Перейти к основному содержанию

18:06 05.08.2021

Если родственники погибли на войне и не знаем, отпевали ли их, можно ли заказать панихиду?

06.07.2021 09:58:07

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2021/06/22/21-00

о. Фёдор:  - Добрый вечер, дорогие слушатели! В эфире протоиерей Федор Бородин, настоятель храма во имя святых Косьмы и Дамиана на Маросейке г. Москвы. Нельзя начать не с упоминания о страшной дате 22 июня 1945 года, даты начала Отечественной Войны. О дне этом становится известно всё больше, и нелепого, и героического, очень скорбного. В этот день фактически был начал разгром кадровой армии. Информации много, она нас захлёстывает. К сожалению, информация, которую привык читать современный человек в интернете почти не подлежит проверке, а попадаются разные статьи, противоречащие друг другу. Для нас Великая Отечественная Война - гибель наших родных. У меня оба деда погибли на войне. Один Андрей от осколка, попавшего в висок, истек кровью, 23 февраля 1942 года. Моя мама его никогда не видела. Недавно я говорил с мамой, она рассказывает, что ей было очень тяжело все детства, она так желала, чтоб папа был с ними. Это все осталось болью, шрамами, зажившими и незажившими. Второй мой дед пропал без вести в московском ополчении. Тоже на Смоленщине в 42 году. Конечно, для нас это день, когда мы должны как христиане совершать заупокойную молитву прежде всего. Это наш труд.

Вопрос: - Если родственники погибли на войне и не знаем, отпевали ли их, можно ли заказать панихиду?

о. Фёдор:  - Думаю, что может быть их никто и не отпевал. Если не было верующих родственников, церковных людей, то и отпевания могло не быть. Если даже отпевание провести повторно, думаю, в этом не будет ничего страшного. Есть даже такая коллизия в Церковной практике, когда неизвестно, был ли крещен человек, проверить уже нельзя, тогда священник совершает крещение по такой формуле: аще не крещен, крещается раб Божий... и полностью совершается чин. Отпевание - это заупокойная молитва о преставившемся христианине всей общиной родственников, которые его любят. Даже если это повторно будет совершено, в этом не будет греха.

До армии я работал в депо «Сокол», и у нас был там пожилой фронтовик, столяр, который мне рассказывал о начале войны. Он был уже опытным бойцом, прошел Финскую войну. Пригнали их эшелон. Вагон фактически набит только что рекрутированными солдатами, в каждом вагоне два НКВДшника, и только у них есть винтовки. Поезд останавливается, начинаются разрывы бомб, поливают из пулеметов, через некоторое время подходит техника, бронетранспортер, мотопехота немецкая, а у нас на 50 человек две винтовки. И как он выжил, сам не понимал. Подобных историй множество. Истории о начале войн вообще невозможно слушать. Тысячи и тысячи людей попадали в плен. А потом тот крошечный процент тех, кто выжил, не получил защиту от руководства своей страны, но получил звание предателя: многие, вернувшись, попадали в концлагеря уже здесь. Это страшно всё. Слушать это от современников, участников еще страшнее. Был такой Александр Ревич, известный поэт, переводчик. Рассказывал он о том, как он незаслуженно попал в штрафбат, как удалось выжить, а всем остальным нет. Как это было нелепо. Страшное было бедствие попущено Богом. Начинается оно тогда, когда злоба человеческая скапливается в таком количестве, что она уже вплескивается в эти злодеяния. И это решение человеческое, не решение Бога. Это решение коллективов людей, что они готовы жить так, убивать, причинять боль, насилие совершать. Была эйфория. Бабушка мне рассказала, что перед войной везде только и было слышно, что воевать будем на территории противника, только малой кровью. Оказалось, наоборот: на нашей территории огромной кровью. Конечно, это миллион народившихся детей, миллион выросших без отцов, это разрушенное понятие об отцовстве, которое до сих пор с нами. Неизвестно, восстановимся ли мы как нация после такой страшной раны, которую мы получили в результате войны. Поэтому молитва, молитва, молитва. Молитва благодарности Богу о победе, потому что нас не было бы без победы. И молитва о тех, кто воевал, несмотря на трудности страшные военные. А мы знаем, что Господь говорит, что нет больше той любви, чем если кто душу свою положит за други своя. Он говорит это о Себе. Но христианин, подражая Христу, может отдать душу, самое драгоценное, для спасения других людей, и это и есть подражание Христу в любви. Это есть подвиг спасительный для человека.

