Перейти к основному содержанию

10:46 25.04.2024

Всегда ли и во всем участвует Бог?

21.10.2020 14:34:25

21 октября преставился ко Господу постоянный автор и ведущий рубрики «Вопросы о вере и спасении» на Радио «Радонеж» протоиерей Дмитрий Смирнов. Последняя передача с его участием состоялась 28 марта 2020 года. В передаче принимает участие протоиерей Александр Березовский.

 

- У нас по распоряжению губернатора Амурской области приостановлена деятельность храмов. Епископ постановил проводить богослужения за закрытыми дверями. У нас нет ни одного случая заболевания новым вирусом.Обидно, что эту важную неделю мы не сможем молиться в храме. Как принять такую ситуацию со смирением, не роптать?
о. Дмитрий: - Сначала надо приобрести смирение, а потом Ваше смиренномудрие покажет, как не роптать. А еще хорошо почитать «Лествицу» преп. Иоанна Лествичника - и о смиренномудрии, и о ропоте.
о.Александр: - Не все люди согласны с теми постановлениями и распоряжениями властей, которые ограничивают их религиозную свободу.
о. Дмитрий: - А когда это и где было, скажи мне, пожалуйста, когда все люди согласны? Даже если они голосуют все «за» и ни одного против и воздержавшихся - это не значит, что они со всем согласны.
о.Александр: - Люди считают, что посягнули на их религиозную свободу.
о. Дмитрий: - Так и есть.
Вопрос: - Часто приходят тревожные, навязчивые мысли на разные темы. Понимаю, что они абсурдны, но очень уж навязчивы, трудно от них отвязаться.Посоветуйте, как быть?
о. Дмитрий: - Все навязчивые мысли вытесняются молитвой к Богу. Начинаешь молиться Богу - и все мысли отступают, и отступает даже тот, кто их нам навязывает. Все эти мысли – результат нашей предыдущей жизни.
о.Александр: - Жизнь выпрямим – мысли встанут прямо.
о. Дмитрий: - Конечно.
- Почему после многих чудес, явленных Господом, в мире все еще есть атеисты?
о. Дмитрий: - Ну как, ведь есть же люди упрямые!.
о.Александр: - То есть, человек не хочет согласиться с очевидным?
о. Дмитрий: - Конечно. Вот когда Христос воскресил Лазаря - одни колеблющиеся уверовали во Христа, а другие пошли доносить фарисеям.
о.Александр: - Но для тех, кто хотел познатьистину, она открылась во Христе. А те, кто, наоборот, хотел обличить… есть же люди, которые ищут к чему бы придраться!
о. Дмитрий: - Да, есть масса людей, которые ненавидят и Церковь, и служителей, и Святейшего Патриарха, и вообще всё, и всю нашу страну. И таких сколько угодно. Они просто живут ненавистью.
о.Александр: - У человека то ли видение такое, то ли понимание, то ли устроение, то ли всё вместе.
о. Дмитрий: - Нет, устроение обычное – гордость. Собственное мнение ставит так высоко, все остальные отметает.
- «И волос не упадет с головы вашей без воли Отца Небесного» - насколько буквально стоит понимать это высказывание? Всегда ли и во всем ли участвуетБог?
о. Дмитрий: - Нет, не во всем. Некоторые вещи Господь попускает, как бы отступает назад и не участвует. Дает людям самим сделать то, что они хотят, потому что это бывает гораздо более вразумительно, чем вмешательство самого Бога, увидеть плоды своих рук. Большинство нашего народа увидело плоды трудов коммунистической партии: страна разорена, и бедность царит, несмотря ни на что. Уже с 80-го года должен быть коммунизм, а ничего и рядом нет.
о.Александр: - Таким образом Господь вразумил народ, который в свое время приветствовал новую власть?
о. Дмитрий: - Да, вразумил. Заводы и фабрики стоят, поля заросли деревьями толщиной с человеческую ногу. То, что обрабатывалось по 700-800 лет вручную - сейчас заросло даже в таких центрах, как Московская область. Даже в Московской области газа нет. В Чехии не найдешь ни одного населенного пункта, где бы не было газа. А в Московской области до Пушкино есть газ, а дальше нет.
о.Александр: - В Чехии газ не добывают, но в каждом доме он есть. А мы его добываем и у нас его нет.
о. Дмитрий: - Да, но не мы добываем-то. Если бы я добывал, у нас был бы газ и дальше.
- о.Димитрий, сейчас нам Господь попускает испытания, и приходится находитьсядома, нечасто бывать в храме. Да и вообще все, что происходит, печалит. С какой кратенькой молитвой можно сейчас обратиться к Богу, находясь дома?
