30.03.2021 11:11:58

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2021/03/24/21-00
Добрый вечер, дорогие слушатели! В эфире радио «Радонеж» протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Готов отвечать на ваши вопросы. Сегодня наш разговор- о том, как мы проводим Великий пост. Один из вопросов: почему при всех моих усилиях и стараниях у меня что-то получается с людьми чужими, а хуже всего - с близкими, теми, кто мне дорог?
Наша обычная логика рассуждений такова. Мы с близкими разные. Мама считает меня ребенком, а я не ребенок уже. Мама - человек одного поколения, а у меня представления другие. Или внучок, конечно, ничего не понимает, но я желаю ему добра, хочу, чтобы было как лучше. Моя подруга пользуется общением со мной и эксплуатирует мои добрые качества, а я хочу взаимности.
Из-за чего это выходит? Почему часто попытки наладить отношения с близкими терпят болезненный крах? Из-за чего именно Великим постом эта ситуация усугубляется? Ты же прилагаешь усилия! Почему же «лучше» не происходит? Хотелось бы начать разговор с неочевидной констатации. Мы не находим языка со своими родными, близкими, теми, чье мнение для нас важно, не потому, что мы разные, а потому, что мы на них похожи своими, в том числе греховными, устремлениями. Мы учились в школе давно, но вспомните рисунок из курса математики: два круга, которые частично соприкасаются, имеют общее заштрихованное поле. Это поле - как раз те недобрые качества души, которые нас объединяют. Мама хочет командовать, а на самом деле в нас самих содержится властолюбивые устремления, и мы не просто отвергаем мамины попытки, но властолюбиво гневаемся, сердимся, что она вторгается в наш круг. Мы недовольны тем, что кто-то не проявляет внимания там, где оно ожидалось. Мы сами часто лишь формально проявляем внимание и совсем не достаточно.
Там, где конфликт, стоит посмотреть на сродство греха. У нас так или иначе течет общая кровь. Эти гены порой трудно перешибить. Упрямство, нежелание признать чужую правоту, сердитость, гневливость - наши привычные качества, которые усугубляются, потому что мы еще берем на себя подвиг не есть много, ограничивать себя в визуальных впечатлениях. У нас высвобождается время, которое мы потратим на что? Нужно потратить на добро, а как? Где добро, откуда его взять? И вместо сосредоточения на добре мы сосредотачиваемся на мелком анализе своих впечатлений и переживаний. Анализировать себя самого всегда увлекательно. Ты погружаешься в этот дивный мир, а на самом деле стоит попробовать найти точки сродства, где ты ведешь себя или думаешь так же, как те, кто тебя огорчает. Найдя эти точки и постарайся от них избавиться. Если тебя что-то обижает в другом - будь уверен, что эти твои качества кому-то доставляют досаду. Надо посмотреть не на себя самого, хотя мы привыкли на себя смотреть, как на огромный космос, но в нем надо выделять галактики, солнечные системы. Вот конкретный пример: я знаю за собой, что я вспыльчив, гневлив в случаях - но я обижаюсь, когда по отношению ко мне проявляют эти же чувства, а мне просто Бог показывает, как я выгляжу в глазах других людей, когда сам злюсь и раздражаюсь. Увидев себя в кривом зеркале другого человека, ты должен бороться со вспыльчивостью. Если принимаешь такое решение, то найдутся и средства.
Вопрос: - Поясните, что такое десятина. Это две тысячи от моей пенсии в 10 тысяч, или сюда входят и пожертвования, и покупка книг и прочего?
о. Александр: - Во-первых, вы ничего никому не должны. Десятина - ветхозаветная идея, но это не партвзносы. Начислили зарплату и автоматически вычли десятую часть. Что такое Великий пост? мы в таких терминах редко рассуждаем. Сколько это дней? Около 40 дней без Страстной недели. Это и есть десятина года. 10% нашего времени- давайте положим руку на сердце: как мы молимся, в особенности за пределами Великого поста? Нет, не крепко, чаще рассеянно, иногда вообще обо всем забываем. Потом для многих календарь посадок важнее календаря Церкви.