Вопрос: - Сейчас слышишь разные мнения о Великой Отечественной Войне. Как относиться к ней?

о. Фёдор:  - Я не историк. Думаю, что на эту тему нельзя шутить, нельзя снимать развлекательные фильмы. Часто слышишь, что у нас культ победы, даже есть такое, кто называет это победобесием. Думаю, что это недопустимо. Да, у нас может быть самое великое достижение и подвиг всего народа нашего, который был за всю историю, это именно победа в Великой Отечественной Войне. Даже если через 200-300 лет это будет основой формирования нашей нации, это будет абсолютно нормально. И можно верно к этому относиться, со скорбью, без осуждения других, с памятью об ошибках, на этом можно строить национальное самосознание и в этом нет ничего плохого.

Вопрос:- Всегда ли солдат должен выполнять приказ? Мы когда-то были в Западной Германии, ездили в концлагерь, дети по пути на экскурсию как всегда галдели. Обратная дорога прошла в полной тишине. Спустя время, нам написал письмо немецкий мальчик, который сказал, что если ему когда-нибудь дадут ружье и прикажут стрелять в русских, этот приказ он выполнять не станет.

о. Фёдор:  - На этот вопрос нет окончательного ответа. Служа в армии, человек приносит присягу, получает оружие. Я служил в Армии. Если нападают на твою страну, сомнения в том, как себя вести нет. А если тебя посылают куда-то в горячие точки? Помните, как было в Анголе, Афганистане и много где еще? Как тогда быть? Ты на чужой земле. Насаждаешь здесь то, что чуждо местным людям, как это было в Афганистане. Нет ответа на такой вопрос... Но есть другие примеры. Деревня в Белоруссии есть, где эсесовцы должны были расстреливать, и уже приготовили к расстрелу местных за помощь партизанам. И один недавно рекрутированный немецкий солдат отказался, сказав, что не давал присягу стрелять в стариков и детей и женщин. Офицер, которому нужна была железная дисциплина, приказал ему положить автомат и встать к пленным к стенке. Тот так и поступил. Его расстреляли. Если бы он нажал на курок, его бы никто из товарищей не осудил. Все такие были. Но это поступок христианина - не совершить греха даже ценой собственной жизни. Были люди, которые поступали так.

Я не служил в Афганистане, Господь сберег. Но прыгал с парашютом в ДОСААФе еще до армии, и вся наша группа была призвана. Нас, все 36 человек, посадили в автобус, я со всеми попрощался, вдруг заходит офицер и спрашивает сколько нас. Ему нужно было 35 человек. Один был лишний. Меня первого в списке, Бородина, отправили. Остальные попали в Фергану, в учебку, из которой все попадали в Афганистан. По письмам мы потом это уже поняли. Если бы я попал в Афганистан, если бы убил кого-то, даже защищаясь, я б не мог быть священником. Мне трудно об этом рассуждать и осуждать. В такой ситуации я не был. Это всегда немного некрасиво обсуждать. Если человек попадает в музей, который находится на территории концентрационного лагеря, конечно, сразу начинает понимать, где правда. Население немецких городов и деревень после 45 года принудительно, американцы очень это практиковали, возили на экскурсии всех по очереди в концлагеря. А добрые бюргеры со своими семьями якобы этого ничего не знали. А может и правда не знали...

Вопрос:- Что делать, чтоб память о воинах, отдавших свои жизни за нас, почиталась?

