Перейти к основному содержанию

10:33 23.04.2024

Беседа публициста Сергея Комарова с протоиереем Игорем Фоминым, главой Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы

02.12.2020 11:14:12

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2020/11/21/21-00

С.Комаров: - Добрый вечер, братья и сестры, вас приветствует в эфире радио «Радонеж» публицист Сергей Комаров. Сегодня в нашей студии протоиерей Игорь Фомин, глава Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете города Москвы, глава Школы Православного Миссионера при Синодальном отделе Русской Православной Церкви, настоятель храма в честь святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.

о.Игорь: - Добрый вечер.

С.Комаров: - Мы сегодня будем говорить о миссионерстве и катехизации, о проповеди Евангелия. Звоните, будем общаться. Первый мой вопрос о Школе Православного Миссионера. Расскажите, кого готовит и выпускает школа, где реализуются эти кадры?

о.Игорь: - Школа сама за себя говорит, ее название. Она должна выпустить миссионера. За время учебы он получит необходимые знания, которые подвигнут его на миссионерство. Я говорю: «подвигнут», потому что к миссионерству призван каждый, в сердце которого не просто поселился Господь, но и стал активно действовать. Человек дал Ему возможность активно действовать в его сердце.

 Мы часто боимся проповедовать Христа. Как посмотрят люди? А вдруг мы недостойны? Это первые две ошибки. Школа создана еще отцом Даниилом Сысоевым, кстати мы встречаемся как раз в дни, когда его память. Сугубо вспоминаем убиение его. Он - новейший мученик нашей истории, проливший кровь в храме по религиозным воззрениям - из-за любви ко Христу. Школа должна дать силы или показать, что силы для проповеди Бога у него есть.

С.Комаров: - А миссионеры занимаются внутренней миссией или уезжают в далекие страны проповедовать язычникам или представителям иных конфессий?

о.Игорь: - Мы должны договориться о понятиях. Комиссия, которую я имею честь возглавлять - Комиссия по миссионерству и катехизации. Миссионерство - деяние верующего, которое направлено на раскрытие Бога или Его существования для людей некрещеных, из иной страны, веры, конфессии. Катехизация  - погружение в основы православия, верования, Евангелия для тех, кто уже был крещен. У нас в стране 80% населения называют себя православными. Только 18% из них посещают храмы, еще меньшее количество регулярно участвуют в таинствах Евхаристии и исповеди. Так вот, катехизация направлена на тех, кто себя исповедует православными, но таким, по сути, не является, разве что по факту крещения.

Вопрос: - У меня есть группа инвалидности по психиатрии. Мне часто видятся то святые, то диавол, как к этому относиться? Больше принимать лекарств?

о.Игорь: - Мы, увы, не можем по телефону поставить диагноз, а прозорливости не имеем. Но раз Вы сами говорите, что психически больны - то, видимо, затронуты нотки Вашей души. Причины могут быть разные, как духовные, так  и физические. Бедную душу терзают и сверху, и снизу. Я бы рекомендовал в качестве духовного лекарства смирение и кротость, стараться держать себя в рамках своего бытия, держаться дальше от причин возбуждения, но и не лишать себя лечения лекарственного. Самому дозу лекарства увеличивать нельзя, только по показанию врача. По поводу видений - надо своей молитвой помолиться и сказать Господу, что я недостоин этих видений, если это от Тебя, а если от лукавого - избавь меня, так как я человек слабый. Господь сжалится над рабом Своим и пошлет то, что ему по силам. Хотя сейчас я не считаю, что Вы несете тот крест, который Вам по силам.

С.Комаров: - Кто может поступить в школу миссионера, какие критерии отбора?

о.Игорь: - Туда может поступить православный христианин по факту крещения, то есть тот, кто принял крещение. Есть примеры: приходят два друга, поступают, один направленно идет стать миссионером, а второй - за компанию. И чаще первый приводит на учебу того, кто впоследствии становится миссионером, тот уезжает далеко, и это дело становится делом его жизни. Таких примеров у нас много. А первый получает знания и уходит. Хотя никакие знания не приходят просто так, они со временем обязательно прорастают.

