Перейти к основному содержанию

05:57 19.04.2024

У Бога нет мертвых

12.11.2021 10:07:34

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2021/11/05/21-00

А. Арендаренко: - о.Алексий, хочу поздравить вас с успехом. Увидели вашу фотографию и ваших соработников на вручении премии Русского географического общества, которая вручается один раз в два года. Ваш проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» стал лауреатом премии в номинации «Лучший историко-культурный проект». Сердечно вас поздравляем!

о. Алексий: - Спасибо! Когда мы шли на вручение, я был абсолютно уверен, что нам она не достанется, потому что мы уже получили в этом году другую премию Русского географического общества «Хрустальный компас». Она была вручена нам как региональному проекту. Оказалось, что в несогласованности действий подали заявку на две премии. Разные сотрудники, не зная того, подали заявки на разные премии. С большой радостью узнал, что там проходит выставка, посвящённая Юлию Михайловичу Шокальскому. Это замечательный исследователь, учёный. И, кстати, именно на проезде Шокальского находится наш храм.

Мне было приятно, что ему посвящена выставка. Оказалось, что он возглавлял Русское географическое общество с 1917 по 1931 год. Передал он эту должность Николаю Вавилову. Уникальный человек. Потрясением оказалось то, что премию присудили нам. На получение премии поступило 800 заявок. И участники все очень достойные. Русское географическое общество - совершенно замечательная организация. Она одна из самых первых в мире, если я не ошибаюсь с 1847 года. Я молился о том, чтобы была воля Господа и большее количество людей узнало о бедственном состоянии деревянного зодчества и, возможно, отправилось бы на русский Север эти храмы поддержать. Когда я позвонил владыке, чтобы взять его благословение, он пожелал нам победить. Милостью Божией, Господь так устроил, что премию получили участники нашего проекта. Повторюсь, все, кто так или иначе участвовал в конкурсе, очень достойные люди. Однако в нашем проекте, когда человек отправляется не в неизвестность на несколько дней с неизвестными ему людьми, чтобы реально очень много потрудиться, есть ещё и момент подвига, а не просто работы или хобби. Думаю, что именно этот подвиг и был оценен. Когда вручается премия, это ещё некоторое указание на то, как и куда двигаться остальным.

А. Арендаренко: - Радуюсь каждой победе. Не нам, не нам, Господи, но имени Твоему дай славу!

о. Алексий: - С другой стороны, это очень важно для всех участников, которых это тоже подбадривает и поддерживает, что есть признание, значит, будет какая-то помощь. Есть известность, люди об этом узнают. Вот это очень важная, главная мера и значение всякой награды и этой в частности.

А. Арендаренко: - Радуемся, разделяем вашу радость, желаем, чтобы умножались ряды ваших соработников, ну и премия же, наверное, в том числе и материальная поддержка? Тоже немаловажно.

о. Алексий: - Материальное содержание премии около полумиллиона рублей. Я советовался с владыкой о том, как потратить эту премию. Была мысль раздать эти средства нашим волонтерам, но владыка ответил, что в этом случае каждому не достанется даже по тысяче, и предложил закупить что-то для экспедиций будущего года. И люди в очередной экуспедиции будут знать, что палатка или инструмент куплены как раз на эту премию. Мы ещё обсудим это с командирами экспедиций, но я думаю, что именно так мы эту премию реализуем.

А. Арендаренко: - Батюшка, мы ещё поговорим о проекте, вернёмся к нему, потому что это, собственно, тоже часть служения. Сейчас давайте обратимся к завтрашнему великому дню нашей Церкви - Дмитровской родительской субботе.