о. Фёдор:  - Мы молиться можем. Церковь нашу отстоял Господь особенно в хрущевские гонения, но опирался Он на вдов, погибших воинов, которые и составляли общины. А многие воины вернувшиеся стали священниками, монашествующими. Сегодня Кирилл Белоезерский. Поэтому всех, кто чтит память отца Кирилла Павлова, Царствие ему Небесное, прошу помолитесь, сегодня день его ангела, его всегда поздравляли в этот день. Это был настоящий воин, прошедший Сталинград. Если внимательно посмотрите на фото, увидите, что получил ранение в лицо. Видно по искаженной губе, по шраму до уха. Это был настоящий воин духовный, который сначала прошел войну. Воевал телесно и духовно. Царствие Небесное батюшке дорогому. В период семинарской учеб м всегда знали, что есть отец Кирилл, который всегда правильно ответит на вопрос. Это был такой общецерковный авторитет, который после молитвы и размышления всегда говорил правильно. Думаю, что он обязательно будет причислен к лику святых, и в этот день будет совершаться ему служба.

Вопрос: - Почему жизнь святых мученичество? Почему праведный страдает?

о. Фёдор:  - Мученичество не всегда в прямом смысле. Мы знаем многих святых, которые умерли своей смертью, но человек, который живет праведно, воюет с врагом своего спасения за своё спасение. И это война, в которой человек получает и удары и раны, называется она не зря «духовная брань». Это не излишний монашеский пафос Никодима Святогорца, который свою книгу так озаглавил. Это цитата из апостола Павла. Это война, в которой бывает больно, человек падает и получает ранения. Это и есть мученичество. Если ты ляжешь и ничего не будешь делать, то будешь жить в покое, а если идешь в атаку, то по тебе начинают стрелять. Еще такой есть образ.

Потом - сама аскеза, без которой не бывает христианства, есть некоторое насилие над своей плотской природой, ради того, чтоб дух возобладал над телом, чтоб дух возобладал над телесным человеком в одной личности. Тут есть добровольное мученичество. А мера каждому избирается своя. Кто-то ленится, кто-то нет. Часто встречаю мысль, что если человек никак не хочет трудиться, телесно себя ограничивать, то Господь восполняет это страданием. Так бы ты не постился, а у тебя гастрит, и ты вынужден есть меньше, и пост всегда с тобой. А страдания праведных ... Праведность это радикальная попытка подражать Христу. Мы все христиане, должны подражать Христу, те же чувствования что и во Христе Иисусе. Как апостол Павел говорит, «подражайте мне, как я - Христу». Через подражание святым, через знание о том, каков Христос, о Евангелии, как Он восходит на крест, Он страдает, Павел говорит, что нам дано не только веровать в него, но и страдать за Него. Мы идем Его путем. Главный крестоносец - Христос. Самый распространённый пример: девушка не может замуж выйти потому, что она не согласна на плотские отношения с первым, вторым, десятым. Она хранит себя в чистоте. А молодых мужчин, которые это сейчас ценят и понимают, практически нет. Это добровольное мученичество. Она остается одна, потому что она верна Христу. Это праведность. Страдание. Ее подруги, которые живут, меняя свои союзы, выходят замуж, рожают детей, тоже имеют свои скорби, потому что грехи эти не проходят бесследно никогда. Они всегда против семьи действуют в будущем человека. Это как кинуть камень в свой же хрустальный замок, который будет в будущем построен.

Вопрос: - Мой дед воевал, дошел до Германии, где был ранен, взят в плен и попал в лагерь. Когда его освободили, он попал уже в наш лагерь. Он рассказывал, что в Германии ему было намного легче, чем в лагере нашем. А Сталина славят до сих пор, что он победил в войне, что он генералиссимус, а наших солдат, генералов, служивших в войне? 9 мая даже прекратили праздновать в 1946 году. Возобновили после смерти Сталина в конце 50-х. До каких пор это будет?

