09.01.2023 11:29:08
В свое время, учреждая православную гимназию «Радонеж», ее основатели обратились к лучшим образцам русской школы. Теперь и собственный опыт накоплен немалый, однако все эти годы приходилось доказывать необходимость православного образования. И сегодня в Москве лишь 31 православная школа, а в России - чуть больше 200. В каком состоянии находятся сегодня негосударственные школы, чем им может помочь Ассоциация некоммерческих образовательных организаций регионов России (АСНООР)?
Е. Никифоров: Дорогие братья и сестры, добрый день. Сегодня у меня в гостях замечательные гости. Татьяна Ивановна Лещёва - директор Центра непрерывного образования прп. Серафима Саровского. Сложное название, а на самом деле учебное заведение, которое было учреждено «Радонежем» и предполагает начальное образование и дошкольное. И я приветствую Алексея Григорьевича Забелина, профессора, ректора МФЮА, доктора экономических наук. Вас, Алексей Григорьевич избрали председателем АСНООР - Ассоциации некоммерческих учебных заведений. Вы наши защитники и помощники. У меня есть свидетельство о регистрации нашей православной школы под номером один. И АСНООР скоро возник, потому что было необходимо защищать наши интересы. Никто не понимал, что такое негосударственные учебные заведения, как нам жить финансово, не финансово, какие аккредитации нужны или нет. Целый круг вопросов решали на ходу. В каком сейчас состоянии находятся такие школы? Сколько их сейчас?
А.Г. Забелин: Их уже несколько тысяч в нашей стране. Большинство из них входит в Ассоциацию некоммерческих образовательных регионов России. В стране 200 православных школ. В Москве 31 православная школа, детские садики, система непрерывного образования. Ассоциация создана в начале 90-х. Она занимается защитой интересов образовательных учреждений, обучением работников образования в системе и государственного и коммерческого образования, обменом опытом, повышением квалификации и профессиональной переподготовкой работников образовательных организаций. В организацию входят Российская ассоциация аккредитованных учебных заведений, Ассоциация негосударственных средних специальных учебных заведений, высшие учебные заведения консорциума ориентированных образовательных организаций, средние специальные учебные заведения. Она занимается ценностно-ориентированным образованием совместно с Православной церковью.
Е. Никифоров: Это очень важно. Когда начинали мы, то наша мотивация было очень ясной, прозрачной, мы сами были достаточно молоды. Ведь это было более 30 лет тому назад. Мы помнили советскую школу и не хотели этой школы. Она уже начинала свою деградацию в то время. Нам хотелось вернуться как раз к лучшим образцам русской школы. Конечно, мы скоро поняли, что в прямую воспроизводить дореволюционную гимназию совершенно невозможно - другие люди, другое общество - всё другое, но лучшие образовательные образцы мы хотели перенять и им следовать. Мы были тогда уже церковными и хотели сделать для своих детей прежде всего эти школы. И, конечно же, пригласить в эти школы таких же, как мы. Оказалось, что их достаточно много. Но так складывались обстоятельства, что приходилось всё очень долго доказывать. Доказывать нашу необходимость прежде всего, потому что это считалось экспериментальным образованием.
Т.И. Лещёва: На самом деле самый двигатель и локомотив у нас это родители, это их социальный заказ. Не я, не Тишков захотели и создали эту школу. Меня просто привлекли родители преподавать в этой школе и стать в тяжёлый момент у руля управления. С 1994 года приходится «временно» выполнять все эти функции.
Е. Никифоров: Изменились ли с тех пор какие-то концептуальные установки этой школы? Они вошли естественным образом в систему русского образования?
Т.И. Лещёва: Что касается отношения к православным школам, то в девяностые годы были такие свободы, что все занавесы были открыты и всюду кинулись сектанты. Иностранцы стали учреждать свои школы. Православным тоже не могли отказать, правда, потом не знали, что с ними делать. Вроде бы закрыть их нельзя - это социальный заказ, а как обращаться с ними? Во главе многих организаций стояли батюшки, как с ними разговаривать вообще? Все были очень растеряны.
Е. Никифоров: Атеистические традиции тогда были ещё очень сильные и было очень много предубеждений.
