Перейти к основному содержанию

19:13 27.09.2021

У нас много святых, ведомых и неведомых. Каждый человек по духу себе выбирает любимую икону, святого. Это правильно?

21.08.2021 11:20:31

Прямой эфир. Протоиерей Фёдор Бородин, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке (Москва)  10.08.2021

 

о. Федор: - В последние дни я служил литургию ежедневно - совершалась память нескольких очень интересных святых. Особенно интересна и их последовательность.

В воскресенье мы торжествовали память святого Никомидийского пресвитера мученика Ермолая. В понедельник была память святого великомученика целителя Пантелеймона.

В 303 году по приказу императора в огромном городе Никомидия в Малой Азии было сожжено и уничтожено около 20000 христиан.

В основном местом казни был храм, собор. Убивали сотнями, тысячами тех, кто отказывался приносить жертву языческим богам. Часть клира была спрятана. И для того, чтобы можно было продолжать совершать Таинства, и верным, оставшимся в живых, участвовать в евхаристии, нескольких священников берегли и прятали за городом. В одном таком загородном маленьком доме недалеко от дороги и прятался пресвитер Ермолай. Мимо места, где он жил, ежедневно проходил юноша-язычник, которого звали Панталеон. По другим версиям его имя была Протулион.

Священномученик Ермолай, видя его, вышел однажды из своего дома и пригласил его зайти внутрь - незнакомого человека. Он стал говорить ему о Господе Иисусе Христе, и в сердце этого юноши зажглась такая великая вера, что мы его до сих пор знаем и чтим, как Святого великомученика и целителя Пантелеимона. Они умерли один за другим. Первым был убит Ермолай и другие пресвитеры из этой общины, на следующий день был казнён и предал свою душу Господу после пыток

великомученик и целитель Пантелеймон.

Почему это важно и я об этом рассказываю? Мы не знаем, чтобы было бы, если бы Ермолай остался сидеть в доме, если бы он не вышел на дорогу. Господь мог и другим способом обратить к себе Пантелеймона, но воля его была такова, чтобы священник вышел, рискуя жизнью, и проповедовал и обращал к себе и обращал Господу.

Скоро 29 лет, как я священник, и я постоянно слышу от своих прихожан, знакомых, от людей, которые давно в церкви, что священник не должен никуда ходить. Сиди в храме, отвечай на вопросы тех, кто пришел в храм, и хочет задать тебе вопрос, сам ни к кому не подходи, никуда не ходи и не проповедуй, зачем ты ходишь в школу или куда-то ещё - прекрати. Мне кажется, что древняя Церковь житиями своих святых очень точно отвечает на этот вопрос.

В этот день совершается память Святой мученицы Параскевы римской. Если вы прочитаете её краткое житие, вы увидите, что вся её жизнь была посвящена тому, что она ходила из города в город, проповедуя о Христе. Её дважды считали мертвой после побоев, избиений, которые она за это терпела, она всё равно восставала благодатью Божией и переходила в другое место, продолжая проповедовать, пока в последнем месте ей не усекли голову мечом.

Христианин - это человек, который проповедует о Христе. Он не может молчать. Это самая большая драгоценность, которая у него есть, и он не может ей не делиться. Если почитать послание апостола Павла, то там везде благовествование, евангелизация. Благая весть по-гречески «евангелиеон». О проповеди Царствия Божия, Воскресения Христова, как о нормальном состоянии для верных, для христиан, апостол Павел всегда говорит, что это главное дело, все должны этим заниматься. К сожалению, у нас сейчас это вызывает и отторжение, даже какое-то неприятие. Есть много причин. В Российской империи не было необходимости проповедовать, за исключением каких-то окраинных территорий, где христиане сталкивались с представителями других вер, с язычниками, например. Да и у нас была только одна Казанская духовная академия, где готовили миссионеров, проповедников. В советское время нельзя было и подумать о том, чтобы не только мирянин, но священник кому бы то ни было что-то проповедовал.