Весна. И вот машины, электрички заполнены народом с рассадой, едут на дачу. Какие там праздники? Была такая пословица про лето у священнослужителей XIX века: у попа спина мокрая, а в кармане пусто. Летом никого нет в храме, а батюшки всегда жили за счет прихожан. Так что в первую очередь мы должны говорить о духовном измерении десятины: молитве; времени, посвященном Богу. Всерьез посвященному. Не соревнование на скорость прочитать кафизмы. Это гнилой дар Богу. Что такое дар? Это то, что нам жалко оторвать: время, усилия, деньги. Подарки. Дети к этому обычно чувствительны, когда родственник спрашивает, что подарить - ребенок точно укажет на то, что дарить хотелось бы менее всего.
Богу мы должны подарить самое дорогое, во что мы вложили душу. Раз возник вопрос о десятине, то, скорее всего, идет расчет: сколько это, а вот тут свечи, поминовение, и на это все трачу столько! А что больше? 10 процентов от дохода или то, что трачу на свечи? Если такое отношение возникает, то это немного лукаво. Что можете -то и жертвуйте. Те, кто имеет возможность помогать, пусть помогают больше, кто имеет меньше- пусть меньше. Помощь и не обязательно денежная. Убраться в храме, подшить, погладить, помыть. Если хотите в храме помочь, то всегда найдется занятие. Оно может оказаться не по душе. Вы хотите попеть в хоре, а предлагают постирать платы. И тут смущение. Согласиться на то, что ни попросят в храме – это хорошее дело. Помню, как я пришел алтарничать в храм «Всех скорбящих Радосте» на Ордынке. Я туда ходил всегда как прихожанин, и помыслить не мог, что я когда-то окажусь там алтарником. Я не знал, как попроситься читать в храме или помогать. Меня выручило объявление. На двери храма было написано, что требовались алтарники. Что нужно? Читать по церковно-славянски. Я умел, прочитал, старший алтарник похвалил, я обрадовался, думал, дело устраивается. А потом меня ввели в алтарь, оказалось, что помогать нужно утро-вечер, утро-вечер, причем ранняя Литургия начиналась в 6-7 часов по выходным. Нужно гладить облачения, раскладывать все необходимое, много читать. Я прежде совсем не так это себе представлял, но меня охватывало счастье. Меня гонял новый, назначенный после смерти отца Бориса сейчас уже покойный настоятель отец Николай Матвиенко, очень гонял. И он так умел поддать пару! Я ошибусь, надеюсь, что священник сделает вид, что не заметил, а он мне пеняет, что я дурачок, надо было так и так делать. Мне так обидно. Или замешкаюсь, свечой на себя плесну, горячо, ожог, а он мне -про слона в посудной лавке. Тогда я обижался. Глупый был. Сейчас не поумнел, но обретаю чувство благодарности за то, что была такая строгая школа, что я имел возможности бескорыстно помогать. Если есть такая возможность, Бог тебя награждает невероятными подарками, которые ты, может быть, потом поймешь спустя десяток- другой лет. Не смущайтесь, делайте, что можете или чуть больше и не высчитывайте. ХХХХХХХХХХХХс.5
Вернусь к заданному выше вопросу о том, что делать с приступами озлобления. Хорошее дело Великим постом посмотреть на пример других людей, в том числе святых, живших относительно недавно или тех, кто тебе дорог. Освежить в памяти их житие, поговорить с ними, обратиться к ним. Великим постом ты сгоняешь свой духовный жирок, ты более обнажен перед Богом, чем обычно. С одной стороны - более уязвим от врага, но с другой твое внутреннее устроение более открыто Христу. Он будет тебя в большей степени защищать, чем обычно ты рассчитываешь. Это хорошее время для экспериментов над собой. Не жестоких, не изуверских, но возможности себя менять, где-то быть к себе построже, где-то наступить на горло собственной песне. Есть список тех, с кем постом мы хотели бы примириться. Чаще всего мириться не получается. А надо этот список разорвать и забыть. Не надо себе ставить невыполнимые задачи помириться с тем, тем и тем. Нет, наш путь - примирение с Господом. Да, через примирение с людьми, но через выправление неровностей души своей. И когда ты бугорок или неровность сможешь устранить - вопрос, как достигнуть примирения с тем или иным человеком, уйдет. В ряде случаев ты поймешь, что неразумно бросаться ему в ноги и налаживать отношения, в другом случае все произойдет само по себе, в третьем ты увидишь, что многие часто оказываются лучше, чем ты о них думаешь.
