Перейти к основному содержанию

22:46 02.07.2022

Зависть как печаль о благополучии ближнего

19.05.2022 13:41:36

Д. Бабич: - Здравствуйте, дорогие братья и сестры. В эфире программа «Русская планета за неделю» и я, ее ведущий, Дмитрий Бабич. Сегодня мне помогает понять смысл прошедших за неделю событий директор радио «Радонеж» Евгений Никифоров.

Е. Никифоров: - Здравствуйте. Я с удовольствием постараюсь это сделать. Сейчас происходят события такого рода, что возникает желание измерить все духовным метром, найти духовный камертон для оценки даже вполне мирских событий.

Д. Бабич: - Событий много. Предлагаю посмотреть на них через призму осуждения такого греха, как зависть. Именно он лежит в истоке многих безобразий, которые сейчас творятся: конфискации собственности состоятельных россиян за рубежом, взаимного озлобления деятелей нашей культуры, даже и российско-украинский конфликт имеет эту сторону – зависть. Мне импонирует фраза святого Василия Великого: «Зависть есть печаль о благополучии ближнего». Так и назовем нашу сегодняшнюю передачу: «Зависть как печаль о благополучии ближнего».

Е. Никифоров: - Это еще святитель мягко выразился. Ибо был он человек интеллигентнейший (если возможно применение этого прилагательного к реалиям периода раннего христианства). Василий Великий был человек вежливейший, тончайший, поэтому он и отвратительнейшую похоть (в Священном Писании быть недовольным тем, что имеешь, характеризуется как похоть) назвал красивым словом «печаль». Святитель излагал красиво.

Д. Бабич: - Есть такое мнение, и мне очень нравится эта изящная фраза, которую приписывают французским философам, что недостатки человека – продолжение его достоинств. Так и с завистью  понятно, откуда она берется. Чтобы существовать в бренном земном мире, живые существа должны друг с другом конкурировать. И человек, который земной стороной своей сущности является частью природы, не избежал этого недостатка. Он все время мысленно меряется своими качествами с другими людьми. И те, кто его превосходят, часто вызывают ненависть, что и называется словом зависть.

Е. Никифоров: - Если уже изыскивать онтологические, библейские и богословские корни зависти, то нужно вспомнить, что зависть – первый  грех во вселенной.  Это диавол позавидовал Богу и был низвержен. Это фундаментальный порок.

Д. Бабич: - Можно вспомнить историю Каина и Авеля в одном из первых сюжетов Библии. Там тоже истоком является зависть. Каин позавидовал Авелю. А какие события минувшей недели заставили меня вспомнить об этом грехе? В западных СМИ просто со сладострастной радостью сообщают о конфискации собственности так называемых российских олигархов. Читаю журнал Шпигель: «В Швейцарии арестовано 7,9 миллиарда российской собственности, которую местные власти считают олигархической». Причины не указаны. Это, наверное, чисто большевистская логика: человек из России, он богат – это уже достаточные причины, чтобы его обобрать. А если он хоть раз встречался с Путиным, то собственность забирают неправовым порядком, указывая лишь близость к российскому президенту в качестве основания.

Е. Никифоров: - Решение о конфискации российской собственности за рубежом, собственности наших граждан – это неправовое решение, безусловно и исключительно политическое. Здесь нет судебной практики, это продукт зависти. Зависть оказалась настолько сильна, что сокрушила столп западного общества – неприкосновенность чужой частной собственности. Речь идет о священном праве на эту собственность, на чем строится любая рыночная экономика. (А по сути любая хоть как-то работающая хозяйственная система.) Почему наши олигархи пытались прятаться в этом горниле капитализма, в Великобритании, в Лондоне? Британия, как им казалось, была правовым государством, которая и при общем отходе Запада от христианства защитит права человека, неприкосновенность собственности человека. Оказалось – без Христа ничего даже Британия защитить не может.  