Вы, наверное, слышали и читали, что священник в позднее советское время должен был согласовывать проповеди. В распечатанном виде они посылались в Совет по делам религии, а староста с возвращенным оттуда текстом, может быть даже с пометками, мог стоять на клиросе и проверять, не сильно ли батюшка уклоняется от той проповеди, которая согласована. Но сейчас время другое. И мы должны говорить своим братьям о Христе. Да, мы это не умеем, да, мы стесняемся. Мы понимаем, что главная проблема даже не в этом, а в том, что жизнь наша не соответствует тому, что мы говорим. Преподобный Нил Синайский говорил, что если ты проповедуешь, а дела подтверждают твои слова, то они сверкают, как звёзды на небе, никто не может их не заметить. Но у нас этого нет. Всё же помощь проповеди прежде всего оказывает благодать Божия. Житие священномученика Пантелеймона об этом свидетельствует в точности. Богу угодно, чтобы люди учили людей, учили вере, наставляли, призывали, или, как говорит апостол Павел, «горе мне, если я не проповедую».

Мы, конечно, можем сказать, что никто не равен апостолу Павлу. Это так, но

всё-таки рассказать о Христе хоть кому-то, хоть однокласснику, хоть сотруднику на работе, который расположен, нужно, мы не должны прятать свою веру.

Ещё хотелось бы сегодня рассказать о Смоленской иконе Пресвятой Богородицы, Одигитрии. Это одна из самых главных святынь Руси и Русской Православной Церкви. Она покровительница города Смоленска, привезена туда из Чернигова, вместе с принцессой Анной, дочерью Константинопольского императора, которая выходила замуж за русского князя. Икона была в качестве благословения передана на новую родину, которой должна была стать Русь. Вспомним эти великие святыни: иконы  Владимирская, Знамения, Тихвинская. Есть у этих икон очень много списков.

Они являются местночтимыми. Если посмотреть на календарь, то там можно увидеть много-много упоминаний икон, который почитаются в различных местностях. Эти иконы, которые вплетены в жизнь, может быть не так явно, не так известны на всю страну, всё равно своими чудесами удивительно проявляют милость Божией Матери, милость к конкретным людям, конкретным храмам, конкретным обителям.

Я хотел бы повторить историю о иконе Смоленской Пресвятой Богородицы, которая находится в нашем храме.

Был такой древний русский город Корчева. В 30-е годы делалась система водохранилищ верхней Волги, и планировалось Иваньковское водохранилище. А этот город был весь перенесен. Жители были перевезены в другие поселения, и город был затоплен. Храм были взорван, страшно осквернен. По воспоминаниям очевидцев, это было настоящее беснование, когда устроили что-то типа эшафота, и огромным топором при свидетельстве большой толпы, которая улюлюкала и кричала, рубили ризы, сосуды, иконы, кресты. Было утеряно колоссальное количество памятников церковного искусства, которым место было в любом музее мира. Иконы уничтожались якобы по желанию народа, а делалось это так. Комсомольцы или рабочие, которые участвовали в разработке этого мероприятия, обычно брали иконы у своих мам и бабушек и приносили их на публичное сожжение или на такую рубку, глумление. Если пожилой человек начинал сопротивляться, то на него строчился донос, и его могли посадить, сослать, казнить. Так собиралась небольшая часть поселка, писались статьи в газеты о том, что жители поселка с радостью избавляются от темного средневекового наследия прошлого, глядя в светлое будущее. На самом деле это все под прицелом штыков и наганов делалось. Это было горе, плач и стон. В городе Корчева было два каменных храма. Один был двухэтажный из красного кирпича построенный во второй половине 19 века. Сейчас, когда вод немного, кирпичный островок битого кирпича иногда возвышается над водой в этом месте водохранилища - это все, что осталось. Верхний храм был Преображенским. Нижний был посвящен Смоленской иконе Пресвятой Богородицы. Был он построен, чтоб хранить там главную святыню города Корчева - Смоленскую икону Божией Матери, которая была написана в годуновское время в 17 веке и прославилась многими чудесами. Икона эта была самой почитаемой святыней этого края. Ее возили, носили с крестными ходами. Она прославилась, и это описано в церковных ведомостях Тверского уезда, чудесами особенно во время холерной эпидемии. Даже есть храм, который сейчас восстановлен, который поставлен по обету жителями деревни, потому что к ним не дошла холера, принесли икону, и никто из всей деревни не заболел. Они дали обет Богу построить храм в честь этой иконы. Икона была спасена. Разные люди считают по-разному, точных сведений нет. Икона оказалась в селе Федоровское, которое стало прибрежным селом, где есть большой Успенский храм. Сейчас он открыт, и началась его реставрация. Храм огромный, в очень тяжелом состоянии. Там икона была с 1932 года до 1949 года. Священник, который служил там, признал в ней святыню корчевской земли, ежедневно служил перед ней молебен. В 1949 году он умер. Власти не разрешили прислать туда другого священника, ссылаясь на то, что в округе есть другие храмы, этот надо закрыть. Прихожане какое-то время поддерживали храм в должном состоянии, но потом его захватили, потому что это единственное крытое помещение, сделали там хранилище колхозной техники, зерна. Храм стал течь, разваливаться, рушиться и икона пропала. Где она - неизвестно.

