Перейти к основному содержанию

08:27 20.06.2024

Владимир Немыченков. "О значении религии для победы в войне: Император Никифор Фока"

29.11.2022 12:26:48

Для победы над врагом армия нуждается в помощи Божией, испрашиваемой в молитвах не только священников, но и всех воинов.

***

Император Восточной Римской империи (Византии) Никифор II Фока (ок. 912–969) был выдающимся полководцем.

Еще до восшествия на престол он вел успешные войны, возвращая империи земли, утраченные ею в результате арабских завоеваний. Среди его наиболее значительных военных успехов – освобождение от арабских пиратов острова Крит в 961 г. В следующем 962 г. он взял Алеппо (Халеб), который был столицей Хамданидского эмирата, главного в то время соперника Византии.

Армия Никифора на Крите. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, XII в..

Армия Никифора на Крите. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, XII в..

Победоносный император

В 963 г., когда внезапно скончался император Роман II, восточные войска, находящиеся в Каппадокии (область на востоке современной Турции) провозгласили своего полководца Никифора императором.

Въезд императора Никифора II Фоки в Константинополь через Золотые ворота 16 авг. 963 г. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в.

Въезд императора Никифора II Фоки в Константинополь через Золотые ворота 16 авг. 963 г. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в.

Коронация императора Никифора II Фоки в Константинополе.  Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, XII в.

Коронация императора Никифора II Фоки в Константинополе. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, XII в.

Он стал первым после долгого перерыва византийским императором, лично участвовавшим в затяжных военных кампаниях. В ходе трех сирийских экспедиций Никифору удалось добиться решительного перелома в борьбе с разобщенным внутренними конфликтами арабским миром, и в его правление Византия перешла от обороны к планомерной «реконкисте» прежних владений Римской империи на Ближнем Востоке.

В ходе 1-го похода (964-965) были взяты Адана, Мопсуестия и столица Киликии - Тарс, одновременно был освобожден от арабов и присоединен к Византии остров Кипр (965).

Вверху: армия Никифора Фоки берет Мопсуэстию. Внизу: послы от Тарса. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, XII в.

Вверху: армия Никифора Фоки берет Мопсуэстию. Внизу: послы от Тарса. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, XII в.

Включение Киликии в состав империи открыло византийским войскам путь в Сирию и Финикию, рейд по которым Никифор совершил в ходе 2-го похода (966).

Третий поход (968) ознаменовался взятием или добровольным подчинением ряда крупных городов Сирии, Ливана и Северной Палестины (Лаодикия, Дамаск, Триполи, Акра) и осадой «столицы Востока» – Антиохии Великой (ныне Антакья, Турция), которая была захвачена стратигом Михаилом Вурцей спустя год, 28 октября 969 г.

Возвращение христианских святынь

В результате походов Никифора Константинополь обогатился многими чтимыми святынями.

Среди христианских реликвий, доставленных в ходе военных кампаний в Константинопольиз городов Востока, – плащ Иоанна Предтечи из Алеппо, Св. Чрепие (κέραμος) с образом Спаса Нерукотворного, который, чудесным образом отпечатался на убрусе царя Эдессы Авгаря, а также окровавленная прядь волос Иоанна Предтечи и глава Иоанна Предтечи из Хомса.

Среди византийских трофеев оказалась и одна из главных реликвий ислама – меч Мухаммада. Никифор отправил меч в Северную Африку в дар фатимидскому халифу аль-Муиззу, который в ответ освободил всех христианских пленников (967).

Личное благочестие

Согласно "Истории" Льва Диакона, Никифор имел смуглое лицо, густые черные волосы и небольшую с проседью бороду, черные глаза, густые брови, нос с горбинкой, был коренастым и широкоплечим, обладал огромной физической силой, славился целомудрием и недюжинным умом.

