Перейти к основному содержанию

13:38 29.03.2024

«Война и мир» или «Гарри Поттер»?

15.01.2021 18:37:10

Большинство современных старшеклассников не в состоянии ни прочитать, ни осмыслить «Войну и мир» Л.Н. Толстого и «Тихий Дон» М.А. Шолохова. Поэтому эксперты различного уровня всерьёз обсуждают, не пора ли пересмотреть школьную программу по литературе. На наш взгляд, прежде чем начинать реформу, стоит понять, для чего вообще в школьной программе есть такой предмет как литература. Подробности – в материале profiok.com.

 

Классика устарела?

Дискуссия в студии программы «Место встречи» (НТВ, 27.11.2020 – прим. profiok.com), посвящённая «осовремениванию» преподавания литературы в школе, выдалась жаркой. Присутствующим в студии экспертам показали результаты опроса школьников, согласно которому большинство старшеклассников мечтало был исключить из школьной программы «Войну и мир», «Преступление и наказание» и «Тараса Бульбу». Аргументы: слишком большой объём, тяжёлый слог, излишняя мрачность и «взрослость», чрезмерное внимание к деталям. Взамен предлагается заменить устаревшую классику произведениями Рэя Брэдбери, Стивена Кинга, Джоан Роулинг, а с «классическими» произведениями знакомиться посредством экранизаций. Не зря большинство молодых людей традиционно отмечают «Бесприданницу» в числе любимых литературных произведений: фильм Эльдара Рязанова знают и помнят даже те, кто не читал Островского.

Мнения экспертов разделились. Условные консерваторы, например, зампред думского комитета по образованию и науке Олег Смолин, ратовали за сохранение в перечне обязательных к изучению произведений вершин русской классики. Доводы звучали примерно следующие: мы в своё время изучали – и до сих пор живы; если ребёнок приучен читать, осилит и «Войну и мир»; если не прочитают в школе, потом тем более будет некогда; Толстой и Пушкин – наше всё, важно передать детям историческую память.

В противовес были озвучены и другие аргументы. Современные школьники так загружены и настолько не привыкли осваивать большие объёмы текста, что подавляющее большинство из них всё равно читает эти книги в кратком изложении. Но ведь, как часто повторяет нейролингвист Татьяна Черниговская, «Преступление и наказание» – это вовсе не детектив о том, кто «кокнул» старушку. Может быть, если есть задача познакомить современных детей со слогом и проблематикой Достоевского и Толстого, следует изучать менее объёмные произведения этих авторов, но не в пересказе, а в оригинале?

Проректор по науке Государственного Института русского языка имени А.С. Пушкина Михаил Осадчий напомнил, что произведения, о которых идёт речь, созданы в позапрошлом веке. За это время изменился не только язык, которыми они написаны, но и средства коммуникации. В XIX веке существовала коммуникация длинных текстов и медленного чтения, современный же человек ориентирован на эмоциональный и визуальный контент. Можно бесконечно отмахиваться от этой проблемы, но в конце концов придётся признать: мир изменился, и кроме книг, у молодёжи есть соцсети и мессенджеры, есть возможность смотреть видео в самых разных форматах, есть технологии дополненной и виртуальной реальности. Можно ли заставить современного ребёнка читать толстую книгу без картинок или смотреть чёрно-белый фильм? Конечно, можно, но восприниматься это будет как поход в не слишком занимательный музей. Классика, безусловно, важна, но она уже давно не интегрирована напрямую в нашу современную жизнь. Как считает Осадчий, если насаждать её изучение, можно вообще навсегда лишить молодых людей интереса к литературе.

Сошлись эксперты в одном: чтобы дети читали то, что предлагает школьная программа, их нужно мотивировать. Кто-то утверждал, что если ребёнок ежедневно видит читающих родителей, то он и сам непременно возьмёт книгу в руки и начнёт читать. Под конец передачи один их выступавших вспомнил, как все советские дети читали ночью под одеялом с фонариком. Впрочем, стоит сказать, что увлекали их вовсе не произведения из школьной программы (если, конечно, над ними не стояли родители с ремнём), но от произведений Беляева, Купера, Жюля Верна, Дюма, да и от юмористических рассказов Чехова, между прочим, многих было не оттащить.

Да, действительно, источников информации у современного ребёнка намного больше, чем было у его сверстников в середине прошлого века. Собственно, даже о том, что нынешние дети не читают, можно говорить с очень большой натяжкой: они читают, причём читают довольно много. Трудно, конечно, сравнивать телеграм-каналы с «Войной и миром», но поток потребляемой информации и вправду значителен. И если ребёнку неинтересно, мотивировать его к чтению крайне сложно. К тому же между просто мотивацией к чтению и мотивацией к внимательному прочтению «Войны и мира» – увы, пропасть. Наверное, если мир вокруг так быстро меняется, должны меняться и подходы к преподаванию. Поэтому, как заявили многие из присутствовавших, неплохо было бы насытить школьную программу современными авторами.

Иногда кажется, что взрослые, обсуждающие, как заставить детей читать, совсем не помнят себя в детском возрасте. В таком случае тем более было бы неплохо расспросить самих детей, чем они заняты в интернете, что ищут, что читают, о чём разговаривают. Почему не попросить читающего ребёнка обсудить прочитанное с одноклассниками? Неужели среди богатой и разнообразной русской литературы невозможно подобрать произведения, которые точно заинтересуют детей и подростков? Неужели им не понравится Драгунский, Носов, саркастичный Остер?

