Перейти к основному содержанию

10:34 11.04.2021

Покаяние. Мысли Апостола Павла

30.03.2021 11:22:12

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2021/03/20/21-00

С.Комаров:  - Добрый вечер, дорогие братья и сестры. У микрофона публицист Сергей Комаров. Всех поздравляю с окончанием первой седмицы Великого поста. Хочется сегодня говорить о такой характерной для поста теме, как покаяние. О нем так много сказано. Мы знаем, что покаяние – это изменение, греческий перевод слова метанойя - изменение ума. Важный акцент на  изменении ума. Изменение - по образу кого? Конечно, мы пытаемся меняться по образу Господа Иисуса Христа. Это идеальный Богочеловек. Он показал нам, каким человек может быть. Христос - новый Адам, как называет Его апостол Павел. Он пишет, что в нас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе. Он говорит, что мы имеем ум Христов.

 Христианин призван уподобляться Иисусу Христу. Это трудно так сразу стать похожим на Него. Поэтому апостол в другом месте говорит: «Подражайте мне, как я Христу». Это верно - легче подражать святому человеку, чем сразу Христу. У нас в Церкви есть институт старчества, духовного наставничества, мы пользуемся советом старших в вере, наших пастырей, духовенства, потому что сразу Христу подражать трудно. Но через людей, которые уже чего-то достигли,  мы учимся быть духовными. Читая апостола Павла, я нашел у него три стиха в послании к Эфесянам, которые дают некий план покаяния. Три важных ступени, которые человек проходит в покаянном делании. Сам Павел не говорит, что речь конкретно о покаянии, но из контекста это видно. Следует
отложить образ жизни ветхого человека, истлевающего в похотях, обновиться духом и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Это три пункта, которые хочется обсудить, понять смысл того, что вкладывал апостол Павел в эти строки.

Отложить прежний образ жизни ветхого человека. Это то, что должен сделать человек в начале покаяния. А что такое ветхий человек? В любом человеке, которого мы видим, кроме внешнего человека, есть еще один, внутренний. Сам апостол Павел писал, что если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. По слову апостола должно быть, что внутренний человек обновляется, внешний тлеет. Но бывает и наоборот: внутренний тлеет, а внешний обновляется. Это код нашей цивилизации современной: внешнее обновляемся, внутренне гниём. Возвращаясь к внутреннему человеку, скажу, что он условно делится на ветхого и нового. Сама терминология из Священного Писания.

Как раскрыть значение терминов? Обратимся к наследию церковному. Ветхий человек - библейский термин, который означает внутреннюю греховную сущность человека. Как в словаре Даля написано, что это человек, родившийся в прародительском грехе и не возродившийся духовно по Новому Завету. Ветхий человек - концентрация грехов в человеке, то падшее состояние, которое он приобрел после грехопадения. Это та часть души, которая желает жить по законам мира сего. Вкушать земные удовольствия, грешить любыми грехами. Она полагает цель этой жизни только в наслаждениях и самоугождении.

 Святитель Феофан Затворник рассуждает о ветхом человеке и определяет его так: самостная страстная душевно-телесность. Любопытнейшее определение. В лекциях Авдеенко есть пример. Нечто подобное есть и у Аввы Дорофея, но Авдеенко так представляет иерархию человеческой жизни, которая изначально была заложена в человеке при его сотворении.

Как был создан человек? Представим себе треугольник. Вершина -это дух, средняя часть -душа, нижняя часть, основание - тело. Дух человека - высшее направление души, которое отвечает за духовную жизнь. Дух человеческий общался с Богом, Бог через дух действовал на душу, и дух с душой действовали на тело. Так был изначально создан человек, он же существо не телесно-духовное, но духовно-телесное. Когда человек согрешил - эта пирамидка перевернулась. Теперь духовные направления нашей жизни завалены отправлениями телесными, душевными. Всё получается наоборот: тело управляет душой, она действует на дух, а дух, придавленный душевными и телесными отправлениями, затрудняется общаться с Богом, потому что треугольник перевернутый. Вот такими перевернутыми являемся все мы.