С.Комаров: - Семь лет я преподавал на катехизаторских курсах в Киеве, и для нас с ректором курсов была проблема - люди выпускаются, но в Церкви работать не остаются. Преподаватели давали им знания, и они эти знания погребли, ни с кем не поделились. Для нас была большая боль, что они пропадают, не становятся ни преподавателями воскресных школ, ни руководителями паломнических служб, не делают того, что могли бы служить Церкви. Вы сталкиваетесь с такой проблемой?

о.Игорь: - Конечно. Но мы должны признать, что это наша человеческая оценка. Казалось бы - от нашего дела нет видимого выхлопа. Но мы свидетели Христа, мы проповедники, а действие Бога в человеке, того зернышка знания, которое мы посеяли - это только Господь знает, как Он и где человек будет применять. Может, если человек сталкивается с трудностями, выбором -то он может совершать осмысленно свои действия и поступки, а это уже благо. Может, именно для этого только он и получал свои знания?

Есть второй аспект - мы не существуем как отдельная  личность в мировой истории. У нас есть предшественники, родители, предки, последователи, дети, внуки. И мы включены в эту цепочку взаимоотношений друг с другом. Мы подготавливаем фундамент для будущих поколений, для того, чтобы им вырасти.

 Недавно мы праздновали  день рождения Святейшего патриарха, есть несколько фильмов, в которых он рассказывает о родителях по плоти и духовных. С какой нежностью говорит он об отце, который отсидел срок и стал священником после этого! Как рассказывает, что не помнит ссор между родителями. Он рос в замечательной обстановке. Он вспоминает и духовных родителей: в первую очередь- митрополита Никодима, который не боялся власти, умел с ней бороться. Он воспитал плеяду людей, который умеют общаться с власть предержащими - не лебезить, а продвигать интересы Церкви и церковных людей. И тут важно -если вы посеяли зерно любви или учения о любви, которое человек если воспримет как свое, то так и поступать будет. И нам с вами хотелось бы, чтобы все наши ученики блистали и передавали знания дальше. Все равно, где это будет.

С.Комаров: - Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. Отче, сейчас все больше распространяется миссионерство в соцсетях, появляются новые блогеры, духовенство, миряне, а среди них и женщины, матушки, им же несть числа. Но и каждый несколько месяцев происходит падение какого-нибудь православного блогера, как правило, я говорю о духовенстве - отправляют в запрет, извергают из сана, находят, что человек что-то неправильно сказал. Как Вы относитесь к этой ситуации? Блогосфера - это опасно? Может, она несет опасности в интернете?

о.Игорь: - Думаю, что опасности в блогосфере те же, что и на улице или в личном общении, просто туда все, что попадает - остается навсегда. Если слово на улице или в доме  - скрыто, тихо, то слово в интернете - это слово, сказанное на крыше. Оно разносится, , читается, анализируется. Здесь надо быть внимательным.

Я за то, чтобы заполнять интернет хорошими вещами, потому что плохими он и так заполнен. Мы должны конкурировать с другой стороны, чтобы у человека был выбор, что читать. Говорить о Христе от ветра главы своея всегда опасно. Для этого нужны знания. Нужно учиться, готовиться, читать. Любой миссионер, который начинает говорить логически, а не о Боге, всегда потерпит фиаско. Логически мы можем доказать абсолютно всё. Но человек примет это  головой, но не сердцем. Сердце - вместилище Бога. И тот, кто говорит от Бога, словами Бога, только о Боге - что-то получает.

 Нам бывает обидно за Церковь и за Христа - как же в интернете в очередной раз так очернили? Это не значит, что мы должны бросаться и крушить это мнение. Это надо делать авторитетно, осознанно. К этому надо готовиться. Да, не надо бояться. И что посмеются - не страшно. Нам Господь заповедовал, что будет счастливыми, когда будут поносить вас. А дальше призывает радоваться и веселиться, с греческого - плясать, что вы пострадали за имя Христово.

Церковь  - это, пожалуй, единственная организация, которая не имеет своего мнения. У всех институтов есть свое мнение, а у Церкви только мнение Бога, которое записано в Евангелии. И мы должны его читать, знать, им жить - и тогда о нем говорить. Вот и всё.