«Через какое-то время чтение художественной литературы превратится в некое элитарное время препровождение, – озвучил одну из гипотез телеведущий Андрей Норкин. – Читать будут только обеспеченные люди без материальных проблем и при наличии свободного времени».

А раз так, стоит ли мучить школьников изучением классики?

Зачем изучать литературу?

Итак, прежде чем мотивировать школьников к прочтению русской классики и даже прежде чем изменять школьную программу в угоду интересам современных молодых людей, стоит ответить на вопрос: для чего в школьной программе существует курс литературы.

Если литература изучается для того, чтобы молодёжь не до конца утратила возможность читать тексты объёмом больше поста в твиттере, то, наверное, и правда нет большой разницы, что это будут за тексты.

Если речь о том, чтобы молодые люди могли перечислить русских классиков, которых никогда больше не будут читать, по всей видимости, достаточно будет изучения каких-то отрывков, чтобы можно было представить себе слог.

В 1980-е годы на всю страну гремел Евгений Ильин, учитель русского языка и литературы из Ленинграда. Он говорил о том, что преподавание гуманитарных предметов – это важный элемент воспитания, диалога с учеником, обсуждения важных жизненных проблем, оценки поступков героев, разговоров о дружбе и долге, о совести и чести, о любви, в том числе материнской, о благородстве, о верности идеалам. Наверное, многие из этих вопросов можно обсудить и на примере «Властелина колец», но ведь и этим задача уроков литературы не исчерпывается.

Глава думского комитета по культуре Елена Ямпольская уже много раз в разных аудиториях задавала вопрос: среди произведений, любимых с детства и перечитываемых во взрослом возрасте с комом в горле, будет ли у нынешних детей хоть что-нибудь на русском языке? К сожалению, однозначный ответ на этот вопрос дать сложно.

Есть и другой важный аспект, о котором постоянно говорит нейролингвист Татьяна Черниговская. Её исследования показывают, что человеческий мозг нуждается в постоянной нагрузке, без которой он начинает деградировать. По словам Черниговской, чтение стимулирует определённые центры человеческого мозга, что влияет на наши интеллектуальные способности. «Всё зависит от того, какие у человека планы на жизнь, – поясняет Черниговская. – Родиться, съесть побольше всякой дряни и поскорее умереть? Если цель такая, тогда всё правильно. А если другая, дайте себе труд прочесть «Одиссею». С моей точки зрения, выжимки из классики – преступление».

Нельзя забывать и о том, что литература – колоссальный пласт национальной культуры, а значит, она во многом создаёт национальную идентичность. Можно ли считать человека образованным, если он не знаком с великими произведениями русских классиков?

Что делать и с чего начать?

«Важно понимать, что формирование школьной программы по литературе нельзя рассматривать как самостоятельную задачу, – считает директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – С этой задачей связано великое множество вопросов от популяризации чтения до цены на книги, от поддержки современных писателей до развития книжных магазинов и библиотек как центров культурного притяжения. Наверное, стоит заниматься не только книгами, но «подтягивать» театр и кино, пропагандировать культурное развитие, стараться создать в стране условия, в которых быть культурным и образованным человеком будет модно и престижно. С тем, что молодёжь читает меньше, давно пора смириться, но это значит, что нужно дать ей возможность «добрать» необходимые знания и эмоции другими путями – через экскурсии, лекции, различные образовательные программы и культурные мероприятия».

Словом, как и во многих случаях, решение задачи должно быть комплексным и охватывать многие сферы. К счастью, некоторые сдвиги в направлении комплексного подхода уже происходят. Например, преподавание истории в общеобразовательной школе будет синхронизировано с преподаванием других предметов. Теперь Отечественную войну 1812 года будут изучать одновременно с «Войной и миром» – может быть, так молодым людям будет интереснее и понятнее?

Благодаря инициативе и упорству главы комитета ГД по культуре Елены Ямпольской, вопрос с отнесением небольших книжных магазинов к социальному предпринимательству будет решён к 2021-2022 году: на сей счёт есть поручение президента. Эта мера даст возможность открыть книжные магазины в небольших населённых пунктах, где они станут своеобразными очагами культуры и позволят читать бумажные книги тем, у кого такой возможности до сих пор не было.

Наверное, когда-нибудь решится проблема пополнения библиотечных фондов: в Советском Союзе, например, библиотека была едва ли не в каждом ЖЭКе. Смогут ли утолить жажду чтения так называемые «модельные библиотеки», разворачивающиеся по всей стране в рамках нацпроекта «Культура», покажет время.  

Впрочем, министерство культуры с инициативами не отстаёт от парламентариев. За несколько дней до Нового года в ведомстве Ольги Любимовой объявили о разработке инициативы по грантовой поддержке драматических и детских театров, создающих постановки по произведениям русской классики. Как сообщалось в пресс-релизе Минкультуры, в приоритетном порядке поддержку получат спектакли, которые планируются по литературе школьной программы, и премьеры по произведениям русских классиков в их юбилейные годы.

Что ж, начало положено. Надеемся, Минпросвещения не станет рубить сплеча и гармонично «встроится» в общую работу по сохранению в обществе интереса к национальному культурному достоянию.

Источник: ЦЭРС ИНЭС

Русская народная линия

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
11 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+