать и спасать, и когда мы ищем Его помощи и руководства, мы всегда ее получаем.
Поэтому важно не то, можем ли мы — не можем — а то, хотим ли мы. Если хотим — Бог поможет нам исполнить Его волю.
Поэтому в каждой ситуации, в которой мы оказались, стоит задаться вопросом — как мы можем исполнить повеление Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:34,35)
В эти дни доводится читать много комментариев о гонениях, которые претерпевает Украинская Православная Церковь. В интернете на нее изливается много злобы со стороны украинских националистов — да и просто несчастных, страдающих, озлобленных людей, которым подсунули удобный предмет для ярости и ненависти.
Но негативные комментарии приходят и с нашей стороны. Украинским верующим ставят в вину то, что они прекратили поминать Патриарха Кирилла и вообще подчеркивают, что больше не связаны с Москвой. Сам Патриарх — и на это стоит обратить внимание — реагирует очень и очень сдержанно, мы не слышим от него каких-то резких и категоричных оценок. Только призывы ко всем, кто может его услышать — церковным и политическим лидерам мира — возвысить голос в защиту гонимой Украинской Церкви.
Было бы очень хорошо, если бы и все мы придерживались принципа «не навреди», и следовали, в этом отношении, линии священноначалия. Но увы — довольно многие комментаторы высказывают в адрес украинских епископов обвинения в расколе.
Раскол — действительно великое зло и грех, и, если подходить чисто формально, такое обвинение можно было бы выдвинуть. Вопрос в том, а нужно ли его выдвигать.
Чего мы хотим? Если украинские православные — наши братья во Христе, утрату церковного общения с которыми мы видим как большую беду, нам стоит думать о том, чтобы могло бы содействовать сохранению этого общения, а что — вредить ему.
Ссылки на правила и каноны могут быть формально безупречны — но не убеждать людей, потому что в них нет самого главного — братолюбия. Как говорит Апостол, «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1Кор.13:1,2)
Готовности услышать других православных, почувствовать их боль, осознать, какие скорби они претерпевают.
За поступками людей могут стоять разные причины. Это может быть гордыня или политические амбиции.
А могут быть невыносимые обстоятельства, в которых хорошего варианта нет, а какой из плохих является наименее плохим — это заранее понять невозможно.
Мы можем, например, вспомнить декларацию митрополита Сергия, о которой люди спорят до сих пор. Была ли она необходимой? Была бы Церковь без нее совершенно уничтожена? Даже сейчас это трудно понять. А уж самому митрополиту Сергию, на которого легло невыносимое бремя этого выбора — тем более.
Украинская Православная Церковь находится в тяжелейшем положении. С одной стороны, она претерпевает все бедствия войны — на которой погибают, в том числе, ее прихожане и их родные. С другой — ее стремится уничтожить правительство.
Мы, как частные лица, не обладаем властью изменить эту ситуацию — но мы можем решить, как себя в этой ситуации вести.
И нам стоит отнестись к нашим страдающим братьям с состраданием и пониманием — как говорит Апостол, «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово, а порознь - члены» (1Кор.12:26,27)
Холодное, формальное осуждение может только быть вкладом в грех раскола — который предотвращается и исцеляется любовью.
Военные действия закончатся, убитых отпоют и похоронят, и нам надо будет как-то восстанавливать разрушенные отношения. А для этого — уже сейчас — надо избегать того, что причиняет боль и обиду нашим братьям, которым и так очень тяжко.
Мы, христиане, посланники любви Божией в этом мире. Бог любит страждущую Украинскую Церковь. И мы также должны иметь любовь к ней.
Добавить комментарий