03.11.2022 14:19:29
Главнокомандующий Вооружёнными силами Швеции Микаэль Бюден, в принципе, не против размещения ядерного оружия НАТО (вероятно, американского, вряд ли речь шла о британских и французских H-бомбах) на территории своей страны после окончательного вступления её в Североатлантический альянс. Он пояснил: «Мой совет предельно ясен: изначально никаких оговорок. Создание неразрешимых проблем ещё до того, как мы станем членом альянса, только создаёт препятствия и трения. А потом политики должны будут принять необходимые решения».
Здесь Швеция намерена подражать своей бывшей (до 1809 года) провинции: законопроект финского правительства о вступлении в НАТО позволяет альянсу размещать ядерное оружие на территории Финляндии.
То, что нынче Суоми-красавица под водительством молодой, да ранней премьерки Санны Марин ровно с цепи сорвалась — и не только в вопросах ядерного оружия, а по всем вопросам, представляющим взаимный интерес, — это уже не новость. Но Швеция — особая статья.
Страна, последний раз воевавшая в 1814 году, с тех пор и до самого последнего времени, т. е. два с лишним века, не участвовала ни в альянсах, ни тем более в войнах. Стало само собой разумеющимся, что мы говорим — Швеция, подразумеваем — нейтральная, мы говорим — нейтральная, подразумеваем — Швеция. И вдруг всё переменилось в шведском королевстве. Причём переменилось самым радикальным образом.
И форменные члены НАТО, в особенности небольшие государства (к которым принадлежит и Швеция), находили вкус и смысл в американском ядерном зонтике, тем более что это позволяло сильно экономить на обороне. Но что касается непосредственного размещения американского ядерного оружия — этого они старались избегать. По вполне понятной причине. Пусковые установки ракет с ядерными боеголовками на территории страны — в случае чего это совершенно отчётливая цель хоть для ответного, хоть для превентивного удара. И тоже ядерного. Такая перспектива не могла не внушать страх.
Особенно силён страх был у малых стран, для которых хватило бы и одной бомбы. Лимитрофы, готовые идти на всё рассудку вопреки, наперекор стихиям, — это уже детище последнего времени. Раньше политики были более опасливы.
Тем более Швеция вроде бы и не принадлежит — ни исторически, ни экономически — к совсем отвязным лимитрофам.
Теперь же столь решительная готовность из нейтральной страны сделаться стартовой площадкой — и, соответственно, первой мишенью — напоминает пословицу «Кто в молодости не перебесится, тот в старости с ума сойдёт».
Правда, напоминание не совсем точное. Когда-то швед был вполне боевит. В XVII веке (и даже раньше) он вполне отличался на русском Северо-Западе. А также в Германии — Тридцатилетняя война стала таким кошмаром в немалой степени благодаря шведу. Затем был Потоп на территории Польши. Но после Полтавы и Гангута охота воевать поуменьшилась, а после 1814 года, когда швед покорял норвежца, и совсем пропала.
Иностранцы решили, что Швеция окончательно выбрала мир и процветание. Как выяснилось, всё преходяще.
Конечно, не следует забывать и большую диалектичность шведского нейтралитета в годы Второй мировой войны — нейтралитет в отношении Третьего рейха был уж очень дружественным. Впрочем, можно возразить, что поставки в Германию железной руды — это одно, а нынешняя готовность размещать у себя ядерное оружие американского рейха — это другое, и посильнее будет.
Остаётся дождаться, когда Швейцария тоже вступит в НАТО и в знак своего рвения в борьбе за мир тоже изъявит готовность размещать у себя всяческие «томагавки». Тогда будет достигнута полная гармония.
Источник: RT.com
Добавить комментарий