о. Фёдор:  - К сожалению, есть много людей, для которых вера Христова это такой ингредиент, который можно подмешать в тот винегрет, который у него есть в голове. Если человек пытается воцерковиться и не хочет понимать, что Сталин один из самых страшных врагов и ненавистников Церкви за всю историю человечества наравне с Нероном, Диоклетианом- гонителем и другими, то он пытается создать какое-то свое христианство со своей мифологией. Это просто потому, что нравственное чувство у человека атрофировано. Он не понимает. Если человек будет стараться жить церковной жизнью, то рано или поздно он почувствует, что это несовместимо - нельзя быть православным сталинистом. Или одно, или другое. Даже послабления Сталина в гонениях Церкви, это не отмена гонений, не союз с Церковью. Это просто тактический приём, потому что на всех оккупированных немцами территориях все храм разрешалось открывать. Конечно, если б приходили наши и войска и закрывали храм, куда ходили вдовы, и где народ искал утешения, он прекрасно понимал, как упадет его рейтинг. Ему это было не надо. Еще пример приведу. Отец Кирилл Павлов пришел после фронта учиться на Богословские курсы. Семинарии все были закрыты. 1943 год. На курсы эти полупило около 15 фронтовиков. Из них окончило курс 3 человека. Остальные были арестованы - фронтовики, с наградами, контузиями, ранениями. Гонения никуда не делись. Большинство священнослужителей продолжало сидеть. Поэтому какой-то обман в голове прославлять Сталина, это то же что прославлять Нерона, который убил апостолов Петра и Павла. Когда Христос не главное, а второстепенное, когда это добавка к чему-то, важная красивая, которую человек берет, чтоб подтвердить свою картину мира, а не переосмыслить все. Это ведь связано с тем, что человек принимал святое крещение не будучи оглашенным. Он не узнавал Христову веру. В древней Церкви год-два надо было пройти оглашение, человеку показали, что такое христианство. Он понимал, что свое христианство он создать не может. Он приходит в Церковь, которая имеет свое учение, понятие о нравственности, о том, что можно и нельзя, а у нас это не так. Советское время, перестроечное... Хотели креститься сотни людей, священников не было, но была инерция еще дореволюционная, когда никого не готовили ко крещению, но всех крестили во младенчестве. Поэтому самые дикие сочетания в головах у людей возникают. Человек может прийти на исповедь Великим Постом, сказать о готовности причащаться, но весь пост человек жене не изменяет - постится. А кончится пост, снова возьмется за свое, он же современный человек, не нужно ему сказок. А когда я говорю, что причащаться он не может, то он страшно гневается и грозит жалобами в Патриархию. Вот для него Христос добавка к его системе ценностей. Больше ничего.

Вопрос: - Какую музыку давать слушать подрастающему поколению? Сейчас повально дети слушают Монгенштерма, как пресечь это?

о. Фёдор:  - Я, к сожалению, ни разу его не слушал, хотя все говорят о нем. Впрочем, один его вид полностью перекрывает любое желание слушать что-то. На голове набита цифра антихриста, а он прекрасно понимал, что делает, когда набивал эту цифру. Надо детьми заниматься, прививать им вкус, читать им книги, рассказывать им про настоящее искусство, учить их читать картины, стихи, тогда им будет скучно слушать подобных персонажей. Другого пути я не вижу. Нужно вместе смотреть хорошее кино, садиться и объяснять, задавать вопрос, вовлекать в полемику, почему так, какие ошибки, что хорошо, а что хотел сказать автор. Тогда ребенок уже не будет слушать такую галиматью.

Вопрос: - Почему так трудно просить прощения?