Д. Бабич: -  Если бросим христианский взгляд на все это, то вспоминается фраза апостола Иакова: «Где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое». И это очень точно. Тут не спасают марксистские определения капитализма, социализма и т.д.. Мне довелось читать такую статью латиноамериканского экономиста Эрнандо де Сото, где он говорит, что капитализм и рыночная экономика – вещи разные. Рыночная экономика – это понятие христианское: в ней множество производителей борются за деньги и доверие потребителя. Рецепт успеха прост: трудись в поте лица, делай, как говорил апостол Павел, «полезное руками своими». Много-много производителей делают полезное руками своими и честно нанятых работников – и  создают благополучие. А капитализм – это  монополия, когда полезное руками своими делают отчужденные от результатов своего труда люди. Рынок заполняют не многие производители, а одна компания. Она подчиняет себе людей, делает их рабами, следит за их личной жизнью, высасывает из них все соки. А конкурентов у этой компании нет, поэтому она может задирать цены. При так называемом социализме, который у нас был, это же самое делало государство. Не несколько компаний-монополистов, а государство с несколькими министерствами. Получалось еще хуже.

Е. Никифоров: - СССР – это был никакой не социализм, но государственный капитализм, где на самом деле насильником и жестоким эксплуататором было государство. Никаких выборных Советов там не было, государство осуществляло массовое насилие над всеми гражданами.

Д. Бабич: - Причем государство было плохим эксплуататором, который сегодня хлещет тебя плеткой, а завтра в полной апатии позволяет себя обворовывать. При Сталине людей загоняли,  человек падал как лошадь в мыле. А через несколько лет, при Хрущеве или Брежневе, государство спало, как Григорий Потемкин, когда у него было плохое настроение. И плоды сталинского перенапряжения пропадали, потому что конечный результат мало кого интересовал. Советское государство – это был владелец-самодур, который не способен был управлять хозяйством разумно.

Е. Никифоров: - Вернемся к нашей теме насчет зависти. Плохо, что враждебные нам ребята отбирают у наших собственность. Но самое страшное, что наши граждане многие по этому поводу злорадствуют. Вот, наконец, у наших богачей что-то отобрали! Даже если это неправильно добытые богатства, неужели вы не понимаете, что, ограбив богатых, возьмутся и за вас? Это часть русофобии - отъем русских денег. А русофобия может коснуться любого: лицо твое не нравится – оно русское у тебя – и уже ты страдаешь, а не олигархи. Здесь не надо злорадствовать, а надо выступать в защиту права русской собственности и неприкосновенности ее. Чтобы неповадно было западным гражданам отнимать у нас наше.

Д. Бабич: - Верно. Те, кто радуется отъему собственности у русских олигархов, а так на Западе называют всех не нравящихся им богатых жителей страны Россия (не только русских), - эти злопыхатели не ассоциируют себя со страной. Они как Смердяков или лакей Яша в «Вишневом саду» у Чехова, думают, что иностранные хозяева будут к ним лучше относиться. Помните фразу Яши: «Барин, возьмите  меня в Париж! Вы же видите: кругом невежество, на кухне кормят отвратительно!» Слова Яши, далеко не образца просвещенности, очень напоминают риторику наших нынешних беглецов, 80% из которых уже вернулись: он сам не учился, но он уверен, что в России «кругом невежество». Так и наша перестроечная толпа. Кто были культурные вожди перестройки? Часто не глубокие мыслители: не Валентин Распутин, не Сергей Аверицнев – они проявили себя еще при «застое». Нет, на поверхность в перестройку вышли попсовики: Алла Пугачева, журнал «Собеседник», всякие астрологи и целители…

Е. Никифоров: - Это вполне естественно, но Пугачеву я буду защищать. Я не люблю ее творчество, но мне не нравится сегодняшняя атака прессы на певицу, которую эта же пресса обожала в эпоху ее расцвета, когда она была кумиром всех. Ее песни захватывали душу: да, это была попса, но она собирала стадионы. Большая симфоническая музыка не собирала никогда столько. Да, попса музыка упрощенная, но она тоже должна быть. Пугачевой не за что краснеть, она честно заработала свое положение своим талантом. И те, кто кричали «Осанна», сейчас, когда она стала старой и некрасивой, спускают на нее всех собак. Мол, уехала в Израиль, значит, предательница родины!