Т.И. Лещёва: Прошло уже более 30 лет. Сначала мы вызывали недоумение, потом интерес, а теперь уважение - эти школы очень востребованы сейчас, их выпускники в институтах уже обучаются уже. Моя дочь закончила Академию международной торговли, училась на бюджете, всё делала самостоятельно. Но эта категория людей теперь осталась почти без работы. Трудно было найти подобную работу по специальности. Недавно дочери пришлось проходить тестирование. Известно всем, что основное образование у нас сейчас находится в провале. Так вот когда дочь пришла на собеседование, первый вопрос был такой: рассказать таблицу умножения. Это экономисту задают такой вопрос! Второй вопрос был такой: перемножить в уме 15 на 16. А потом вопрос такой: вы учились в православном центре непрерывного образования Серафима Саровского - это Воскресная школа такая? Нет, это общеобразовательная школа - удивление на лицах. Ты что верующая? Молитву Отче наш до конца знаешь? Дочь отвечала о том, что её спрашивали, не рассказывала, конечно, о том, что знает гораздо больше. Дальше спрашивали, что такое нравственность, духовность и благородство? Её приняли без испытательного срока с трудовой книжкой на очень хорошую зарплату. Через 3 недели её попросили сдать экзамены и повысили в должности… Интерес к выпускникам православных школ предъявляют и педагогические ВУЗы и медицинские. Выпускники Свято-Тихоновского университета, где есть отдельные факультеты, востребованы ФСБ, потому что там вырастают замечательные специалисты по духовной безопасности.
Е. Никифоров: Если вернуться к началу нашей деятельности вспомним, что у родителей не было ясного понимания, что они собственно хотят от этих школ. Иногда предполагали так. С моим хулиганом я ничего сделать не могу, может быть, православная школа сможет что-то сделать и довести до ума. Считалось, что это такой странноприимный, дом, где люди не ставят больших образовательных планов. Но и сейчас, и тогда это были средние учебные заведения повышенного гуманитарного уровня. Как вы считаете, в какой степени удалось оправдать эти намерения и ожидания?
А.Г. Забелин: Безусловно, потому что родители любят своих детей и заботятся о них и хотят, чтобы они выросли порядочными, честными, благородными и успешными людьми. Этого мы хотим от детей. Как мы их воспитаем, так мы и будем жить дальше. Православные школы важны именно для создания духовной атмосферы в обществе, это совесть нашей страны, потому что без совести не будет и созидания. Негосударственные образовательные учреждения создавались людьми, которые хотели проявить себя не для зарабатывания денег. Все служили обществу в трудное время, особенно в девяностые годы, когда не было нравственных ориентиров, когда над нашей страной царил золотой телец алчности и цинизма, отсутствие идеалов, и Православная церковь, может быть, единственный институт, который сохранил веру в человека. Вы же помните, что была коррупция, бандитизм, а люди тянулись к свету, к Церкви. Мы сейчас видим, как строятся храмы. Студенты нашего университета в начале девяностых начали строить храм Евфросинии в Котловке. Они там сами собирали субботники, покупали кирпичи, и было так прекрасно видеть этот храм изнутри, расписанный «любимой бабушке», «любимой маме». И этот храм создан с любовью студентами, и между прочим, они ходили в этот храм и до сих пор являются прихожанами храма. Совершенно ничего не было, а появился храм.
Е. Никифоров: То же самое можно сказать и о наших гимназиях. При каждой школе есть свой домовый храм.
Т.И. Лещёва: А мы находимся на территории храма.
Е. Никифоров: Который вы также строили, как и школу свою, так что это практически домовая церковь.
Т.И. Лещёва: Мне очень приятно, что у Алексея Григорьевича храм в университете, в академии.
А.Г. Забелин: Да церковь наша освящена в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Так получилось, что Господь сподобил нас возможностью построить здание университета на улице Введенского, и мы назвали храм введения Божией Матери в храм, потому что Введение во храм - это введение в школу. Наша школа общеобразовательная, университет и колледж называются «Наукоград». Там тоже занимаются прежде всего духовно-нравственным воспитанием. Мало вырастить хорошего специалиста, главное, чтобы он был высоконравственным человеком, духовным человеком, который верит в добро и стремится к добру. Это основная задача нашей школы «Наукоград». Мы хотим вырастить детей увлеченными, погруженными в творчество, в искусство, в поэзию, музыку, точные науки - человек должен быть гармонично развит, особенно маленький ребёнок. Нет неталантливых людей, и детей нет, но отсутствием внимание мы губим в них цветы, которые расцветают каждый день и всегда разные. Как многодетный отец и как дедушка, у которого сейчас уже 8 внуков, я знаю, как с детьми заниматься, вижу, как они расцветают от каждого доброго слова. Это всё пройденное через сердце, это не отвлеченное какое-то знание. Я сам воспитывал своих детей. И, конечно, они удались, так скажем. Благодаря жене, которая их воспитывала.
