Перейти к основному содержанию

10:13 11.04.2021

Протоиерей Валериан Кречетов, ведущая Екатерина Краснобаева. Тема: «Неисповедимы пути Господни».

02.04.2021 11:53:49

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2021/03/26/21-00

Е.Краснобаева: - Сегодня у нас в гостях протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма Покрова Божией Матери в селе Акулово. Ведет передачу Екатерина Краснобаева. Батюшка, Вы у нас нечастый гость. Много тем и вопросов, но сейчас Великий пост и хотелось бы ближе к этой теме.

На каждой службе читаются отрывки из Библии, которые поучают нас, что нравственный закон - единственно истинный закон Божий. Каждый отрывок прямо применим к нашему времени. Передо мной книга свт. Николая Сербского. Здесь небольшие отрывки о тех наказаниях, которые были посланы за какие-то проступки. Все знают о наказании царя Давида. Он впал в прелюбодеяние, а затем совершил убийство. Затем этим же грехам предались его сыновья и дочери в его собственном доме. Наказание Мелхолы - она насмеялась над Давидом, своим супругом за то, что в своем молитвенном вдохновении пел и плясал перед Богом. За это она была поражена бесплодием, у нее не было детей. Наказание Содома за растление человечества. Все сейчас есть. Слушай и применяй ко времени. Вспомним слова Соломона – бывало, скажет о чем-то: смотри, это новость, а такое бывало в веках, что прошли до нас. И войны, и болезни- всё было. И вот нынешнее время. Опять на нас проказа. Думаю я, не поднять ли нам тему доверия к Богу? Ведь Господь говорил: что вы так боязливы и маловерны? Мы сейчас боимся и того, и того, в храмы боимся ходить и иконы целовать. Но ведь и волос не упадет с головы вашей без воли Божией. Где у нас доверие к Богу, если мы так все забываем и мечемся туда-сюда, наряжаемся во что-то?

о.Валериан: - Наряжают нас, а не мы наряжаемся. Мы вынуждены. Многим вещам есть неоднозначные объяснение. Одна раба Божия жаловалась, что ребенок плачет, не знает, что делать. У меня с 7 детьми и 35 внуками скромный опыт есть. А не зубы ли это? Зубы режут десну, больно. Терпеть - больше ничего не остается. Но детей же нужно отвлечь, чтобы они не сосредоточивались. И у взрослых то же. Кстати, человек ест от рождения до смерти, есть зубы или нет - он всегда ест. Но если так, то зубы не только для еды, значит, для чего-то еще. Зубы вылезают перед тем, как начинает человек говорить. А помните это – «держать язык за зубами»? Вот их основное назначение. И на эти вещи можно смотреть по-разному. А если зубы язык не держат, то зачем они? А иногда язык зубы вышибает. А зубы отремонтировать сейчас сколько? Так вот, молчание - золото. А если будешь молчать - зубы целее будут. Есть об этом стихи. 

«Помнишь, тебе особливо
Нравились зубы мои,
Как любовалась ты ими,
Как целовала, любя!
Но и зубами моими
Не удержал я тебя...»

Зубами держать бесполезно. Если свой язык не удержишь зубами, то чужой... Жизненная шуточка. Но христианство и есть жизнь. Так вот по-разному можно смотреть на вещи. Как раз к этим и относится то, что повязки, маски носят. Молчать нужно больше. Зубы не помогают, так вот маски. Хоть они, может, помогут. И в церкви. Там вообще не нужно разговаривать. Расставить нужно одного от другого, как детей.

Е.Краснобаева:  - Кажется, всяко зло во благо превратится.

о.Валериан: - Старец Паисий говорит: страшно представить, что происходит, но я спокоен - Господь все устроит во благо. Дело в том, что все что происходит - конкретный смысл имеет. Много разговоров было, а теперь попробуй на 1,5 метрах поговори - неудобно. Уже польза. На Пасху у нас идут причащаться. Все, кто живет как попало, невенчанные, гражданским блудом живущие- все прутся.