о. Дмитрий: - Самая главная молитва, которая чаще всего звучит в храме, это молитва: «Господи, помилуй!» А вот уже в эти два слова можно вкладывать все – и помиловать от морового поветрия, и чтобы Господь не разрушил нашего здравия, и наших родичей, которых мы любим. И чтобы эта пагуба поскорее бы нас оставила, и чтобы журналистское сообщество не трепало бы нам нервы. Оставили бы нас в покое, давали бы информацию, а не разжигали истерическое отношение к жизни. И так во всем. В эти два слова: «Господи, помилуй!» можно вложить всё.
- Согласно мусульманской вере алкоголь является матерью всех грехов, а как относится к алкоголю и спиртным напиткам христианская вера?
о. Дмитрий: - В Священном Писании сказано: «Не упивайтесь вином, ибо в нем есть блуд». И еще сказано: «Пьяницы Царства Божия не наследуют». Вот такое отношение.
о.Александр: - Но это когда человек увлекся?
о.Дмитрий: - Не просто увлекся, а напивается пьяным. Такой пьянчужка не может войти в Царствие Небесное.
о.Александр: - А вообще вино используется Церковью в богослужении.
о. Дмитрий: - Потому что вино возделывается тысячи лет на нашей земле. Древние греки вообще пили его только с водой, а кто пил неразбавленное вино - считался пьяницей. И те же древние греки говорили, что пьянство – это добровольное безумие. Если у человека мутится рассудок - он становится сумасшедшим, теряет свое достоинство. Это еще язычники прекрасно понимали.
Но чтобы извлечь выгоду - появились такие люди, которые просто спаивали всех. Возникла так называемая «водка». Даже само название «водка» показывает пренебрежительно-презрительное отношение. То есть вода, но ее называют «водка». И слово «водка» звучит как гадость, она делает человека сумасшедшим и больным алкоголизмом. Алкоголизм – это заболевание.
- Что мешает человеку воспринять благодать Божию?
о. Дмитрий: - Гордость. Бог гордым противится и только смиренным дает благодать. Если человек хочет вкусить благодати Божией, он должен отказаться от своего тупого упрямства. Потому что тупо отрицать – это не сложно, а вот иметь аргументацию - это уже надо что-то прочитать, что-то знать.
- Если человек не имеет крепкой веры Богу, может ли он причащаться?
о. Дмитрий: - Нет. У многих людей магическое отношение к таинствам, а это глубоко греховно. Если человек не хочет тяжело заболеть, он должен причащаться с пониманием –зачем ты причащаешься? К этому нужно готовиться духовно и телесно.
- Сейчас было указание не выходить из дома всем, кто старше 65 лет. Сегодня была родительская суббота, в среду будет канон Андрея Критского. Я не знаю, как поступать – слушаться и сидеть дома? Не будет ли это грехом, что мы струсили и не идем в храм? Или все-таки начальство надо слушаться? Батюшка, пожалуйста, разъясните.
о. Дмитрий: - Пожалуйста. Вы меня хорошо знаете? Как ко мне относитесь?
Слушательница: - Хорошо, даже отлично.
о. Дмитрий: - А Вы хотите, чтобы меня разорвали на части?
Слушательница: - Нет, что Вы!
о. Дмитрий: - А чтобы я ни сказал - меня либо те, либо другие разорвут на части.
Слушательница: - Поняла. Вот я и думаю, что и батюшек в храме также вроде подводить нельзя, потому что слежка за ними идет.
о. Дмитрий: - Вот, поэтому я Вам ничего не скажу. Я приведу цитату из Священного Писания: «Каждый поступай из рассуждений собственного ума». Желаю Вам сделать правильный выбор.
- Бывают ли ситуации, когда человек может или должен отстаивать свою точку зрения?
о. Дмитрий: - Бывают. Но на своем настаивать не надо, нужно настаивать на истине.
- Нежелание общаться с человеком, который сделал мне плохо, свидетельствует ли о том, что я его не простила?
о. Дмитрий: - Свидете-льствует.
о.Александр: - Но как быть с этим непрощением?
о. Дмитрий: - Тут разные градации. Все дело в мотивах.
- Не совсем понимаю, почему человек, желающий беречь свою душу, ее потеряет?
