13.06.2022 16:18:44
Юбилей Петра Великого праздновался у нас 9 июня. Однако Император жил по старому Юлианскому стилю, а сейчас при переходе на Григорианский стиль его юбилей приходится на 12 июня. Весь этот разнобой, когда Бородинская битва празднуется 7 сентября, а по церковному календарю 8 сентября на Сретение Владимирской иконы Божией Матери, в день великого избавления и спасения Москвы от орд Тимура — всё это нехорошо. Теряется смысл и память. Ведь Пётр Великий неслучайно так любил преподобного Исаакия Далматского и одну из первых церквей в Санкт-Петербурге посвятил ему, потому что он родился в его день.
Скажем несколько слов о личности Петра Великого. Пётр — личность масштабная. Такие, может быть, рождаются один раз в столетие. Это воистину великий правитель российской державы, который её трижды спас.
Первый раз он её спас в смутные бунташные 80-е годы 17 века, когда Россия в результате боярских интриг, стрелецких и старообрядческих мятежей готова была расползтись как детский кулич в песочнице. Неслучайно А.С.Пушкин сказал:
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Действительно, над самой бездной Пётр спас Россию, по сути дела, от революции, в том числе и от старообрядческой революции, и не столько казнями, сколько глубинным общественным переворотом, когда «служивый» принцип был выдвинут в ущерб «родовому» принципу: «Не род, а ум поставлю в воеводы». Когда основным критерием знатности стала государева служба.
Пётр Великий создал свой знаменитый Табель о рангах и тем самым дал возможность свежим силам прийти наверх и влиться в государственной организм, преобразовать Россию.
Второе спасение — это преобразование армии, создание флота, устроение медицинской системы России, создание научной системы. Всё это, конечно, его огромное достижение.
И, наконец, в третий раз Пётр спас Россию, когда разгромил шведов на полях Полтавы. Как говорил А.С.Пушкин:
Годовщину ли Полтавы
Торжествует государь,
День, как жизнь своей державы
Спас от Карла русский царь?
Война со Швецией была неизбежна. И это была не просто война двух держав, а была борьба воинствующего протестантизма и Православия, а также война за выход к Балтийскому морю. Это не только «окно в Европу», но и средство могущественного духовного влияния России на западноевропейский мир и весь мир в целом.
Скажу, что и первоначально Европа на нас влияла, а потом последовало обратное влияние. «Россия и Европа» — это огромная тема, которую гениально осветил Данилевский, но лишь отчасти. Это и вечный спор, это и духовная борьба, и, конечно же, спасение страны в научно-техническом смысле.
Это огромные духовные проблемы, возникшие от соприкосновения с Европой. Но, в любом случае, это было неизбежно.
Эта неизбежность осуществилась для России самым, как это ни покажется странным, щадящим образом. Приводя Россию в тесное соприкосновение с Голландией и Германией, Пётр спасал её от ополячивания и окатоличевания. Этой опасности, которая была во времена правления Фёдора Алексеевича и Софьи, удалось избежать.
Пётр родился великим преобразователем Русской Православной Церкви. Он смог привить ей навык деятельного служения, проповеди, учёного богословствования и частично залечить старообрядческий раскол, давая возможность старообрядцам легального существования, пусть и за счёт двойных податей. По сути дела, тем самым он отчасти остановил старообрядческую революцию.
При желании можно найти в деятельности Петра много тёмных сторон. Одна из самых тяжёлых сторон его жизни состояла в том, что он, будучи сам гениальным деятельным человеком, горящим идеями служения, не смог воспитать достойного приёмника в лице сына, Алексея Петровича, который его предал. Пётр не смог поставить предела вожделения своим птенцам — своим воспитанникам, которые передрались и истребили друг друга после смерти великого преобразователя России. Пока он был жив — он их держал в кулаке, как только он умер, образовался вакуум власти и начался хаос дворцовых переворотов во время женского правления. Но это не столько его вина, сколько беда, как и беда русского общества. И через это тоже надлежало пройти.
Можно много говорить о творениях Петра. В их числе, конечно, вся Россия и наш замечательный город, который воспел Пушкин: «Люблю тебя, Петра творенье», но это, конечно, и вся новая Россия.
Пётр Великий при всех своих грехах и недостатках — это глубоко верующий православный христианин и православный государь.
Знаменательны его слова перед Полтавской битвой: «Воины! … И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии
Источник: Русская народная линия
Добавить комментарий