У меня был один человек, с которым у меня отношения нелегкие. Как я себе представляю, он мне сделал больно ни за что. Я думаю, вот перед началом Великого поста я ему в Прощеное воскресение напишу, что он меня обидел, мне больно. Прошло много времени - а мне все больно. Я надеюсь, что он извинится, а я сам прошу прощения. И я послал ему примерно такой текст в сообщении. А он оказался значительно лучше, чем я думал, да и чем я сам. Он написал: дорогой отец Александр, я перед Вами виноват, причинил Вам неудобства, извините ради Бога, я Вас всегда поминаю, вы такой-то и такой-то. Я не заслужил этих добрых слов от него, я о нем думал хуже, и он не из-за Прощеного воскресения стал лучше, а потому что тоже старался. Каждый идет по этой дорожке в своем темпе. Нам иногда кажется, что мы о людях все поняли, или какая-то часть картинки сложилась для нас раз и навсегда. Но нет ничего неподвижного, все непрерывно меняется, у каждого есть надежда на прощение и покаяние. Картинка через секунду может измениться. Великое дело в законе называемое презумпцией невиновности, исходить из того, что люди невиноваты, пока не доказано обратное. Дайте им надежду на покаяние, на то, что по отношению к вам они пересмотрят отношение и свои вины если не отзовут, но будут стараться исправить. Не будьте твердыней наверху недостижимой горы. Не будьте царем горы, который всех сбрасывает. Наша задача- перетопить в сердце что-то более угодное Богу.
Вопрос: - В праздник Торжества Православия служится молебен во всех храмах. У нас не служили.
о. Александр: - Служится везде. Но если у вас не служили - наверное, на это были причины. Иногда задают похожие вопросы: «А вот меня батюшка исповедовал 30 секунд, а другого 30 минут. Так должно быть или нет?» Друзья, дайте любому человеку презумпцию невиновности. Не ищите греха тем, где его нет. Не ищите греха в других. Преподобный Сергий, когда возникали нестроения, предложил ввести общежительный устав так, чтобы у братии не было ничего своего, чтобы они вместе питались и трудились. Это далеко не всем нравится. Преподобный Сергий не дожидается общего ропота, собирает вещи и уходит в Киржач. Там он строит отдельный монастырь, проводит там 3-4 года. Вместо того, чтобы заявить, что братия никуда не годится, ее надо разогнать и собрать новую, потому что это желание игумена, начальника, собирателя русских земель. Но он так себя не ведет. Он берет котомку и уходит. Этим примером тишины, мира, покорности Божией он добивается великого: когда он возвращается - все его, ликуя, принимают, даже те, кто перед ним был виноват, кто устраивал этот шум и бучу. И это не был бы преподобный Сергий, если бы он поступил иначе. Вы не тревожьтесь по пустякам, всё отслужили, даже если в вашем конкретном храме не совершился чин по тем или иным причинам. Не давайте места злобной подозрительности, чтобы не были напрасными постные труды.
Вопрос: - Можно ли заменять вычитывание утренних и вечерних правил правилом Серафима Саровского?
о. Александр: - Вычитывание - слово плохое, не раз уже говорили. Надо молиться, а не вычитывать правило. Вычитывание - соревнование на скорость и выразительность чтения. «Господи, я сейчас вычитаю правило». А относительно правила Серафима Саровского существует много спекуляций. Правило это хорошо известное, краткое, было Преподобным преподано для тех, кто неграмотен и занимался тяжким физическим трудом. Вот теперь ответьте себе на вопрос: «Вы неграмотны или занимаетесь тяжким трудом до изнеможения?»
Понимаю логику тех, кто говорит, что читает правило Серафима Саровского. Переведем это на русский и отбросим ложь: мне лень молиться, но я с другой стороны хочу хорошо выглядеть в глазах батюшек и церковного сообщества. Поэтому я устаю и читаю правило Серафима Саровского. А почему вы не заменяете утреннее правило каким-нибудь обстоятельным правилом Амвросия Оптинского или другим правилом? С утренним и вечерним правилом, если вы его хорошо знаете, если умеете узнавать места, чувствуете их, то вы вполне можете что-то добавлять, убавлять. Постом можно прибавлять псалмы, потому что они хорошо рисуют облик души. Есть люди, которые оставляют правило и читают Священное Писание. Тут главное- не бросить молитву. В ней важна регулярность, внутренний ритм. Люди, у которых с сердцем проблемы, очень боятся аритмии. Сердце может остановиться. Можно помереть. Бросить молитву - это аритмия, сердце ваше перестает биться в ритме Церкви. Вы с высокой вероятностью духовно пострадаете. А вопрос о том, что чем подменять -он технический. Вас знает Ваш священник, посоветуйтесь. Ответьте себе честно на вопрос: почему появились мысли о замене? Вам скучно молиться? Молитвы утомляют, не дают религиозного вдохновения? Это разные причины. Надо разобраться.
