02.10.2022 13:44:52
МОСКВА
Российская академия художеств, Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки и Студия военных художников им. М.Б. Грекова приглашают на открытие юбилейной выставки произведений народного художника РФ, академика РАХ Дмитрия Белюкина «Многострадальная, героическая, великая…».
Открытие выставки состоится 4 октября 2022 года в 16 часов в Российской академии художеств по адресу: Москва, ул. Пречистенка, 21.
Дмитрий Анатольевич Белюкин – народный художник РФ, академик Российской академии художеств, член Студии военных художников им. М.Б. Грекова, является сегодня одним из ведущих мастеров живописи современной России. Убеждённый приверженец традициям русской классической школы живописи, создавший за более чем 35-летний период своей творческой деятельности свыше 850 произведений, он с успехом работает во всех видах изобразительного искусства: портрете, пейзаже, натюрморте, станковой графике, книжной иллюстрации и, что особенно важно, в редком, может быть, самом сложном жанре историко-тематической картины.
Д.А. Белюкин – один художников, кто сохранил понимание исторической картины как содержательно значимого художественного объекта, диктующего место для своего дальнейшего существования, будь то музей, общественное пространство или частное собрание. В период потери социальных и личностных ориентиров, искушений диким арт-рынком, художник не только не потерял свою индивидуальность, но и отстоял целое направление в отечественной культуре. Хорошо зная историю, он выбирает событие, перекликающееся с сегодняшним днём и интересное зрителю, досконально изучает характеры, судьбы, костюмы и быт той или иной эпохи и работает по зову сердца, не дожидаясь государственного или частного заказа. Так были написаны одни из лучших его произведений, сразу же принесших известность молодому художнику, «Белая Россия. Исход» (1992-1994), и «Осколки» (1996). Историческая правда, любовь к многострадальной истории Отечества были и остаются основными ориентирами художника в решении поднять нетронутый пласт истории.
Юбилейная выставка 2022 года в Академии Художеств будет интересна зрителю ещё и тем, что художник покажет работы в основном сделанные за последние пять лет. И если многие знают белюкинскую пушкиниану, которую автор продолжает пополнять всю свою жизнь, его прекрасные иллюстрации к роману «Евгений Онегин», то ХVII век в творчестве Белюкина – это новая страница.
В залах РАХ впервые будут показаны масштабные полотна эпохи конца Смутного времени и первых Романовых «Венчание на царство М.Ф. Романова», «А.М. Романов и патриарх Никон за обсуждением строительства Нового Иерусалима», «Охота на медведя при А.М. Романове».
Из ряда достойных коллег художника, работающих в традициях русской школы живописи, Белюкина выделяет не только богатство живописного решения и красота композиции, но и глубокие темы, порой неизвестные, порой забытые историей, порой замолчанные сознательно. К последним относится «Битва при Молодях в 1572 году» над объединенными силами Крымского хана Девлет-Гирея, османами и наемниками, юбилей которой отмечался в этом году.
Другой век, другая победа над объединенными силами теперь уже Европы – этому посвящен масштабный триптих «Конец Третьего рейха. Парад Победы 24 июня 1945 года», который тоже будет экспонироваться в Москве впервые. «Парад Победы…» был начат автором по зову сердца ещё в 2015 году, был отставлен и простоял в запаснике более трех с половиной лет. По словам художника, не получалось охвата этого грандиозного, космического события, соборности, единения всего многонационального советского народа, выстоявшего в тяжелейшей войне, победы света над тьмой. В 2020 году Д.А. Белюкин принял решение и почти полностью переписал картину, добавив боковые части и сделав из неё триптих.