о. Алексий: - Я очень радуюсь еще и тому, что в нашей Церкви нет мёртвых. Представьте себе, мы отмечаем особый день поминовения, который был установлен по благословению преподобного Сергия Радонежского нашим князем Дмитрием Донским более 600 лет назад. 600 лет в храме совершается молитва. У Бога нет мертвых. Все живы. Церковь это тот организм, который делает нас частью вечности и нашего народа. Мы столетиями чтим подвиг совершивших дело защиты нашего отечества и становимся частью нашего народа, культуры. Все молитвы, которые мы воссылаем, тоже бессмертны. Мы молимся и о своих близких, которые жили не так давно. Замечательный пример подал священномученик Иоанн Восторгов. Он говорил проповеди после всех служб, которые совершал, а также и после треб. Это то, в чем нуждаются наши люди. Слова молитвы приводят людей к Богу, соединяют Бога и человека, но важны и слова пастыря, его мысли, чувства, переживания. По примеру батюшки стараюсь не пропускать ни одной службы, чтоб не рассказать что-то душеполезное именно сегодня. Готовясь к сегодняшней службе, прочитал слова святителя Николая Сербского, который не так давно почил - 60-е годы прошлого века. Святитель Николай уже был современником научно-технического прогресса. Удивительно, люди, близкие к нам по времени используют термины, которые неведомы были отцам первых веков. Когда мы молимся за умерших, мы все равно что говорим по телефону. Мы и отдаем и получаем. Есть обратная связь. Святитель говорит, что у древних римлян была пословица: De mortuis aut bene, aut nihil - о мертвых или хорошо, или ничего. Эта пословица была вызвана тем, что древние римляне боялись мести со стороны умерших или богов языческих. Потому предпочитали мир мертвых не трогать. В нашем контексте православных людей эта пословица тоже приемлема, но с совершено другим смыслом. Если мы говорим о почивших плохое, то святитель Николай нас предупреждает, что таким образом мы и себе повредим и мертвым. Это неполезно. Но напротив, если мы можем простить, найти среди нехороших качеств хорошие, можем за них помолиться, то в этом случае мы увеличиваем количество людей, которые воскреснут для Царствия Небесного. В этом случае мы изменяем их вечность. Но и они в свою очередь за нас предстательствуют. Эта молитва имеет обратную связь. И мы от этой молитвы преображаемся. В этом смысле святитель и сравнивает молитву с разговором по телефону, когда мы и отдаем, и получаем, незримое общение происходит. Я сам свидетель того, что люди, которые молились о упокоении близких, дольше живут даже, умирают, имея возможность покаяния.

А. Арендаренко: - К тому же это тоже исполнение заповеди почитания отца и матери?

о. Алексий: - Верно. И с другой стороны, это уникальная возможность. Отец Кирилл Павлов говорил, что когда мы предстанем на суд Божий, они засвидетельствуют, что мы их поминали и молились, и они с радостью увидят нас перед Богом, будут нашими друзьями, будут ходатайствовать за нас. Мы так увеличиваем количество друзей там, перед Богом. Есть хороший пример. Я вырос в Воронеже. Там жил прекрасный иеродиакон Феофан, потом схиархидиакон Николай Лагздин. Мы познакомились, когда мне было 16. Он стоял у мощей святителя Митрофана, мы познакомились, подружились, он мне стал как настоящий дедушка. Я так его и называл. Своих внуков у него не было. Он жил в миру, в городе, монахом стал на пенсии уже будучи. Для меня он стал настоящим духовным отцом. Он молился о упокоении своих близких, товарищей, которые погибли в боях, оставил мне свои синодики примерно на 2000 имен. Я не всегда сам прочитываю - это занимает порядка 40 минут. А каждую службу он их прочитывал, частички вынимал. Я раздаю алтарникам, они их поминают. Господь продлил год его жизни в здравии, служении Церкви и Богу. Он почил в 83 года, как и хотел, немного поболев перед смертью, каждый день исповедуясь и причащаясь, потом он пострижен в схиму был. И вот так пред Богом предстал.

Тел.звонок: - Когда молюсь дома или в храме, то на память приходит тот или иной перешедший в иной мир человек, как это понимать? Можно ли за его грехи просить прощения?