Д. Бабич: - Я с Вами согласен. Я прошелся по поводу перестройки, но это вовсе не значит, что я хочу примкнуть к хору тех, кто сейчас выстраивает эту простую схему: был прекрасный Советский Союз, а его разрушили, в 1990-е унижали, а сейчас вот не унижают. Это схема упрощенная. 1988 год, Тысячелетие христианства на Руси в разгар перестройки – это было великое дело! Мы прекрасно помним, как после празднования дышаться стало легче в стране. За это можно быть благодарными даже тем, кого мы в других моментах осуждаем. Горбачева можно за многое осуждать, но тогда, когда он позволил реабилитировать веру, он был велик.

Хотелось бы процитировать слова святого Иоанна Лествичника, который жил большую часть жизни в монастыре на Синае. Как многие монахи, он исследовал феномен зависти в себе, боролся с ним. И он сказал: «Господь слепые очи послушных умудряет, чтобы видеть добродетели учителя, и затемняет, чтобы не видеть недостатков его. Ненавистник же добра поступает напротив». Давайте в тех, кто были в жизни нашими учителями (а это и писатели, и музыканты, и политики) видеть прежде всего хорошее. Например, Александр Солженицын. Его многие не любят даже из тех, кто относят себя к патриотам России. Есть православные, которые говорят, что он не постился и не соблюдал полностью православные обряды. Значит, мол, он не достоин и нашего уважения.

Е. Никифоров: - А бывшее в его жизни десятилетие ГУЛАГа, жесточайших страданий – это был не пост? Даже сейчас пожилым благословляется послабление поста, а тут человек перенес такое…

Д. Бабич: - В беседе о Солженицыне надо говорить не о тех моментах, когда он проявлял некоторые свои человеческие качества, которые не всем нравились. Он был человек эмоциональный, часто обижался на кого-то,  давал резкие оценки. Ему, например, показалось, что  фильм Тарковского и Кончаловского «Андрей Рублев» - это клевета на средневековую Россию.

У всех у нас бывали в жизни такие моменты раздражения, незрелых оценок.

А вы лучше посмотрите на самый высший момент его жизни – когда он находился  в шарашке в Марфино, жил неплохо, но добровольно поссорился с начальником, чтобы его отправили в лагерь. Он поставил себе цель: спуститься в ад,  чтобы увидеть, что это такое. И дальше было то, что Вы рассказываете. В лагере у него был рак, он чуть не умер, но его спас другой зэк, провел ему операцию в условиях ГУЛАГа. А после этого мы говорим, что человек не соблюдал в полной мере православных обрядов!

Зависть бывает разная – не только к богатству. Те, кто пытается совершать нападки на Солженицына, имеют зависть духовную, интеллектуальную, которую часто испытывают люди, которые сами претендуют на какое-то положение учителей, публицистов. Это бывает еще больший грех, чем зависть примитивная – имущественная.

Нас сейчас пытаются искусить завистью. Вот заголовок немецкого журнала «Шпигель»: Где Алина Кабаева и ее сыновья?

Е. Никифоров: - Что им Кабаева? Зачем им это?

Д. Бабич: - Это привлечет читателя, даже может быть и российского, хотя как сейчас оплатить пользование журналом «Шпигель», пусть даже и в Интернете, неясно. Но логика ясна. Они слышали, что имя Кабаевой бульварная пресса связывает с Путиным. Значит, надо поскорее людям сказать, что живет она очень хорошо. И намекнуть, а то и прямой клеветой заняться: сказать, что все ее заработки – от него. Как будто чемпионские титулы в гимнастике ничего не значат и даются легко!

Они выяснили, что рожала она в Швейцарии много лет назад, и вот решии: сейчас надо это рассказать. Потом такая новость того же дня: у Павла Гусева, главного редактора «Московского комсомольца», отняли в Финляндии дачу и наложили запрет на его банковские транзакции в Финляндии. За что? Официально – за то, что «Московский комсомолец» в целом, цитирую, «поддерживает нарратив Кремля насчет военных действия на территории Украины».