Е.Краснобаева:  - Услышали слово Иоанна Златоуста, что все приходите - и идут.

о.Валериан: - Нужно помнить, что то, что происходит видимым образом, имеет невидимую сторону. Это было показано. В житиях есть. Подходили одни к причастию- и просвещались, как солнце, а другим вкладывали горящие угли, а причастие уносилось в алтарь. Господь отодвинул. А, между прочим, некоторые, кто ходят в храм, должны нести епитимьи и находиться на паперти вместе с кающимися, с оглашенными. Но нам помогли обстоятельства. Раньше было, я застал, в церковь ходить считалось преступлением, мы это все проходили. Потом разрешили, и все пошли кто попало. А теперь у кого есть вера- он все равно пойдет. И потом всё к алтарю, прямо туда. А мытарь-то стоял у входа, бил себя в грудь.

Слово «фарисейство» у нас не любят. А канон читался - дверь Царствия уже отверстая, и предвосхищают фарисеи, мытари кающиеся, а фарисей на первом месте не просто поставлен - они все же старались выполнять закон, а это правильно, хоть и хвалиться этим не нужно. Каялся мытарь хорошо, но поступать так не нужно было. Всё просто. Но и сказано, что второй паче оного оправдан.

Е.Краснобаева:  - То есть, и это надо было делать, и то. Но всё же у нас фарисейство - как клеймо, а он всё же тоже оправдан пошел, просто менее.

о.Валериан: - А еще под эту марку у нас любят ничего не делать. Фарисейство, говорят, лучше добрые дела делать, чем в церковь ходить. Нет! Лучше ходить в церковь и делать добрые дела. Без Церкви мы вообще все погибнем. Все святые отцы говорят, кому Церковь не мать, тому Бог не Отец. А у нас сейчас говорят, что веруют, но в Церковь ни ногой... 

Недавно услышал рассказ. У малыша спросили, любит ли он в школу ходить. Да. А учиться? Нет. Ходят общаться. Так и в Церковь - как в клуб по интересам. Часто слышу шум. И вот- как выгонять? Господь тоже выгонял, когда торговлю там устроили. Дело в том, что то, что происходит в нем, это все пути промысла Божия. Во всём есть смысл. Всё имеет причину или в прошлом или в будущем. Цыган сына ремнем бьет, а ему говорят, что, мол, он же не сделал ничего еще. Так, когда сделает, уже поздно будет. Понял, что надо, чтобы чадо имело в виду, что можно получить за это. И то, что происходит, это уже было. Некоторые, которые не причащались одной ложечкой, а теперь всех, как тех, которые не причащались... Хоть те бы причащались, которые одной ложечкой не могут, ради них остальным приходится это устраивать.

Е.Краснобаева:  - Наверное, может быть, люди не знают, что в правиле ко Причастию написано «огнь бо есть да не опалишися», зачем же спирт, когда лжицу погружаешь, а там огнь?

о.Валериан: - Все верно, без сомнения. И вот Господь ради тех, кто не мог одной ложечкой причаститься, дал: вот на, теперь можешь причаститься, пожалуйста.

Е.Краснобаева:  - А то мы все разводим разговоры, а во всем нужна рассудительность.

о.Валериан: - Рассуждение выше смирения, есть такая мысль. Более того, спирт -  ведь  оцетом был напиен Спаситель - Он вкусил этого. А я тут представил себе, как к Спасителю прикасались жены, исцелялись, а потом спиртом протирали Его. Интересно было бы, там же и прокаженные были. Митрополит Нестор Камчатский миссионер служил в лепрозории, причащался и потреблял Дары и не болел. Всё оттого, что веры нет. Из этого всё. Человек причастился и точно заболеет, если недостойно причастился. Это Павел сказал, что многие болеют и умирают, потому что недостойно приступают к Чаше Тела и Крови. Люди болеют оттого, что недостойны.

