Перейти к основному содержанию

01:31 19.04.2024

Наставничество как способ передачи смыслов и просветительский потенциал бережливого сознания обсудили на Международных Рождественских чтениях

31.01.2023 17:00:56

МОСКВА

26 января 2023 года в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений, состоялись круглый стол «Наставничество в грантовой программе "Православная инициатива"» и дискуссия «Бережливое сознание как инструмент формирования личности». Организатором этих мероприятий выступил Фонд поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество», являющийся оператором Международной грантовой программы «Православная инициатива».

Предварил заседание круглого стола интерактивный урок добра «Дышим вместе», который провела директор одноименного инклюзивного центра реализации социальных программ поддержки детей, подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Татьяна Мирзаханова (Курск). Участники урока, погрузившись в ситуацию временно ограниченных возможностей, попробовали создать рисунок.

В начале секции состоялась церемония награждения активных координаторов-наставников программы «Православная инициатива» и многолетних победителей грантовых конкурсов. Также была отмечена деятельность авторов проектов, направленных на развитие северных территорий России. Благодарственные письма вручили сенатор РФ, исполнительный директор Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви Л.Н. Глебова и заместитель управляющего делами Московской Патриархии, сопредседатель Единого экспертного совета «Православной инициативы» епископ Зеленоградский Савва.

Обратившись к участникам секции со словами приветствия, Любовь Глебова подчеркнула: «Я воспринимаю сообщество, сформировавшееся за время реализации нашей Международной грантовой программы (а тому идет уже второй десяток лет), как большую семью, в которой есть устоявшиеся традиции, свои правила и люди, к котором мы относимся с доверием, на которых можно положиться». По ее мнению, поддержка в рамках программы является взаимной: «Поддержка не просто принимается, но и что-то даётся – это взаимный процесс, очень важный в непростое, но очень важное для развития нашего государства время, которое мы сейчас переживаем. Мы воспринимаем такого рода ситуации как время возможностей, время проявления того, что в обычное время может быть не так заметно – я имею в виду вопросы соучастия, когда человек живёт с приставкой "со": содействие, сострадание, сослужение. На то, чтобы у людей появлялось желание жить с приставкой "со", и направлен наш конкурс».

Начиная обсуждение темы наставничества, епископ Зеленоградский Савва отметил: «Даже в каких-то базовых технологиях наставничество необходимо. В Средние века на этом была построена система передачи знаний и умений во всех профессиях. Но ещё важнее наставничество в смыслах. Если мы в системе грантовых конкурсов будем передавать только технологии, показывать, как делать, например, проекты, то остановимся на том, что возникнет вопрос: как мы будем жить? Может быть, жить будем хорошо, но у нас не будет понимания, зачем. Ответ на вопрос "зачем мы будем жить?" передаётся через смыслы. А это неизбежно происходит только через наставничество, понимаемое как передачу именно смыслов, идей, идеалов».

Модерировал заседание протоиерей Андрей Милкин, член Совета правления фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество». Дискуссия была разделена на несколько смысловых блоков, посвященных таким темам, как наставничество в воспитании и образовании, культурной деятельности, развитии гражданской активности, институт координаторства в программе «Православная инициатива», наставничество по освоению регионами и епархиями инновационных технологий проектной деятельности, соработничество Церкви и государства по утверждению духовно-нравственных традиционных ценностей.

С докладом «Движущая сила "Православной инициативы" в деле наставничества» выступил епископ Волгодонский и Сальский Антоний. Ранее он не один год являлся региональным координатором программы «Православная инициатива» и имеет богатый опыт наставничества, помощи тем, кто только начинает заниматься проектной деятельностью.

Своими мыслями о роли культурного наследия в воспитании гармоничной личности поделился А.А. Жуков, сенатор Российской Федерации, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Хакасия. В Хакасии идет активное развитие проектной культуры, проекты из данного региона ежегодно участвуют в грантовом конкурсе «Православная инициатива» и регулярно становятся его победителями. На заседании круглого стола прозвучало выступление еще одной представительницы республики: министр культуры Хакасии С.А. Окольникова обратилась к теме культурного и этнического наследия региона.

Далее прозвучали выступления представителей НКО, деятелей культуры и образования, авторов проектов и региональных координаторов грантовой программы из разных регионов России, в том числе Русского Севера и Дальнего Востока страны, – они поделились собственным опытом развития небольших по масштабам инициатив в проекты, имеющие значение для жителей всего населенного пункта, наставнической работы в самых разных ее проявлениях, преобразования деятельности обособленных акторов в соработничество при реализации более широких инициатив , сотрудничества в этой сфере церковных, общественных и государственных структур формирования сообществ активных граждан. Кроме того, внимание было уделено развитию проектной культуры в закрытых городах и значению начинаний, реализованных при поддержке «Православной инициативы», для развития северных территорий России.