Что мы делаем постом? Пытаемся перевернуть треугольник этот на исходные позиции по мере возможности. Важно понять, что ветхий человек - это не телесность. Мы не упрекаем наше тело в чем-то, потому что это лошадка, наш инструмент. Тело безгрешно. Человек грешит, используя тело как инструмент. Грех - это неправильное направление воли человека.

Важное замечание делает блаженный Феодорит Кирский: ветхий наш человек это «не естество, а лукавое расположение духа». Апостол Павел призывает нас отложить ветхого человека. Как это сделать? По сути, мы это уже сделали в Таинстве Крещения. Если читать апостольское чтение Таинства Крещения (6 глава послания апостола Павла к Римлянам), мы найдем там такие слова: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха».

Речь идет как раз о нашем лукавом расположении духа, если помните термин Феодорита Кирского. Лукавое расположение духа умерщвлено в Крещении, но каким образом? Здесь важно вспомнить, каким было таинство Крещения в I веке и в первые века христианства. К Таинству Крещения приходили взрослые, которые сделались христианами по мировоззрению, еще до крещения. Как мы помним, к крещению готовились долго - от трех месяцев, до нескольких лет человек ходил в общину христианскую, стоял на богослужении до возгласа «Оглашенные, изыдите», учился на курсах катехизаторов, сдавал экзамен епископу, за ним, за его нравственной жизнью наблюдала община. Люди в те времена жили не обособленно, как сегодня, а на виду; жизнь была более общинная даже в больших городах.

Было видно, чем человек живет, чем занимается, произошло ли с ним изменение? Если он сохранял решимость, община видела, что человек созрел, что он уже христианин, то его допускали ко крещению и крестили, как правило, под великие праздники, Пасху, например или канун Пятидесятницы, чтобы человек причастился на праздник. Вспомнил я об этом потому, что лукавое наше произволение, этот самый ветхий человек, в крещении исцелялся так, что человек приходил ко крещению с уже изменённым сознанием, Бог давал благодатную печать при том изменении, которое с человеком уже произошло. Бог запечатлевал Своею Благодатью то, чего человек уже достиг с помощью Божией, а именно изменения сознания, расположения, воли.

Павел пишет в апостольском чтении Таинства Крещения: «ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное». А что такое тело греховное, и как можно его упразднить? Святитель Феофан пишет, что тело греховное - наши пороки и страсти. Когда человек крестится - его страсти и дурные наклонности никуда не уходят. Если человек крестится взрослым и курит, то он будет продолжать хотеть курить. Это и есть часть того греховного тела, которое живет в нас. Крещение не изгоняет наши дурные страсти, но диавола из человека. Если диавол до сих пор действовал изнутри, а Бог извне, то теперь благодать действует изнутри, а диавол искушает извне, Бог же дает нам семя благодати для дальнейшей духовной борьбы. Наше произволение ко времени крещения должно уже созревать. А с помощью этого измененного произволения мы должны разобраться со своими страстями и грехами. Это и есть упразднение тела греховного. Речь о духовном теле ветхого человека. Некоторые церковные писатели развивают эту мысль и говорят, что ветхий человек имеет в нас некоторое духовное тело, которое соткано из наших пороков и страстей. Это тело греховное нужно убить так, как Моисей убил египтянина. Таков духовный образ того, как убивается греховное тело ветхого человека. И тут уже нужно говорить об аскетике, о жизни в Церкви, о молитве, о том, зачем человек в Церковь приходит. Повреждение человеческой природы остается, но при этом мы получаем силу, чтобы встать на путь обожения, уподобления Господу Иисусу Христу. Мы должны убить в себе ветхого человека с его греховным телом, чтобы уподобиться Богу.

Дальше апостол пишет: нам нужно обновиться духом ума. Интересные слова. Какой дух у ума? Сразу скажем, речь не о Святом Духе. Речь о антропологическом контексте. Дух ума - ваша умная сила. Например, Феофан Затворник пишет, что можно полагать, что дух ума означает существенные характеристические свойства ума. Духом ума апостол Павел называет духовное устремление ума, как писал блаженный Феодорит Кирский. По-моему хорошее определение.

