Перейти к основному содержанию

02:45 09.02.2023

Кому это нужно

10.12.2022 14:14:16

 

Приходилось ли вам за 3 недели отсмотреть полторы сотни фильмов?

Нет? Мне тоже не приходилось. А в этом году пришлось. Полсотни – мой рекорд прошлых лет. Нынче два фестиваля православных фильмов «Вечевой колокол» в Краснодаре и «Радонеж» в Москве прошли в ноябре с интервалом в десять дней. Прежде фильмы, присланные на эти фестивали, повторялись. Естественно, требовалось меньше времени на их просмотр. Да и качество картин иногда было не на высоте. Можно было кое-что «пролистать». Но на сей раз не получилось. Большинство фильмов было настолько интересны, что «пролистывать» рука не поднималась. А ведь были фильмы полуторачасовые. В Краснодар один чудак прислал работу продолжительностью 4 часа 20 минут. На мое шутливое замечание о «краткости – сестре таланта» и просьбу пожалеть жюри отреагировал скандалом и даже куда-то отправил жалобу с просьбой «разобраться».

Но, вот, фестивали прошли. О них и родное телевидение в своих репортажах поведало, и несколько статей вышло с разбором наиболее удачных работ. А я, пожалуй, посетую на невероятные трудности, с которыми приходится сталкиваться тем, кто оценивает их достоинства.

Может показаться, что нет критериев оценки. Критерии есть, но что с ними делать, когда и режиссер хорош, и оператор замечательный, и тема актуальна, и герои – один лучше другого. Да еще и (будь она неладна) политкорректность. Коллег из бывших братских республик грех не уважить. А что делать со вкусовыми предпочтениями? А с тем, что фильм хорош, да не больно православной тематики?! И прочая, прочая, прочая…

Забросав оппонентов аргументами, приступаем к голосованию. Слава Богу, на этом фестивале «Радонеж» обнаружилось изрядное единомыслие. Серьезных споров не было. Но осталась обида на самих себя. Хоть поезжай к автору и извиняйся за то, что должным образом не смогли оценить его замечательную работу. Медалей мало, претендентов много. Лауреат – тоже не плохо, а поди ж ты… Одним словом – простите, братцы!

По прошествии нескольких дней пытаюсь разобраться со своими впечатлениями и некоторыми мыслями о том, что это было.

Мир живет в какой-то немыслимой «виртуалке». Стоит войти в метро, и видишь: и стар и млад сидят, уткнувшись в телефоны- смартфоны-андроиды-планшеты: гуляет народ по лабиринтам виртуального мира. Вот, и мы – члены жюри, просидели, уткнувшис: кто в ноутбуки, КТО В СМАРТФОНЫ. Правда, наша виртуалка была особой. Господь сказал, что Его последователи «в мире скорбны будут». Талантливые авторы позволили нам заглянуть в мир героев, отвергнувших законы «мира сего» и живущих (или старающихся жить) по заповедям Христовым, помня завет Господа всегда радоваться и ничего не бояться. Замечательно то, что коллеги-кинематографисты в большинстве своем отошли от лобовых ходов, и, даже, если Имя Божие ни разу не поминается, атмосфера фильмов свидетельствует о том, что мы имеем дело с людьми, которые решают свои проблемы с упованием на помощь Божию.

Помимо фильмов ставших традиционными: о жизни приходов, монастырей, о праведниках наших дней, новомучениках, была представлена широчайшая палитра современной жизни: в фильмах о героях Донбасса, о молодых музыкантах из Донецка, которые, несмотря на ужасы бомбежек, продолжают ежедневное служение великой музыкальной культуре – тем самым утверждая неистребимость культуры и самой жизни. Напомнили нам и о трагической истории Беслана и подвигах воинов, спасавших жизни заложников. Мы познакомились с иконописцами, реставраторами, златошвеями, звонарями, добровольцами, спасающими деревянные церкви Русского Севера, с семьей старообрядцев, и тем, как отец обучает молодого сына пению по крюкам, побывали у отшельника оленевода, в самом северном в России храме, на замечательных уроках на природе девяностолетнего педагога Роаля Каупуша. Он в молодости перебрался из Латвии в Осетию и на десятом десятке продолжает трудиться, удивляя коллег и учеников бодростью, жизнерадостностью и умением интересно и нестандартно построить образовательные занятия.