Конкретно знаю я, грешный, пример. Был вызван в ракетный госпиталь. Там четверо мальчишек, дембели, перепили, не хватило, хватанули спирту- а на самом деле яд. Я приехал вечером, их причастил - их рвало, конечно, они все в катетерах, так вот, когда я вышел, сказали, что один из них точно покойник. А утром у всех трех заработали почки. Они пошли на поправку, а отравление было в 4 раза выше смертельной дозы. Это записано всё.

 А по поводу очищения лжицы во время Причастия- по уму нужно несколько минут эту ложечку держать в спирту, так до вечера можно причащать.

Церковь у нас, слава Богу, еще православная. А вот есть Европа, там ходит кто попало, там же не исповедуются. На самом деле их по правилам кающихся еще в церковь пускать не всегда можно. Епитимья, покаяние и исправление, а где это? Они продолжают жить во всяких постижимых и непостижимых сочетаниях.

Е.Краснобаева:  - А люди понимают ли, что всё по воле Божией? Или просто одно возмущение, что церковь закрыли, и прочее?

о.Валериан: - Так вот и закрыли, потому что в церковь эту им не положено ходить. Каяться нужно, а так как к этому относятся - так не положено. Храмы закрываются, потому что там некому находиться. Это не на пустом месте произошло. Люди стали отходить от веры. Это закон. Я читал в начале ХХ века, что на 50-летие Московской Академии, слово брал св. Феофан Вышенский, говорил, что влияние запада стало проникающим. Про слова «сей род изгоняется только молитвою и постом», это якобы поздняя вставка, по каким-то исследованиям. Неизвестным мне. Это люди, которые имеют богословское образование, так говорят.

А один из первых признаков неблагополучия - отход от поста. Пост и Богослужение. Недавно читал старца Дионисия румынского с Афона. Отход от православия и новый стиль  - они раскололи все Церкви. У нас, слава Богу, нет этого. А там раскол. И ничего тут такого нет, Афон как был, так и остался. Раскол устроили те, кто отошел от старого. Эта тема очень сложная. Но это дело каждого. Ответственность. Лет 50 назад я причащал одну старушку, соборовал, ее муж был неверующий, им было лет по 80. Я все сделал, сели за трапезу. Я отказался от скоромного, потому что Рождественский пост был. И спустя какое-то время он через сына меня разыскал. Оказалось, что много лет до этого он смутился и отвратился от веры тем, что видел, как священник постом ел сало. Вот какие бывают причины.

Соблазн -вещь страшная. Отступление началось среди разных людей, многие семинаристы пошли в революцию. Я лично знал отца Сергия Орлова, 1890 года рождения, который в 1911 году окончил семинарию, увлекся революционными идеями. Больше того, работал подпольно. Потом мне нравится Бисмарк. Не православный человек, но думающий. Полистал книжонку и сказал, что написано любопытно, но Европа еще наплачется с этим бухгалтером. Не только Европа, потому что все поставлено на деньги. Кстати, Владимира Ильича, по словам отца Сергия, никто не знал, какой-то публицистишка, а он был в гуще революционных событий, знал, что и как. Памятники стоят, а современник говорит иное. После революции отец Сергий курировал западную Сибирь по агрономии. Он никогда не был неверующим. Но в самом начале коммунисты не обращали внимания на вероисповедания, потом уже зубки показали, рога, копыта, а вначале гладенько все было. И некоторые отошли и остались втайне.

Я лично знал сына Бориса Шапошникова, это начальник Генерального штаба в начале войны. Он был глубоко верующим, каждый день клал земные поклоны за Россию и русский народ, всегда носил крест. И сын его был глубоко верующим, на тумбочке всегда у него лежала Библия. А еще случай: у нас в Барвихе была женщина, уборщица, так вот вывалился у нее крестик, Семен Михайлович Будённый у нее увидел, и спрашивает, что это. Она отвечает, показывает, а он ей в ответ свой показывает! Он сидит с крестом! Это маршал. «Семен Михайлович, а Вы верующий? - А как же? Так Вы же партийный? - Так это на бумаге». Всякие люди были...