Е. Никифоров: До сих пор, когда говорят о православном христианском церковном образовании, имеют в виду, что это дисциплина. Это более высокие стандарты, которые предлагаются к воспитанию детей, но вместе с тем также опасаются догматизма, консерватизма, который не консерватизм в хорошем, высоком смысле слова, а наоборот некоторая ретроградность обращенность вспять. Вместе с тем вы говорите, что вы детям ставите задачи творческие, научные. Наука - это всегда большая открытая свобода. Как здесь соединяются церковные добродетели и наши желания вырастить из них свободных открытых к познанию мира учёных.
А.Г. Забелин: А здесь нет никакого противоречия, ведь изначально науку двигала Церковь по пути познания Господа и нашего мира. Они проходят через душу каждого человека. Мы все хотим узнавать, а Православная церковь особенно призывает к добру, любви к ближнему. Не алчности, не стяжательству, а созиданию во благо людей. Наша задача - жизнь свою за други своя. Мы живём для того, чтобы создавать себе подобных детей, чтобы они были похожи на нас и даже успешнее нас, чтобы они служили Родине своей, заботились, а это и есть созидание.
Е. Никифоров: Здесь важно понять, что православные школы это не столько дисциплина, форма, зашоренность – не улыбнись, не пробегись. Это другие школы, преисполненные любви. Потому как педагоги тоже православные люди, церковные, которые сами ищут любви, создают эту атмосферу любви и раскрывают человека в человеке. Я смотрю, как у нас даже дети, которые могли бы не показывать высоких академических результатов и успехов, хотят стать и становятся такими, потому что неврозы, которые возникают у ребёнка при требовательности, жёсткости и дисциплине слишком жёсткой, тогда ребёнок замыкается, больше часть энергии не раскрывается. Ребенок тратит её на то, чтобы быть зажатым. Когда в одной школе не было спортивного зала, директор был вынужден дать возможность детям бегать по коридору, чтобы они хотя бы чуть-чуть разминались. Традиционной дисциплины там не дождёшься. Открытость детская и даже, может быть, некоторые хулиганства позволяют детям, не очень от природы способным, раскрывать тайники и своей души и знаний, а не просто лучше учиться.
Т.И. Лещёва: Важно, чтобы наши учащиеся были всесторонне развиты. Приятно было мне в стенах вашего университета, я поразилась той образовательной среде, которая была представлена во всех рекреациях университета. Это выставки всякого рода. Шла как-то вниз по лестнице, так передо мной прошла вся галерея художников эпохи Возрождения. И это всё подлинные картины. Есть уголки, посвященные космосу, ученому миру, музей дворянского быта. Образовательная среда тоже воспитывает ребенка. Меня поразил эстетически грамотно выстроенный интерьер. Мне это легко было сделать, потому что по первому образованию я художник. В этом году мы были в Московском педагогическом университете, дочь моя его закончила в 2000 году. Когда через 22 года мы приехали туда – интерьеры остались те же, ничего не изменилось. Этот стеклянный сундук не грел. Было так обидно, что много пространства, а стены абсолютно голые, рекреации огромные ничем не заполнены.
Е. Никифоров: Кому принадлежит эта идея?
А.Г. Забелин: У меня жена очень мудрая. Всё это от жены и дочери. Женская половина у нас задающая цели и задачи. Так получилось. Зачем держать дома шедевры, когда их могут увидеть все студенты. У нас это построено таким образом, что галерея комнат - учебные классы, а в то же время они могут объединяться для проведения экскурсий. Каждый зал посвящен русскому, западно-европейскому искусству, античному, ар-деко, есть зал музея внешней разведки. Наши студенты в основном распределяются в органы государственного управления, на госслужбу, в департаменты Правительства Москвы, министерства и ведомства РФ, студенты колледжа – также. Из наших студентов вырастают замечательные священники. Был у нас мальчик Лёня Бамблевский. Был студентом, участвовал в строительстве храма Ефросинии Московской, активный такой… Закончил и сейчас он оказывается отец Онисим…
Т.И. Лещёва: Он возглавляет отдел религиозного образования и катехизации Москвы.