А теперь история со стороны нашего храма. 1994 год. Ко мне обращается мой друг Алексий. Супруги наши были подругами. Мы были друзьями по храму святителя Николая в Клёниках. Моя супруга до замужества работала там лаборантом в иконописной школе. Я начинал там служение в диаконском сане в 1992 году. Когда я был назначен настоятелем храма Косьмы и Дамиана, бегал уже между двумя храмами. Однажды Алексей приехал и сказал, что есть икона, которую некуда девать. Родственник купил в Федоровском дом, в котором на чердаке икона, в никаком состоянии. Ее просят забрать, потому что он далек от Церкви и заниматься этим не будет. Просит икону забрать. Рассказывают ее историю. Когда село стало прибрежным, икона приплыла по воде к крыльцу этого дома. Это слова, которое меня заставили испугаться. И я согласился ее забрать. Согласно показаниям усопшей хозяйки дома, которая хранила икону, она была не просто перевезена на лодке, но по разлившемуся водохранилищу доплыла до этого дома. Икона была вся закрыта нарезанной фольгой, обрывками покровцов, воздухов, закладок церковных, кусочков фелони может быть, все в страшном состоянии, пропитано каким-то немыслимым слоем пыли. Она хранилась в этом всем на чердаке несколько десятилетий с 1949 по 1994 год. Когда мы верхнее всё потихонечку отодрали, смели пыль, то увидели в плохом состоянии доску, которая по краям сильно была утрачена, истлела, и невысокого уровня масляную живопись конца может быть 19 века. Провинциальная совсем. Художник не учился в столицах точно. Я пригласил двух реставраторов, они оба не заметили древность иконы. Ни рентгена, ни расчистки не стали делать, но сказали, что икона не представляет большой ценности. Сжечь, вырезать центральную часть, написать что-то еще, отдать на обследование – вот какие были варианты, но денег ни на что не было, конечно. В итоге мы ее поставили за шкаф. Потом она хранилась очень долго в алтаре за алтарным шкафом. От решительных действий меня останавливало только то, что она вот так приплыла по воде. Поскольку ее предложили забрать в наш храм, тут чувствовалось продолжение этой воли. Много лет прошло до 2017 года. Икона просто стояла. Средства не появились, но одна наша замечательная прихожанка, реставратор высокого уровня, Елизавета Старцева, сказала, что слышала про икону, предложила попробовать ее размыть. Просто такое служение родному храму. Взяли большую машину, в легковую она не влезает - большая слишком икона, и отправили к ней домой. Первым делом она размыла лик Младенца. Прислала мне Его фото. Сразу стало понятно, что это письмо 17 века. Я возблагодарил Бога за то, что я не утилизировал ее, что Господь вразумил рабу Свою заняться иконой. Это происходило помимо ее основной работы и длилось в течение двух лет. Через два года мы ее привезли в храм и она стала главной Богородичной иконой нашего храма. Мы закрепили ее в трапезной части на стене, к ней можно подойти и приложиться даже когда центральная часть храма закрыта. Для нас это великое утешение, потому что никакого отношения к уничтоженному и исчезнувшему городу Корчева наш храм не имеет, но почему-то Матерь Божия сберегла эту икону и промыслила так, что она попала к нам. Это наше утешение и радость, свидетельство попечения Богородицы о нашем храме, о нашей общине. Приглашаю всех. Улица Маросейка, 14, с утра и до вечера приходите поклониться чудесному древнему образу. В воскресение в 17 часов мы всегда служим параклисис, канон с акафистом и водоосвящением.