С.Комаров: - То есть, на Ваш взгляд, причина этого блогеропада в том, что человек не может устоять или перед соблазном говорить не о Боге, а о своем, начинает транслирование со своей личности.

о.Игорь: - Да, своих переживаний. А в беседе о Боге мы должны забывать о себе.

С.Комаров: - То же самое недавно сказал отец Георгий Максимов. Когда человек оставляет Евангелие и начинает говорить от себя, то Дух Божий отходит от него, и случаются вразумительные для человека вещи.

Вопрос: Отец Даниил Сысоев - миссионер? Многие его осуждают. А я его считаю святым, и в Греции многие тоже. Он хотел спасти мусульманский народ потому, что в его роду тоже есть мусульмане. Он их крестил. И диспуты он проводил по их согласию. А они его убили.

Второй вопрос: миссионерство среди пожилых - как оно возможно?

о.Игорь: - Отец Даниил действительно был миссионер. Спасти он хотел не мусульман, а человека. И он считал, что проповедовать надо именно Бога и обращать людей ко Христу.

Он был вне политики, национальных дрязг. Он был приверженцем уранополиса - Града Небесного. Он  об этом говорил со студенческой скамьи. Мне довелось с ним и учиться, и дружить. Отец Даниил был настоящим христианином, таким, каким должен быть каждый. Мы его возвеличиваем - а по сути, человек исполнивший Евангелие- он таким и должен быть. Это по отношению к Евангелию и Христу наше состояние такое, что ниже плинтуса. А надо чтобы Спаситель взял тебя как оружие Божие, и ты мог проповедовать.

 А если пожилой человек не может вместить догматических истин - то думаю, в этом нет ничего страшного. Но у любого человека, если есть стремление и желание истины больше, чем заинтересованность в себе, тогда Господь ему в любом возрасте открывает Бога и Христа. Это единственное необходимое для начала нашего спасения. Самостоятельно логически невозможно привести человека ко Христу. Он сердцем не принимает Его, потому, что у него нет желания познания истины. Безразличие на самом деле страшно. Об этом говорит Иоанн Богослов: «Ни тепел ты, ни хладен».

Вера возникает от слышания. Иначе невозможно. Говорите о Боге, читайте Евангелие, но постарайтесь ближних не загонять на поводке в Царствие Небесное.

Вопрос: - Слышал от одного архимандрита: сокращаем свои слова до смысла, потому умолкаем.

о.Игорь: - И нам, наверное, надо было бы так сказать. Но мы все равно будем говорить, потому что желаем, чтобы каждый был подобен апостолу Павлу, который любил Бога так же, как Он любил его. И мы желаем, чтобы каждый наш случайный и постоянный слушатель имел отношение ко Христу.

С.Комаров: - Наверное, слушатель наш задает вопрос, связанный с опытом священной исихии, о котором писали древние подвижники. Это молчание перед Богом чувств, ума. Но в то же время Церковь -это Богочеловеческий организм, который проповедует о Христе на разных языках.

Церковь призвана говорить о Христе. Два крыла ее- Литургия и проповедь. Отец Андрей Ткачев написал: внутри себя Церковь выявляет свою природу в Литургии, уберите Литургию - Церкви не будет.  А вовне себя, в общении с миром Церковь выявляет себя в миссии. Миссия также важна как Литургия.

 Христос - проповедник. Мы веруем в Бога- проповедника. А у нас должны быть те же чувствия, что и во Христе, и мы имеем ум Христов, писал апостол Павел. Христианин призван подражать Христу. И не только молчать перед Богом, но и свидетельствовать о своей вере делом и словом.

Вопрос: - Продолжу диалог со слушательницей - пожилые могут проповедовать своими словами, не догматически по правилам. Нам не дано знать, может, человек, закрывая глаза и делая последний вдох, призовет Господа и попросит о помиловании

о.Игорь: - Наше с вами дело - говорить о Христе. А как сложится судьба ближних - решим не мы. Не можем мы садиться на престол Всевышнего и решать, кто и  где окажется. Это не наша функция решать, достоин или нет. Апостол Павел так и говорил: я никого не сужу, я и себя не сужу, есть на то судящий мя Господь. Эти замечательные слова показывают, что наше дело - трудиться, и это труд на ниве Христовой. А каков труд - это должен решать любящий нас Господь.