 Куда ум устремляется, чем живет ум человека, о чем человек думает, каков мир его мыслей? Где сокровище ваше, там и сердце ваше, говорит Христос. Это тоже о духе ума.

Какие пределы и преграды у мыслей? Ставит ли человек своим мыслям преграды? Это работа духа ума. Мы говорим, что поэзия Пушкина имеет светлый дух. Имеем в виду, что интонация Пушкинской поэзии, направление его ума глубоко нравственно. Мы говорим о лучших проявлениях творчества Пушкина. Это христианское направление ума. Апостол говорит, что мы должны обновиться духом ума. В послании к римлянам сказано: «преобразуйтесь обновлением ума вашего». Ум - главная сила души, кстати, наименее поврежденная в результате грехопадения. В то время, как наш чувственный мир наиболее поврежден. Ум должен быть нашей связью с Богом. Направление ума к Богу - наша с Богом теснейшая связь. Как говорил один афонский старец о молитве: это вытягивание ума к Богу. Оно определяет всю жизнь человека, это то, чем человек живет. Как пишет свт. Феофан: ум, или дух, по естеству -  высшая сила наша, вся обращенная к Божественному. Но опять же - это то, как оно должно быть.

Второй аспект, ступень покаяния - отложить ветхого человека и, убив тело греховное в себе, человек должен обновиться духом ума. Как писал апостол Павел: «мы имеем ум Христов». Он показал нам идеал, к которому мы должны стремиться. Это тот образ мыслей, который имел Богочеловек.

 Представьте, что наша цель и призвание - своими умом уподобиться уму Христову. О чем думал Христос - о том и мы должны как-то думать. У свт. Феофана есть даже схема в толкования этих слов послания к Эфесянам (4-23,24): «к уму, омраченному суетою, приходит благодать и пробуждает в нем страх Божий». Схема такая: на наш ум действует Божия благодать, что начинается еще в Таинстве Крещения, потом это продолжается под воздействием Церковной благодати в Таинствах и благодаря жизни в Церкви.

Что дает благодать уму? Она пробуждает страх Божий. Мы сейчас говорим о мире ума. Человек в уме идет к Богу, боится Бога в душе. Кстати, понятие страх Божий положительное, а не отрицательное, это благочестие. В Священном Писании боящимися Бога называются благочестивые люди. Там бывают, что боящиеся Бога относятся к прозелитам, это благочестивые люди. «Бойтеся Бога все святии Его, яко несть лишения боящимся Его».

 А что же дальше? Страх Божий оживляет ум! Следующая ступенька этой схемы - совесть. Благодать действует на ум, в уме пробуждается страх Божий, который действует на совесть. Пробужденная встревоженная совесть поражает безнадежность и заставляет искать примирения.

Тут речь об отрицательной, в хорошем смысле, стороне покаяния. У покаяния есть положительная, радостная сторона и отрицательная, скорбная. Речь об этой печали ради Господа. Безнадежность - мысль о том, что ты грешен, в ад идешь. А с кем ищется примирения? С Богом и самим собой, совестью своею. Если совесть грызет человека, ему жизни нет. Человек должен иметь мир со своей совестью.

Следующая мысль св. Феофана: Евангелие указывает его (примирение) во Христе Иисусе. Христос объемлется верою, сочетавается с верующим в купели крещения.

Это следующая ступень: Крещение. Таинство. Исполнение благодатью Духа в миропомазании. Так приступивший к Господу примиряется с Богом и посвящает себя на служение Ему. Благодать действует на ум, ум пробуждает страх Божий, действует на совесть, это внутреннее изменение человека получает благодатную печать в Крещении и выливается в изменение жизни человека, действует в жизни. Благодать, ум, совесть, жизнь. Таков путь преображения человека, обновление духом ума. Друзья, с умом нужно работать, наполнять ум знаниями о Боге, вытягивать ум к Богу.

Вопрос: - Что такое совесть? С ней можно договориться? Что критерий? На что равняться? Даже если ходит человек в храм, причащается, но таких изменений, чтобы умереть спокойно, нет. Можно ли равняться на совесть?