А.Г. Забелин: Он закончил университет, аспирантуру, стал кандидатом наук. Его направили в Троице-Сергиеву Лавру к владыке Евгению, тогда ректору. И владыка по окончанию направил его к нам в университет, и он у нас и преподает, и курирует консорциум ценностно-ориентированных образовательных организаций, куда входит десяток высших учебных заведений, некоммерческих образовательных организаций, университеты. Активно работаем с Российским православным университетом. С отцом Петром мы начинали эту блестящую работу, даже отреставрировали на Новой площади часть здания храма Иоанна Богослова. Студенты активно участвуют в благотворительной деятельности. Мы вместе помогаем, заботимся о наших воинах.
Е. Никифоров: Произошло то, что мы и хотели. Православное образование, как и Церковь, это не что-то вне нашего общества, вне общего процесса, а естественная часть системы образования российской.
А.Г. Забелин: Наша обычная работа – воспитывать человека, гражданина. Власть Божья учит добру, справедливости, созидания, порядочности, заботе о ближних. Все это создано Господом и Его руководством направляется.
Е. Никифоров: Надо возможности давать студентам и педагогам. Для вас всё открыто, пользуйтесь, учитесь, молитесь, славьте Господа, это создаст вам среду, которая и даст все возможные преимущества. Православный человек более глубоко понимает какие-то вещи, даже и юридические, закон, конституцию. Всё это основано на знании закона Божия.
Т.И. Лещёва: В период пандемии был создан антикризисный комитет. Благодаря стараниям Ассоциации мы получили много льгот. Две существенные. Не все наши директора-государственники предполагали, что они являются руководителями социально-ориентированных организаций. Долго убеждать не приходилось. Это и был соцзаказ определенной прослойки населения. Как малый бизнес, они тогда наверняка пострадали – дети скорее всего уходили от них из детских частных садов, потому что там очень высокая плата, сидя дома платить по 80-100 тысяч - это слишком. Православные школы в меньшей степени пострадали, от нас никто не уходил. Надо воспользоваться этой ситуацией. Было написано одно единственное письмо на имя Мишустина. Оно прошло в самое удачно время накануне голосования за Конституцию, нас включили в реестр социально-значимых организаций. Мы три месяца не платили налоги со своей зарплаты, это была большая помощь.
А.Г. Забелин: И государство, и правительство Москвы сейчас очень поддерживают некоммерческое негосударственное образование. Благодарность нашему мэру, который всяческие способствует этому процессу.
Е. Никифоров: Важно было устранить всякие ограничения, дискриминацию школ по религиозному признаку. Наши школы долго не получали того, что получали обычные негосударственные школы. Ведь мы действительно социально-ориентированы. Предубеждение было. Удалось переломить. Т.И. Лещёва: Да, с 2019 года благодаря работе ассоциации, Собянину, отдельным директорам, ситуацию переломили. Сейчас среди православных есть другая проблема. Думаю, мы ее тоже легко можем решить. Несмотря на повышение и выравнивание финансирования, мы все равно не можем достичь зарплаты, которую от нас требуют, так как здесь большой процент льготных категорий детей. Мы за счет своей зарплаты кормим их, тех денег, которые заложены в субсидиях. Нам этого не хватает. Это был расчет без учета частного сектора образования, тем более православного. В государственной системе все замечательно высчитано, эти деньги заложены, используются. У них там даже экономия остается, а у нас процент льготников высок – от 30 до 90%, всё это не работает. Е. Никифоров: В этих школах сейчас очень большой процент неполных семей.
А.Г. Забелин: Мы всегда обращаемся в органы власти, и они нас поддерживают, если это не противоречит законодательству, иногда удаётся даже менять законодательство. Мы работаем активно с Комитетом Государственной Думы по образованию. Смолин Олег Николаевич наш главный защитник в системе образования. Нам удалось, чтобы негосударственные школы православные получали большую поддержку от государства наравне с государственными школами. Надежда есть. Мы двигаемся по этому пути, и власть с пониманием относится и видит, насколько важна работа частных школ, особенно православных, а также и высших учебных заведений, колледжей, которые иногда дают уникальные результаты - среди наших выпускников много стобалльников по ЕГЭ. А есть дети, которые после школы поступают в престижные ВУЗы.
