Перейти к основному содержанию

15:40 27.04.2024

Опасность прозрения

27.05.2022 12:01:30

В это воскресение Церковь празднует неделю о слепом — и на Литургии читают девятую главу Евангелия от Иоанна, где повествуется о великом знамении, которое совершает Господь — исцелении слепорожденного — и о реакции на него людей.
Некоторые, став свидетелями этого великого чуда, уверовали, но многие, напротив, ожесточились в своем неверии.
Иногда нам хочется, чтобы Бог оправдал нашу веру, явив какое-нибудь явное знамение, которое посрамило бы всех насмешников и неверов и привело их к покаянию.
Нередко и сами неверы требуют себе знамения — если Бог существует, пусть продемонстрирует это каким-то явным образом.
Но это желание (и требование) обычно не исполняется по той причине, что чудеса и знамения далеко не всегда приносят пользу.
Исцеление слепорожденного — несомненное чудо. Даже в наши дни, когда некоторые виды слепоты научились лечить, восстановить работу глаз мало — надо еще, чтобы мозг, отвыкший обрабатывать визуальные сигналы и перестроившийся на другие органы чувств, смог справиться с лавиной новой информации.
То, что совершает Господь, носит откровенно сверхъестественный характер. Как и отмечают пораженные зрители: «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» (Иоан.9:32)
Побуждает ли это противников Иисуса признать Его Мессией? Нет.
На первый взгляд может показаться, что это люди какого-то невероятного ожесточения и злоупорства — на их глазах совершается от века неслыханное чудо, и они отказываются сделать выводы.
Но это — не какие-то исключительно плохие люди. Это обычные люди. Люди всегда отвергают информацию, которая угрожает их картине мира, их душевному покою, их чувству личной праведности или социальному статусу.
Люди способны не верить ни достоверным свидетельствам, ни даже своим глазам, когда это ставит под удар то, что им важно.
Это особенно заметно, когда сторонники различных убеждений спорят в социальных сетях.
При этом речь идет, чаще всего, о политике — а для противников Господа речь шла об их религии, которой они посвятили всю жизнь, и в которой полагали свою идентичность.
Одна из трагедий евангельского повествования в том, что яростными врагами воплощенного Бога выступают не развратники и безбожники, а наиболее религиозные люди в Его народе. Причем не адепты какого-нибудь ложного языческого культа — а хранители истинного Божественного Откровения, наследники традиции, восходящей к Моисею и Пророкам.
У них есть твердые представления о том, как Бог должен действовать в этом мире, чего должен (и чего не должен) делать «человек от Бога». Часто говорят о том, что проповедь Иисуса ставила под удар их социальный статус, их положение как учителей народа. Это верно — мы можем вспомнить, что произошло с Савлом, когда он прозрел и обратился в Апостола Павла — он утратил свой социальный статус, уважение в своем обществе, признание и достаток, его вчерашние соратники преследовали его, чтобы убить.
Но дело не только в этом. Даже когда людям, в этом отношении, нечего терять, у них остается нечто более важное — та картина мира, к которой они привыкли в которой все на своих местах.
Прозрение означает, что она рухнет. Все, на чем человек строил свою жизнь, отношения с другими, понимание того, кто он такой и каково его место в мире, сознание личной правоты и достоинства, уйдет у него из-под ног.
У людей могут быть очень серьёзные причины не прозревать. Столкновение с Истиной может произвести полный обвал в жизни — как у Савла.
Бог благ, и, лишив нас всех тех ложных оснований, на которых мы строили нашу жизнь, Он даст нам новые и истинные.
Но решиться на этот исход — подобный исходу Авраама из Ура Халдейского или Израиля из Египта — очень трудно.
Религия — даже религия истинная в своих основаниях, как у фарисеев — легко превращается в человеческое средство обслуживания человеческих интересов, где Бог оказывается не просто лишним, но и крайне нежеланным.
В Библии Бог не приходит, чтобы уверить людей, что с ними, их ценностями, их жизнью и их религией, уже все в порядке. Бог ломает многое из того, что люди привыкли считать драгоценным.
Как, например, представление о субботе. Заповедь о субботе действительно была дана Богом. Она стала одним из важнейших знаков принадлежности к народу Божию. Иудеи находились под двойным гнетом со стороны язычников. Политический был тяжким, но, возможно, менее опасным. Наибольшая опасность исходила от культурного и религиозного влияния языческого мира — который выглядел таким привлекательным, могущественным и успешным.
И одним из важнейших бастионов на пути ассимиляции была суббота. «Не делая никакого дела» в этот святой день, иудеи свидетельствами себе и друг другу — мы иные, мы принадлежим Богу.
Люди понимали, что если позволить пренебрежение к субботе, народ погибнет, растворится в языческом мире.
Эта логика понятна — но она оставляла за кадром Бога живого, который и был Хранителем народа.
И когда Бог лично пришел, чтобы посетить Свой народ, хранители истинной веры в Него оказались Ему совсем не рады.
Встреча с Богом может означать, что все, чем я жил, все, во что я вложился, распадется — и поэтому люди избегают этой встречи.
Та радикально новая жизнь, которую дает Христос, означает, что мы умираем для старой.
В этом один из уроков рассказа об исцелении слепорожденного — у людей, в том числе, нас самих, могут быть серьезные причины избегать прозрения.
Чтобы решиться увидеть свет, нужен решительный и опасный шаг навстречу тому, кто сказал о Себе «Я свет миру» (Иоан.9:5)
Все, на чем мы строили нашу жизнь, может рухнуть — чтобы Бог пересоздал ее на новом основании.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
9 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+