С.Комаров: - Не наше дело давать оценки, в том числе-  и себе, потому что дать адекватную оценку мы не в состоянии.

о.Игорь: - Конечно, и особенно - православные христиане, которые себя втаптывают в грязь. Эта оценка отрицательно сказывается на миссии. Если человек сразу говорит, что он никчемный, никудышный, то он всегда сядет в конце автобуса, и скажет:  моя хата с краю, я ничего не знаю. Пусть богословы, кто учился - говорят, а я - ни про что и ни о чем. Если ты стал христианином, то помни, что это значит- ты верующий во Христа и проповедующий Христа. Мы имеем надежду на спасение. Тот, кто исповедует Сына Божия, того исповедует и Христос перед Отцом Небесным. Это Евангелие, о котором мы помним. И проповедь перед людьми имени Христова дает возможность войти в Царствие Небесное. Другого пути нет!

Задумаемся - во всем мире  - 2% христиан. Это избранные люди? Да, для проповеди Христа. Расскажу интересный случай. Пришла женщина на исповедь и возмущается: почему я верующий человек? У меня родители неверующие были, дети неверующие, друзья неверующие. А меня тянет в храм, на исповедь, к Причастию, я люблю молиться - почему? Я не хочу.

Но я ей сказал, что выбора нет - Господь зовет. Мы стали с нею потом рассуждать: именно потому, что в ее окружении нет верующих, Господь избрал ее как центр свидетельства о Христе. Другой причины мы не нашли. Через какое-то время, правда, оказалось, что ее дед был расстрелян на Соловках, то есть фундамент кто-то заложил, а Господь на нем вырастил замечательный колосок, который дал зерно.

С.Комаров: - Вы произнесли эту фразу – «Бог зовет, а я не хочу». Я вспомнил Клайва Льюиса. У него была интересная история прихода к Богу. Очон в детстве и отрочестве был англиканином. Потом ушел из общины, благодаря другу своему Толкиену вернулся туда, хотя сам Толкиен был католик. Льюис писал  в своей книге «Застигнутый радостью», что он пришел Богу вопреки своему желанию, какая-то сила однажды заставила его встать на колени и сказать, что Бог есть.

о.Игорь: - Это не наш выбор, но выбор Христа. Этот выбор нас как верующих не для того, чтобы мы взяли и расслабились. Мы имеем надежду попасть в Царствие Небесное, а другие - нет. Это крестоношение. Как Иона -помните, все бежал и бежал от гласа Божия. Он, правда, по иной причине бежал - лентяй был. Мы, верующие - для того, чтобы свидетельствовать о Христе. Словом, делом, просто бытием.

Вопрос: - При советской власти я была некрещеная, зашла в Ереване в православный храм и крестилась. Я приехала в Москву и с тех пор хожу в православный храм. Мое крещение действительное?

о.Игорь: - Вы полноправный член Церкви. В Ереване есть григорианская Церковь, у нас нет с ней литургического общения, поэтому если бы вы крестились у григорианцев армянской Церкви, то это крещение недействительно.

С.Комаров: - Мы затронули сложный вопрос, как приходит человек к крещению. Вы думаете, что есть хорошие люди, которым Бог не интересен? Нет у них внутреннего рецептора, который делает Бога интересным для них?

о.Игорь: - Почему неинтересно? Люди просто возлюбили этот мир больше, чем могут возлюбить Христа. Часто для нас дороги другие люди, но не наши родители, например, которые нам дали жизнь. Почему хороший человек не общается со своими родителями, которые его обидели? У него может быть обида, безразличие, непонимание, Кто сотворил мир. Я гипотетически говорю. На самом деле, человек, который задумывается о нынешнем бытии, то он приходит к тому, что Бог - это та реальность и необходимость, как и наше питание, дыхание, как рождение и смерть. Бог каждого, где бы тот ни родился, хотя бы раз в жизни напоминает о Себе и дает человеку подумать на эту тему. И это бывает и в юности, и в зрелости, и в старости. Каждому своё время. Человек либо выбирает Бога, либо говорит: не приемлю Тебя, Назарянин, Ты мне не нужен. Но жалко человека, который себя обкрадывает и лишает себя того мира, в котором существует Бог.