о. Алексий: - За его грехи молиться не нужно, а можно за усопших сделать доброе дело. Просто, например, помочь чистить снег в храме или иначе. Для усопших можно делать добрые дела. Я когда был ребенком лет пяти, то приезжал в Моршанск с мамой к своей бабушке Лене. Через дом от нас жил человек, который был, видимо, алкоголиком. Меня даже ругали, когда он меня в свой дом приглашал. Его звали Алексей. Один раз он меня пригласил, накормил колбасой и спросил, не выпить ли ему. Странно, но от него я чувствовал любовь и заботу, хоть и мама ругала за общение с ним. Что его ко мне тянуло? Не знаю, но молюсь за него Господу, чтоб простил ему согрешения и даровал Царствие Божие. Мы должны, как говорит святитель Николай, даже в самом плохом найти хорошее и молиться. Нельзя молиться только за тех, кто умышленно отворачивался от Бога, противопоставлял себя Богу. Это было их решение и они были хулителями Духа Святаго. Когда человек говорит на белое, что это черное, остается в этом непреклонным, идет до конца, то в этом случае молиться нельзя - это его выбор, решение. Но люди, как правило, больше согрешают по неведению, незнанию, слабости, и молиться о них нужно, вспоминая хорошее. Господь будет судить той мерой, которой и мы меряем. Если мы прощаем, то и Он нас простит. Вспомнили кого-то - помолитесь. Ему нужны наши молитвы. Нет ничего важнее, чем молитвы, в том Царстве. Когда человек живет, он может прийти в храм, принести Господу покаяние, перекреститься, сделать доброе дело. Когда человек умирает, то ничего этого сделать он уже не может. Мы можем стать его устами, его ногами, которые придут в храм, его руками, которые делают доброе дело, Господь это дело примет за почившего. Особенно важно на проскомидии поминать почивших. Отец Кирилл Павлов приводил пример об одном афонском старце, который любил молиться о упокоении почивших. И как-то он видел в тонком сне себя на прекрасной лужайке с удивительно красивыми деревьями и домиками. Там был его друг, монах, который почил уже давно. Он подошел к другу, поцеловал, спросил: «Как живется?». «Хорошо», - было в ответ. – «Знаешь, что я за тебя молюсь?» -«Конечно, знаю. Когда вы молитесь и у вас бывает проскомидия, у нас здесь великий праздник». Если мы поминаем о упокоении наших близких, когда вынимается частичка и потом погружается в Кровь Христову со словам: «Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною». Во время Литургии души из Царствия Небесного тоже молятся за нас, а те, кто в аду, то на время Литургии прекращаются мучения, а дальше по милосердию своему Господь эти мучения уменьшает, человек все больше в Царствие Небесное поднимается. Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст. Он строго говорит по этому поводу. Есть возможность облегчить наказание умершего грешника, если будем творить за него частую молитву и раздавать милостыню, то хотя бы он был недостоин сам по себе, Бог услышит нас. 

Знаю, что некоторые поминают и родителей святых. Преподобный Серафим просил молиться о упокоении его родителей Агафьи и Исидора и говорил, что милость Божия тех не оставит. Я в юности читал это наставление, с тех пор их и поминаю как своих родных. Господь сподобил стать настоятелем храма в честь Серафима Саровского.

А. Арендаренко: - Многие из наших дедушек-бабушек отошли в жизнь вечную, даже не имея возможности причаститься, побывать в храме. О них мы должны молиться сугубо. Они ведь нас учили. Я сама училась у бабушки своей, от которой я с детства знала несколько молитв. У каждого почти была такая бабушка.

о. Алексий: - У меня была такая бабушка Елена. Она водила меня в храм на причастие. Помню, как я не хотел. Помню, как она молилась. Эти люди выстояли в жесткой среде антирелигиозной пропаганды, они для нас веру сохранили, живую традицию веры, молитвы для нас передали. Наших бабушек вообще никто не учил. Но они Бога чувствовали, любили, стремились к Нему, в храм ходили.

А. Арендаренко: - В моем детстве храмов уже никаких не было, а на Пасху и Рождество собирались дома и совершали службу мирским чином. Царствие Небесное нашим родителям и прародителям. В эту родительскую также совершается и память иконы Богородицы «Всех скорбящих Радосте».