о. Фёдор:  - Потому что мы гордые, трудно при свидетеле - другом человеке, признать, что ты неправ. Гордость, как говорит преподобный Нил Синайский, как плод дерева, если сгнил - непригоден для крестьянина, так добродетель гордеца не принимается Богом. Кем бы ты ни был, чем больше тебе гордости, тем дальше ты от Бога, тем труднее просить прощение. Челюсть не ворочается. Выдумаешь любые оправдания, лишь бы не просить прощения. Есть замечательная песенка про Крокодила Гену. Если мы обидели кого-то зря, календарь закроет этот лист. Недоразумение этот текст, но это про нас, современных людей. На самом деле просить прощения это такое облегчение душе. Ходишь, ходишь, тяжело, плохо, попросишь прощения - как гора свалилась, даже если тебя не простили. Грех перестал тебя душить. Гиря упала. Как говорит апостол, Солнце да не взойдет в гневе вашем. В ссоре нельзя спать ложиться. Надо попытаться помириться. В ссоре нельзя причащаться, конечно, категорически. Мы не всегда можем примириться, если другая сторона не хочет, но по возможности нужно иметь мир со всеми. Ты попроси прощения, а там уже как получится, да и тому человеку будет легче с тобой примириться, даже если вы оба виноваты.

Вопрос: - Какие чудеса происходят в наше время?

о. Фёдор:  - Чудеса всегда происходят, когда Бог посылает помощь в укрепление веры человека. Сегодня память отца Алексия Мечёва, праведного московского чудотворца, который умер в этот день в 1923 году в Верее, мощи которого вернулись и почивают в храме св. Николая в Клёниках на метро Китай-Город в Москве, где он и служил. Вот этот человек, чудеса по молитвам которого зафиксированы, описаны многими людьми, и продолжают совершаться. Я могу рассказать историю, свидетелем которой был сам. Есть в Москве священнослужитель, который хотел поступать в Семинарию, который просил на это благословение духовника семьи отца Иоанна Крестьянкина. Тот ему сказал, видимо, что надо поступать. Но юношу забрали в армию. В армии он заболел туберкулёзом, вернулся, поступить в семинарию уже не смог, потом заочно ее окончил. После армии обследовался, оказалось, что у него огромная каверна в легком. Кто-то из родственников поехал в Псков и отец Иоанн сказал, что отец Александр служит в Клёниках, там, где отец Алексей Мечёв служил, так пусть он его пособорует. Я был там молодым диаконом, служил. Это лето 1992 года. Отец Александр меня как диакона взял и этого раба Божьего, который сейчас уже давно священнослужитель, и в комнатку отца Алексия Мечёва, где его вещи, которые хранили чада все советские годы, собранные с любовью, кроватка его, епитрахиль, иконы, книги, полки. Мы там совершили соборование. Ему должны были удалить часть легкого. А перед операцией еще один рентген. И он рассказывал, что сбежался весь госпиталь - нет каверны, вместо нее рубец. Не может быть! Не бывает такого! Через месяц и рубца никакого не было уже. Вот чудеса, продолжающиеся от мощей и по молитвам отца Алексея.  Он, праведник, множество страданий перенес. Служил он сначала диаконом в одном московском храме, там настоятель страшно над ним издевался. Отец Алексей был очень маленького роста. Видимо, настоятель был человеком властным и так свою власть показывал. И бил он его, глумился, а отец Алексей как будто этого не замечал, только молился за него и всячески его почитал. И потом его поставили настоятелем в Клёники. Первые девять лет он служил в абсолютно пустом храме почти каждый день. А потом у него умерла жена, и он остался с тремя детьми, один из которых священномученик расстрелянный в 43 году Сергий Мечёв. Тоже замечательный святой, могила которого неизвестно где. И отец Алексей был в отчаянии, в страшном горе - он очень любил свою Анну, Царство ей Небесное, почитал ее очень. За утешением  он поехал к отцу Иоанну Кронштадтскому. Тот его в толпе увидел, пригласил к себе и сказал, что горе его велико, но горя кругом столько, что надо о своем горе забыть и утешать людей. И вот отец Алексей стал таким, даже прозвище было у него «утешитель». Забыл он о своем горе и в молитве, покаянии, ежедневном служении Литургии, в принятии людей, даре прозорливости, который он получил, он прослужил в центре Москвы много лет для огромного числа людей. Он был таким духовником, который направлял в Царство Божие.