Было отмечено, что участие в программе «Православная инициатива» научило большое число активных граждан проектной деятельности и впоследствии стало основой для их успешного участия в других грантовых конкурсах, в частности, конкурсах Фонда Президентских грантов.

Говоря о наставнической работе епархиальных и региональных координаторов «Православной инициативы», выступавшие констатировали, что задача наставников – не постоянно нянчится и курировать авторов проектов, а помочь им встать на ноги, освоить какое-то направление и научиться действовать самостоятельно.

На круглом столе также присутствовали участники Школы координаторов, организованной для активных граждан Донбасса Фондом «Соработничество». 

Серию мероприятий Фонда «Соработничество» на Международных Рождественских чтениях продолжила дискуссия «Бережливое сознание как инструмент формирования личности».

Модератором первой части обсуждения, посвященной теме «Бережливое сознание как инструмент духовно-нравственного развития», выступила руководитель аппарата Исполнительной дирекции Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви Л.В. Даль.

Культуре бережливости уделяется особое место в грантовых конкурсах «Православная инициатива» и «Бережливая инициатива». Лариса Даль упомянула проекты фонда «Соработничество», которые напрямую или опосредованно направлены на формирование бережливого сознания, подчеркнув: «"Православная инициатива" всегда реагировала на вызовы и запросы, которые возникали в обществе. Например, появились проекты, направленные на поддержку коренных народов Севера, малых городов и сел. Мы рады, когда участники этих проектов становятся победителями больших государственных конкурсов и конкурсов донорских организаций. Когда в фонде "Соработничество" появилась программа "Бережливая инициатива", мы понимали, что если будет сформирована бережливая личность, то и в производстве будут использоваться принципы бережливости – это всё находится в одном ракурсе. Мы должны формировать и развивать личность, воспитывать на наших традиционных идеалах и ценностях. Семьдесят пять процентов проектов "Православной инициативы" посвящены бережливости, большая часть из них связаны с экологией. Причем экология понимается в более широком смысле – в проектах она развивается глубже и шире».

В продолжение дискуссии выступила Е.Г. Родионова, председатель комиссии Общественной палаты Российской федерации по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, директор Агентства социальных технологий и коммуникаций, член Координационного совета Российского движения школьников. Говоря о роли и месте бережливого сознания в воспитании патриотизма, она подчеркнула: «Главная ценность – человек, его значимое созидание на благо себя и своей страны». По мнению Елены Родионовой, гражданские навыки стали частью профессиональных компетенций: «Говоря о бережном отношении к жизни, к производству, к личности, к стране, мы понимаем, что оно немыслимо без гражданских компетенций, а это знания, уважение и, самое главное, продвижение правильных ценностей». Она предложила на площадке Общественной палаты Российской Федерации поднять тему бережливого сознания с точки зрения продвижения верных ценностей и смыслов и того, что можно сделать в сфере воспитания.

Участники дискуссии указали на то, что культура бережливости в российском пространстве не является чем-то новым и для России экологическая тематика – важная составляющая общественной повестки и социальных проектов, в том числе и потому что русский человек имеет очень прочную связь с окружающей средой. Поэтому развитие бережливого сознания способствует проявлению гражданской активности, созиданию и служению ближнему. Они предложили свой взгляд на бережливое сознание как часть культурного кода, поделились размышлениями о том, какие стратегические задачи в этой сфере требуется поставить, какие практические шаги можно предпринять уже сейчас.

Вторую часть дискуссии, темой которой стало формирование бережливого сознания в системе образования, модерировала О.Ю. Бараева, руководитель проектов и программ Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского, советник главы Нижегородской митрополии.

Выступавшие рассказали о конкретных результатах использования бережливых технологий в этой сфере, а также в области социального и медицинского обслуживания граждан, профессиональной подготовки специалистов, которые в своей повседневной деятельности будут использовать эти технологии, а также о том, как можно приобщить к культуре бережливого производства школьников, обеспечив им возможность правильно применять бережливые технологии не только в школе, но и дома. При этом отмечалось, что использование бережливых технологий невозможно без воспитания бережливого мышления, предполагающего постоянный личностный рост и совершенствование.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+