С.Комаров:  - Спасибо за вопрос. Действительно, совесть, как и весь духовно-телесный состав человека, как вся его природа после грехопадения, повреждена. Апостол Павел даже пишет о сожженной совести. Совесть может быть сожженная, выгоревшая. Тогда человек бесчувственно творит беззакония. Но такие случаи редки. Совесть называется богословами голосом Бога в человеке - vox Dei (лат.). Совесть действует в человеке. Святые отцы говорят, что Суд Божий будет происходить через совесть. Тогда наша совесть избавится от всех болезней и, как меч ржавый и тупой- обновится. На Суде совесть очистится от ржавчины и станет клинком, который поразит нас. Суд Божий осуществится без особого приговора Божия - он прозвучит внутри нас. Совесть, как и все остальные силы души человека, как весь духовно-телесный состав его преображается, исцеляется в Церкви под воздействием благодати. На совесть действует ум, на который в свою очередь подействовала благодать. Всё через благодать. Если человек хочет этого, хочет уподобиться Богу- очищенная совесть рождает очищенную жизнь.

Поэтому, хотя совесть в нас повреждена, исцеляется она в Церкви Христовой благодатью, как и поврежденный ум, чувства, воля, весь человек. Мы не то, чтобы равняемся на совесть, но очищаем ее, пытаемся обновить ее, исцелить и учимся прислушиваться к ней. Богу чаще всего удается достучаться до нас через голос нашей совести. Считаю, что сегодня мы редко употребляем это важное понятие - совесть. Жить христианин должен  по закону Божьему и по совести, потому что она отражает заповеди Божии, вечные духовные законы Бытия.  Опять же - дух ума, им нужно воздействовать на совесть, нужно препарировать свою совесть и добиться от нее ответа: врешь ты мне, потому что мне так хочется, или ты говоришь мне правду, но мне она неприятна, потому что мне так не хочется?

Ум человека исцеляется чтением слова Божия. Это воздействие уникально, его невозможно объяснить словами, но можно с уверенностью сказать, что человек, который прочитал главу из Евангелия, имеет ум немножко другой, чем до того, как он это сделал. Слово Божие имеет очистительное воздействие на человека. Прежде всего - на его ум. Как Христос говорил апостолам: «вы уже очищены через Слово, которое Я говорил вам».

Вопрос: - Я раньше много занимался тем, о чем Вы рассказываете, но это так тяжело - жить по совести! Мир диктует другое. Ты понимаешь, что невозможно жить в комфорте - и остаться христианином. Получается, что христианином можно быть только иногда. А зачем мне это нужно? В Правильно, что раньше всей общиной готовили человека к Крещению, а теперь все за деньги, только плати. Всё ерунда. Вот и сказал я себе, что не надо мне ничего, поживу потихонечку.

С.Комаров:  - Я чувствую искреннюю горечь в Ваших словах, сердце Ваше болит, но все же, сказал бы я, не так все плохо. Церковь у нас одна. Вы думаете, что она была идеальная в I или IV веке, когда писал Феодорит Кирский? Церковь всегда имела болезни. Это Богочеловеческий организм. То, что по Богу, в ней всегда правильно, благодатно, идеально, а то, что по человеку - всегда страдает.

Как писал Василий Великий еще в IV веке в письме: «ты спрашиваешь, как Церковь? Как мое тело - всё болит и никакой надежды». Это в IV веке писал Василий Великий! Церковь всегда имеет проблемные темы, искажения христианской жизни. Там, где норма, там есть и искажения, там, где святость, есть порок. Это намешано в нашей жизни и будет намешано до конца времен.

Все же если человек в Церкви ищет Христа, исцеления своих болезней, света, радости, добра, духовной жизни, он найдет это в Церкви, потому что Церковь - тело Христово. Можно обращать внимание только на плохое. Многие видят Церковь только по негативным проявлениям, по тому, о чем можно посудачить. Но в Церкви есть реально святые люди. В Церкви есть служение, Богомудрые пастыри, мудрость, истина, благодать, Христос. Есть! Я тоже не первый год в Церкви, знаю ее проблемы, знаю, о чем Вы говорите, и тоже с болью это переживаю, но есть и другое! Есть подвижники, есть молитва, Дух Святой. То, что дает Церковь человеку, ничто больше в мире не даст. Человеку дается  в Церкви радость.