Вопрос: - Какие молитвы нужно читать детям о своих родителях?

о. Фёдор:  - В утренних молитвах, где есть поминовения, во всех записках, каждый раз, когда человек молится, а это Псалтирь, акафист или канон, то надо просто молиться за родителей, это наш долг. Сначала о здравии, потом о упокоении.

Вопрос: - Как помочь человеку прийти к Богу?

о. Фёдор:  - Это всегда тайна, как человек приходит к Богу. Одного пути нет. Но ключи могут у вас появиться, когда вы за него искренне глубоко молитесь. Это абсолютно известно. Если начинаете молиться о человеке и его обращении, то у вас появляется сила в том, как он слышит ваши слова  о Боге. Поэтому надо прежде всего усилить за него молитву.

Вопрос: - Как сохранить в себе христианский дух за пределами церкви?

о. Фёдор:  - Это важно очень. В воскресение человек церковный приходит в храм, а потом ныряет в абсолютно нецерковную атмосферу работы, служения. Сохранить можно регулярно молясь не только утренними или вечерними молитвами, но и молитвами днем. Все ушли на перекур, а ты пять раз «Отче наш» прочитай. Снова встать пред лице Божие. Мы всегда вспоминаем слова пророка Давида: седмерицею днем хвалих Тя. То есть семь раз за день этот невероятно занятый человек, царь строящейся империи, воюющего государства, управлявший государством, администрацией, глава огромного дома - он семь раз за день уединялся на молитву, может быть, это было кратко, но он добивался, чтоб душа его стала пред Богом. Воскресная Литургия, утренние и вечерние молитвы это самый край, немец под Москвой так сказать. Уже очень трудно с таким набором сохранить свое предстояние и действование, устроение христианское. Дальше - регулярное причастие Тайн Христовых. Если человек начинает редко причащаться, то благодать Божия его так не наполняет, ему трудно сохраниться в христианском устроении. Это напряжение выражается в том, что человек часто причащается. Через воскресение, раз в три воскресения, праздники. Когда человек причащается нередко, то благодать Божия помогает ему устоять в вере. Из всех разговоров о том, как часто надо причащаться, есть один конкретный древний канон церковный, который никто не отменял. Он говорит о том, что если человек три воскресных дня не был на Литургии не будучи больным или путешествующим, например, а для того времени нельзя было быть на Литургии и не причащаться, это было невозможно, то такой человек отлучался от Церкви.  Если у человека есть что-то более важное, чем причастие Христа три воскресных Литургии, он перестал быть христианином. Может быть, это показывает, за каким рубежом начинается такой распад души, когда остаться христианином невозможно.

Вопрос: - Если человек не исповедуется и не ходит в храм, что ему можно посоветовать?

о. Фёдор:  - Прежде всего, его надо попросить прочитать Евангелие, вот с этого надо начать.

Вопрос: - Что делать, если духовник закрывает собой Бога? Где границы душевного и духовного по отношению к духовнику?

о. Фёдор:  - Недавно читал слово преподобного Нила Синайского. Всем остальным можно пренебречь, если ты действуешь по любви к ближнему, кроме того случая, когда любовь к ближнему требует пренебречь любовью к Богу. Надо посмотреть, где источник такого отношения к духовнику. Возможно, он не в нем, а в вас. Нужно отрезать то, что неправильно, а то, что правильно, оставить. Возможно это его поведение такое. Трудно сказать. Но если вы найдете священника, который вам сейчас будет полезнее, наставления его и окормления, духовника можно и поменять. Никто вас не привязывает к священнику. Бывает, что человек много лет окормляется у священника, а потом понимает, что ему нужно перейти к другому. Батюшка может дать ему на новом этапе духовной жизни больше, чем дают ему здесь. Или как-то уже слишком близкие отношения, и батюшка может уже стать другом, а у него нет рычагов воздействия, или он подошел уже так близко, что не видит полной картины. Но священник ведь тоже человек со всеми своими минусами. Но нельзя менять священника по страстям. Если священник говорит тебе, что вот это плохо и нельзя, потому что это никак не соотносится с Евангелием, а ты поэтому решаешь, что надо поменять батюшку и найти такого, кто бы не задавал вопросов, то так нельзя, это по страстям.

