Перейти к основному содержанию

15:58 20.04.2024

Александр Щипков: Справедливость и традиция — будущая идеология России

29.12.2021 21:05:06

Социальные тенденции в России в последнее время позволяют говорить о наметившемся движении общества к социал-традиционализму. Этот вектор предполагает стремление к такой модели развития, в которой сочетаются два приоритета: государство с широкими социальными гарантиями и традиционные ценности в политике, культуре, идеологии. Данная модель не является кабинетной и доктринерской. Она отражает специфический характер русской ментальности, которая сочетает в себе береженое отношение к наследию и запрос на социальную и нравственную справедливость.

Для человека религиозного эти два ориентира в равной мере благодатны в христианском смысле слова. Русскому сознанию чужд юридизм. Законы необходимы для управления обществом, их следует уважать. Но в той части нашей повседневности, которая не регламентируется строкой закона, мы живем по благодати, а если переводить это на светский язык — по справедливости, или, как говорят в народе, «по совести».

Высший закон для России — это и есть нравственность и справедливость. Сегодня отечественные юристы все чаще приходят к тому, что для нашей страны нравственный закон первичен и только он может и должен служить источником формального гражданского права. Такова наша традиция.

Когда мы говорим о традиции, мы имеем в виду не только русские культурно-исторические особенности, но и традицию как метод отношения к миру, как метод построения мировоззрения, как «общую эпистемологию», если изъясняться языком профессиональных философов. Традицию невозможно законсервировать, потому что она не статична, а динамична. Это способ передачи и наследования опыта поколений, исторического, политического, религиозного, научного, национального. Именно таким образом рождаются наша история, наши победы, наша научная традиция, наша литература — за всем этим стоят общие принципы ретрансляции культурных содержаний.

В традиции нет прошлого, нет «вчера», «сегодня» и «завтра» — все это части одного целого. Психологически такой взгляд на мир соответствует христианскому религиозному взгляду, поскольку в христианстве нет места смерти.

Важнейшим хранителем традиции является Церковь — единое пространство, единый вселенский Дом как для живых, так и для ушедших. И наши предшественники, и наши дети, и те, кто еще не появился на свет, — все они с церковной точки зрения пребывают вместе с нами, составляя одну большую семью.

В Церкви нет хронометрического времени, все события сконцентрированы в одной точке, во Христе. Молясь, мы читаем «Отче наш» и понимаем, что Александр Невский произносил те же самые слова 800 лет назад и что наши правнуки будут произносить их снова. Это не столько вневременность, сколько все-временность — очень важная сторона русского религиозного сознания.

Особую роль в передаче коллективного опыта играет так называемый договор поколений. Яркий пример этого явления — «Бессмертный полк». В этом полку живые идут рядом с павшими в боях, и таким образом происходит единение народа, поколений. В этот момент в народе, как и в Церкви, нет богатых и бедных, нет живых и умерших, все пребывают вместе, все равны друг другу. Это и есть «разговор» поколений. Вот почему мы имеем все основания употреблять словосочетание «Бессмертный полк» без кавычек. Бессмертный полк, подобно церковному крестному ходу, — это, в сущности, религиозная практика, хотя здесь речь идет преимущественно о гражданской религии.

После неразберихи 1990-х годов мы постепенно вернулись к осознанию неизбежности и необходимости прояснения собственной идеологии. Сегодня мы наблюдаем двуединый процесс: с одной стороны, в риторике президента России, начиная со знаменитой Мюнхенской речи и заканчивая Валдайской речью 2021 года, постоянно звучат идеи традиционалистского характера. С другой стороны, Россия делает «левый поворот», то есть поворот в сторону социально ориентированной политики и экономики. С начала пандемии в стране было принято немало социальных решений, соответствующих идейным установкам социального политического спектра.

При этом между социально ориентированной (соответствующей интересам социального большинства) и традиционалистской позицией нет подлинных противоречий, есть лишь надуманные и случайные стилистические расхождения, которые вполне преодолимы. На глубинном уровне оба указанные вектора органично развиваются и поддерживают друг друга. Это закономерно, так как идея справедливости глубоко традиционна и характерна для православной культуры. Ведь по большому счету традиция — это Христос, а Евангелие — это книга о справедливости.

Понимая все это и продолжая следовать в выбранном направлении, мы придем к модели социал-традиционалистского общества.

______________________

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
13 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+