Никифор Фока - полководец и император-аскет

Никифор Фока - полководец и император-аскет

Никифор был аскетом и глубоко верующим христианином. Его духовным отцом был прп. Афанасий Афонский. Никифор внес решающий вклад в превращение Св. Горы Афон в крупнейший центр православного монашества. При его активной поддержке была построена Великая Лавра прп. Афанасия на Афоне. Регулярная финансовая помощь (руга) оказывалась не только афонским монастырям, но и другим монастырским центрам, среди которых Олимп Вифинский и гора Кимин.

В 969 г. в результате заговора своего двоюродного брата (по материнской линии) Иоанна Цимисхия император Никифор был убит в спальне своего дворца. Ему отрубили голову и, выставив в окно, показали гвардии, пытавшейся запоздало защитить императора.

Убийство императора Никифора Фоки. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в.

Убийство императора Никифора Фоки. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в.

Почитание

С большим почтением о Никифоре говорится в Типиконе прп. Афанасия Афонского: это «трижды блаженный царь», в аскезе «превзошедший монахов, живущих в горах», чья мученическая кончина неисповедимыми судьбами Божиими послана ему как венец его добродетелей. В одной из византийских малых хроник Никифор именуется святым.

Существует греческая церковная служба в его честь, открытая епископом Порфирием (Успенским) в рукописи афонского Симонопетрского монастыря. Включенные в данную службу гимнографические каноны восхваляют Никифора за победы над агарянами и заботу о народе, прославляют его как монаха – «воина Христова», претерпевшего мученичество и просиявшего посмертными чудесами.

Св. благоверный царь Никифор Фока. Фреска

Св. благоверный царь Никифор Фока. Фреска

Никифор Фока († 969) почитается как святой благоверный царь (память 11 декабря). Его имя внесено в месяцесловы Элладской Православной Церкви и РПЦЗ (Русской Православной Церкви за границей); он местночтимый святой Великой Лавры на Афоне. Имеется служба.

Значение религии в военном деле

Авторству Никифора принадлежат трактаты по военному искусству «О маневрировании» и «Стратегика».

Молитва армии перед сражением

В трактате «Стратегика» есть особый раздел о том, как армия должна в молитвах испрашивать у Бога помощи перед сражением. В главе 6-й Никифор пишет:

«Следует же командиру люда заранее постановить стратигам, начальникам и остальной армии, чтобы в лагере, в котором все войско разместилось, во время славословия и в вечерних и в утренних гимнах священники армии совершали после исполнения гимнов усердные молитвы, а все войско восклицало “Господи, помилуй!” вплоть до сотни раз со вниманием и страхом Божиим и со слезами[1];

чтобы никто не отваживался в час молитвы заниматься каким-то трудом, но если делающий что-то будет обнаружен, как только его нашли, кавалеристом ли он будет или пешим, то если кавалеристом он окажется, пусть он спешится и встанет в той местности, где был обнаружен, к востоку и пусть воздаст свою молитву со страхом перед Богом, а если даже пешим он окажется, то же самое пусть делает.

Кто же будет найден в час проинесения усердной молитвы занимающимся какими-либо делами и посчитавшим все побочным, кто не встал и не воздал Богу свою молитву в страхе Божием, оного с наказанием, остриженными волосами и достойной его процессией[2] пусть понизят, опуская до незначительного чина. И это всё о молитве».

«Когда же неприятели приближаются, следует выдать решение, как и когда должно вести бой. И когда решение принято, командир армии должен созвать и всех стратигов, и начальников, и весь люд и поощрить, и определить им очиститься и поститься перед боем три днязанимаясь сухоядением[3] и кушая лишь однажды к вечеру.

Однако каждый пусть выбросит из своей души и соперничество друг с другом, и злопамятность, и ссоры. Точно так же и в остальных прегрешениях перед Богом каждый пусть дает обеты покаяния и чтобы он, позже отступив от них, не был захвачен этими же пороками, но жить ему в достойном существовании и покаянии.

