Перейти к основному содержанию

15:54 26.04.2024

Великий Пост. Роль женщин, семьи. Хлеб насущный и хлеб небесный.

03.04.2023 11:15:55

Слушать:  https://radonezh.ru/radio/2023/03/28/21-00

Н. Карташева: - Добрый день, дорогие радиослушатели. Владыка, благословите.

архим. Феофилакт: - Всем Божие благословение!

Вопрос: - Благодарить Бога за беду, значит желать еще беды?

архим. Феофилакт: - Благодарить Господа надо за всё. Так любил говорить преподобный Серафим. Когда мы Господа благодарим, то так выражаем веру, доверие Богу, признаем, что Господь наш Творец, Он о нас печется. Без его воли даже волос с нашей головы не падает. Если Господь нам и попустил беду, то Он даст и силы эту беду вынести, перейти. Может, так Господь нас удерживает от греха, может, хочет духовного нашего возрастания. Нам это не ведомо. Знаем только то, что господь нас любит как небесный наш Отец. Мы должны всецело предавать себя в руки Божии, ничего не бояться, идти по жизни смело, радостно, мужественно.

Вопрос: - Хочется родить еще ребенка, страшно, время нелегкое. Как быть?

архим. Феофилакт: - Понятие «хочется» немного некорректное. У нас в Церкви есть такой принцип – Бог знает, сколько должно быть детей, и Он их дает. Муж и жена дают только какие-то клетки, из которых формируется тело, а Бог дает душу, которая больше тела, а раз так – любой ребенок в большей степени Божий, чем родительский, и Бог о нем позаботится лучше, больше, чем родители. Поэтому супруги себя должны целиком предать в руки Божии. Вопрос о детях решают не муж и жена. Только Бог знает. Желаю вам жить по этому христианскому принципу.

Н. Карташева: - Многие боятся рожать детей из-за тяжелого времени.

архим. Феофилакт: - У меня есть прихожане, когда они вступали в брак, я им повторял – верьте в Бога, доверяйте Ему. Так жили наши предки, а им Господь давал по 10-15 детей и помогал всех вырастить. Сегодня Бог - Тот же. Просто наши предки имели более крепкую веру, чем сегодня многие. А та супружеская пара имеет уже 8 детей. Я им на крестинах задал коварный вопрос. Вот вы прожили 20 лет, у вас 8 детей. Скажите, за 20 лет было ли такое, чтобы вам нечего было кушать? Они неодобрительно поглядели – ну было один раз… полдня. Это не катастрофа. Попостились пол денька. 

Н. Карташева: - А детям трудно объяснить, почему родители  не могут купить им вещь, как у одноклассника, потому что они небогаты.

архим. Феофилакт: - Они не обязательно бедные. Господь через других людей помогает, подает. Те детки, о которых я рассказывал, нисколько не чувствует себя ущемленными в классе. Это ложь. А потом самое большое богатство – много братьев и сестер. Я тоже из большой семьи. Нас было 12. Я 5й. Это была семья священника. Бог нас не оставлял. И других не оставит. То, что мы получали в многодетной семье, несравнимо больше чем то, что получает один ребенок в семье. Проблемы в школе нами переваривались проще, быстрее. Мы воспринимали спокойно. У нас был огромный жизненный опыт, который позволил потом спокойно встречаться с трудностями.

Н. Карташева: - И родителям было не  так страшно благословить Вас в монашество.

архим. Феофилакт: - Наш духовник, блаженнейший митрополит Онуфрий, говорил нашим родителям – давайте половину в монастырь, а половина пусть женится. Так и получилось почти.

Вопрос: - Почему взрослые дети не должны жить с родителями?

архим. Феофилакт: - Раньше в семьях жили 4 поколения под одной крышей.

Н. Карташева: - А дома-то какие были?!

архим. Феофилакт: - Да обычный пятистенок в две комнаты. Дети спали на печи, на полатях, на лавках. Сегодня так жить семьи тоже могут, если умеют уживаться. Тогда, когда возникают конфликты, взрослые дети могут спокойно жить отдельно, привыкать к самостоятельности, ответственности.  А если нет возможности, то надо учиться уживаться. Кого как Господь ведет. Сколько людей, столько и путей в Царство Небесное. Здесь нет шаблона. Тут в советах нужно быть деликатными. Я встречал семьи, где дети и родители с такой любовью друг о друге говорят. Живут в любви и согласии. Я сам удивлялся. Не будем скатываться в стереотипы.