 

Вопрос: - У нас много святых, ведомых и неведомых. Каждый человек по духу себе выбирает любимую икону, святого. Это правильно? У Вас есть такие?   

 

о.Федор: - Не только у всех нас, но у Самого Господа был любимый ученик. Это не значит, например, что Петра или Иакова Христос любил меньше, чем Иоанна Богослова. Они все были Его любимцами. Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса - это слова апостола Павла. По человечеству Иоанн богослов был наиболее созвучен Христу. Он был очень молодой, на всех иконах он изображается безбородым молодым юношей. А на Тайной Вечере Господь ему указал на Иуду, который Его предаст, а Петру не указал, потому что Петр Иуду просто растерзал бы. А Господь даже Иуде говорит «иди делай, что должен». Иоанн настолько доверял Богочеловеку Христу, что он не стал действовать, хотя видел, что учитель не действует, хотя и знал о предательстве Иуды. Иоанн в доверии к Богу, в открытости души к Нему жил. Именно ему можно было дать откровение о последних временах мира. Именно он написал Божиим вдохновением Апокалипсис. Его называют любимым учеником. Среди святых писателей есть те, кто нам ближе. Среди святых есть люди, на поступки и характер которых наше сердце откликается и узнает тех, с кем мы бы постарались подружиться, если бы жили с ними в одно время. Это могли быть малоизвестные древние святые или великие святые. Например, святитель Николай почитается даже мусульманами, даже атеистами. Каждому есть святой по сердцу и хочется ему молиться, и чтобы икона его бала дома. Есть святые, которые поражают. Один из самых любимых моих святых Акакий Милетинский. Никому, наверное, имя ничего не говорит. Милет - это город-порт Эфеса, знаменитый тем, что туда апостол Павел, отправляясь в Иерусалим, где его арестуют, призвал пресвитеров Эфесской Церкви беседовал с ними. Это изложено в книге Деяний апостолов. Это Греция. Земли мало - все каменистое. Если дождя нет - неурожай, дети умирают от голода, выход или умереть от голода, или продаваться в рабство. Закон был довольно жестоким. Нет дождя. Люди приходят к своему владыке. Беда, что делать? Помолись! Владыка берет все  необходимое, чашу, хлебы, созывает весь клир своей епархии. Всех, кто просил его молиться, всех чад. Идет в поле. Ставит стол, начинает служить Литургию. На проскомидии в чашу вливается вино и немного воды. Это всегда так по уставу. И сейчас так. На Тайной Вечере, показывая на которую, Христос сказал «это кровь Моя», вино разбавляли водой. Так всегда пили. В память о том, что кровь и вода истекли из пробитого ребра Христа, когда сотник пробил Его тело копьем. Подходит Евхаристический канон. А тогда четких молитв благодарения не было, каждый мог хвалить и просить Бога исходя из того, что у него сейчас на сердце. И владыка начинает молиться. Господи, что нам делать? У нас нет воды. Мы все умрем. Нельзя нарушать чин Литургии, а из-за того, что нет воды, я его нарушил - воды в чашу не налил. Господи, пока Ты не пошлешь дождь, я от Тебя не отстану. Такое дерзновение - стоит и молится. И так было, пока не пошел дождь. И дождь пошел. Все намокает, дороги становятся грязными, поле разъезжается, но все счастливы. Заканчивают Литургию под дождем, все мокрые и счастливые, причащаются Тела и Крови Христовых. Иногда звучит вера в то, что Господь ближе всего человеку на Евхаристии. Поэтому этого святого я очень люблю, он мне близок. У каждого конечно, из новомучеников есть любимые святые. О них много известно. Если о древних святых известны краткие сведения, есть краткие жития, то о новомучениках известно очень много. Письма, фотографии,  документы. И вдруг перед тобой человек открывается в своей глубине, в своей боли, молитве, крепости, уповании. Он сразу становиться очень близким.