Вопрос: - Какие молитвы надо обязательно читать в Великий пост, какие надо знать наизусть?
о. Александр: - Великопостная наша молитва - молитва Ефрема Сирина. Мне не очень понятно вот это всё: «надо», «обязательно». Кому надо? Кто обязывает? Нужно испытывать потребность к особой, усиленной молитве. Обязать вас никто не может. Нельзя прочитать 1250 раз молитву Ефрема Сирина и сделать так, что всё будет хорошо. У нас же не магия тут, а Церковь, не фокусы показывают волшебники. Молитва должна быть из сердца. Нужно молитву принять в сердце, чтобы она там зажила, расправила крылья, задышала. Стала не только молитвой Ефрема Сирина, но и молитвой Антония и какой угодно еще, чтобы она стала нашей, чтобы мы ее вобрали в кровь. Молитвы, которые надо знать наизусть, опять же должны определяться желанием молитвы. Хотя есть то, что мы должны знать. Недавно столкнулся с диковинным экземпляром - человек 25 лет в Церкви, но молитвы «Отче наш» наизусть не знает. Трудно прошли эти 25 лет, судя по всему. Хорошо бы знать наизусть утреннее и вечернее правило. Едете вы в транспорте, а основные молитвы можно обращать к Богу. Да и те, что вы любите. Только не надо заучивать, это не стихи. Молитву вбирают, тогда она заживет внутри.
Вопрос: - У меня нет врагов как-то, а если обидит кто, мне не страшно, но я очень обижаюсь на тех, кто обижает других невиновных, клевещут. А я этим обиженным симпатизирую, радею за них. Я о правительстве, например, говорю. Сколько клеветы?! Всё необоснованно. Видно, что страну хотят подкосить. Как быть - злиться на них или нет?
о. Александр: - Вам видно, что хотят страну подкосить. Другому видно, что воруют. У каждого своя правда. Общая правда и истина только у Христа. Поэтому наш путь уклониться от зла и сотворить благо.
Что Вы можете сделать? Если считаете, что незаконно обижают, встаньте на молитву и скажите: Господи, если они правы и делают доброе – направь их, а если недоброе делают - то уклони их, если кто клевещет, загради уста клеветникам. Что злиться? Я тут одной нашей замечательной сотруднице выговаривал и кипел прямо, а она улыбнулась, сказала, что если Юпитер сердится, то он неправ. Такая была известная античная пословица. Так и тут: если злитесь, то значит, Вы уже неправы. Христианская реакция - всем просить помощи правде, доброму делу. Злиться на клеветников бессмысленно, а молитвенно ограждать тех, кто симпатичен вполне можно.
Вопрос: - Нужно ли брать благословение перед тем, как начать поститься?
о. Александр: - Церковь перед началом поста читает особые молитвы, которые обращены ко всем людям, вступающим в Великий пост. Он является частью наших общих установлений, так зачем брать отдельное благословение? Нужно ли благословение, чтобы встречать Пасху? Нет, конечно. Пасха, как и пост, приходит для всех. Другое дело, если вы просите о послаблениях, то это предмет отдельного разговора.
Вопрос: - Переходит ли грех родителей хоть в малой степени на ребенка, зачатого в Великий пост?
о. Александр: - Родители все дела сделали, а ребенок в чем виноват? Он не виноват, что родители не уклонились от супружеских отношений в Великий пост. Конечно, ребенок не виноват ни в чем.
Ветхозаветная позиция другая. Отцы наши ели зеленый виноград, а у детей оскомина на зубах до третьего колена. Но мы все же веруем в то, что через Таинство Крещения смывается грех, даже первородный.
Вопрос: - Можно ли в пост есть соевые продукты?
о. Александр: - Можно, но помните, что есть лукавство - соевое мясо, сосиски. Имитация мяса, со вкусом мяса. Но от чего мы уходим? От молекул мяса или от нашего пристрастия? Если от пристрастия, то имитация мяса нам ни в каком виде не годится. А соевая спаржа - пожалуйста. Всё, что разрешено в Великий Пост и не содержит услаждения: «ох, сейчас наемся». Можно кстати, объедаться и постными продуктами. Это вопрос умеренности, конечно. Это еще означает и то, что умеренность подразумевает здравомыслие.