 Там же, во Владикавказе, живет еще один интереснейший человек – француз Мишель Гастанта. Он с юности полюбил Россию и русскую культуру. ПОСТОЯННО ЖИВЕТ В РОССИИ и считает, что самое замечательный русский край - это Осетия. Он снимает фильмы, устраивает различные выставки, но, что самое удивительное – поет в церковном хоре. (фильм «Малая Родина» реж. Максим Самарин)

Грузин Гиви Сапиашвили – высокопрофессиональный хирург предпочел теплой Грузии холодный северный Урал и его добрых жителей с горячими сердцами. (фильм «Гиви Сапиашвили» реж. Сергей Высоких)

Одно яркое проявление доброты показано в фильме «Короткое лето. Длинные зимы» (реж. Галина Леонтьева) Парализованного рыбака, для которого рыбалка остается главным делом его жизни, сердобольные друзья укладывают в пластиковую ванну и везут на озеро, где помогают ему справиться с подледным ловом.

Об инвалидах было много работ. Авторы с большой теплотой и участием рассказывают о невероятных трудностях жизни недееспособных людей и их родителей, посвятивших себя уходу за ними. Когда журналисты спрашивают «нужно ли такое кино?» – ответ очевиден: такие фильмы размораживают замороженные сердца, напоминают людям о страданиях ближних, пробуждают души к готовности помочь страждущим. Многие зрители говорили мне: «Мы на этих фильмах молимся». Это ли не высокая похвала нашим трудам?!

А то, что мы помогаем вспомнить забытые имена русских героев – тех, о ком в советском кино нельзя было даже заикнуться. А то, что люди (не только далекие от Церкви, но даже воцерковленные) впервые узнают о подвижниках наших дней таких, как матушка Сепфора или архимандрит Наум Байбородин. Откуда (если бы не православные кинематографисты) могли бы люди узнать об отце Мефодии, приехавшим из Македонии в Россию и ставшего более русским, чем многие из нас. С самого первого дня возвращения Церкви Валаама, он трудился денно и нощно, возвращая знаменитый монастырь из мерзости запустения в его прежний величественный вид. (Фильм «Путь» реж. Александр Эмир-Шах)

 Для многих было интересно узнать о том, как живут наши православные вдали от Родины. Архимандрит Амвросий Макар окормляет многочисленную паству. Он уже четверть века служит в Милане и в десятке итальянских городов. Видя его усердие, многие итальянцы стали православными. Один бездомный итальянец рассказывает, как мечтал об автомобиле, а, благодаря отцу Амвросию, обрел Бога. И теперь он – нищий никогда не берет денег. Только еду. (Фильм «Пастыри. Милан» реж. Андрей Андреев) 

Несколько фильмов было посвящено работе православных миссионеров. Протоиерей Александр Тылькевич служит в маленьком забайкальском городке Шилке, славящимся тем, что, по мнению европейских экспертов, в этом городе самая высокая детская преступность и число самоубийств на душу населения. Отец Александр не только пытается помогать страждущим в своем городе, но еще и каждое лето отправляется в далекие экспедиции в места, где о Боге никто и никогда не рассказывал. Правда, в некоторых поселках все же есть часовни и небольшие церкви, но службы в них не происходят годами.

Мы проплыли вместе с отцом Александром по широкой сибирской реке Витим чуть ли не до Полярного круга и стали свидетелями того, с какой радостью встречают миссионеров местные жители.  Увидели, как проходят в дальних краях православные службы, как крестят в реке русских и якутов, побывали у отшельника, который на наших глазах поверг и сжег идола и поставил на его месте трехметровый крест. А сам отец Александр со своими помощниками забрались на высокую скалу и установили на ее вершине огромный поклонный крест.