о. Дмитрий: - Что такое потерять душу? У обычного среднестатистического человекадуша, как банка со шпротами, набита грехами. Нужно банку перевернуть, греховные шпроты выкинуть, банку вытереть ветошью и вымыть с мылом, потом высушить на солнце. Она теперь чистая. А то, что было, надо выбросить и заполнить эту банку благодатью Божией. Тогда приобретешь душу свою ради Евангелия и Господа нашего Иисуса Христа. А весь груз, который был прежде, вседурные качества нашей души: гордость, гнев, сребролюбие, болтливость, ревность, уныние, лень – всё должно быть вычищено. Вот это и значит: «потерять свою душу». Когда мы говорим: этот человек нехороший. А почему? Мы перечисляем качества: предатель, под-лец, вор, врун и т.д. Это что - качества души, которые нужны для Царствия Небесного? Нет, такую душу человек должен потерять.
о.Александр: - Эти качества человек приобретал, чтобы здесь получше устроиться.
о. Дмитрий: - Здесь - обман. Устроился, вылез на самый верх, например, ну, не президент, а там, пониже где-нибудь - ну, так и что? Еще два года поработал, и пенсия как для госслужащего, и всё. А дальше что? А дальше болезни, на которые уйдут все нажитые капиталы. А потом что? А потом - крематорий. А потом что? А потом ничего, преисподняя, ты здесь устроился, пожил - хватит. Есть краткий миг, называется жизнь. А тебе предлагали вечность - но тогда должны быть другие качества, если хочешь в Царствие Небесное, да еще с Богом! Совершенно противоположные тем, которые ты выработал в результате работы локтями, коленями, зубами, знакомствами, средствами, взятками и т.д.
- Влияет ли спасение человека на загробную участь его предков?
о. Дмитрий: - Не знаю, надеюсь, что да. Потому, что в каждом человеке что-то от предков есть, значит, и они в чем-то были достойными людьми. Если в одном из их отпрысков произросла святость.
- Если я вижу лицемерие в человеке, я уже осуждаю его?
о. Дмитрий: - Человек может видеть в другом только тот сучок, который выпал из бревна в его собственном глазу. Например, вот идет 3-летний ребенок, он посмотрит своим острым взглядом и скажет папе: «Ну и лицемер!» Возможна эта ситуация? – Нет. А почему нет? – А потому что в ребенке нет лицемерия, он еще даже такого слова не знает.
- Ребенку были поставлены четкие границы: что можно, что нельзя. Он понимает, но часто за них выходит. Как правильно поступить? Каждый раз ругать и наказывать - или это только ухудшит ситуацию?
о. Дмитрий: - Конечно, ухудшит. Четкие границы… вам бы их поставить, я бы поглядел, и каждый раз штраф или бить!
о.Александр: - Когда ребенок в границах, родителям легче.
о. Дмитрий: - Ну, тогда надо связать, и в рот кляп. Открыл кляп – ложку каши, закрыл кляп. Но это путь, что-бы просто изуродовать психику. При такой идеологии надо детей сразуотбирать. Понастроил рамки, еще пусть колючей проволокой обнесет и ток по ней пустит. И будет Аушвиц, мы это проходили, сейчас будем 75 лет праздновать.
- Существует ли угроза для существования человека в связи с развитием  и активной разработкой компьютерных систем искусственного интеллекта? Как вы думаете?
о. Дмитрий: - Не думаю. Это совершенно не в моей  компетенции.
о. Александр: - Скорее человек человека изничтожит.
о. Дмитрий: - Ну, те люди, которые будут обладать этими могущественными информационными системами - будут владеть миром. Потому что я свой народ знаю, очень люблю, несмотря  на все его прегрешения. Я же знаю, что большинство моих сограждан двух слов связать не  могут, не то, что там три цифры.  Поэтому они будут находиться в железных рукавицах у цифровых технологий, абсолютно железных! Каждая фаланга мизинчика!
о. Александр: - Но оно и сейчас почти.
о. Дмитрий: - Нет, сейчас это только заря. А уж когда  это цифровое солнышко встанет, как  теперь модно говорить, мало не покажется. Покажется нормально.
о. Александр: - А, наверное, люди будут к этому готовы и даже примут с радостью?
о. Дмитрий: - Это зависит от пропаганды. Люди же смотрят сериалы, но это же суррогат! Кино, сценарии, актерская игра. Замечательный сериал «След» - все вообще происходит в одной комнате. Поставил занавески - и вот только бровями шевелят, грузят друг друга и два-три плана показывают на сериал. Дешево. Но не все, что дешево - хорошо. Даже есть выражение: самоварное золото. Начистил рукавом - блестит как золото.
о. Александр: - Но те люди, которым не безразлично будущее страны и народа, пытаются что-то говорить.
о. Дмитрий: - Ну, от разговоров мало что происходит.
о. Александр:  - Но их никуда не пускают, к каким-то реальным рычагам.