 Моя позиция такая - пришел в Церковь трудиться ради своего спасения, трудись. Вне Церкви спасения нет. Об этом все святые отцы пишут. Не в том смысле, что мы просто осудили всех, кто вне Церкви. Нет. Есть помилование, а есть спасение. Помиловать Бог может, кого хочет. А спасение - в Церкви. Спасение соделал Христос, а Христос - Церковь, Его Тело. «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». Церковь это ко всему прочему - мы. Это не батюшка, не архиерей, но народ Божий, все. Если мы вооружимся мыслью, что Церковь - это мы, то иначе увидим.

Все проблемы Церкви сконцентрированы в нас же самих. Человек это концентрация, потенциальная возможность всех грехов. Мы читали канон Андрея Критского. Главная мысль канона та, что я - концентрация всех грехов. Я, и никто другой. Я могу выстрелить так, что сам в себе удивлюсь. Я и есть то ружье, которое на стенке висит и обязательно выстрелит. Поэтому «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитеся». Вот, что говорит Андрей Критский своей душе. Можно критиковать Церковь сколько угодно, ну и что? В Церкви нужно жить и спасаться. А насчет общин - их мало, но они есть. Тот, кто ищет - найдет. Не отчаивайтесь, друг мой, я Вашу горечь разделяю, но напоминаю, что только в Церкви человек может получить мир, радость, любовь, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание, потому что здесь действует благодать Божия. Нам больше некуда идти. «Куда идти нам, - говорил апостол Петр Христу, - у Тебя глаголы вечной жизни». Так и нам - куда идти от Церкви? Церковь - столп и утверждение истины. Она имеет глаголы вечной жизни. Не будет лучше, если мы уйдем в себя, свои переживания, в свою личную духовную жизнь. Не нужно отчаиваться. Такое моё Вам слово.

Вопрос: - Самая страшная страсть - доверие своему уму, гордыня. Надо искать Христа, спасения. И это только в Церкви!

С.Комаров:  - Спасибо за реплику. Помните, у Паисия Святогорца есть притча о мухе и пчеле? Муха, даже если залетит в самый благоуханный сад, найдет нечистоты, а пчела, если и залетит в самое грязное, найдет для себя цветочек, и там для себя что-то соберет. Давайте не быть мухами, но пчелами.

 Хочешь сделать Церковь лучше - начни с себя, со своей жизни. Нет общин - давайте создавать ее там, где мы оказались. Подходим к настоятелю. Предлагайте чаепития делать после службы. Мы хотим с батюшкой поговорить, чтобы он поучил. Или - я вот имею образование катехизатора, благословите,  буду рассказывать, или давайте соберемся, поедем куда-то. Начинать что-то делать - и Бог поможет. Начинать с малого и, Бог даст, великое. Нужно быть активными. Нужен апостолат мирян. Нужны миряне, которые видят и знают Церковь, все ее проблемы, любят ее и служат ей. Служить, делать нужно, за нас никто ничего не сделает. Духовенство зажигается от активных мирян, духовенство скучнеет от скучных мирян. Когда батюшка, горящий после академии, приезжает служить куда-то и видит перед собой скучные унылые лица, им ничего не интересно - он тоже затухает. Надо же и духовенство активировать! Два раза отмахнется батюшка, на третий согласится. У нас прекрасное духовенство. Оно тоже перемалывается жизнью, устает, выгорает. Все вместе мы можем сделать многое, совершить великое пробуждение. Вспомните, как перед Великим постом мы слушали апостольское чтение, что настает время пробудиться нам от сна.

Вернемся к разговору о покаянии.  Прочитаем 4 главу, стих 24 послания к Эфесянам: «и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Мы уже прочитали про ветхого человека. А кто такой человек новый? Повторюсь, наша душа делится условно на две части. Одна часть верует в Бога, жаждет Ему угождать, жить по заповедям, а другая хочет жить по законам мира сего. Эта высшая часть души это и есть зачатки нового человека, созданного по Богу. Как и говорит Христос в беседе в Никодимом: «надлежит вам родиться от воды и Духа». Он говорит о духовном рождении. В Крещении как раз внутри нас рождается новый человек, созданный по Богу. Но он еще маленький, его нужно выращивать.