 

Вопрос: - Может ли отсутствие регистрации в паспорте быть основанием отказа в венчании?

 

о. Федор: - Может в исключительных случаях, когда отсутствие регистрации и записи о браке в паспорте не связано с лукавством. Приведу пример. Москва, многодетная верующая церковная семья. 8 детей. Получает жилье от МЭРии - таунхаус. Старший сын вырос, полюбил девушку, хочет на ней жениться. Как только он женится, площадь родителей этой девушки будет суммироваться со всей площадью семьи жениха и они сразу же потеряют право жить в этом доме. Их буквально через месяц попросят выехать, а ехать им некуда. Или случай из 90-х. Девушка приезжает в Москву, говорит, что ей надо венчаться, что она не гражданка Латвии, тогда у них не было даже серых паспортов, но уже и не гражданка Советского Союза, потому что он кончился, а соответственно, и России. Ей ни там, ни здесь нельзя никак выйти за любимого человека.  Бывают такие случаи. Во всех остальных случаях для священников регистрация - не просто запись в паспорте. Это свидетельство брака, который заключен между людьми, который Господь освящает в Таинстве венчания. Если посмотреть чин венчания, прочитать эти молитв, то увидете, что там сконцентрировано все православное богословие о браке. Священник молится - утверди у них глаголанное слово. Брак заключают два человека, они сказали слово, встали во весь рост перед общиной, в которой они живут, взялись за руки и сказали, что хотят прожить всю жизнь вместе, рожать и воспитывать детей, хранить друг другу верность, делать друг друга счастливыми. В той форме, в какой это принято в этой культуре и народе, они это сделали. Для нас это поход в ЗАГС. Если человек не идет в ЗАГС, то он недостаточно любит просто. Он оставляет себе возможность отступления. Отец Дмитрий Смирнов, Царствие ему Небесное, человек невероятного остроумия, на вопрос пары о том, что регистрация это же просто бумажка со штампом, и какое вообще отношение это имеет к браку, попросил показать паспорт. Жених дает паспорт. Батюшка открывает страницу с пропиской, берет ее пальцами и спрашивает, можно ли оторвать? Да как же можно? Что Вы, батюшка!? Но ведь это бумажка со штампом. У вас есть родина, дом, зачем Вам это? Ясно, что регистрация брака не просто бумажка, а свидетельство того, что люди безукоризненно соблюли брак. Никто не может понимать на них пальцем и сказать, что в церкви венчают людей, которые по лукавству своему что-то замыслили. Роспись и, к несчастью, венчание в последние времена не являются гарантией сохранения брака, потому что люди стали относиться иначе, но все же роспись помогает. Много раз люди меня спрашивали, а можно ли им фиктивно развестись, чтоб выгадать что-то в очереди или покупке. Я каждый раз говорил, что лучше этого не делать. Это искушение. Враг начинает искушать. Первый раз я видел такое и понял, что муж просто не выдержал этого искушения. Они пожили, а потом ссора и разошлись. Ясно, что причина в нем, но незачем себе давать возможность отступления. Дмитрий Донской переходит Дон и сжигает мосты. Не сделай он этого, побежали бы, как и бегали 150 лет от ордынцев. А тут некуда бежать. Муж и жена берут на себя ответственность друг за друга. За смелость эту и за намерение не пользоваться друг другом, а отдавать, Господь дает любовь, которую можно освятить в Таинстве венчания. Чтоб подойти к верхней ступеньке - венчанию, надо пройти нижние ступеньки. Священник может не соблюсти это условие только в редких случаях, если он хорошо знает ситуацию.