Отец Кирилл Павлов, отец Тихон Агриков, другие, кто прошли войну- все шли с молитвой и благословением родителей. За некоторых из них матери по тысяче поклонов клали. Армия отблагодарила Церковь. Первые духовники наши - участники Отечественной войны. Как в свое время прп. Сергий послал монахов для укрепления армии, а армия послала своих Церкви. Замечательный круговорот. Это происходит неслучайно. Кто-то говорит, что случай - это Бог дурака. Случай - псевдоним, которым действует Бог в мире. А люди всё понимают. Я когда-то венчал Жигулина, поэт такой был. Он прошел Колыму. У него есть прекрасное стихотворение:

«Но не могу переупрямить
Ту боль, что сердце мне свела, —
Моя измученная память
Гудит во все колокола.

 

Гудит во мне глухим набатом
О днях ошибок и потерь,
О том, что сделано когда-то
Не так, как сделал бы теперь…»

 

Молодежь - что вырастет из нее?

Е.Краснобаева:  - Да, гаджеты и сети так и улавливают. Помню, когда мама мне говорила: на поступки враг тебя осетил. Думала: какие сети? А сейчас ясно, как враг осетил.

о.Валериан: - Как сеть на все лицо земли. Эту вещь замечали и неправославные. Эйнштейн хорошо сказал, что когда технологии заменят живое общение, мы получим поколение идиотов. А насчет демократии, которая везде разводит руками, сказал Нобель ещё, что демократия - это толпа идиотов, которыми управляет кучка подонков. Это Нобель! Можно спорить, конечно, хотя с Нобелевской премией не спорят.

Мы паремии читаем сейчас, смотрите, столетия проходят, а всё одинаково. Меняются вывески, названия, но суть та же. Исайи пророка слова, 3 глава: «Люди мои бедные, вами управляют дети и женщины» (ювенальная юстиция и эмансипация). Или -вот сколько в языке всего спрятано! Язык -это ведь код, записанный в славянском языке. Обычно об этом мало говорят, толерантность, понимаете, чтобы никого не обидеть. Но корни не поменяешь. При переводе с языка на другой что-то утрачивается, невозможно передать полностью. Одна раба Божия спросила внука моего, как его дела. Он ей на это ответил - какие? Ребенок четко сориентировался – дела делам рознь. Мы часто говорим о любви, а греки задумались.  Три есть понятия: эрос - страстная любовь, агапа - дружеская, филео - любовь до самозабвения. А у нас всё люблю: картошку, спать, и тебя люблю. А картошку больше или спать? Оттенков смыслов ведь много. Крепость - у нас это что-то непреодолимое. У Исайи пророк читается, как Господь говорит, что люди отступили от Него, а Он отнимает от нас крепкого и крепкую. Дальше: крепость хлеба и крепость воды. А перевод интересный на русский: трость и посох, насыщение хлеба и насыщение водой- это уже другое. Один из примеров, когда на русский перевели и смысл потеряли.

 Когда-то был такой отец Александр Ветерев, профессор Московской Духовно Академии, я слушал его лекции, знал его. Едем в Москву как-то с таким доктором богословия! Батюшке я начал что-то про жизнь, живот. А он в ответ: нет, батюшка, ничего не меняйте, вы объясните отдельно, но менять ничего не нужно. Вот заветы старца. Если хочешь теперь читай по славянски, по-русски, да и с комментариями еще. Но когда переносится оттуда- человек теряет все равно. Да и звучит не так. А уже о Богослужении я не говорю.