Вопрос: - Расскажите, пожалуйста, об Авдеенко, Вы упомянули сегодня эту фамилию.

С.Комаров:  - Царство Небесное Евгению Авдеенко, он уже покойный, к сожалению. Это выдающийся библеист, ученый преподаватель нашего времени, катехизатор, прекрасный лектор. Он сделал много для проповеди Евангелия в России, тщательно изучал Священное Писание, оставил после себя массу трудов, лекций, книг, и своё направление изучения Писания, свой круг последователей, из которых, например, Андрей Иванов, прекрасный его ученик, чьи лекции я смотрю на Ютубе. У него просто замечательные лекции по библейской герменевтике. Наверное, у любого современного библеиста, проповедника, есть его личные умозаключения. С ними можно соглашаться или нет. Таких мыслей у Авдеенко много. Но я с радостью реагирую на то, что мне понятно и имеет основание. Лучшей стороной наследия Авдеенко нужно пользоваться, это глубокое погружение в Священное Писание, размышления о тексте, о терминах библейских. Всё, что мы сегодня читаем, нужно провеивать через святоотеческое сито. Этого я желаю всем нам.

Итак, новый человек рождается в Крещении. Вообще говоря, новый человек - Христос. Он новый Адам. Христос сделал то, что не получилось у ветхого Адама, то для чего был предназначен ветхий Адам. Христос пошел дальше - шагнул выше, дал Адаму то, чего у него не было - возвел естество человеческое до таких высот обожения, которых у первозданного Адама в раю не было. У него была только перспектива этого обожения. Мы должны облечься в нового человека, то есть во Христа. Недаром мы поем: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Это слова из послания апостола Павла. Кстати, поется это во время совершения Таинства Крещения. И мы должны облечься во Христа, нового человека. Приобретая  Его духовно-нравственные качества, уподобляясь Богу. Вспомним, что человек был создан как образ Божий, чтобы уподобляться Ему. Образ - данность, а подобие - возможность. Недаром мы называем некоторых святых отцов преподобными - теми, кто уподобились Богу в превосходной степени. Уподобиться Христу - облечься в нового человека.
Вообще мотив одевания в одежды - это библейский мотив. Эта идея в Ветхом и Новом Заветах проходит красной нитью. «Господь воцарися, в лепоту облечеся». В лепоту облечеся, по толкованию Афанасия Великого, значит воскреснуть. Речь о воскресении Христовом. Облечение, одевание Христа в лепоту, а лепота - красота духовная, сила благодати в церковном понимании. Идея одевания -о том, что произошло со Христом в Его воскресении. Мы поём в Крещении об этом. Недаром человека перед крещением раздевают, крестится он голым, а потом одевают в белую сорочку - символ благодати, обновления души, та благодать, в которую оделась душа в крещении. Облечься в нового человека, созданного по Богу, значит уподобиться Христу, насколько это нам возможно. Христос - глава нового человечества, новый Адам. Он перевозглавил человечество. У Иринея Лионского есть теория рекапитуляции - перевозглавления. Пользуясь терминами ветхий Адам, новый Адам, Ириней Лионский развивает свою концепцию, говорит, что Христос стал новой главой нового человечества - новая Церковь, новый Израиль, народ Божий - это Церковь, а Христос-  глава этого тела. Облечься в нового человека значит стать членом этого тела. Потому мы сегодня и говорили, что вне Церкви нет спасения.

Человек вне Церкви  это как отрезанный от тела палец. Он какое-то время будет иметь вид здорового члена, но рано или поздно начнет гнить и смердить, будет уничтожен по законам природы - истлеет. Так происходит и с человеком, который уходит из Церкви. Поэтому Церковь - облачение во Христа, последняя грань того огромного процесса покаяния, о котором мы сегодня мы сегодня говорили, пользуясь стихами послания к Эфесянам апостола Павла.

Отложить ветхого человека, обновиться духом ума, облечься в нового человека - стать Христовым. Вот то, что называется покаянием! Спасибо за внимание, был рад с вами пообщаться, постимся постом благоприятным!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+