Е. Никифоров: - У «Радонежа», смотри, не копейки за душой, ни дачи и даже будки собачей в чухонской деревне нет. Но и здесь они нас старались в течение всего Великого поста обстреливать. Измучили дидос-атаками наших айтишников, мешали нашим слушателям. Пытались сделать так, чтобы нашу радиостанцию забанили, запретили. И у них получилось: наши проповеднические передачи все забанили на Ютюбе. Культура отмены. Они пытались отменить радиостанцию, потому что м якобы дискриминационно высказываемся. Кстати, дискриминация – дело плохое, это худшее проявление зависти, о которой мы говорим. Поэтому хочется им задать вопрос: почему Радонеж дискриминируют? Почему не дают высказываться нашей точке зрения?

Д. Бабич: - Зависть слепа и глупа настолько, что добивается обратного результата. Тот же «Шпигель» пишет о Кабаевой, что она в России возглавляет Национальную медиа-группу. Так называется холдинг, который владеет несколькими СМИ. Дальше вопрос к западным мудрецам: послушайте, как вы думаете, как теперь эта Национальная медиа-группа будет относиться к Западу? После того, как вы преследуете руководителя этого холдинга: замораживаете счета, распространяете слухи? А теперь еще британское правительство объявило, что накладывает санкции на бабушку Кабаевой – Анну Зацепилину?

 

Господа западные мудрецы, как вы будете относиться к силе, которая преследует вашу бабушку? Неудивительно, откуда берется негативное отношение наших СМИ к украинскому режиму, Евросоюзу, к США. Недовольство Запада тем, что в России стало меньше прозападных СМИ, просто смешно. Они объясняют такое отношение репрессиями. На самом деле это сам Запад провоцирует такое отношение своими преследованиями.

Е. Никифоров: - Верно! Это как Украина требовала возвращения Крыма. Крымчане должны были полюбить Украину и вернуться после того, как киевские чиновники и активисты националистических групп у них отняли воду и отключили электричество. Спровоцировали засуху. Хорошо, что мы выкрутились, спасибо Путину, что спас крымское население, перебросив воду «с материка». Но господа украинцы, как может вас полюбить Донбасс, если вы пришли с пушками и требуете вернуться в Украину своих собственных граждан, обстреливая и убивая их детей. Кто к вам возвратится?

Д. Бабич: - И вот еще совершено хрестоматийный пример: после того, как у Павла Гусева в Финляндии отняли дачу, «Московский комсомолец» вдруг разлюбил Евросоюз, хотя раньше МК Европой без конца восхищался. Можно припомнить Гусеву, что у него печатались такие люди, как Аркадий Бабченко, впоследствии выдававший себя за убитого Россией «честного журналиста». Или такие, как Ганопольский.

Е. Никифоров: - А я и тут предлагаю вернуться к  неприятию зависти: мы должны быть солидарны со всем русским народом, даже если у не лучшего его представителя отняли дачу!

Д. Бабич: - Теперь он будет вдвойне наш, потому что отняли те, на кого Гусев рассчитывал: отняло финское правительственное ведомство.

Е. Никифоров: - Это  ему урок, и слава Богу. Путин предупреждал, что их деньги и за границей найдут. Оказался прав.

Д. Бабич: - Думаю, что все сегодняшние примеры хорошо иллюстрируют мысль апостола Иакова, что там, где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Это справедливо и в экономике, и в обычной жизни, не бывает так, что завистник оказывается счастливым. Не бывает, что политический строй, основанный на зависти или классовой борьбе, или на том, чтобы этнос обиженный брал реванш, как на Украине.  Неправильно, когда из зависти совершаются худые дела.

Е. Никифоров: - Это одно из классических определений зависти – чувство досады, вызванное превосходством и благополучием другого. Эта украинская зависть и вызвана чувством собственной неполноценности, к сожалению. Не смогли справиться с таким подарком – страной, которую Господь им подарил: этот чернозем десятиметровый, промышленность, да и выходы к морю. Всё, что можно было народу подарить для его благополучия. Всё профукали. Но коснемся парадоксальной вещи, на которую пошли наши западные партнеры – дискриминация нашего Патриарха. Завистники России даже к нему предъявляют претензии.