Когда и это также хорошо исполнено, за день до боя следует священникам совершить бескровные жертвоприношения [т.е. Евхаристию]* и, совершив обычную службу, удостоить все войско участия в божественных и незапятнанных таинствах. И потом та же смело и мужественно с веро и доверием к огу отважиться отправиться на супостатов**».

В комментарии издателей говорится:

* «Таким образом, за день до боя священники должны служить литургию, совершив бескровную жертву и причастив воинов, а самим солдатам следовало морально очиститься перед битвой. Еще Маврикий (Strat., Ill, 17, 2-3) рекомендовал накануне сражения отслужить молебны в лагере, а перед выходом из него священники и командиры должны возглашать перед всеми: «Господи, помилуй!», и при выходе каждое подразделение для счастливого исхода боя троекратно возглашало: «С нами Бог!» (ср.: Leo. Tact., XIII, 1; XIV, 1; XVI, 2). Некоторые подробности о религиозных обрядах византийской армии мы можем найти и в исторических сочинениях. Так, накануне битвы с персами при Солахоне (585 г.) в византийском лагере носили хоругвь с изображением Христа, затем стратиг произнес вдохновляющую речь, после чего все войско молилось со слезами на глазах о победе (Theoph. Sim. Hist., II, 3, 4-9; ср. Dennis 1993: 109). Накануне битвы при Манцикерте (1071 г.) император вдохновлял войска, а священник пел во время литургии положенные в данный день отрывки из Евангелия от Иоанна (Attal., р. 154). В византийском героическом эпосе также герои перед отправкой в бой молятся, повернувшись на восток, и осеняют себя крестным знамением (Digen. Acrit., I, 142: 149)».

** «Как видим, мировоззрение автора — это мировоззрение христианина, базирующееся на догматах православия. Именно поэтому в трактате столько внимания уделено религиозной составляющей идеологии. Это особенно отличает византийские военные трактаты от античных, в которых боги практически не упоминаются: тут больше действуют идеи патриотизма и нравственности, нежели какие-то религиозные мотивы. Как отметил Ж.-Р. Вьейефон, если еще у Маврикия войско выступает просто как армия христианского государства, то у Никифора религиозные церемонии, схожие с монастырскими, предписываются воинам обязательным образомРелигия выступает в византийской армии как военная идеология, цементирующая всё войско, состоящее в своей основе из фемных ополченцев.

Победа вообще зависит не от силы армии или таланта полководца, но от Бога (ср.: De velitat., 16; 17; 21; 25). Как отмечается и в «Тактике» Льва (XII, 71; XIV, 35; XVIII, 133), воин сражается на поле боя за спасение своей души и ему уготовано на том свете вечное блаженство. Император Никифор пошел еще дальше и повелел, чтобы воины, павшие в бою, почитались наряду с мучениками и прославлялись в гимнах (Vieillefond 1935: 322—324; Кучма 2001: 78; 2002: 37-40)».

Св. благоверный царь Никифор Фока. Современная греческая икона.

Св. благоверный царь Никифор Фока. Современная греческая икона.

Молитва воина на поле боя

В 4-й главе трактата «Стратегика» Никифор пишет о том, как должны молиться кавалеристы непосредственно на поле боя:

«И когда неприятели приближаются, всему войску люда пристойна именно для христиан необоримая молитва; каждый из них пусть говорит: «Господи, Иисусе Христе, Бог наш, помилуй нас. Аминь»; и таким образом пусть натиск производят на неприятелей, стройно медленно идя так называемом шагом, когда вообще не возникнет среди них ни замешательства, ни даже звука. Пусть же дадут им условный сигнал либо рожком, либо другим музыкальным инструментом, чтобы, перестав идти, это же сказать им опять, ту же молитву: «Господи, Иисусе Христе, Бог наш, помилуй нас. Аминь» и «Христиан нас приими, удостоивая нас постоять за веру и за братьев наших и побороться до смерти, укрепляя и усиливая души, сердца и все тело наше, о Боже, крепкий во бранях и в силе ни с кем не сравнимый, заступничеством родившей Тя Богородицы и всех святых. Аминь»*.