С.Комаров: - Я для себя так отвечал на этот вопрос: человек делает внутренний выбор, но Господь просвещает всякого человека грядущего в мир. То есть где-то ему дана была эта зацепка - Господь стучался в сердце, может, это были купола, может мимолетное слово священника - у каждого свое. Господь посылает. Был у меня знакомый, ныне покойный священник, который всю жизнь прослужил в армии и почти до генерала дослужился, а потом себя поймал на мысли, что он много ездит по служебным командировкам по стране, и где бы он ни поселился - в казармах купол храма. А он не был особо верующим. И этот факт его поразил. Куда бы ни приехал, везде храм на горизонте. И он пошел к блаженнейшему Владимиру, покойному ныне, митрополиту Киевскому. Тот ему задал вопрос: не хочет ли он стать священником? И он, подумав, согласился, стал священником, построил храм в президентском полку Петра и Павла, и на Петра и Павла он же и скончался. Такая история.

Это был очень простой человек. Ничего богословского в нем не было, ничего такого он не говорил, а вот после исповеди ему всегда было тепло - ты чувствовал, что пообщался с человеком, который любит Бога. Так что Господь стучится - этот стук надо услышать. Се, стою и стучу. Христос тонко костяшками пальцев стучит, не кулаком, что отмечают толкователи.

о.Игорь: - Кто отворит, у того и буду.

С.Комаров: - Отче, хотел спросить - а уличная миссия? Занимаются ли ваши ученики таким видом миссионерства?

о.Игорь: - Да, занимаются. Это конечно не очень естественный образ занятия.

С.Комаров: - Хотя Павел проповедовал на торжище.

о.Игорь: - Да, именно. И мы своих миссионеров приучаем проповедовать на улицах. Это тонкое дело - подойти и завязать разговор, чтобы это не было как у протестантов - те в лоб прямо спрашивают: а верите ли вы в Бога? Будто они из КГБ. Глупые вопросы... Уличная миссия приносит большой плод, как ни странно. В ней участвуют в основном миряне. Люди в глубине души понимают, как тот самый майор, что постоянно что-то происходит со стороны Бога. То храм увидит, то прочитает что-то. Господь как-то подготавливает. Так есть правило пяти касаний. Если с пяти сторон твоей жизни одна тема тебя коснулась, то ты ее начинаешь усваивать как свою. Так и тут - если Господь так касается человека, то это такой маленький толчок - и человеку открывается возможность войти в храм. Человек может им воспользоваться, а может - и нет. И уличная миссия дает такую возможность.

Хотя многие ее воспринимают как наглость. «А что это вы меня спрашиваете? Вы что - протестанты? Вы что, из храма?» У нас иногда молодежь из храма беседует с людьми в парке, где располагается храм. И это имеет большой эффект.

С.Комаров: - А по какой модели ведется разговор? Поделитесь. Подходит миссионер к незнакомому человеку, что он ему первое говорит?

о.Игорь: - Первые фразы очень индивидуальны. Но мы сразу пытаемся спросить, знаком ли человек с Евангелием. Есть ли дома Евангелие. И нужно представиться, чтобы это не было инкогнито. Другого человека спрашивать сразу нельзя, если доверительность только возникает. Если человек ответил или любой вопрос задал - с ним можно уже разговаривать. Но все должно быть доброжелательно. Разговоры должны быть только о Боге. И если ты говоришь, что в книге этой написано то-то, и то-то, а тебя просят показать, то ты должен показать. Если ты цитируешь Бога, то ты должен показать это место.