Такая деятельность не остается без награды. Доброжелатели сожгли батюшкин дом и склад, где хранилась техника, одежда и продукты. Публика в этих краях, мягко говоря, сложная. Отец Александр показывает фотографию. На ней он и какой-то схимник: «Вот, бывший мент и бывший бандит» и рассказывает историю о раскаявшемся бандите, который умирая, попросил постричь его в монахи. Его постригли и он ожил. Через некоторое время снова был на пороге смерти. Попросил постричь его в схиму. Постригли – и снова ожил. Вот уже несколько лет живет и здравствует и молится Богу усердно. И бандитам вразумление и всем, не нарушающим уголовного кодекса, но живущим без Бога. (Фильм «Витим-Навигатор» реж. Александр Куприн)

 

Наши миссионеры действуют не только в России, но и на дальних континентах: и в Африке, и на Филиппинах. Трогательны и забавны сцены из фильма «Люди из Хлеба» реж.Федор Бабенко) По джунглям идет толпа филиппинцев в сопровождении русского священника в поисках воды для святого крещения. Интересно наблюдать за лицами крещаемых и слушать знакомые молитвословия на незнакомом языке. Наши миссионеры перевели на местный язык и службы и основные молитвы.

Глядя на поющих людей с характерными азиатскими чертами, невольно умиляешься и начинаешь доподлинно понимать, что «во Христе нет ни эллина, ни иудея»… ни филиппинца. И люди с «чужыми» лицами становятся родными. Во всяком случае, роднее надменных европейцев, чьи черты не отличаются от наших.

И особо хочется помянуть фильм «Образ жизни – Мышкино». (реж. Татьяна Андрианова) Мысли, которые он навевает, явно не заявлены, но они возникают у  горожан, которые мечтают, но так и не решаются убраться из своих мегаполисов подальше в глушь, в тишину, в свободу – в «юдоль мечтаний и отдохновений».

Семья Замотиных перебралась из Москвы в глухую деревеньку в Ивановской области не отдохновений ради – нужно было спасать ребенка: только парное молоко могло помочь. Завели трех коров и в трудах праведных родили и воспитали девятирых детей. Дали им домашнее образование, позволившее без труда поступить в ВУЗы.

Эта семья – не фермеры, бросившиеся спасать родную землю. Они просто показали, как можно жить в деревне, особо не помышляя о достатке. Главное – иметь в переизбытке любовь друг к другу. Глава семьи – Александр Николаевич – большой знаток всего и вся, помимо образовательных предметов, научил детей главному: любви к Богу и ближним, а заодно и к божьему миру. Воспитание красотой – его главный педагогический прием. Он удался. С красотой здесь все в порядке. Можно сказать эталонная красота: две реки, прекрасный лес, неоглядные просторы. Младшая дочь Анна – художник вдохновляется этой красотой, пишет прекрасные картины, живет в полном согласии и единении с природой. Ее лучший друг – лошадь Ласточка, на которой она каждый день скачет по полям-лугам, на ней и в реку заезжает, а это знак любви и доверия к хозяйке, потому, что лошадь боится реки. В фильме нет умилительных сцен. О любви только сказано, что в семье никто никому не делает замечаний и не учит, как жить, чтобы не потерять братскую, сестринскую и родительскую любовь.

Александр Николаевич прекрасно говорит и о жизненных принципах, и о возможном устроении жизни в России. Его жена – Наталья - его полная противоположность. Говорит немного. Но, как помянула дочь Мария слова Рабиндраната Тагора: «У большой реки – великое молчание». И чувствуется, что эта прекрасная русская женщина, давшая жизнь девяти детям, доподлинно знает, что такое жизнь, и по мудрости своей не станет о ней много говорить.

 

Так можно ли, после всего увиденного, сомневаться в том, что православное кино нужно людям, особенно когда говорят: «смотришь ваши фильмы – и молишься»?!

   

 Сейчас, когда балагуры от агитпропа призывают к патриотизму, герои наших фильмов наглядно и убедительно показывают, что такое истинный патриотизм. Александр Николаевич Замотин напомнил нам нехитрую мудрость: «Нужно не призывать к борьбе за чистоту, а убирать». А мы добавим: Не призывать к патриотизму, а любить Бога, ближнего и Родину! И тако исполним закон Христов!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Fill in the blank.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+