Вернемся к нашему разговору. Сначала это было общее дело, которое начиналось горсткой  людей, но по благословению выросло в огромный проект, получило премию, а также явилось началом других проектов.  Вы нам рассказывали про Пасху и Рождество в заброшенных храмах. Еще важнее приобщение к вере молодежи,  а современным детям даже сосредоточиться трудно. Учителя жалуются в школах на неусидчивость. В храме идут им навстречу,разрешая выйти, если устали, немного отвлечься, но при этом важно иметь благоговейность.

о. Алексий: - Есть и совсем больная тема - использование гаджетов. До меня здесь  в эфире выступал отец Сергий Правдолюбов. Он рассказывал, как один из ректоров Духовной семинарии был в Оксфорде. Ему все показали. Оказалось, что у них нет вообще никаких телефонов, средств связи, потому что они воспитывают элиту, будущее, там, как и раньше, люди читают книги, общаются. Это общее правило для всех пансионов - никаких гаджетов. Кстати сказать, в нашем Суворовском училище такие же правила. Они пользуются только кнопочными телефонами час в день. Сейчас они, бедные, на карантине, по домам их не отпускают, сидят. И богослужения запрещено проводить. Им тяжело.

Тел.звонок: - Если подали записки в одном храме, а на службу попали в другой, услышали ли наши молитвы наши близкие?

о. Алексий: - Не смущайтесь, ваши родные знают всё, что вы делаете. Господь попускает знать, потому что от этого зависит их вечность. Если вы хорошая дочка, внучка, то за каждое ваше доброе дело награду получает и ваша мама, если она почила, бабушка и прабабушка, вообще весь род. Также и плохое - если мы делаем, то со всех взыскивается, потому что они недомолились, недоучили, недопостились, подвиг не совершили до конца. Поэтому мы напрямую несем ответственность за наших предков. Наш род за нас очень переживает, чтобы мы были благочестивы и боголюбивы. Какая машина и еда - это не так важно, но важно, что в нашем сердце, помним ли мы Бога, молимся ли Ему. Молитва за умерших - жизнь нашего народа. Когда она прекратиться, то прекратится русский народ. Потому что частью народа мы становимся тогда, когда молимся за усопших наших. Ведь и Александр Невский, и Дмитрий Донской - наш народ. Кстати, именно в честь него устроена Дмитриевская родительская суббота. Мы становимся частью нашего народа, в силу тех вневременных молитв, которые мы в храме возносим. Молитвы не касаются вечности, они вне вечности, и мы, засчет нашего обращения к Богу, вне времени. Когда мы предстанем перед Богом, это будет самым ценным, что мы совершили. Молиться - нелегко, найти силы пойти в храм - нелегко, каждое утро и вечер молиться - нелегко. Владыка Тихон Шевкунов говорит, что самое тяжелое - это ухаживать за пожилыми родителями и понуждать себя на молитву. Молитва - это подвиг и самое драгоценное, что есть на земле. Когда мы молимся, то приводим в действие самого Бога. Это как протянутая к Богу рука, чтоб получить от Него великие и богатые милости. Наш народ любил молиться, и никогда молитва не подводила, всегда Господь защищал. Праздновали недавно Казанскую, вспомним историю, ведь всего лишь несколько часов тогда отделяли нас от гибели. К Москве, когда её штурмовали наши ополченцы, подходил обоз с опытным военачальником, достаточным количеством вооружения, питания. Шёл он из Польши. И если бы за несколько часов мы бы не решили ход сражения, то история сложилась бы по-другому. Один историк заметил, что Богородица помогает тому, кто делает всё, что возможно. Наши прадеды сделали всё, что зависело от них. Победа досталась нам. Царица Небесная помогла. Люди перед штурмом не спали, не ели как следует, не набирались сил, а возложили на себя пост с молитвой, потому что понимали, что только милость Божия поможет им. Не приходилось профессиональным военным штурмовать хорошо укреплённую крепость с элитными войсками. Господь помог. Поэтому родные ваши вас видят, слышат, и чрезвычайно благодарят за ваши молитвы.