Вопрос: - Какова роль женщин в Евангелии? Какие были они – женщины рядом с Христом?

архим. Феофилакт: - Церковь не уточняет, сколько было их. Они шли за Христом и старались Ему послужить, или Его святым апостолам, которые однажды разбежались, а женщины – нет, проявив преданность, верность. Помогали Иосифу с Никодимом снять Господа с креста, положить Его на камень помазывания, понести Его во гроб, привалить камень. А дальше проявляется такое свойство женщин, как болтливость. Почему же Господь первыми допустил до гроба их, женщин? Они первые узнали о воскресении Христа? Они не могут удержать в себе ничего, моментально они взорвали всю окрестность новостями. Загудел весь Иерусалим, вся Иудея. Спасибо женщинам за их болтливость. А после того, как явился Христос, у них появилась другая задача – идти с проповедью о Евангелии. Жены-мироносицы дошли до римского императора, туда пробились. Разве женщину остановишь? Никакие преграды, охрана не может устоять. Христос использовал это женское качество. И сегодня женщины, старайтесь быть распространителями веры Христовой, благой вести о Христе, о всем, что знаете хорошего. Всем рассказывайте, продолжайте прекрасную миссию жен-мироносиц.

Вопрос: - Муж не хочет венчаться, как молиться, чем наш брак закончится в вечности?

архим. Феофилакт: - Венчаться нужно обязательно добровольно, произвольно, без насилия, нажима. Оба должны желать. Богу никакое насилие не нужно. Можно за такого мужа молиться. Можно убеждать спокойно. Можно поговорить с батюшкой. Можно подумать, какие есть у мужа препятствия, что ему мешает. Спокойно нужно действовать. Нельзя устраивать споров, ссор. Почитайте Павла апостола. Эта проблема была в первенствующей Церкви, в Римской империи. Первые члены Церкви были женщины, а их мужья были римские войны, которые ходили в походы или парились в термах и ходили в Колизей. Не каждый мог согласиться на венчание. Апостол сказал, что через верную жену освещается неверный муж. И так все семейство было бы нечисто, а через верующую супругу семейство свято. Благодать, которую женщина приносит в семью через то, что она молится, причащается, исповедуется, распространяется на всю  семью, потому что муж и жена единое тело.   

Вопрос: - Мир сошел с ума, можно ли спастись миру?

архим. Феофилакт: - Это не правда, что мир сошел с ума. Такие вопросы рождаются, когда человек много смотрит телевизор или не выходит из интернета. Такое состояние человека возникает, когда он долго не молится, не причащается, не исповедуется, не ходит в храм. Попробуйте, помолитесь, пособоруйтесь, всё встанет на свои места, и вам не будет казаться, что мир сумасшедший. Мир прекрасен, это творение Божие. Бог правит миром. Люди тоже прекрасны. Нам надо всех как ангелов воспринимать, кроме себя. Для этого, конечно, силы нужны, которых нам так не хватает. А они от Господа подаются нам в святых таинствах или в молитве. Везде получаем благодать Божию. Давайте теперь будем пребывать в таком устроении. Это нужно для нашего духовного преуспеяния.

Вопрос: - Можно ли расти и развиваться духовно в мирской жизни или только монашество способно приблизить к Богу?

архим. Феофилакт: - Спастись можно везде. Бог нас может спасти везде. В монастыре, в супружеской жизни, и даже в жизни одинокого человека. Мы только должны свободно выбрать, что нам ближе и по сердцу. На этот вопрос отвечаем мы сами. Господь говорит, например, что жена спасается чадородием. Оно является спасением для семьи. Это путь, указанный в слове Божием. Но любая жизнь должна крутиться вокруг Христа, она должна быть христоцентрична. Где бы мы ни находились, жить надо по Евангелию.  

Вопрос: - Где находятся души усопших до Страшного суда?