Вопрос: - Что главное в Причастии, как к нему подходить?

о. Фёдор:  - Огромная отдельная тема. Мы соединяемся с Господом Иисусом Христом в таинстве Тела и Крови Христовых, это неисчерпаемая тема. Главное - Христос, Который входит в нас.

Вопрос: - Говорят, что много любви не бывает, но в семье муж и дети говорят, что устали от моей любви, где середина?

о. Фёдор:  - Думаю, что от правильной любви никто не устает. Устаем мы от любви собственнической, которая хочет владеть и контролировать. Особенно с детьми это сложно. Пока они маленькие мы должны все контролировать. Их волевой скелет состоит не из костей, а из хрящей и наша, родительская, воля заменяет их волю, пока она не окрепла до конца подросткового периода. А потом мы должны просто отойти в любящие советчики. Если потом сын женился, а мать уверена, что она точно знает, как ему надо, а невестка мешает общаться сыном, не тому учит, то уже это никакая не любовь. Это «я владею и люблю, потому что это моё». Поэтому такое огромное количество конфликтов между зятьями и тещами, невестками и свекровями. Если бы мы любили не эгоистично, то любовь матери к сыну, и жен к мужу не мешали бы друг другу абсолютно никак. Не могут мешать, потому что, правда - много любви не бывает. Любовь требует уважения к другому человеку, к его свободе, к тому, что он не такой как ты, а ты должен это услышать и принять. Ты хочешь много общаться, а он не может. У меня все дети разные. Один 12-летний Федор все время что-то делает. Ему все время надо общаться и разговаривать, он с кем-то знакомиться, обсуждает, с мужиками машины у подъезда обсуждает. А Ивану 10 летнему счастье - налить себе чаю, взять маленький кусочек булочки, выйти на веранду, сесть и чтоб никто не мешал и сорок минут смотреть, как дождик капает. И если я буду хотеть и заставлять Ваню быть как Федя, то моя любовь будет неправильной. Так что любовь, как и дружба, это умение услышать не такого как я. «Друг» очень точное слово – значит «другой». Я должен в нем открыть его вселенную и в благоговении входить настолько насколько, меня впускают. Умение дружить, искусство дружить начинается с умения заткнуться, заткнуть себя и вслушаться в другого человека. Ваш сын вырос и стал большим. Мужу иногда надо отдохнуть. Где вам просто, ему сложно. Не надо всех всегда строить и контролировать. Владыка Зосима Якутский, покойный уже, мне когда-то рассказал шутку о том, как на ток-шоу пригласили семью, пару, которая 50 лет прожила вместе. Муж все время говорит и говорит. Правильное, глубокое говорит. Потом ведущий спрашивает женщину о рецепте семейного счастья. «Надо всё время быть рядом, рядом, РЯДОМ, я сказала!» Что это за любовь, когда с человеком как с собачкой? Поэтому я бы посоветовал пересмотреть практически свое общение с детьми и мужем. Что им не нравится?

Вопрос: - Как относиться к матери, которая всю жизнь помыкает дочерью, командует, обижается и сердится, когда ей не подчиняешься? как не копить в сердце обиду?