А. Арендаренко: - Мне рассказывала мама, а ей свою очередь рассказывала её мама, что существовала благочестивая такая легенда о том, что на родительские субботы и поминовения, да и вообще каждую субботу, когда мы служим панихиду, родные стоят и ждут у нас у дверей храма - приходим ли мы помолиться. Наверное, всё-таки это благочестивая легенда, кто это может знать... Так вот храмы были закрыты и мама девочкой ходила мимо этого закрытого храма в селе Самохвалово, сейчас, слава Богу, храм открыт, там служат. Там было зернохранилище. И они падали на коленки молились на храм, на котором уже не было креста, и старались в поминальные дни хотя бы просто прийти постоять у стен храма. Как люди хранили в такие годы веру! А мы теперь часто расслаблены и всё у нас какие-то дела.

о. Алексий: - Вы сейчас упомянули о тех проектах, которые вокруг нашего основного проекта «Общее дело» появляются. В частности о молитве в некогда заброшенных храмах. Хочу порадоваться и поблагодарить всех участников проекта «Пасха в каждом храме», потому что богослужение на эту Пасху совершилось более чем в 200 храмах нашей страны. В этих храмах не было священнослужителей. Зачастую они находятся просто в руинах. Этот проект в этом году осуществлялся по благословению Святейшего Патриарха и митрополита Белгородского Иоанна, председателя миссионерского отдела. Он отправил соответствующие тексты в миссии отделы епархии, отделы ответили о том, как они провели, организовали этот проект. Наш проект «Общее дело» это просто частичка Церкви, где всё делается соборно, по благословению. И потом мне прислали эти отчёты, и оказалось, что эти служения в брошенных храмах в огромном количестве случаев организовывали и священнослужители. То есть не просто люди собрались и мирским чином помолились, а батюшки ездили и вместе в этих руинах совершали службы. Нужно думать, что служб было больше, чем 200. Архиереи писали, что проект они реализовали, целиком и полностью, но количество храмов не указывали. Я посчитал только те, которые есть с фотографиями, о которых мы чётко всё знаем, по которым отчитались. А самих храмов больше 4000. Это брошенные храмы. Грядёт Рождество Христово. Если кто-то хочет на Рождество в храме помолиться, о том, как сделать такой маленький чин, мы расскажем, напишите нам на сайт, мы все необходимые материалы предоставим. Мы должны помнить, что не можем быть расслабленными, мы либо будем подвиг совершать, либо ничего хорошего не происходит. Подвиг нам нужен. Есть Рождество, и на рождественской неделе, почему бы не съездить помолиться, даже преодолевая какие-то трудности передвижения, но зато это Рождество будет настоящим Рождеством, вы что-то Христу принесёте, как волхвы пришли с дарами. Вы могли бы пойти в храм, прихожане которого так надеялись, когда умирали, что храм не будет разрушен, умирали за это. Священнослужителей отправляли в лагеря, тюрьмы, они возвращались и всё равно ходатайствовали о храме. И когда вы приходите в такие храмы, молитесь на Рождество, то в этом случае вместе с вами молятся все, кто этот храм когда-то строил, а потом в советские годы жизнь отдавал за то, чтобы хоть в руинах, но дошёл до наших дней.

Вопрос: - Прочитала о пророчествах преподобного Серафима Саровского. Что вы знаете об этом?