архим. Феофилакт: - Учением Церкви нам открыто, что человеку после смерти открывается вся правда Божия, он встречается с Богом, а затем ему открываются и райские селения, и муки адские. Душа, словно на экскурсии, видит порой даже знакомых, которых она знала еще на земле. Потом душа проходит испытание или мытарства. Говорят, их двадцать. Это испытание на страсти, противоположные основным добродетелям. В конце бывает суд над человеком, что происходит на 40й день, когда душа третий раз идет на поклонение Престолу Божию, о ней выносится частный суд, быть ей в раю или в аду. Потому мы усердно молимся 40 дней после кончины человека, подаем милостыню, чтобы Господь умилостивился, на суде помиловал того, о ком мы просим молитвы и милостыню. Дальше душа пребывает там, где ей определил Господь. Либо рай, где она все же не получает полностью блаженства, поскольку душа там одна без тела, а ведь она на земле вместе с телом творила добрые дела, за которые и получила Царствие небесное. То же и в аду. Душа мучается частью своей, поскольку опять-таки она без тела, с которым она согрешала на земле. Важна тесная связь между душой и телом. Важно в этот период – можно помочь усопшему молитвой, частым поминовением. На Страшном суде души соединятся с телами, и будут они уже вечны и нетленны, как было Тело Иисуса Христа после воскресения. А также будет уже определена участь каждого, которая будет уже неизменяема. Если теперь еще можно помочь, пусть и в адских мучениях душа, то после Страшного суда всё прекратится. Это будет окончательный суд.

Н. Карташева: - А если кремировали или в пожаре сожгли тело человека?

архим. Феофилакт: - Это простой вопрос. Если человек сгорел в огне, то стихия-то осталась. Если человека похоронили, он полностью разложился, его съели червяки, но стихия-то земли осталась. Если человек упал в океан, и вода его полностью растворила, от него ничего не осталось, но стихия воды осталась. И перед Страшным судом каждая стихия отдаст, изблюет все тела, которые она содержит в себе. Также с воздухом.

 Вопрос: - Увидел отца во сне в день его смерти. Что это значит?

архим. Феофилакт: - Когда являются усопшие людям, как правило, тут есть две проблемы. Во-первых, этот усопший был не отпет. Во-вторых, усопший просит молитв и милостыни, поэтому отреагируйте на этот ваш сон, подайте сорокоусты по монастырям, храмам, самому читать по Кафизме каждый день и поминать усопших. А также в меру сил и возможностей творите добрые дела в память об усопшем. Творите дело доброе, молитесь внутри, чтобы Господь принял жертву за усопшего.

Вопрос: - Грех любить животных больше, чем людей?

архим. Феофилакт: - Надо понять, что животное – служебная тварь, которая у человека на службе. Иногда происходит извращение, когда собака, например, член семьи.  Это искажение. Собака призвана охранять от кур, от лисы, от шпионов, помогать на охоте, в спасательных операциях – собака должна служить. А когда ей просто вытирают лапки платочком, кладут на диван…  Кто-то посчитал, что на собаку иные тратят больше чем на детей. Но всякое животное с человеком тесно связано, они страждут, когда человек грешит. Животным тяжелее с нами, потому что как люди мы не выполняем своей миссии, мы должны быть венцом творения, идти к Богу и вести за собой всякую тварь со скотом. А когда человек стяжал Дух мирен, то мы знаем, какая гармония бывает. Вспомните преподобных Сергия Радонежского и Серафима саровского. К ним приходили медведи, которые становились совершенно беззлобными. А Герасиму Иорданскому лев служил. Мы видим, гармония есть. Просто нам нужно стремиться к добродетельной жизни. Тогда природа вокруг нас не будет страдать. В разговорах о экологии и природе слово добродетель просто не звучит. И вот в этом катастрофа. Хотят спасать экологию вместо того, чтобы стремиться стяжать добродетели, покаяться, начать жить по-другому. Об этом ни слова.

Вопрос: - Как различить волю Божию и волю свою?

архим. Феофилакт: -  Воля Божие – Евангелие, все, что в нашей жизни ему соответствует, это добрые дела. Они так и на суде будут оценены. Все, что не соответствует – грехи. Что перетянет на Суде, так и пойдет человек в рай или в ад. Нам важно свою волю сочетать с волей Бога. Есть такая книга «Илиотропион» - в переводе «подсолнух». Посмотрите на этот цветок, на природу. Солнышко встает, подсолнух поворачивается на свет и следует до заката. Наша жизнь должна быть как у подсолнуха, постоянно нам нужно искать волю Божию. 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+