С.Комаров: - Задам, может быть, неудобный вопрос: не кажется ли Вам, что в обществе усиливаются антиклерикальные настроения? Например, я не так давно был на спектакле Юрия Бутусова «Пер Гюнт», и там были антиклерикальные сцены, я был поражен - народ весь как один с удовольствием рукоплескал и выражал поддержку этому эпизоду. И так, наблюдая за обществом и СМИ, видишь, что волна поднимается и давно уже. Согласны ли Вы с этим? Почему так происходит?

о.Игорь: - Согласен абсолютно. Это не только антиклерикальные настроения, но и антицерковные. Эта война против России ведется давно, и в какой бы период истории мы ни заглянули, ложь клевета, подтасовка фактов - это было всегда. Наше время не исключение. И эти настроения поддерживаются определенным слоем общества.

 Есть транснациональные корпорации, которые очень хорошо умеют расшатать настроения. Не знаю, уместно ли, советую слушателям посмотреть один интересный фильм, «Социальная дилемма» - вышел в сентябре. Фильм про то, как эти транснациональные корпорации разжигают восстания и как они действуют на человека через социальные сети. Там открытым текстом говорится о цветных революциях, кто их делает. Вы можете обратить внимание, что отношение людей к своему государству, земле сильно опущено. И это неважно, какая страна - Россия, Япония, Греция, США - нет ни одного государства, которой бы имело авторитет в глазах своего народа. Скажу удивительную вещь - даже в Израиле государство, правительства не имеет авторитета в глазах народа. Хотя это одно из мощных и крепких государств. Все это подогревается. Если нас удастся расшатать, то конечно нас легче будет растащить. Для наших слушателей я хотел бы сказать, посмотрите, все разваливается, страны на государства - а Церковь, Русская православная Церковь это единственная сила, на основе которой потом можно будет собрать воедино наше большое государство, которое сейчас похоже на лоскутное одеяло.  Украина, Белоруссия, Прибалтика - отдельные государства, в которых, тем не менее, присутствует Русская Православная Церковь. Это связующая нить, которая даст всех соединить и собрать. Господь нам дает такую возможность, опять же надо понимать, для чего - если для самоудовлетворения, гордыньки, то этого не будет никогда. Если для слова Христова - то это совершится.

Вопрос: - Евангелие и Новый Завет - это одно и то же?,.

о.Игорь: - Да, Евангелие - часть Нового Завета. Новый Завет включает Евангелие, книгу Деяний свя тых апостолов - начало истории Церкви. Обратите внимание - единственная книга, которая не оканчивается словом «Аминь» - это книга Деяний. Это начало Церкви Христовой, которая будет до скончания века, и врата ада не одолеют её. Мы с вами пишем историю вселенской Церкви. В Новом Завете также есть Апостольские послания, откровение Иоанна Богослова.

С.Комаров: - Интересно, что апостол Павел называл свою проповедь тоже Евангелием. Он говорит, напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам. Отче, что бы Вы посоветовали начинающим миссионерам, людям, которые хотят проповедовать Христа, учатся для этого, свою жизнь хотят связать с миссионерским служением в Церкви?

о.Игорь: - Забыть себя, возлюбить Бога и ближнего. Больше ничего не надо. Обязательно заиметь Священное Писание и понимать его так, как понимают отцы Церкви, те, через которых мы должны понимать толкование Писания. Ничего о Священном Писании мы не имеем права толковать от себя. Я это понимаю так, а иной так, а другой - по-своему. Только так, как понимают отцы Церкви, засвидетельствованные святостью и принятые Церковью для уразумения толкования.

С.Комаров: - То есть Священное Писание это некоторый фундамент для православного миссионера?

о.Игорь: - Да, верно, это обязательная книга, чтобы говорить о Христе.

С.Комаров: - Сколько помню, мне рассказывали, что отец Даниил Сысоев за Великий пост прочитывал всю Библию - Ветхий и Новый Завет.

о.Игорь: - Что еще важно для миссионера - быть членом Церкви, причем практикующим. Регулярно причащаться, исповедовать свои грехи.

С.Комаров: - Это действительно то, что держит человека - взаимодействие с Духом Святым. Если Он не поддерживает миссионера, то, что же он может сказать?  Спасибо за беседу, всем доброго здравия!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
9 + 9 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+