Д. Бабич: - Не просто претензии, но довольно подлые вещи. Процитирую «Наблюдатель за ЕС» (EU Observer), издание из Бельгии: их корреспонденты уже видели  проект постановления ЕС о санкциях в отношении патриарха Всея Руси Кирилла, где «имя патриарха будет стоять рядом с именами российских насильников и убийц, которых ЭС подозревает в военных преступлениях на территории Украины и этот список будет опубликован в мае». Конец цитаты.

Е. Никифоров: - Как эта порочная безумная фантазия могла войти в голову людей!

Д. Бабич: - Они плохо знают Евангелие. Христа распяли рядом с разбойниками. Настоящими. Уверен, во время нынешнего конфликта совершались жестокости и с российской, и с украинской стороны, но реальной картины мы не знаем. Но уже называют имена русских виновников, и Запад верит в их виновность. Враги думают, что поместят имя Патриарха рядом с этими именами, и этим они его уязвят или оскорбят. Заставили ведь священников Украинской Церкви Московского патриархата перестать поминать Патриарха во время служб в храмах на территории Украины, которая сегодня контролируется Зеленским. Патриарх на это ответил потрясающе: «Когда кто-то из-за страха отказывается поминать Патриарха, то это конечно есть признак слабости. Меня это не обижает, но это опасно для духовной жизни тех, кто в малом отступает от истины, потому что сегодня ты в малом отступил, а завтра отступишь в большом». Патриарх не за себя обижается, ему лично не нужно, чтобы его славили, поминали.

Е. Никифоров: - Он просто ставит духовный диагноз – малодушие. В себе, в душе покопайтесь, источники ваших поступков постарайтесь увидеть. Вот в чем мысль святейшего Патриарха. А то, что он не переживает, так я могу в этом усомниться. Я видел, как переживал Патриарх Алексий Второй, который мелочи какие-то читал про себя в «Московском комсомольце». Патриарх после этого ночами не спал, давление подскакивало. Измучали Патриарха, а ведь он был гипертоник…  А Патриарх наш нынешний тоже уже пожилой вполне, и такие вещи не могут проходить бесследно. А лекарство у него все то же: молится и к миру призывает. Самое поразительное: как люди не видят, что знамя Церкви – это знамя мира. Сколько Церковь сделала для беженцев! И пусть мне укажут хоть одну из его проповедей, где он говорил бы что-то за войну, за уничтожение людей. Мир, мир, мир! Но люди перетолковывают даже проповедь мира, объявляют ее проповедью войны, «потаканием Путину в жажде крови».

Д. Бабич: - Путин, может быть, меньше всех был заинтересован в той трагедии, которая происходит сейчас. Но доходит до смешного. Заголовок в журнале французском под названием «Пуэн»: «Патриарх Кирилл - олигарх в сутане». Автор не знает, что сутана – это облачение только католических священников.

Е. Никифоров: - Хотел бы вспомнить красивую святоотеческую фразу из притч Соломоновых. «Кроткое сердце жизнь для тела, зависть – гниль для костей».

Д. Бабич: - Это известная фраза. Хочу напомнить, что патриарх Тихон, в святости которого не имеет  права сомневаться ни один православный человек, не принял Брестский мир, по которому от России отторгалась Украина, Белоруссия и Крым. Не принял, хотя это был март 1918 года и возникало государство, которое хотело уничтожить Церковь. Это государство самого владыку Тихона чуть не убило, но Патриарх Тихон все равно сказал, что не мог назвать это соглашение миром хотя бы потому, что «миллионы православных русских окажутся в чуждой среде». И в этот раз Патриарх за мир, но при этом он не желает, чтобы миллионы православных русских людей оказались под духовной властью ПЦУ и прочих, чтобы они были отторгнуты от России. Вот, что его заставляет не встать на позицию пацифизма. Такое отторжение миллионов православных – не мир, это война в другой форме.

Е. Никифоров: - Итак, завистники России, попомните о гнили своих костей!

Д. Бабич: - А слушателей наших благодарим за внимание, прощаемся, храни Бог!      

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+