Т.И. Лещёва: Каждый год есть такие дети, которые набирают очень большое количество баллов, но они не заявляют себя как медалисты. У нас приоритетная задача - система воспитания. Она никогда не исчезает. Нам приходится работать с детьми и даже в большей степени с семьёй - это христианский подход
Е. Никифоров: Вы лишний раз подтверждаете моё наблюдение, что атмосфера любви, которая создаётся в этих школах, высвобождает новые силы, дети не связаны, не скованны, энергия у них идёт на образование. Многие попросту не верят сейчас, что в школе может быть такая атмосфера. Такое здесь средостение между учителем и учеником. Мы смотрим фильмы на подростковые темы и там всегда есть противоречия, а здесь совершенно другая вещь - такое доверие ребёнка к своему учителю. Просто до слёз, я сам дедушка и умиляюсь с удовольствием. Эта атмосфера имеет педагогический и образовательный характер.
Т.И. Лещёва: Обычно мы устраиваем отбор уже в десятый класс, но тут видим какое-то нестроение. Дети в таком возрасте уже иногда пытаются хитростью отлынивать от посещения храмов. А зачем тогда тебе здесь учиться? Возможностей у тебя больше, чем у кого-то другого, но ты их не оправдываешь. Не работаешь, как надо? Нет, настойчиво просятся в десятый класс, железобетонно обещают всё исправить, выполнить. Они прекрасно понимают, что лучше, чем здесь педагогов мы не найдём. Они очень мотивированы в этом возрасте. Ну вот, берём и таких, и даем возможность вырваться. Хотелось бы привести слова одного нашего родителя, который обучал у нас троих своих детей - отец Валерий Духанин. Вы все его прекрасно знаете. Несколько лет назад где-то в интернете было обсуждение вопроса о том, какая должна быть школа. Его высказывание было таким: знаете, мне очень повезло, я учился в советское время, и у меня были прекрасные педагоги. Я их всех помню и с благодарностью вспоминаю, но моему сыну повезло больше - он попал в эту школу. И тут уже получилась чуть ли не реклама – назвали нашу школу. И сказал он очень простыми словами об отношении педагогов к детям. Прекрасные, любящие, а ещё и православные. Отношение педагога к детям – как у родных к родным - лучше не скажешь. Так происходит во всех наших православных школах.
Е. Никифоров: Я бы сказал, что в этом нет ни капли лукавства. Учителя, которые приходят сюда, православные церковные люди. И у них внутренняя работа над своей собственной душой даёт в конечном счёте эффект, который все не могут не почувствовать. Церковь для них - общая родина. Получается, что 200 школ подобного рода на всю нашу страну… Это совсем не много, но они занимают свою нишу и да, они заметны.
А.Г. Забелин: Я бы сказал, что это элитарная часть нашего образования. Лучшие дети, лучшие педагоги, лучшие отношения к ребенку, учёт интересов каждого ребёнка, индивидуальный подход - всё это, конечно, создаёт школу, как механизм созидания, а таким образом создает талантливых, успешных детей, позволяет им раскрывать свои таланты, что необходимо каждому ребёнку.
Е. Никифоров: Важно решить задачу, чтобы всегда наши образовательные учреждения развивались, были экономически самостоятельными, достаточными, чтобы государство поддерживало, а мы обменивались бы опытом внутри коллективов, друг другу помогали, ведь для этого создана ассоциация - помогать друг другу. У нас в ассоциации нет конкуренции, каждый директор - личность, которая взяла на себя огромное послушание, тут все подвижники. Директора частных учебных заведений - это люди, которые служат обществу за небольшие финансовые ресурсы. Это прежде всего служение! Создать свою школу, создать своих учеников. Это великая Господня милость. Господь дал нам великое счастье - самовыражаться, делать добро людям и при этом ещё зарплату получать. Представляете как это здорово, когда можешь придумать что-то новое для детей для студентов?! Наглядная агитация нужно всегда. Вспомните наш Университет - самое главное, чтобы люди жили в атмосфере добра, красоты, созидания.
Е. Никифоров: Дай Бог, чтобы все задачи, которые вы перед собой ставите, были разрешены. Меня сегодняшний разговор очень порадовал, потому что задачи, которые были поставлены православными школами 30 лет назад, успешно в общем-то решаются, несмотря на сложности чисто материального порядка. Все эти школы, замечательные образцы, выдают прекрасный образовательный уровень. Есть куда расти, есть куда улучшаться, учитывая, что мы сегодня слышали. Но это всё достижимые цели, помогай нам в этом Бог!
Добавить комментарий