о. Фёдор:  - Тяжело. Особенно тяжело, если дочь входит замуж и жить приходится вместе, потому что невозможно разъехаться. Приходится бегать между ними, угождать и мужу и маме. Надо молиться глубоко, смиряться. Все наши семейные сложные ситуации даются нам Богом для чего-то. Есть причина во мне, почему кругом такой тупик. Бог во мне с чем-то не согласен, Он хочет, чтоб я исправил это в себе, изжил, перестал. В общем, всё так или иначе измеряется гордостью. А смирением лечится всё. Когда цель испытания Божьего будет достигнута, как говорят святые отцы, человек исправится, это испытание будет отнято. А как смириться, если в вместе живете? Сложно очень! Смирение и молитва. Если можете, надо разъехаться. Это закон, греха в этом нет никакого. На расстоянии можно выдержать больше, даже если бабушка будет приезжать рулить. Помню, мама рассказывала, как ее свекровь, моя бабушка покойная, приехала, а у родителей уже двое детей. Так вот чтоб расставить все точки над «и», бабушка сказала, что мама там хозяйка, а она приехала только помогать, что ни во что вмешиваться не будет. Мама была этим поражена, потому что думала, что будет наоборот, придётся отвоевывать право материнского управления. Человек приехал со смирением. Кто же будет против, что бабушка приезжает? А если человек приехал командовать, как это невестка не так майку сну постирала, то конечно будут неправильные отношения.

Вопрос: - Как следует поступать, если человек рядом с тобой богохульствует?

о. Фёдор:  - Думаю, что надо успокоиться, призвать Бога в помощь. Полностью в покое это слушать нельзя, конечно. Но не быть в гневе. Если человек знакомый, то сказать, что в человек церковный и вам больно слышать такое. Если будет продолжение, вам придется встать и уйти. У меня был такой еще пример: спросить, а что человек будет делать, если заругать его родителей? Для меня Церковь - вторая мать, когда рядом со мной это говорится, то оскорблён я сам. Если люди чужие на улице богохульствуют, лучше просто уйти и не метать бисер перед свиньями. Если вы не чувствуете силу вступить в полемику. Не у всех есть такие силы. Можно и поспорить с человеком. Поп на мерседесах? А покажи мне! Ткни пальцем. Покажи. Все эти миф рассыпаются один за одним. Сейчас Межсоборное присутствие приняло документ о канонических прещениях и наказаниях для клириков. Долгая была работа над этим документом. И вот в сети шквал комментариев, что вот репрессивные методы, конечно государство заворачивает гайки, но вот мы же говорили... Люди ничего не хотят знать на самом деле. Что дисциплинарная практика была в Церкви всегда, от апостольских правил. Что в ней много разного. Каждый архиерей применяет свои каноны - это неправильно. Нужно было давно это упорядочить и заняться этим вопросом. Люди этим занимались в течение двух лет. Приготовили упорядоченную схему, подали на утверждение Собора. Это никак с государством не связано и с политикой. Но критика Церкви идет волной на темы, в которых люди даже не разбираются. Иногда можно описать человеку, что является источником того или иного явления в жизни Церкви, и все это развеивается. Если человек готов слушать, он услышит, но если ему это нужно для самоутверждения, тогда лучше уклоняться от разговора.

Вопрос: - В жизни было много ошибок, самая главная - аборт, что сделать, чтоб Господь простил мне этот грех?

о. Фёдор:  - Во-первых, покаянная молитва. А во-вторых, думаю, что покаяние надо закреплять деятельностью. Помогите многодетной семье. Деньгами, руками. Тем помогите, кто родил и воспитывает, им тяжело сейчас. У батюшки благословитесь и предложите свою помощь, практическое занятие, это будет движение в противоположном от совершенного греха направлении. Помогите кому-то, и Господь вам простит ваш грех.

Спасибо всем за внимание и участие, ваши вопросы, до новых встреч, благослови всех Господь! 

Комментарии

06.07.2021 - 15:42 :

Если мне не изменяет память, то общее отпевание погибших во 2 ВОВ совершил Патриарх Алексий II. Вот только не помню в каком году (после перестройки). И это была инициатива именно самого Патриарха.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+