Не представляю, как можно на гласы петь какой-то русский перевод канонов. Язык-то почти не отличается, но всё же разное. Я очень люблю Гоголя, он такой глубокий был человек, я уже не говорю про «Изъяснение Божественной Литургии», это шедевр, который светский, хоть и верующий, составил. Так вот он говорит: «Время беспутное и сумасшедшее. То и дело, что щупаешь собственную голову, не рехнулся ли сам. Делаются такие вещи, что кружится голова, особенно когда видишь, как законные власти сами стараются себя подорвать и подкапываются под собственный свой фундамент. Разномыслие и несогласие во всей силе. Соединяются только проповедники разрушения. Где только дело касается создания и устройства - там раздор, нерешительность, опрометчивость. И до сих пор еще не догадались, что следует призвать того, кто один строитель порядка! Видит Бог, ничего не хотел бы сказать, кроме того, что служат к прославлению Его святого имени. Всё промыслом Божиим управляется. И что границы перекрыли. Так вот, у нас промышленность возрождается, а там стонут. Подольше бы санкции эти включили! Там многие разоряются, придется переходить на скромное питание. Господь их другим способом сподобит о себе подумать.

А Библия говорит нам дальше: «Се, владыка Господь Саваоф отъимет от Иерусалима и от Иудеи крепкаго и крепкую, крепость хлеба и крепость воды, исполина и крепкаго, и человека ратника и судию, и пророка и смотреливаго, и старца, и пятьдесятоначалника, и дивнаго советника, и премудраго архитектона, и разумнаго послушателя. И поставлю юноши князи их, и ругателие господствовати будут ими».

Юноши будут князьями, но не правителями, а марионетками в руках ругателей, которые будут господствовать над ними. Пирогов говорил: не могу дойти до отрицания Бога прежде, чем сойду с ума. Он пересказал слова пророка Давида: «рече безумец в сердце - несть Бог». Великих ученых было 100% верующих. Макс Борн, известный ученый квантовой механики, говорил: «Наука оставила вопрос о Боге совершенно открытым. Наука не имеет права судить об этом. Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди». Данте похлеще припечатал: «Я утверждаю, что из всех видов человеческого скотства самое глупое, самое подлое и самое вредное верить, что после этой жизни нет другой». К несчастью, у нас знают все, кроме того, что нужно знать. Мне нравится Лермонтов, как Господь ему дал дар. «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья (того, что и знать-то не нужно) и сомненья (в том, что нужно знать), В бездействии состарится оно». И у нас сейчас так. И современное знание - это не знание, это информация. Аристотель еще сказал, что множество знаний еще не предполагает наличие ума. Изучил я много, кибернетику даже, нас хорошо учили. Мои учителя были уже люди конца позапрошлого века. 1880-90-е. Кибернетика была лженаука, она только вылезала из подполья, я застал это. Теперь всё это вот в ходу. А почему была лженаука? Тот, кто стоял у истоков ее сказал, что создание не может быть умнее создателя. Но количество знаний - библиотека, это не знание настоящее. Если знание не пропущено через опыт и понимание, они так и остаются книгами. Кто-то говорил, что человек как пылесос. Знакомства по интернету сейчас, знакомо всем, явно бесовская штука. Шайтан - машинка, как узбеки говорят. Вернусь к Гоголю: «К стыду, у нас, может быть, едва отыщется человек, который бы прочел Библию, тогда как эта книга затем, чтобы читаться вечно… Как же нам требовать еще, чтобы из нас выходили мужи, способные действовать и поступать обдуманно? Как удивляются, что беспрестанно выходят скороспелки, выскочки, непостоянные, легкие люди, неугомонные коверкатели, опрометчивые нововводители, бессильные владетели страстей?»  Лучше не скажешь. Царствие Небесное Николаю Васильевичу. «Мне кажется подчас, что всё то, о чем так хлопочем и спорим, есть просто суета, как и всё в свете, и что [что прежде] об одной только любви следует нам заботиться. Она одна только есть [есть уже] истинно верная и доказанная истина. Кто проникнется ею, тот говори прямо обо всем: правда повеет от слов его. О! да поможет нам Бог и тебе и мне возрастить эту любовь в сердцах наших. Вот жизнь. Только Церковь одна среди нас здоровое тело». Гоголь.

Е.Краснобаева:  - Батюшка, спасибо, к сожалению, время нашей передачи подходит к концу. Спаси всех Господь!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+