Перейти к основному содержанию

10:23 19.03.2024

Потому что это истинная Церковь

30.07.2021 12:16:50

Крестный Ход в Киеве на день Крещения Руси, собравший сотни тысяч верных, был - особенно на фоне общей озлобленности - поразительно радостным, спокойным и мирным. Участники хода - как иерархи, так священники и простые миряне - подчеркивали, что они молятся за мир, что этот крестный ход - не демонстрация против кого-то, а акт веры. Именно это, похоже, и вызвало особенно сильное раздражение у противников.

Почему? За время украинского кризиса в оба славянских языка прочно, хотя и несколько коряво вошло английское слово «нацбилдинг». Его употребляли ведущие, обозреватели, политики блогеры и все, кому не лень. Буквально это слово переводится как «строительство нации» и означает усилия по созданию украинской нации, что предполагается главной целью политики. Мне доводилось - не раз и не два - беседовать с энтузиастами «нацбилдинга», которые говорили, что война на востоке Украины - это очень хорошо, потому что нация складывается на войне, и получив независимость в 1991 году мирным путем, Украина не прошла через необходимый этап формирования нации.

Православная Церковь «нацбилдингу» мешает почти также, как она мешала большевикам - она, всем своим обликом, архитектурой, иконописью, богослужением, святыми, облачением священников и всем вообще ясно указывает на существование единого духовного, исторического и культурного пространства, охватывающего Киев и Новгород, Москву и Харьков. Принципиальный фундамент «нацбилдинга» - отрицание этого пространства, провозглашение того, что сразу за границей бывшей УССР живет совсем другой народ, неевропейский и неславянский, несовместимо отличающийся от жителей Украины в ментальном, культурном и даже расовом отношении. Отрицание очевидного - итак нелегкий труд, а когда сотни тысяч носителей этой очевидности идут по улице торжественным шествием, это не может не причинять особенно сильного огорчения.
Трудно представить себе что-то более несовместимое, чем пасхальное приветствие, которым обменивались участники хода - «Христос Воскресе - Воистину Воскресе!» и националистической кричалкой «Слава нации - смерть ворогам!». Тут возникает резкий контраст между чем-то подлинным и древним - и идеологическими конструкциями, которым очень немного лет. Это неизбежный контраст между консерватизмом и революционностью.

Кто-то, возможно, возразит, что националисты - не революционеры, они находятся на другом конце спектра, их риторика, постоянная апелляция к истории и вообще к корням противоположна риторике «левых» революционеров, тех же большевиков. Однако очевидные различия между «левыми» революционерами, которые обычно подчеркивают свой интернационализм, и культ светлого будущего, и «правыми» которые обожествляют нацию и пребывают в фэнтезийном «арийском» прошлом, не должен затенять их не менее очевидного сходства.

Острая неприязнь, которую они питают друг ко другу, есть неприязнь родственная. Люди находят свою идентичность, единство с другими и смысл жизни в идеологии - созданной относительно недавно и хорошо известными людьми. Они полагают, что эта идеология заслуживает того, чтобы убивать и умирать за нее, реальность должна быть подчинена этой идеологии, а сопротивление тех, кто не хочет этого - подавлено самым суровым образом. Людям должна быть сверху и централизованным образом навязана определенная идентичность - «верных ленинцев» или «верных бандеровцев», школа и вся система образования должна сделаться средством идеологического воспитания. Общество в целом рассматривается как механизм, который должен быть построен по определенным чертежам.

Революционным идеологиям противостоит консерватизм - который видит в обществе организм, а не механизм. Люди, которые идут Крестным Ходом, как их предки тысячу лет назад, повторяя молитвы, которые дошли до них через многие поколения, не занимаются «нацбилдингом». Они живут подлинной, живой традицией, которая не была изобретена десятилетия назад - а дошла до них также естественно, как родной язык, который они усвоили от матери, а не от «мовного инспектора», который сам его нетвердо выучил.