В начале 90-х ко мне приходил человек, друг моего близкого друга. Мы были поверхностно знакомы. Он пришел по рекомендации, сложно и долго описывал ситуацию, в которой он не может расписаться. Выглядело все убедительно, происходило по просьбе моего друга - я согласился венчать его без росписи. Через две недели пришла жена в слезах - он ее бросил. А он, оказалось, просто делал карьеру, жениться ему было нельзя, и он с ней так поступил. И я в этом участвовал, понимаете? Он так воспользовался моей наивностью, мне было-то 25 лет... М отказываем таким людям в Таинстве. Предлагаем идти в тот храм, куда они обычно ходят. А если они никуда не ходят, то какая вообще речь о венчании? Я все больше убеждаюсь, что венчать надо людей, которые достаточно воцерковлены. В чине венчания есть момент, когда священник берет руки уже мужа и жены, таинство совершено, кладет епитрахиль на скрещенные руки, берет крест и троекратно обходит вокруг аналоя с пением стихов «Исайя, ликуй». То же поется при хиротонии. А на аналое Евангелие лежит - единство этих людей зиждется на том, что в этой книге написано. Если для людей это не главное в жизни, то о каком венчании речь?

 

Вопрос: - Странным кажется, что при оформлении брака гражданское идет впереди церковного - плотское впереди духовного. При царе просто венчали и это было нормально. В племенах, не в составе государства вообще не было регистрации.

 

о. Федор: - К сожалению, не все, что было до революции при царе-батюшке, было для Церкви хорошо. Начиная с Петра I и по 1917-18 год, из-за сопротивления государей Церковь не собиралась на Собор. И у Русской Православной Церкви не было патриарха. Потому что государство сопротивлялось, душило Церковь в своих объятиях, как сказал один историк. Государству было удобно использовать Церковь для регистрации. Каждое село имело храм, настоятеля, в храме записывали и вели метрические книги. Не надо заводить параллельную структуру чиновников. Удобно. Потом можно и спросить. Грамотных людей было найти сложно. А тут своя дисциплина, устав, иерархия - удобно воспользоваться. И потом для общества, которое всё христианское, это и есть заключение брака. Но сейчас м живем в другие времена. Наше общество не похоже на то, что было. Мы возвращаемся к тем временам в разных культурах и эпохах, когда Церковь жила в совершенно разных культурах. В древней Турции, например, в  племенах горных веке в 17 юноша должен был прийти сесть перед домом невесты и побриться. Она входила в ответ на это и, кажется, давала ему воду умыть лицо. Обряд считался заключением брака. В Риме в христианские уже времена жених должен был подойти к воротам дома невесты и измазать их бараньим жиром.

Если корабль потерпел крушение, и христиане оказались на необитаемом острове, где нет ЗАГСа, то два человека могут встать в полный рост перед общиной, в которой они живут, и объявить, что они создают брак. Утверди у них глаголанное слово - люди говорят это слово сами. Мы не сожители, не блудники, мы семья. Я беру тебя в жены, обещаю любовь, верность, уважение. То же говорит и она, добавляя и про супружеское послушание слова. Где-то прибавляют и в радости, и в горести, до тех пор, пока смерть не разлучит нас. Это не только в западных фильмах. В требнике Петра Могилы были похожие слова. В нашем чине венчания этого нет и это плохо. Брачный допрос в нашем требнике звучит так: раб Божий такой-то, имеешь ли произволение благое и непринужденное поять себе в жену сию такую-то еюже везде пред тобою видеши? Имам, честный отче. Не обещался ли еси иной невесте? Не обещался. Всё.