Благодаря этому, охват Красной площади получился почти 360 градусов, от ГИМа до храма Василия Блаженного. Воины сводной роты, бросающие знамена рейха, идут прямо на нас. Подобный сложнейший ракурс, не встречавшийся в картинах, написанных ранее на этот сюжет, позволил художнику показать и образ врага через многочисленные уже брошенные на брусчатку или летящие знамена. Это те из 200 отобранных для Парада знамен разных частей и подразделений Вермахта от дивизий СС, до Люфтваффе, егерских военно-морских, танковых и пехотных частей. Как всегда, автор проявил качества точного историка и блестящего живописца, убедительно написав и образ солдат-победителей, и кисти с лентами поверженных штандартов на мокрой от дождя брусчатке.
Новыми работами порадует Д.А. Белюкин и пушкинистов. Таковы картина «Памятник», где А.С. Пушкин стоит на Дворцовой площади у Александрийского столпа, полотно с огромным количеством подтекстов и зашифрованных мыслей; и часть большой серии работ «Дуэль А.С. Пушкина». Задача, которую ставили перед художником Государственный музей А.С. Пушкина и знаток военного костюма, автор исследований о роковой дуэли А.В. Кибовский – пошагово показать события трагического для русской культуры дня 28 декабря 1837 года. Характерные для художника знания исторических фактов и точность здесь стали главными, это, своего рода, реконструкция события. При этом автору удалось сделать изобразительный ряд от встречи Пушкина и Данзаса у кондитерской Вольфа и Беранже до толпы у дома Пушкина на Мойке невероятно живописным. Художнику удалось показать гаснущий короткий зимний солнечный день, продолжая метафору «Солнце русской поэзии закатилось…».
Как художник Студии военных художников им. М.Б. Грекова Министерства обороны РФ, Д.А. Белюкин выполнил ряд новых картин, интересных по содержанию и тематике от «Контроля духовенства за мерами и весами в Великом Новгороде в начале ХIII века» до сюжета помощи русских моряков пострадавшей от землетрясения итальянской Мессине в 1908 году «Ангелы с моря». В наше время идеологического разброда и шатаний Министерство обороны РФ является еще и меценатом, благодаря которому на свет появляются прекрасные произведения Д.А. Белюкина и его коллег по Студии Грекова.
Д.А. Белюкин уже пятый год ведет курс композиции в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Академией, которая принимает участие в организации выставки, специально были оформлены в рамы подготовительные этюды и эскизы художника к представленным на выставке картинам. Это бесценный материал для студентов художественных вузов, он показывает традиции русской школы живописи от конца ХIХ века и советского периода, метод создания большого полотна. Приоткрытая «кухня» художника, его сомнения, поиски наиболее интересного решения будут, по замыслу организаторов выставки, интересны и широкому зрителю.
До 23 октября на выставке предполагаются встречи автора со зрителями, студентами художественных вузов, беседы и лекции по истории. Информация о мероприятиях будет размещена на сайте РАХ.
Дмитрий Анатольевич Белюкин
1962, 7 октября – родился в Москве. 1980-1986 – обучался в МГХИ им. В.И.Сурикова, факультет живописи, мастерская портрета (руководитель – профессор И.С. Глазунов). 1986-1987 – проходил срочную службу в Советской армии. 1988 – Член Союза художников СССР (МОСХа РСФСР) и Московского союза художников. 1988-1991 – стажировался в Творческой мастерской живописи Академии художеств СССР (руководители – действительные Члены Академии, народные художники СССР А.П. Ткачев и С.П. Ткачев). 1999 – Работает в Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Заслуженный художник Российской Федерации. 2004 – Член Творческого союза художников России. 2005 – Народный художник Российской Федерации. 2012 – Действительный член Российской академии художеств.
Лауреат премии Ленинского комсомола (1989); лауреат Международной премии Фонда Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (2009).
Работы Д.А.Белюкина находятся в собраниях Государственной Третьяковской Галереи, Государственного музея А.С. Пушкина, в собраниях Патриарха Московского и всея Руси, Вселенского, Антиохийского, Иерусалимского Патриархов, частных собраниях России и зарубежья. Живет и работает в Москве. (www.belukin.ru, [email protected], +7 916 690-40-14).
Добавить комментарий