Конечно, «нацбилдинг» тоже обращается к «преданьям старины глубокой» - но это предания, по большей части, фейковые и фэнтезийные, вроде тех «древних германцев», которых на ходу изобретали германские национал-социалисты. Неприязнь националистов к Церкви - это неприязнь подделки к подлиннику. В этом и секрет поразительной устойчивости Украинской Православной Церкви - она подлинная, это не искусственная конструкция, не симулякр.

И тут нам стоит обратить внимание на обращение украинского монашества к Константинопольскому патриарху Варфоломею, только что опубликованное на сайте Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. В обращении, в частности, говорится «В угоду каким антицерковным силам Вы пошли на невиданное преступление против Церкви? Осознаете ли Вы, что в кровавое противостояние, которое сеет горе среди нашего народа, Вы внесли новые семена религиозной борьбы, от которых Господь сохранял нас ранее. В сложившейся ситуации, мы, монашествующие Украинской Православной Церкви, обращаемся к Вам с призывом оценить последствия Ваших действий и пересмотреть свое решение. Станьте снова признанным для всех православных первым по чести архиереем и отцом»

В самом деле, за время, прошедшее со времени создания ПЦУ, вполне можно оценить произведенный эффект. Ничего похожего на уврачевание раскола - а фанар оправдывал свои действия именно этим - не произошло. Все, что произошло - это признание Константинополем раскольников, многие из которых даже не имели канонического рукоположения. Это привело к множественным расколам внутри православного мира - то есть резко ухудшило проблему, а не решило ее. Можно ли было это предвидеть? Разумеется. Патриарх Московский Кирилл лично посещал Константинополь, пытаясь отговорить патриарха Варфоломея от рокового шага. Ситуация была вполне ясна и прогнозируема с самого начала. Но допустим - хотя это будет несколько натянуто - что патриарх Варфоломей и его окружение искренне верили в собственную пропаганду: украинские православные радостно хлынут в новосозданную ПЦУ, все соединятся под омофором Константинополя.

Но довольно скоро - после так называемого «объединительного собора», где тогдашний президент Петр Порошенко косплеил Римского Императора, сидя в президиуме, и на который явилось только два архиерея из Украинской Православной Церкви - стало ясно, что действия Фанара могут только ухудшить ситуацию. Ничего похожего на корректировку политики не произошло - Константинополь, напротив, занялся давлением на другие поместные Церкви, чтобы заставить их признать ПЦУ.

Все мероприятие сопровождалось активнейшими (и ничуть не скрываемыми) усилиями американской дипломатии, которая так горячо поддерживала весь проект, как будто была его автором. Это, увы, не могло не поставить перед православными ряда горьких вопросов.

Если патриарх Варфоломей сначала признает митрополита Онуфрия законным митрополитом Киевским, а потом, по просьбе светских политиков, изменяет свою позицию, насколько можно ему доверять? Полагаться на его суждения? Видеть в нем хранителя веры? Если между своими собратьями-православными, которые просят его воздержаться от неверных и разрушительных шагов, и мирскими политиками - американскими и украинскими - которые побуждают его эти шаги сделать, он выбирает политиков, как мы можем считать его защитником Церкви? Если его лояльность демократической партии США - которая фанатично продвигает ЛГБТ и аборты по всему миру - гораздо выше, чем лояльность мировому Православию, как мы можем признать его притязания на глобальное пастырство? Но прошедшее время, увы, говорит о том, что Фанар просто повторяет те же тезисы, с которыми он влез в эту авантюру - безудержно восхваляя себя как «заботливую мать».

Способность, не меняясь в лице говорить то, что, как всем известно, является неправдой - обычный навык для политика. Но ему вряд ли можно порадоваться в иерархе Церкви. На этом фоне особенно видна мудрость и стойкость Украинской Православной Церкви, которая не дает ни заманить себя посулами, ни сломить угрозами. Потому что она - истинная.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 11 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+