Однажды человек, который бросил жену с четырьмя детьми, а супругов этих я венчал, сказал мне, что не понимает, о каких обетах нарушенных идет речь? Он же ничего не обещал. Священник его спросил, а он ответил, потому что тогда хотел создать с женщиной семью, и да - другой он не обещался. Он не соврал нигде. Эти слова были написаны в требнике. При этом все прекрасно понимают, что такое венчание, что это обещание. Сейчас надо другие слова возвратить. Но то, что светская власть главнее церковной потому, что она в начале - нет, не так. Брак, заключенный по светским обычаям должен быть создан, тогда уже этот брак освящает Церковь. Церковь не заключает брак, но освящает! В этом дело. Поэтому нам регистрация нужна. Дело не в том, что мы зависим от государства.

Кстати, в храме Христа Спасителя есть отделение ЗАГСа, можно расписаться прямо там перед венчанием. У католиков Италии и православных священников Греции есть возможность пройти курс, получить диплом нотариуса и оформлять брак. Да, он прямо в храме может расписать и повенчать. Замечательно, всё совсем на месте. Противоречия нет никакого.

Расскажу еще вот что. Сейчас священники столкнулись с тем, что этот брачный допрос звучит неактуально потому, что у человека нет ощущения, что он производит некое действие. Пришла пара, батюшка что-то совершил, а они ничего не делали. Важно, чтобы человек в храме перед лицем Божиим и перед лицом людей сказал - беру тебя в жёны! У меня есть хороший знакомый священник. Он много лет служил на приходе. Сейчас уже в монастыре. Он начал с этими словами экспериментировать. Взял слова из требника Петра Могилы, стал спрашивать перед венчанием на беседе, могу ли задать не вопрос из требника, а вот эти. Несколько раз люди попросили этого не делать?! Когда люди понимают, что им придется свидетельствовать перед лицом Бога, то сразу видно нелепое отношение к венчанию. Венчание оставим, а произносить важные слова не станем, страшно. Не хотят сжигать мосты, оставляют себе возможность убежать. Им кажется, что если произнести эти слова, то грех при расставании будет меньше. Так это значит, что слова эти помогают устоять, поэтому их и нужно вводить в употребление. Человек, который перед Богом засвидетельствовал о своем намерении брать её в жёны, брать ответственность. Как говорят святые отцы - остальные женщины для мужчины становятся матерями, сестрами, дочками, а женщина в жизни теперь только одна. То же и для замужней женщины - все мужчины станут братьями, отцами, сыновьями. Это людям поможет пресекать помысел на входе, а это так важно. В этом вся культура борьбы с помыслом - пресечение на входе, до того, как ты с ним согласился, отсекаешь и говоришь «не моё, не хочу».

Рассказывали мне смешную историю. Один прихожанин сильно впил. Молодой сильный мужчина. Сильно напился на вечеринке какой-то. Довезли его до дома на такси, как-то он добрался в дом, в свинском состоянии свалился на диван. С утра - голова болит, рядом постиранная, отглаженная одежда, кофе в термосе. Понять он ничего не может - жена его категорически долго обижается, когда он приходит домой в таком состоянии. И вечером он жену расспрашивает. Раньше она уезжала, детей забирала, ругалась. А сейчас?! Она сказала, что видеть его не хотелось, было противно, ругалась страшно. Нужно было раздеть его, потому что он был очень грязный. И вот как только она начала стаскивать с него одежду, он промямлил «не смейте, я женат». И за это она ему всё простила! Если у человек внутренний стопор есть, что остальные женщин для него не существуют, то ему значительно легче сберечься от измены.

Мне кажется, пришло время вернуть эти слова из древних требников в наши храм в чин венчания. Спасибо за прекрасные вопросы. До новых встреч! Храни всех Господь!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+