В комментарии издателей также говорится:

* "Никифор как бывалый полководец обращает большое внимание на психологическое состояние своих войск. Первое обращение к Богу должно быть сделано, когда вражеское войско лишь приближается к полю боя и воины с содроганием думают о предстоящем сражении. Молитва произносится уже во время мерной атаки, пока люди не разгорячены. Обращение к Богу должно вселить уверенность в воинов и придать им дополнительные душевные силы (ср.: Dennis 1993: 113-115)".

От автора

Сейчас армия России ведет на украинской земле тяжелую борьбу с военно-политическим блоком НАТО и даже шире - с объединенным Западом (называемым так условно, т.к. оружие и боеприпасы поставляются на Украину также из Южной Кореи, Пакистана и др. "незападных" стран", а в числе наемников там воюют не только американцы, британцы и поляки, но и выходцы с Ближнего Востока, Южной Америки и т.д.).

Для поднятия воинского духа и победы наши воины нуждаются в помощи Божией, испрашиваемой в молитве не только воинскими священниками (которые сейчас гибнут на передовой как обычные солдаты), но и в молитвах всей армии.

Благословение десантников. Фото: из свободных источников

Благословение десантников. Фото: из свободных источников

Как известно российские воины-мусульмане ежедневно совершают пятикратный намаз. Православные священники по возможности служат в воинских частях Литургию, как это приказывал делать в своей армии св.благоверный царь (базилевс) Никифор Фока.

Надеюсь, что публикуемые здесь тексты подвигнут еще больше наших православных воинов также обратиться ко Господу за помощью и защитой. Молитвенный возглас : «С нами Бог!» более известен нам из жизни, подвигов и наставлений А.В. Суворова. Теперь читатели знают, что непобедимый генералиссимус российский, очевидно, заимствовал его из византийских воинских трактатов. И как искренне верующий православный христианин Суворов также заповедовал русским воинам:

«Чудо-богатыри, покой, опора, слава Отечества – с нами БогМолись Богу, от Него победа. Пресвятая Богородица, спаси нас. Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Без сей молитвы оружья не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай. Всякое дело начинать с благословением Божиим. Бог нас водит. Он нам генерал. Вот – братцы – воинское обучение".

Аминь.

Священник раздает иконки десантникам

Священник раздает иконки десантникам

Источники:

1. НИКИФОР II ФОКА // Православная энциклопедия, Т.49, С. 642-643.

2. Никифор II Фока. Стратегика / пер. со среднегреч. и комм. А. К. Нефёдкина. — СПб.: Алетейя, 2005. — С. 30–31, 38–39. Комментарии на С. 85-87, 103-105.

3. НИКИФОР II ФОКА // «Древо»: православная энциклопедия.

СНОСКИ
[1] Таким образом, Никифор тщательно описывает религиозныe обряды во время утрени и вечерни. Кроме гимнов и славословия, которое начиналось словами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение...», предусматривалась усердные молитвы с большим количеством прошений (ектений), начинавшиеся словами: «Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем» (Vieillefond 1935: 235, п. 2-3). В обычном богослужебной православной практике дьякон во время ектении произносит прошение, а хор поет: «Господи, помилуй!» В данном случае в качестве хора выступает войско. Отметим, что уже Маврикий (Strat., VII, 17а, l ) требовал, чтобы каждая тагма поутру перед занятиями и вечером после всех дел совершала по установленному обряду молитвы и произносила «Трисвятое».

[2] Процессия — в данном случае позорное шествие, во время которого наказуемый подвергался публичному осмеянию и насмешкам (Vieillefond 1935: 325, п. 5).

[3] Сухоядение — прием пищи, которую потребляли один раз в день, вечером, в первую седмицу Великого поста. Она состояла из хлеба, соли, воды и овощей (Vieillefond 1935: 327, п. 1; McGeer 1995: 78, п 36).

25 ноября
https://dzen.ru/a/Y4DDWG4LRTSS76eP

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
13 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+