о. Дмитрий: - Моя задача простая и как человека, и как гражданина, и как священника - у меня все просто, поэтому я живу весело и счастливо.
о. Александр: - Вы знаете, зачем вы живете. Вы знаете путь.
о. Дмитрий: - Ну конечно. Путь знаю. И огромное количество соратников у меня. Меня окружают прекрасные люди, как в раю - что в семье, что в храме. Что еще надо?
о. Александр: - А вот нам люди пишут, которые не в раю. Почти что в аду.
о. Дмитрий: - Ну, так пусть в церковь приходят, у нас места еще полно.
о. Александр: - Люди без Бога пытаются решить свои проблемы.
о. Дмитрий: - Пусть пытаются. Некоторые пытаются ездить на автомобиле, в который не залит бензин. На здоровье - крути педали.
о. Александр: - Где себя похоронить, где родился, где жил или где хотел жить?
о. Дмитрий: - Я вот сегодня по Москве поездил - ни одного покойника не встретил, чтобы лежал где-то. Поэтому я думаю из гигиенических соображений куда-нибудь похоронят. Это забота родственников.  Для меня эта задача несерьезная. Как ни загадывай, все равно будет, как Богу угодно.
- Имею ли я право просить у Бога дать Волю ко спасению одной своей подруги, которая с сочувствием относится к вере и Богу, но  не делает никаких шагов в этом направлении, а только утопает в проблемах сегодняшнего дня? Нет ли в моей  просьбе дерзости, посягательства на ее волю?
о. Дмитрий: - Дерзость может быть только в интонации. Если нами движет любовь к ней, то ничего в этом плохого нет. Мы можем просить самых несбыточных вещей. И Господь милостиво выслушает, может услышать и исполнить, если она будет неотступна.
- Скажите, пожалуйста, зачем во время молитвы мы повторяем одну и ту  же просьбу много раз? Разве Господь с первого раза не слышит?
о. Дмитрий: - Господь слышит даже то, что мы даже никогда еще не произносили. Но для Него, как Отца, дорого само общение. Дело  в том, что человек зачастую по своему темному невежеству воспринимает Бога как человека из соседнего подъезда.
о. Александр: - Да, если я человеку говорю одно и то же, это его раздражает.
о. Дмитрий: - А Бог - это не человек. Хотя Христос - вторая ипостась Святой Троицы. Пребывает одесную Отца, пребывает и вечно, и в преображенном человеческом теле. То есть для Бога, который соединился с человеческой плотью, человек - это совсем не чуждое существо. Он очень-очень хорошо и чувствует, и понимает, и любит. И жизнь свою человеческую отдал ради этой любви.  Но человек такой вот, все судит по себе. Даже Бога на себя примеряет. Он же Бога то никогда не видел и не чувствовал, ответов не слышал. А Бог отвечает каждому. А человек - как  упрямый ребенок, ему уже давно дали, а он говорит «дай!»
о. Александр: - Не в ту руку вложили, не с той стороны подошли.
о. Дмитрий: - Ну, вот еще претензии.
о. Александр: - Так во всем.
о. Дмитрий: - Я знаю. В этом большая неправда человека, который  должен все упование возложить на Бога.
о. Александр: - «Господи, вразуми моего ребенка, чтобы он меня слушался». То есть человек Богу дает задание. Не просит, а дает задание сделать так, как я говорю.
о. Дмитрий: - Ну что ж, я очень этому сочувствую. Но Бог то знает, что если сейчас это исполнить, он своей нелепой и смешной гордыней может только  укрепиться в ней. А для Бога то надо ему в сердце благодать послать, которая очистит от всякой скверны и спасет его душу. А если все исполнять, он будет только распухать от собственной гордыни. Люди читают и не понимают. Бог не устраивает нам целиком все, что хотим. Как в зале консерватории имени Чайковского репетиция оркестра, чтобы все было как по нотам. Нет. Жизнь многообразна. Все события, которые случаются, нам нужны. Поэтому  нужно и поболеть, и пережить потерю близких людей, пережить потерю или предательство тобою любимых. Нужно все, где у тебя была какая-то немощь, но вот ты много работала, молодец, ты деток упустила, выросло хамло, ну вот поешь рваным лаптем общение с этим хамьем. Ты же хотела быть экономистом. Ну вот, экономь чужие деньги. А за это время дети в школе такому научатся, что хоть святых выноси. Но это ты все сама, да еще твой милый супруг, которого ты сама  выбрала, потому что он очень хороший человек. Может быть, человек хороший, но как папа - никто!
С  Богом!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
5 + 8 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+