Есть люди, которых я прямо назову неадекватными. Которые, невзирая на свое состояние здоровья, начинают соблюдать самоустановленные жесткие ограничения по две недели не едят и не пьют, а потом пополняют списки тех, кого скорая увозит в больницы с дырами в желудке. Воздержание должно быть соразмерно силам. Оно должно отвечать уставу Церкви. Напомню, что устав Церкви в том виде, каком мы его знаем, без масла, и всего, это устав восточного средиземноморья, устав стран намного более южных, чем наша. Мы здесь должны подходить разумно. Интересно, что в семинариях Русской Церкви со второй недели поста разрешают рыбу. Каждый выбирает то, что он может потянуть. Мы стараемся соблюдать устав без скоромной пищи, рыба разрешена на Благовещение и на Вербное воскресенье, но если вам трудновато - благословитесь.
Вопрос: Можно ли дома в пост читать акафист любимому святому?
о. Александр: - Можно что угодно делать дома благочестивое и разумное. Но акафист - это форма, от которой в Великий пост мы стараемся отказаться.
Вопрос: - Где можно хранить Евангелие?
о. Александр: - В том месте, которое подчеркнуло бы значение этой книги, как самой главной, на почетном месте.
Вопрос: - Евангелие - благая весть и Благовещение Девы Марии тоже благая весть, как они связаны?
о. Александр: - Ясно, что Благовещение Деве Марии означает известие о том, что воплотится Христос и придет в мир, а воплощение Христа открывает для нас новую страницу того, что мы называем домостроительством нашего спасения. То есть промысла Божия о человеке, откровения Божия Своему народу. Благая весть и Благовещение прямым образом связаны.
Вопрос: - Вы сказали, что грехи родителей не переходят на детей. Но в молитве об усопших родителях, которую мы читаем каждый день, четко написано: «Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода». Как это понимать? И куда пропал отец Андрей Ткачёв? Куда пропадают «искусные», о которых говорил апостол, что они должны обнаружиться? Они не обнаруживаются. Вы не отвечаете, как следует, на вопросы.
о. Александр: - Этот вопрос нужно задать руководству радио «Радонеж». Но не ищите заговора там, где всё естественно. Может быть, батюшка уехал в отпуск или болеет? А я отвечаю на вопросы, исходя из своих представлений и своего опыта. Мне не нравится в православных желание слишком явно показать свою образованность. Вы привели молитву, а историю ее появления знаете? А когда она была написана? Древняя она или поздняя? А знаете, что есть немало молитв, которые написаны частными авторами, в которых высказываются личные их суждения? А эта молитва, которую Вы назвали, из Евангелия взята? Или из сборника, который был издан неизвестно где, кем и как?
Подумайте над этими вопросами. И давайте не будем создавать атмосферу ссоры в это великопостное время. Если Вам не нравятся мои ответы, то вопросы можно задать и другому священнику, который Вам по душе. Мне нравится то, что было написано в транспорте в советское время: «водители и пассажиры, будем взаимно вежливы!» Если мы не способны придерживаться Евангельских истин, то давайте хотя бы таких будем придерживаться.
Вопрос: - Неясны слова из Евангелия, которые велят не давать святыни псам и не бросать бисера перед свиньями, не попрали его ногами, обратившись, не растерзали вас.
о. Александр: - Мы часто начинаем вступать в дискуссии и споры с теми, кто не ищет правды. Например, у нас часто бывают те, кто критикует Церковь с несправедливых позиций. Мол, у вас там в Церкви младенцев едят. А вот еще то и другое. Здесь важно не входить в дискуссии. Спорить можно с теми, кто хочет установить истину. Они, может быть, будут горячиться, ошибаться, приводить негодные аргументы, но будут искренне искать правды. Другие же будут вас просто провоцировать, стараться вывести из себя. Об этом говорит в частности евангельское повествование. Бисер, жемчуг, драгоценность - всю силу души вы повергаете перед теми, кого Евангелие характеризует как свиней. Они не стоят того, чтобы тратить силу души на них. Как свиньи отнесутся к жемчугу? Безразлично. Там, где вы видите, что есть провокация, что ваша сердечность и искренность никому не нужны, то не тратьте время. Эта часть причти о времени. От многого можно было отказаться, если знать, что это окажется бесцельным. Запасы нашей души огромны, но не бесконечны, нужно распределить силы. Храни всех Господь, до новых встреч!
Добавить комментарий