о. Алексий: - Когда мы читаем книги, то нужно смотреть, напечатана ли книга по благословению кого-либо или по рекомендации Издательского совета Русской Православной Церкви. Как ни прискорбно, но, как и во времена преподобного, есть те, кто призывает к расколу. Сам преподобный  старался исцелить раскол старообрядчества, и немало он по этому поводу говорил, что некоторые стараются разрушить Церковь по самым разным поводам. Давайте подумаем, насколько правда то, что написано в этой книге. Возьмем текст. «Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет» и так далее… Если бы преподобный жил более ста лет, дожил бы до революции. Посмотрим на наших архиереев. Кто остался верным Богу, а кто стал предателем? Митрополит Илларион Троицкий свидетельствовал, что какие бы жуткие гонения ни происходили, к удивлению всех, в том числе и самой Церкви, оказалось, что предателей нет. Во времена 12-ти апостолов один Иуда предал. И тогда, несмотря на пытки, истязания, мор голодом, крысами (когда голодных крыс выпускали на людей и они заживо грызли их в темноте, без света), спуск с лестницы в на Анзерском скиту, когда к концу лестницы долетало уже месиво из костей… И несмотря на эти пытки и страдания, оказалось, что Церковь верна Богу, архиереи верны. Священнослужителям и их детям угрожали расправой, если не предадут Церковь или хотя бы не снимут крест. И люди оставались верны Христу, шли на пытки. У патриарха нашего дедушка был верующим, был старостой храма. Когда его в очередной раз арестовали за то, что общался с молодыми людьми, оставался старостой, жена спросила, на кого он их оставляет - голод вокруг. Он ответил, на Царицу Небесную. И когда закончилась еда, соседи все поумирали от голода, кто-то постучал в дверь его супруге и оставил мешок с мукой. Благодаря этому выжил отец патриарха и остальные домочадцы. Таким чудом спаслись от смерти голодной. Господь сохранил семью человека, который больше 30 лет находился в тюрьмах и лагерях. Ему запрещено приезжать в столицу. Поэтому давайте посмотрим на то, насколько правдивы слова, которые приписывают преподобному Серафиму. А кто для нас Церковь сохранил? Если бы все были предателями, дружно сказали бы про опиум для народа, про работу за деньги, а теперь они готовы говорить, что Бога нет и сотрудничать с советской властью. Такого не было. Был общецерковный подвиг. Десятки тысяч священнослужителей были истреблены физически только за то, что они отказались снимать крест. И сейчас горько и больно, что люди не проходят испытания на веру в Бога. Верят они в прививки или не прививки? Люди несут такую чушь, что прививка это печать антихриста. Вы в кого верите? В Бога ли? Если в историю глянуть и вспомнить эпидемию холеры во время святителя Филарета, митрополита Московского. Некоторые считали, что если солдаты обрабатывают колодцы, то именно они их и заражают. Как вы думаете, где эти люди, которые так поступали, возмущали народ на борьбу со своим правительством? Холера закончилась, а с людьми-то что? Или, например, было запрещено отпевать умершего от холеры в церкви, только на кладбище. И когда кто-то нарушал этот закон, то митрополит Филарет запрещал этого священника, потому что только так и можно было поступать. А это митрополит Филарет, в святости которого вообще никто не сомневался. И сейчас мощи его в храме Христа Спасителя. Насколько были разумны те, кто поднимал восстание? А по поводу прививок: на днях пересмотрел с детьми фильм «Кавказская пленница». Если вы смотрели этот фильм, то помните эпизод, когда главный герой со своим товарищем, водителем машины, приезжают на дачу к высокопоставленному чиновнику и говорят, что будут его прививать. Кто-то был против? Никто! Люди после войны любили свой народ, доверяли правительству. Сейчас задача информационной войны сделать так, чтобы наш народ не верил своему правительству и выполнял задачи по самоуничтожению, не веря своим же врачам, с которыми мы живем на одних лестничных клетках, которые потрудились и сделали то, что необходимо для нашего здоровья. Печально, когда люди вместо веры в Бога начинают заниматься ерундой, которая неполезна абсолютно для духовной жизни.

А. Арендаренко: - Спасибо, батюшка, что нашли время и пришли поделиться с нами своими соображениями! 

о. Алексий: - Храни всех Господь!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

15.11.2021 - 11:55 :

Красивый пастырь, красивые дела. Спасибо за доставленную радость. Спасибо Радонежу за утешение в таких сложный условиях. Очень много интересных, познавательных, утешительных и утИшительных передач. Спасибо священникам, которые так много нам дарят своим присутствием в студии Радонежа. Низкий поклон всем и, конечно, доброго здравия.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
10 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+